Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России
Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России
Решение ФАС России в отношении Правительства Москвы
04 сентября 2008, 12:09
Тип документа:
Ответчики:
Правительство Москвы
ул. Тверская, д.13, г. Москва, 125032
ОАО "Московская теплосетевая компания"
ул. Большая Татарская, 46, стр.1, г. Москва, 115184
ОАО "Московская объединенная энергетическая компания"
ул. Электродная, д.4 а
г. Москва, 111141
Заинтересованные лица:
ОАО "Мосэнерго"
Раушская наб., д.8,
г. Москва, 115035
РЕШЕНИЕ
по ДЕЛУ № 1 16/74-08
августа 2008 года г.Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Цариковского А.Ю. - Статс - секретаря - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы;
членов Комиссии:
Ефимова В.В. - начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;
Кононенко М.С. - заместителя начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;
Сусликовой О.Н. - заместителя начальника отдела ЖКХ Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;
Пихтина К.А. - заместителя начальника отдела судебной работы Правового управления;
Локотиловой А.В. - заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления;
Гусарова Г.В. - заместителя начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления,
в присутствии представителей ОАО "Мосэнерго" (Ерохина С.А., доверенность № 12-07/441-81 от 07.07.2008; Хамидуллиной Н.Р., доверенность № 12-07/441-56 от 21.04.2008; Посашкова П.А., доверенность № 12-07/ПР-547 от 05.08.2008; Чоракаева К.Э., доверенность № 12-07/ПР-548 от 05.08.2008), ОАО "МТК" (Левиной Е.М., доверенность от 17.01.2008; Кузьмичева В.Э., доверенность № МТК-02/122 от 22.07.2008; Кузьмина В.В., доверенность № МТК-02/61 от 02.07.2008; Стоценко А.А., доверенность № МТК-02/72 от 10.10.2007; Лаврентьева А.Н., доверенность № МТК-02/129 от 04.08.2008), ОАО "МОЭК" (Логинова Д.А., доверенность № 946 от 07.08.2008; Лаврентьева А.Н., доверенность № 829 от 12.11.2007), Правительства Москвы (Княжевской Я.В., доверенность № 4-47-10905/8 от 08.08.2008), Региональной энергетической комиссии города Москвы (Ивкиной В.П., доверенность № 62-02-386/08; Семененко Б.Я., доверенность № 62-02-431/08 от 20.08.2008),
рассмотрев дело № 1 16/74-08 по признакам нарушения Правительством Москвы (ул. Тверская, д.13, г. Москва, 125032) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Правительством Москвы, ОАО "Московская теплосетевая компания" (далее - ОАО "МТК") (ул. Большая Татарская, 46, стр.1, г. Москва, 115184) и ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ОАО "МОЭК") (ул. Электродная, д. 4а, г. Москва, 111141) части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение ОАО "Мосэнерго" от 24.04.2008 № ТС-1881 о действиях Правительства Москвы в части принятия решений, зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка от 30.11.2007 № 6-07-84/07, от 11.03.2008 № 59-Т, от 10.04.2008 № 97-Т, от 22.05.2008 № 131-Т, от 04.06.2008 № 141-Т, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы, а также Правительства Москвы, ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" в части совершения согласованных действий по ограничению доступа на рынок оказания услуг по теплоснабжению хозяйствующему субъекту - ОАО "Мосэнерго".
Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы и возражения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.
С 01 апреля 2005 года произошла реорганизация ОАО "Мосэнерго" (письмо ОАО "Мосэнерго" от 24.04.2008 № ТС-1881). До реорганизации ОАО "Мосэнерго" осуществляло функции по выработке, передаче и сбыту тепловой энергии в городе Москве. В настоящее время ОАО "Мосэнерго" осуществляет функции по выработке тепловой энергии. Функции передачи тепловой энергии осуществляет выделенное из ОАО "Мосэнерго" общество - ОАО "МТК" - с использованием переданных ему тепловых сетей.
ОАО "МТК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, по позиции "услуги по передаче тепловой энергии" с долей 100 % в границах балансовой принадлежности тепловых сетей ОАО "МТК" на территории города Москвы и Московской области.
Функции сбыта тепловой энергии осуществляют ОАО "Мосэнерго" и ОАО "МТК".
ОАО "Мосэнерго" продает выработанную самостоятельно тепловую энергию потребителям, заключившим договоры энергоснабжения с ОАО "Мосэнерго" (далее - потребители ОАО "Мосэнерго").
ОАО "Мосэнерго" обеспечивает передачу потребителям тепловой энергии по сетям на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя с ОАО "МТК" от 26.04.2005 № 6344-46.
Крупнейшим покупателем тепловой энергии ОАО "Мосэнерго" является ОАО "МОЭК".
ОАО "МОЭК" включено в Реестр субъектов естественных монополий приказом ФСТ России от 22.01.2007 № 8-э.
ОАО "МОЭК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, по позиции "передача тепловой энергии" с долей 100 % в географических границах протяженности тепловых сетей на территории г. Москвы.
Единственным акционером ОАО "МОЭК", распоряжающимся 100% акций, является Департамент имущества города Москвы. В соответствии с Положением о Департаменте имущества города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 16 июля 2002 № 559-ПП, контроль за деятельностью Департамента осуществляет Правительство Москвы.
28.11.2007 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюковым был утвержден протокол № 6-07-84/7 заседания рабочей группы по вопросам организации эксплуатации тепловых сетей города Москвы, сбытовой деятельности и обработки Регламента присоединения потребителя к тепловым сетям.
В соответствии с пунктами 2.1., 2.2., 2.3. указанного протокола ОАО "МТК", ОАО "Мосэнерго" и ОАО "МОЭК" было предписано в срок до 31.03.2007 закончить передачу функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК", в срок до 07.12.2007 представить на утверждение график передачи функций сбыта тепловой энергии (передача договоров энергоснабжения с абонентами, присоединенными к тепловым сетям, находящимся в эксплуатационной ответственности ОАО "МТК") из ОАО "Мосэнерго" в ОАО "МТК". В том числе, ОАО "Мосэнерго" предписано заключить с ОАО "МТК" договор купли - продажи тепловой энергии с коллекторов ТЭЦ "Мосэнерго" на 2007-2008 годы в целях ее последующей поставки потребителям ОАО "МТК".
08.02.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком было дано письменное поручение № 4-30-2459/9 генеральному директору ОАО "Мосэнерго" Копсову А.Я. "Принять меры к неукоснительному выполнению решений, принятых на совещании у П.П. Бирюкова 28.11.2007 (протокол № 6-07-84/7), а также представить согласованный с ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" график перевода всех договоров с потребителями на ОАО "МТК" со сроком окончания 31.03.2008".
17.03.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком в ОАО "Мосэнерго" было направлено письмо № 4-30-2459/9 с просьбой заключить с ОАО "МТК" договоры купли - продажи тепловой энергии на коллекторах ТЭЦ ОАО "Мосэнерго".
11.03.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В.Росляком был утвержден протокол № 59-Т, в соответствии с которым ОАО "МОЭК" было поручено производить расчеты за тепловую энергию начиная с 01.03.2008, исходя из новой схемы договорных отношений, предусматривающей поставку ОАО "МТК" тепловой энергии по всем объектам ОАО "МОЭК", присоединенным к тепловым сетям ОАО "МТК".
10.04.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком был подписан протокол № 97-Т, в котором указано на то, что ОАО "Мосэнерго" уклоняется от перезаключения договоров на теплоснабжение с ОАО "МТК". При этом данным протоколом рекомендуется ОАО "МОЭК" оплатить ОАО "Мосэнерго" за март 2008 года только стоимость произведенной тепловой энергии (без учета транспортной составляющей и сбытовой надбавки).
22.05.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком был утвержден протокол № 131-Т, в котором в соответствии с пунктами 2.4., 2.5., 2.6. ОАО "МТК" было поручено направить уведомление в ОАО "Мосэнерго" о прекращении с 01.07.2008 действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, подготовить предложения по заключению договоров энергоснабжения с прочими потребителями ОАО "Мосэнерго", присоединенными к тепловым сетям ОАО "МТК", а также было поручено по предложению ОАО "МТК" расторжение ОАО "МТК" договора оказания услуг по передаче тепловой энергии с ОАО "Мосэнерго", расторжение ОАО "МОЭК" договоров теплоснабжения с ОАО "Мосэнерго" по всем объектам ОАО "МОЭК", присоединенным к сетям ОАО "МТК".
04.06.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком был утвержден протокол № 141-Т, в котором ОАО "МОЭК" и ОАО "МТК" также было поручено подготовить и направить письма в адрес ОАО "Мосэнерго" об изменении схемы договорных отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 № 65 "О Правительстве Москвы" (далее - Закон о Правительстве Москвы) Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с пунктом 4.1.2. Регламента Правительства Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 № 112-ПП, решения, зафиксированные в протоколах, принятые в пределах полномочий должностных лиц исполнительной власти города Москвы, Аппарата Мэра и Правительства Москвы, являются обязательными для исполнения должностными лицами и сотрудниками Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы, предприятий и учреждений (в пределах полномочий собственника), руководимых (курируемых) должностными лицами, проводившими совещание (заседание) и подписавшими протокол.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2).
Таким образом, Правительство Москвы своими действиями, выраженными в принятии решений по передаче функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК", зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка, препятствовало осуществлению деятельности ОАО "Мосэнерго" на рынке оказания услуг по теплоснабжению.
После вышеуказанных поручений должностных лиц Правительства Москвы последовали действия, в том числе со стороны подведомственных Правительству Москвы предприятий, направленные на препятствование осуществлению деятельности ОАО "Мосэнерго" на рынке оказания услуг по теплоснабжению, а именно:
1.Направление ОАО "МТК" обращений в адрес потребителей ОАО "Мосэнерго" о расторжении договоров энергоснабжения данными потребителями с ОАО "Мосэнерго" и перезаключении данных договоров с ОАО "МТК".
С мая 2007 года от потребителей ОАО "Мосэнерго" стали поступать обращения о действиях ОАО "МТК", которое настаивает на расторжении договоров энергоснабжения с ОАО "Мосэнерго" и перезаключении данных договоров с ОАО "МТК".
Обращения в адрес ОАО "Мосэнерго" о действиях ОАО "МТК" направили ОАО "Альфа-Банк", ООО "ИнвестКредитСтрой", ООО "Реал Эстейт Холдинг", ФГУП "Издательский дом "Красная звезда", ООО "Силктон", ОАО "Московско-Узбекский гостинично - коммерческий центр", ОАО СПК "Мосэнергострой", ОАО "РЖД" и другие.
В своих обращениях в адрес потребителей ОАО "МТК" ссылается на решения, принятые на вышеуказанных совещаниях.
2. Направление ОАО "МОЭК" в адрес ОАО "Мосэнерго" обращений о расторжении договоров энергоснабжения с ОАО "Мосэнерго".
ОАО "МОЭК", начиная с 21.02.2008, направляло в адрес ОАО "Мосэнерго" обращения о расторжении договоров энергоснабжения тепловой энергией с ОАО "Мосэнерго" и перезаключении данных договоров с ОАО "МТК", ссылаясь на указанные протоколы совещаний, а также на отсутствие у ОАО "Мосэнерго" сетей, присоединенных к энергопринимающим устройствам, то есть основания, на которые ссылается в своих обращениях ОАО "МТК".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, Правительство Москвы своими действиями, выраженными в принятии решений по передаче функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК", зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка, в соглашениях с ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК", препятствовало осуществлению деятельности ОАО "Мосэнерго" на рынке оказания услуг по теплоснабжению.
В ходе рассмотрения дела Правительством города Москвы были представлены дополнительные материалы, а именно Протокол совещания у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка от 14.08.2008 № 179-Т.
В соответствии с пунктами 2 - 5 указанного протокола отозваны решения протоколов:
- заседания рабочей группы по вопросам организации эксплуатации тепловых сетей города Москвы, сбытовой деятельности и отработки регламенты присоединения потребителей к тепловым сетям от 28.11.2007 № 6-07-84/7 в части п. 2.1., п. 2.2., п. 2.3. об окончании передачи функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК", об утверждении графика передачи функций сбыта и о заключении договора купли - продажи тепловой энергии на коллекторах ТЭЦ "Мосэнерго" на 2007 - 2008 годы;
-совещания у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса экономической политики и развития города Москвы Ю.В. Росляка от 11.04.2008 № 97-Т в части п. 3 в отношении оплаты за март 2008 года стоимости произведенной энергии;
- совещания у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса экономической политики и развития города Москвы Ю.В. Росляка от 22.05.2008 № 131-Т в части п.п. 2.3.,2.4., 2.5,2.6 о подготовке обращения в Федеральную налоговую службу, об уведомлении о прекращении договора оказания услуг по передаче, о подготовке предложений по заключению договоров энергоснабжения, о подготовке плана по реализации новой договорной схемы с потребителями;
- совещания у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса экономической политики и развития города Москвы Ю.В. Росляка от 04.06.2008 № 141-Т в части п. 2 в отношении подготовки и направления в ОАО "Мосэнерго" писем об изменении схемы договорных отношений.
В ходе рассмотрения дела представитель Правительства города Москвы заявил ходатайство о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Правительством Москвы нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Представители ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" согласились с заявлением представителя Правительства Москвы и поддержали указанное ходатайство.
Комиссия рассмотрела представленные Правительством Москвы дополнительные материалы и установила следующее.
Протоколом совещания у Первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка от 14.08.2008 № 179-Т отменены решения о передаче функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК"; о поручении ОАО "МОЭК" оплачивать ОАО "Мосэнерго" только стоимость произведенной тепловой энергии; о поручении ОАО "МТК" направить уведомление в ОАО "Мосэнерго" о прекращении с 01.07.2008 действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, подготовить предложения по заключению договоров энергоснабжения с прочими потребителями ОАО "Мосэнерго", присоединенными к тепловым сетям ОАО "МТК", расторгнуть ОАО "МТК" договор оказания услуг по передаче тепловой энергии с ОАО "Мосэнерго", расторгнуть ОАО "МОЭК" договоры теплоснабжения с ОАО "Мосэнерго" по всем объектам ОАО "МОЭК", присоединенным к сетям ОАО "МТК"; о поручении ОАО "МОЭК" и ОАО "МТК" подготовить и направить письма в адрес ОАО "Мосэнерго" об изменении схемы договорных отношений.
Таким образом, Правительством Москвы добровольно устранены нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в принятии решений, зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы, а также в соглашении между Правительством Москвы, ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" по ограничению доступа на рынок оказания услуг по теплоснабжению хозяйствующему субъекту - ОАО "Мосэнерго", что может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона о защите конкуренции Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать Правительство Москвы нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части принятия решений, зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова (протокол заседания рабочей группы от 30.11.2007 № 6-07-84/07) и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка (от 11.03.2008 № 59-Т, от 10.04.2008 № 97-Т, от 22.05.2008 № 131-Т, от 04.06.2008 № 141-Т), которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы.
2. Признать Правительство Москвы, ОАО "Московская теплосетевая компания", ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" нарушившими часть 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части соглашения по ограничению доступа на рынок оказания услуг по теплоснабжению хозяйствующему субъекту - ОАО "Мосэнерго", что может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы.
3. В связи с добровольным устранением нарушения Правительством Москвы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии решений, зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы, а также нарушения части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в соглашении с ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" по ограничению доступа на рынок оказания услуг по теплоснабжению хозяйствующему субъекту - ОАО "Мосэнерго", что может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, рассмотрение дела № 1 16/74-08 прекратить.
Председатель Комиссии Цариковский А.Ю.
члены Комиссии: Ефимов В.В.
Кононенко М.С.
Сусликова О.Н.
Локотилова А.В.
Пихтин К.А.
Гусаров Г.В.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Правительство Москвы
ул. Тверская, д.13, г. Москва, 125032
ОАО "Московская теплосетевая компания"
ул. Большая Татарская, 46, стр.1, г. Москва, 115184
ОАО "Московская объединенная энергетическая компания"
ул. Электродная, д.4 а
г. Москва, 111141
Заинтересованные лица:
ОАО "Мосэнерго"
Раушская наб., д.8,
г. Москва, 115035
РЕШЕНИЕ
по ДЕЛУ № 1 16/74-08
августа 2008 года г.Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Цариковского А.Ю. - Статс - секретаря - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы;
членов Комиссии:
Ефимова В.В. - начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;
Кононенко М.С. - заместителя начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;
Сусликовой О.Н. - заместителя начальника отдела ЖКХ Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;
Пихтина К.А. - заместителя начальника отдела судебной работы Правового управления;
Локотиловой А.В. - заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления;
Гусарова Г.В. - заместителя начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления,
в присутствии представителей ОАО "Мосэнерго" (Ерохина С.А., доверенность № 12-07/441-81 от 07.07.2008; Хамидуллиной Н.Р., доверенность № 12-07/441-56 от 21.04.2008; Посашкова П.А., доверенность № 12-07/ПР-547 от 05.08.2008; Чоракаева К.Э., доверенность № 12-07/ПР-548 от 05.08.2008), ОАО "МТК" (Левиной Е.М., доверенность от 17.01.2008; Кузьмичева В.Э., доверенность № МТК-02/122 от 22.07.2008; Кузьмина В.В., доверенность № МТК-02/61 от 02.07.2008; Стоценко А.А., доверенность № МТК-02/72 от 10.10.2007; Лаврентьева А.Н., доверенность № МТК-02/129 от 04.08.2008), ОАО "МОЭК" (Логинова Д.А., доверенность № 946 от 07.08.2008; Лаврентьева А.Н., доверенность № 829 от 12.11.2007), Правительства Москвы (Княжевской Я.В., доверенность № 4-47-10905/8 от 08.08.2008), Региональной энергетической комиссии города Москвы (Ивкиной В.П., доверенность № 62-02-386/08; Семененко Б.Я., доверенность № 62-02-431/08 от 20.08.2008),
рассмотрев дело № 1 16/74-08 по признакам нарушения Правительством Москвы (ул. Тверская, д.13, г. Москва, 125032) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Правительством Москвы, ОАО "Московская теплосетевая компания" (далее - ОАО "МТК") (ул. Большая Татарская, 46, стр.1, г. Москва, 115184) и ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ОАО "МОЭК") (ул. Электродная, д. 4а, г. Москва, 111141) части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение ОАО "Мосэнерго" от 24.04.2008 № ТС-1881 о действиях Правительства Москвы в части принятия решений, зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка от 30.11.2007 № 6-07-84/07, от 11.03.2008 № 59-Т, от 10.04.2008 № 97-Т, от 22.05.2008 № 131-Т, от 04.06.2008 № 141-Т, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы, а также Правительства Москвы, ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" в части совершения согласованных действий по ограничению доступа на рынок оказания услуг по теплоснабжению хозяйствующему субъекту - ОАО "Мосэнерго".
Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы и возражения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.
С 01 апреля 2005 года произошла реорганизация ОАО "Мосэнерго" (письмо ОАО "Мосэнерго" от 24.04.2008 № ТС-1881). До реорганизации ОАО "Мосэнерго" осуществляло функции по выработке, передаче и сбыту тепловой энергии в городе Москве. В настоящее время ОАО "Мосэнерго" осуществляет функции по выработке тепловой энергии. Функции передачи тепловой энергии осуществляет выделенное из ОАО "Мосэнерго" общество - ОАО "МТК" - с использованием переданных ему тепловых сетей.
ОАО "МТК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, по позиции "услуги по передаче тепловой энергии" с долей 100 % в границах балансовой принадлежности тепловых сетей ОАО "МТК" на территории города Москвы и Московской области.
Функции сбыта тепловой энергии осуществляют ОАО "Мосэнерго" и ОАО "МТК".
ОАО "Мосэнерго" продает выработанную самостоятельно тепловую энергию потребителям, заключившим договоры энергоснабжения с ОАО "Мосэнерго" (далее - потребители ОАО "Мосэнерго").
ОАО "Мосэнерго" обеспечивает передачу потребителям тепловой энергии по сетям на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя с ОАО "МТК" от 26.04.2005 № 6344-46.
Крупнейшим покупателем тепловой энергии ОАО "Мосэнерго" является ОАО "МОЭК".
ОАО "МОЭК" включено в Реестр субъектов естественных монополий приказом ФСТ России от 22.01.2007 № 8-э.
ОАО "МОЭК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, по позиции "передача тепловой энергии" с долей 100 % в географических границах протяженности тепловых сетей на территории г. Москвы.
Единственным акционером ОАО "МОЭК", распоряжающимся 100% акций, является Департамент имущества города Москвы. В соответствии с Положением о Департаменте имущества города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 16 июля 2002 № 559-ПП, контроль за деятельностью Департамента осуществляет Правительство Москвы.
28.11.2007 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюковым был утвержден протокол № 6-07-84/7 заседания рабочей группы по вопросам организации эксплуатации тепловых сетей города Москвы, сбытовой деятельности и обработки Регламента присоединения потребителя к тепловым сетям.
В соответствии с пунктами 2.1., 2.2., 2.3. указанного протокола ОАО "МТК", ОАО "Мосэнерго" и ОАО "МОЭК" было предписано в срок до 31.03.2007 закончить передачу функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК", в срок до 07.12.2007 представить на утверждение график передачи функций сбыта тепловой энергии (передача договоров энергоснабжения с абонентами, присоединенными к тепловым сетям, находящимся в эксплуатационной ответственности ОАО "МТК") из ОАО "Мосэнерго" в ОАО "МТК". В том числе, ОАО "Мосэнерго" предписано заключить с ОАО "МТК" договор купли - продажи тепловой энергии с коллекторов ТЭЦ "Мосэнерго" на 2007-2008 годы в целях ее последующей поставки потребителям ОАО "МТК".
08.02.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком было дано письменное поручение № 4-30-2459/9 генеральному директору ОАО "Мосэнерго" Копсову А.Я. "Принять меры к неукоснительному выполнению решений, принятых на совещании у П.П. Бирюкова 28.11.2007 (протокол № 6-07-84/7), а также представить согласованный с ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" график перевода всех договоров с потребителями на ОАО "МТК" со сроком окончания 31.03.2008".
17.03.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком в ОАО "Мосэнерго" было направлено письмо № 4-30-2459/9 с просьбой заключить с ОАО "МТК" договоры купли - продажи тепловой энергии на коллекторах ТЭЦ ОАО "Мосэнерго".
11.03.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В.Росляком был утвержден протокол № 59-Т, в соответствии с которым ОАО "МОЭК" было поручено производить расчеты за тепловую энергию начиная с 01.03.2008, исходя из новой схемы договорных отношений, предусматривающей поставку ОАО "МТК" тепловой энергии по всем объектам ОАО "МОЭК", присоединенным к тепловым сетям ОАО "МТК".
10.04.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком был подписан протокол № 97-Т, в котором указано на то, что ОАО "Мосэнерго" уклоняется от перезаключения договоров на теплоснабжение с ОАО "МТК". При этом данным протоколом рекомендуется ОАО "МОЭК" оплатить ОАО "Мосэнерго" за март 2008 года только стоимость произведенной тепловой энергии (без учета транспортной составляющей и сбытовой надбавки).
22.05.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком был утвержден протокол № 131-Т, в котором в соответствии с пунктами 2.4., 2.5., 2.6. ОАО "МТК" было поручено направить уведомление в ОАО "Мосэнерго" о прекращении с 01.07.2008 действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, подготовить предложения по заключению договоров энергоснабжения с прочими потребителями ОАО "Мосэнерго", присоединенными к тепловым сетям ОАО "МТК", а также было поручено по предложению ОАО "МТК" расторжение ОАО "МТК" договора оказания услуг по передаче тепловой энергии с ОАО "Мосэнерго", расторжение ОАО "МОЭК" договоров теплоснабжения с ОАО "Мосэнерго" по всем объектам ОАО "МОЭК", присоединенным к сетям ОАО "МТК".
04.06.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком был утвержден протокол № 141-Т, в котором ОАО "МОЭК" и ОАО "МТК" также было поручено подготовить и направить письма в адрес ОАО "Мосэнерго" об изменении схемы договорных отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 № 65 "О Правительстве Москвы" (далее - Закон о Правительстве Москвы) Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с пунктом 4.1.2. Регламента Правительства Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 № 112-ПП, решения, зафиксированные в протоколах, принятые в пределах полномочий должностных лиц исполнительной власти города Москвы, Аппарата Мэра и Правительства Москвы, являются обязательными для исполнения должностными лицами и сотрудниками Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы, предприятий и учреждений (в пределах полномочий собственника), руководимых (курируемых) должностными лицами, проводившими совещание (заседание) и подписавшими протокол.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2).
Таким образом, Правительство Москвы своими действиями, выраженными в принятии решений по передаче функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК", зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка, препятствовало осуществлению деятельности ОАО "Мосэнерго" на рынке оказания услуг по теплоснабжению.
После вышеуказанных поручений должностных лиц Правительства Москвы последовали действия, в том числе со стороны подведомственных Правительству Москвы предприятий, направленные на препятствование осуществлению деятельности ОАО "Мосэнерго" на рынке оказания услуг по теплоснабжению, а именно:
1.Направление ОАО "МТК" обращений в адрес потребителей ОАО "Мосэнерго" о расторжении договоров энергоснабжения данными потребителями с ОАО "Мосэнерго" и перезаключении данных договоров с ОАО "МТК".
С мая 2007 года от потребителей ОАО "Мосэнерго" стали поступать обращения о действиях ОАО "МТК", которое настаивает на расторжении договоров энергоснабжения с ОАО "Мосэнерго" и перезаключении данных договоров с ОАО "МТК".
Обращения в адрес ОАО "Мосэнерго" о действиях ОАО "МТК" направили ОАО "Альфа-Банк", ООО "ИнвестКредитСтрой", ООО "Реал Эстейт Холдинг", ФГУП "Издательский дом "Красная звезда", ООО "Силктон", ОАО "Московско-Узбекский гостинично - коммерческий центр", ОАО СПК "Мосэнергострой", ОАО "РЖД" и другие.
В своих обращениях в адрес потребителей ОАО "МТК" ссылается на решения, принятые на вышеуказанных совещаниях.
2. Направление ОАО "МОЭК" в адрес ОАО "Мосэнерго" обращений о расторжении договоров энергоснабжения с ОАО "Мосэнерго".
ОАО "МОЭК", начиная с 21.02.2008, направляло в адрес ОАО "Мосэнерго" обращения о расторжении договоров энергоснабжения тепловой энергией с ОАО "Мосэнерго" и перезаключении данных договоров с ОАО "МТК", ссылаясь на указанные протоколы совещаний, а также на отсутствие у ОАО "Мосэнерго" сетей, присоединенных к энергопринимающим устройствам, то есть основания, на которые ссылается в своих обращениях ОАО "МТК".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, Правительство Москвы своими действиями, выраженными в принятии решений по передаче функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК", зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка, в соглашениях с ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК", препятствовало осуществлению деятельности ОАО "Мосэнерго" на рынке оказания услуг по теплоснабжению.
В ходе рассмотрения дела Правительством города Москвы были представлены дополнительные материалы, а именно Протокол совещания у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка от 14.08.2008 № 179-Т.
В соответствии с пунктами 2 - 5 указанного протокола отозваны решения протоколов:
- заседания рабочей группы по вопросам организации эксплуатации тепловых сетей города Москвы, сбытовой деятельности и отработки регламенты присоединения потребителей к тепловым сетям от 28.11.2007 № 6-07-84/7 в части п. 2.1., п. 2.2., п. 2.3. об окончании передачи функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК", об утверждении графика передачи функций сбыта и о заключении договора купли - продажи тепловой энергии на коллекторах ТЭЦ "Мосэнерго" на 2007 - 2008 годы;
-совещания у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса экономической политики и развития города Москвы Ю.В. Росляка от 11.04.2008 № 97-Т в части п. 3 в отношении оплаты за март 2008 года стоимости произведенной энергии;
- совещания у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса экономической политики и развития города Москвы Ю.В. Росляка от 22.05.2008 № 131-Т в части п.п. 2.3.,2.4., 2.5,2.6 о подготовке обращения в Федеральную налоговую службу, об уведомлении о прекращении договора оказания услуг по передаче, о подготовке предложений по заключению договоров энергоснабжения, о подготовке плана по реализации новой договорной схемы с потребителями;
- совещания у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса экономической политики и развития города Москвы Ю.В. Росляка от 04.06.2008 № 141-Т в части п. 2 в отношении подготовки и направления в ОАО "Мосэнерго" писем об изменении схемы договорных отношений.
В ходе рассмотрения дела представитель Правительства города Москвы заявил ходатайство о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Правительством Москвы нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Представители ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" согласились с заявлением представителя Правительства Москвы и поддержали указанное ходатайство.
Комиссия рассмотрела представленные Правительством Москвы дополнительные материалы и установила следующее.
Протоколом совещания у Первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка от 14.08.2008 № 179-Т отменены решения о передаче функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК"; о поручении ОАО "МОЭК" оплачивать ОАО "Мосэнерго" только стоимость произведенной тепловой энергии; о поручении ОАО "МТК" направить уведомление в ОАО "Мосэнерго" о прекращении с 01.07.2008 действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, подготовить предложения по заключению договоров энергоснабжения с прочими потребителями ОАО "Мосэнерго", присоединенными к тепловым сетям ОАО "МТК", расторгнуть ОАО "МТК" договор оказания услуг по передаче тепловой энергии с ОАО "Мосэнерго", расторгнуть ОАО "МОЭК" договоры теплоснабжения с ОАО "Мосэнерго" по всем объектам ОАО "МОЭК", присоединенным к сетям ОАО "МТК"; о поручении ОАО "МОЭК" и ОАО "МТК" подготовить и направить письма в адрес ОАО "Мосэнерго" об изменении схемы договорных отношений.
Таким образом, Правительством Москвы добровольно устранены нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в принятии решений, зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы, а также в соглашении между Правительством Москвы, ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" по ограничению доступа на рынок оказания услуг по теплоснабжению хозяйствующему субъекту - ОАО "Мосэнерго", что может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона о защите конкуренции Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать Правительство Москвы нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части принятия решений, зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова (протокол заседания рабочей группы от 30.11.2007 № 6-07-84/07) и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка (от 11.03.2008 № 59-Т, от 10.04.2008 № 97-Т, от 22.05.2008 № 131-Т, от 04.06.2008 № 141-Т), которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы.
2. Признать Правительство Москвы, ОАО "Московская теплосетевая компания", ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" нарушившими часть 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части соглашения по ограничению доступа на рынок оказания услуг по теплоснабжению хозяйствующему субъекту - ОАО "Мосэнерго", что может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы.
3. В связи с добровольным устранением нарушения Правительством Москвы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии решений, зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы, а также нарушения части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в соглашении с ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" по ограничению доступа на рынок оказания услуг по теплоснабжению хозяйствующему субъекту - ОАО "Мосэнерго", что может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, рассмотрение дела № 1 16/74-08 прекратить.
Председатель Комиссии Цариковский А.Ю.
члены Комиссии: Ефимов В.В.
Кононенко М.С.
Сусликова О.Н.
Локотилова А.В.
Пихтин К.А.
Гусаров Г.В.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы