Решение ФАС России в отношении ОАО "Владивосток Авиа"

25 августа 2008, 16:40
Тип документа:


РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/175-08

04 августа 2008 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя ФАС России - Голомолзина А.Н.; членов Комиссии: начальника Управления контроля на транспорте и связи Сеничкина К.В.; заместителя начальника Управления контроля на транспорте и связи Рутенберга Д.А.; заместителя начальника отдела воздушного и автомобильного транспорта Управления контроля на транспорте и связи Сухининой И.В.; заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления Локотиловой А.В., консультанта отдела судебной работы Правового управления Курандиной В.В.

в присутствии представителей: ОАО "Международный аэропорт "Владивосток" - Плюгиной А.В.; ОАО "Авиакомпании "Трансаэро" - Столярова Д.А., Тихоновой Е.П.,

рассмотрев дело № 1 10/175-08 по признакам нарушения ОАО "Владивосток Авиа" (892756, Россия, Приморский край, г. Артем, ул. Портовая, 41), ОАО "Международный аэропорт "Владивосток" (892756, Россия, Приморский край, г. Артем, ул. Портовая, 41) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" (далее - АК "Трансаэро") о действиях ОАО "Владивосток Авиа", выразившихся в отказе в согласовании АК "Трансаэро" слотов (временных интервалов прибытия и отправления воздушных судов) выполнения регулярных рейсов по маршруту Москва-Владивосток-Москва.
Анализ обращения и представленных документов показал следующее.

В период до 15.02.2008 аэропортовое обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Владивостока ("Кневичи") осуществляло ОАО "Владивосток Авиа", которое также осуществляло и воздушные перевозки по маршруту Москва-Владивосток-Москва. Аэропорт "Кневичи" в указанный период времени являлся структурным подразделением ОАО "Владивосток Авиа".
АК "Трансаэро" в соответствии с лицензией на право эксплуатации воздушной линии в 1997-1999 гг. выполняла регулярные перевозки по маршруту Москва-Владивосток-Москва. С 2000 года авиакомпания не осуществляла перевозки на данном направлении.

После завершения работ по усовершенствованию взлетно-посадочной полосы аэропорта и открытия после реконструкции в декабре 2006 года аэровокзала внутренних авиалиний АК "Трансаэро" в установленном порядке информировало ОАО "Владивосток Авиа" о намерении возобновить регулярные полеты на линии Москва-Владивосток-Москва.

ОАО "Владивосток Авиа" сообщило АК "Трансаэро", что не может согласовать АК "Трансаэро" слоты выполнения регулярных рейсов по маршруту Москва-Владивосток-Москва по причине ограниченной пропускной способности аэропорта и в связи с тем, что расписание на сезон "Лето 2007" уже сформировано.

Впоследствии АК "Трансаэро" неоднократно в течение 2007 года обращалась в ОАО "Владивосток Авиа" с просьбой согласовать заявленные ею (прибытие во Владивосток /вылет 1300/1430) или любые свободные слоты в интервале времени с 1200 до 1600, однако в удовлетворении указанных просьб АК "Трансаэро" было отказано.

Невозможность согласования слотов выполнения АК "Трансаэро" регулярных рейсов по маршруту Москва-Владивосток-Москва ОАО "Владивосток Авиа" объясняет следующим (письма ОАО "Владивосток Авиа" от 24.09.2007 №1688, от 15.10.2007 № 1807, от 23.2007 № 169/ГА):

1) в случае согласования слотов АК "Трансаэро" пропускная способность аэропорта "Кневичи" будет превышена;
2) заявленные АК "Трансаэро" слоты являются наиболее востребованными и распределены между авиакомпаниями, на протяжении длительного времени выполняющими полеты через аэропорт г. Владивостока ("Кневичи") ("исторические слоты");
3) расписание "Лето 2007" уже сформировано.

Вместе с тем, из представленных дополнительно материалов следовало, что информация относительно низкой пропускной способности аэропорта "Кневичи" не соответствует действительности, а расписание на сезон "Лето 2007" находится в стадии формирования.

По результатам рассмотрения обращения и представленных материалов ФАС России приказом от 31.03.2008 № 99 возбудил дело № 1 10/175-08 по признакам нарушения ОАО "Владивосток Авиа" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, объяснения и пояснения представителей АК "Трансаэро" и ОАО "Международный аэропорт "Владивосток" (далее - МА "Владивосток"), привлеченного к участию в рассмотрении дела № 1 10/175-08 в качестве ответчика (представитель ОАО "Владивосток Авиа" на заседаниях Комиссии не присутствовал. ОАО "Владивосток Авиа" было своевременно и должным образом уведомлено о дате заседаний Комиссии) и установила следующее.

Согласно п. 6.1 Положения об аэропортах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.1995 № ДВ-121 (далее - Положение об аэропортах), аэропорт обязан обеспечить право равного доступа и равные условия деятельности авиаперевозчикам всех форм собственности, выполняющим полеты (перевозки) на основании имеющихся лицензий.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2007 № 397 "О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок" (далее - Постановления) деятельность по осуществлению авиаперевозок пассажиров и грузов подлежит обязательному лицензированию.

Постановление предусматривает выдачу лицензии, дающей право авиаперевозчику осуществлять перевозки пассажиров в соответствии с расписанием, формируемым им с учетом спроса на перевозки и выполнения, при этом, требования по обеспеченности воздушными судами на праве собственности или ином законном основании в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения указанных перевозок.

В соответствии с требованиями Постановления регулярные пассажирские перевозки организовываются и осуществляются авиакомпаниями на основе договоров с аэропортами, агентствами по продаже авиаперевозок и другими организациями, обеспечивающими авиаперевозочный процесс.

Также согласно подпункту 6.1.3 пункта 6.1 Положения об аэропортах аэропорт предоставляет услуги авиакомпаниям по приему, отправке воздушных судов и обслуживанию авиаперевозок на основе договоров, в которых устанавливается перечень и порядок предоставляемых услуг, а также юридическая ответственность сторон.

При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" хозяйствующие субъекты - субъекты естественной монополии, осуществляющие деятельность, связанную с оказанием услуг в аэропортах, не вправе отказываться от заключения с отдельными авиаперевозчиками договоров на оказание аэропортовых услуг и наземное обслуживание при наличии у них возможности оказания таких услуг.

Комиссия установила, что аэропортовые услуги оказываются на основании договоров о наземном обслуживании и предоставлении аэропортовых услуг, заключаемых с авиакомпаниями, при условии предварительного согласования временного интервала прибытия и отправления воздушных судов (слотов) авиакомпаний.

Представитель АК "Трансаэро" пояснил Комиссии следующее (протокол заседания Комиссии от 26.05.2008).
В течение длительного времени (на протяжении 2007 года) АК "Трансаэро" пыталась согласовать с ОАО "Владивосток Авиа" заявленные ею (прилет в аэропорт Владивосток /вылет 1300/1430) или любые свободные слоты в интервале времени с 1200 до 1600, но получала отказы. Только в конце 2007 года ОАО "Владивосток Авиа" предложило АК "Трансаэро" следующие слоты: прилет в аэропорт "Кневичи" /вылет - 1920/2150, которые были неудобны как для авиакомпании, так и для ее пассажиров.

Из анализа пропускной способности и загруженности аэропорта г. Владивостока ("Кневичи"), проведенного Росавиацией (телеграмма АФТН 181022 от 18.04.2007, письмо от 17.10.2007 № БЕ1.12-3374), следует, что публикуемые ОАО "Владивосток Авиа" нормативы пропускной способности аэропорта "Кневичи" искусственно занижены. Указанные нормативы превышены в несколько раз в ряде временных интервалов, загруженность аэропорта позволяет предоставить АК "Трансаэро" запрашиваемые ею слоты.

ОАО "Владивосток Авиа" решением Правления МАП России от 28.04.98 № 16/1 внесено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте в сфере услуг аэропортов.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - субъект естественной монополии занимает доминирующее положение на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

До 15.02.2008 ОАО "Владивосток Авиа", являясь субъектом естественной монополии, занимало доминирующее положение на рынке аэропортовых услуг в аэропорту г. Владивостока ("Кневичи") и оказывало решающее влияние на рынок оказания услуг по перевозке воздушным транспортом пассажиров и грузов на маршруте Владивосток - Москва.

Комиссия установила, что в конце декабря 2007 года ОАО "Авиакомпания "Сибирь" начала выполнять регулярные рейсы во временные интервалы прибытия и отправления воздушных судов, длительное время запрашиваемые АК "Трансаэро".
В этой связи, учитывая изложенное, Комиссия установила, что ОАО "Владивосток Авиа" имело возможность предоставить АК "Трансаэро" запрашиваемые ею слоты.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, в действиях ОАО "Владивосток Авиа", выразившихся в отказе в согласовании АК "Трансаэро" слотов (временных интервалов прибытия и отправления воздушных судов) выполнения регулярных рейсов по маршруту Москва-Владивосток-Москва, содержится нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссией установлено, что с 15.02.2008 в результате реорганизации ОАО "Владивосток Авиа" в форме выделения из него нового юридического лица образовано МА "Владивосток" (письмо МА "Владивосток" от 25.07.2008 № 644 с приложениями).
С этого времени ОАО "Владивосток Авиа" прекратило оказывать услуги по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок в аэропорту г. Владивостока ("Кневичи") и согласовывать слоты авиакомпаниям.

По утверждению представителя АК "Трансаэро", МА "Владивосток" пересогласовал авиакомпаниям все слоты, предоставленные им ОАО "Владивосток Авиа" в т.ч. и слоты для АК "Трансаэро" (протокол заседания Комиссии от 04.08.2008).
Учитывая, что загрузка аэропорта г. Владивостока ("Кневичи") в феврале 2008 года не изменилась по сравнению с концом 2007 года, по мнению Комиссии, МА "Владивосток" имел возможность предоставить АК "Трансаэро" заявленные ею слоты.
Представитель МА "Владивосток" пояснил Комиссии следующее (протокол заседания Комиссии от 04.08.2008).
Руководство МА "Владивосток" основывает свою деятельность на принципах максимального использования пропускной способности аэропорта на основе объективных критериев, прозрачности и доступности информации для всех заинтересованных сторон, использования справедливых и недискриминационных процедур предоставления временных интервалов для полетов и обслуживания, сохранения прав "старых" (в данном аэропорту) и предоставления возможности выхода на рынок новых участников авиаперевозок. МА "Владивосток" по согласованию с авиаперевозчиками определяет время обслуживания (прибытие/отправление) воздушных судов с учетом пропускной способности объектов, служб аэропорта и их фактической загрузки. Об этом МА "Владивосток" информировал АК "Трансаэро" телеграммой 140759 УХВВАПДУ от 14.03.2008.

После образования МА "Владивосток" проведена аналитическая работа по изучению возможностей и определению критериев, влияющих на пропускную способность аэропорта "Кневичи". Осуществлялся комплекс мер, направленных на увеличение пропускной способности аэропорта в сезоне "Зима2008".

С 03.03.2008 введены нормативы пропускной способности взлетно-посадочных полос и служб МА "Владивосток".
В результате проведенных мероприятий и переписки с АК "Трансаэро" МА "Владивосток" на сезон "Лето 2008" скорректировал АК "Трансаэро" предложенные раннее слоты (прилет во Владивосток/вылет: 1710/1950 ). Данный временной интервал частично устроил АК "Трансаэро", но авиакомпания приняла эти слоты, и 22.05.2008 между указанными хозяйствующими субъектами было подписано Соглашение по наземному обслуживанию.

На сезон "Зима 2008" МА "Владивосток" предложил АК "Трансаэро" для выполнения полетов по маршруту Москва-Владивосток-Москва удобные для авиакомпании слоты (прилет в аэропорт Владивосток/вылет: 1445/17/15) (телеграмма 250407 УХВВФПЦС от 27.07.2008).

ОАО "Владивосток Авиа" в связи с прекращением с 15.02.2008 осуществления деятельности по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок в аэропорту г. Владивостока ("Кневичи") выведено из Реестра субъектов естественных монополий на транспорте в сфере услуг аэропортов (приказ ФСТ России от 01.06.2008 №244-т).

МА "Владивосток" внесен в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте в сфере услуг аэропортов (приказ ФСТ России от 01.06.2008 №244-т). Являясь субъектом естественной монополии, в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции МА "Владивосток" занимает доминирующее положение на рынке аэропортовых услуг в аэропорту г. Владивостока ("Кневичи").

МА "Владивосток" должен в своей хозяйственной деятельности руководствоваться положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях".

Комиссией установлено, что на протяжении всего переговорного процесса по согласованию слотов с АК "Трансаэро" МА "Владивосток" проводилась планомерная работа, направленная на изыскание возможности предоставления авиакомпании слотов, наиболее близких к заявленным ею ранее.

Учитывая изложенное, в действиях МА "Владивосток" факта злоупотребления доминирующем положении на рынке аэропортовых услуг в аэропорту г. Владивостока ("Кневичи") не установлено.

Таким образом, факт нарушения ОАО "Международный аэропорт Владивосток" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не подтверждается.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА

1. Признать ОАО "Владивосток Авиа" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством совершения действий, выразившихся в отказе в согласовании ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" слотов (временных интервалов прибытия и отправления воздушных судов) для выполнения регулярных рейсов по маршруту Москва-Владивосток-Москва в 2007 году, результатом которых является ущемление интересов ОАО "Авиакомпания "Трансаэро", и которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке воздушными судами пассажиров на маршруте Москва-Владивосток-Москва.

2. Предписание по делу № 1 10/175-08 ОАО "Владивосток Авиа" не выдавать в связи с прекращением деятельности по оказанию услуг по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок в аэропорту г. Владивостока (Кневичи), а также в связи с тем, что последствия нарушения ОАО "Владивосток Авиа", указанного в пункте 1 резолютивной части решения, были устранены ОАО "Международный аэропорт Владивосток".

3. В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО "Международный аэропорт "Владивосток", на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" производство по делу № 1 10/175-08 в этой части прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь