Решение ФАС России в отношении Правительства Москвы

04 сентября 2008, 12:09
Тип документа:
Ответчики:
Правительство Москвы
ул. Тверская, д.13, г. Москва, 125032

ОАО "Московская теплосетевая компания"

ул. Большая Татарская, 46, стр.1, г. Москва, 115184

ОАО "Московская объединенная энергетическая компания"

ул. Электродная, д.4 а
г. Москва, 111141

Заинтересованные лица:
ОАО "Мосэнерго"

Раушская наб., д.8,
г. Москва, 115035


РЕШЕНИЕ
по ДЕЛУ № 1 16/74-08

августа 2008 года г.Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:

Цариковского А.Ю. - Статс - секретаря - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы;
членов Комиссии:
Ефимова В.В. - начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;
Кононенко М.С. - заместителя начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;
Сусликовой О.Н. - заместителя начальника отдела ЖКХ Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;
Пихтина К.А. - заместителя начальника отдела судебной работы Правового управления;
Локотиловой А.В. - заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления;
Гусарова Г.В. - заместителя начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления,

в присутствии представителей ОАО "Мосэнерго" (Ерохина С.А., доверенность № 12-07/441-81 от 07.07.2008; Хамидуллиной Н.Р., доверенность № 12-07/441-56 от 21.04.2008; Посашкова П.А., доверенность № 12-07/ПР-547 от 05.08.2008; Чоракаева К.Э., доверенность № 12-07/ПР-548 от 05.08.2008), ОАО "МТК" (Левиной Е.М., доверенность от 17.01.2008; Кузьмичева В.Э., доверенность № МТК-02/122 от 22.07.2008; Кузьмина В.В., доверенность № МТК-02/61 от 02.07.2008; Стоценко А.А., доверенность № МТК-02/72 от 10.10.2007; Лаврентьева А.Н., доверенность № МТК-02/129 от 04.08.2008), ОАО "МОЭК" (Логинова Д.А., доверенность № 946 от 07.08.2008; Лаврентьева А.Н., доверенность № 829 от 12.11.2007), Правительства Москвы (Княжевской Я.В., доверенность № 4-47-10905/8 от 08.08.2008), Региональной энергетической комиссии города Москвы (Ивкиной В.П., доверенность № 62-02-386/08; Семененко Б.Я., доверенность № 62-02-431/08 от 20.08.2008),
рассмотрев дело № 1 16/74-08 по признакам нарушения Правительством Москвы (ул. Тверская, д.13, г. Москва, 125032) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Правительством Москвы, ОАО "Московская теплосетевая компания" (далее - ОАО "МТК") (ул. Большая Татарская, 46, стр.1, г. Москва, 115184) и ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ОАО "МОЭК") (ул. Электродная, д. 4а, г. Москва, 111141) части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение ОАО "Мосэнерго" от 24.04.2008 № ТС-1881 о действиях Правительства Москвы в части принятия решений, зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка от 30.11.2007 № 6-07-84/07, от 11.03.2008 № 59-Т, от 10.04.2008 № 97-Т, от 22.05.2008 № 131-Т, от 04.06.2008 № 141-Т, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы, а также Правительства Москвы, ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" в части совершения согласованных действий по ограничению доступа на рынок оказания услуг по теплоснабжению хозяйствующему субъекту - ОАО "Мосэнерго".

Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы и возражения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

С 01 апреля 2005 года произошла реорганизация ОАО "Мосэнерго" (письмо ОАО "Мосэнерго" от 24.04.2008 № ТС-1881). До реорганизации ОАО "Мосэнерго" осуществляло функции по выработке, передаче и сбыту тепловой энергии в городе Москве. В настоящее время ОАО "Мосэнерго" осуществляет функции по выработке тепловой энергии. Функции передачи тепловой энергии осуществляет выделенное из ОАО "Мосэнерго" общество - ОАО "МТК" - с использованием переданных ему тепловых сетей.

ОАО "МТК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, по позиции "услуги по передаче тепловой энергии" с долей 100 % в границах балансовой принадлежности тепловых сетей ОАО "МТК" на территории города Москвы и Московской области.

Функции сбыта тепловой энергии осуществляют ОАО "Мосэнерго" и ОАО "МТК".
ОАО "Мосэнерго" продает выработанную самостоятельно тепловую энергию потребителям, заключившим договоры энергоснабжения с ОАО "Мосэнерго" (далее - потребители ОАО "Мосэнерго").
ОАО "Мосэнерго" обеспечивает передачу потребителям тепловой энергии по сетям на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя с ОАО "МТК" от 26.04.2005 № 6344-46.
Крупнейшим покупателем тепловой энергии ОАО "Мосэнерго" является ОАО "МОЭК".
ОАО "МОЭК" включено в Реестр субъектов естественных монополий приказом ФСТ России от 22.01.2007 № 8-э.
ОАО "МОЭК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, по позиции "передача тепловой энергии" с долей 100 % в географических границах протяженности тепловых сетей на территории г. Москвы.

Единственным акционером ОАО "МОЭК", распоряжающимся 100% акций, является Департамент имущества города Москвы. В соответствии с Положением о Департаменте имущества города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 16 июля 2002 № 559-ПП, контроль за деятельностью Департамента осуществляет Правительство Москвы.
28.11.2007 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюковым был утвержден протокол № 6-07-84/7 заседания рабочей группы по вопросам организации эксплуатации тепловых сетей города Москвы, сбытовой деятельности и обработки Регламента присоединения потребителя к тепловым сетям.

В соответствии с пунктами 2.1., 2.2., 2.3. указанного протокола ОАО "МТК", ОАО "Мосэнерго" и ОАО "МОЭК" было предписано в срок до 31.03.2007 закончить передачу функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК", в срок до 07.12.2007 представить на утверждение график передачи функций сбыта тепловой энергии (передача договоров энергоснабжения с абонентами, присоединенными к тепловым сетям, находящимся в эксплуатационной ответственности ОАО "МТК") из ОАО "Мосэнерго" в ОАО "МТК". В том числе, ОАО "Мосэнерго" предписано заключить с ОАО "МТК" договор купли - продажи тепловой энергии с коллекторов ТЭЦ "Мосэнерго" на 2007-2008 годы в целях ее последующей поставки потребителям ОАО "МТК".

08.02.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком было дано письменное поручение № 4-30-2459/9 генеральному директору ОАО "Мосэнерго" Копсову А.Я. "Принять меры к неукоснительному выполнению решений, принятых на совещании у П.П. Бирюкова 28.11.2007 (протокол № 6-07-84/7), а также представить согласованный с ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" график перевода всех договоров с потребителями на ОАО "МТК" со сроком окончания 31.03.2008".
17.03.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком в ОАО "Мосэнерго" было направлено письмо № 4-30-2459/9 с просьбой заключить с ОАО "МТК" договоры купли - продажи тепловой энергии на коллекторах ТЭЦ ОАО "Мосэнерго".

11.03.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В.Росляком был утвержден протокол № 59-Т, в соответствии с которым ОАО "МОЭК" было поручено производить расчеты за тепловую энергию начиная с 01.03.2008, исходя из новой схемы договорных отношений, предусматривающей поставку ОАО "МТК" тепловой энергии по всем объектам ОАО "МОЭК", присоединенным к тепловым сетям ОАО "МТК".

10.04.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком был подписан протокол № 97-Т, в котором указано на то, что ОАО "Мосэнерго" уклоняется от перезаключения договоров на теплоснабжение с ОАО "МТК". При этом данным протоколом рекомендуется ОАО "МОЭК" оплатить ОАО "Мосэнерго" за март 2008 года только стоимость произведенной тепловой энергии (без учета транспортной составляющей и сбытовой надбавки).

22.05.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком был утвержден протокол № 131-Т, в котором в соответствии с пунктами 2.4., 2.5., 2.6. ОАО "МТК" было поручено направить уведомление в ОАО "Мосэнерго" о прекращении с 01.07.2008 действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, подготовить предложения по заключению договоров энергоснабжения с прочими потребителями ОАО "Мосэнерго", присоединенными к тепловым сетям ОАО "МТК", а также было поручено по предложению ОАО "МТК" расторжение ОАО "МТК" договора оказания услуг по передаче тепловой энергии с ОАО "Мосэнерго", расторжение ОАО "МОЭК" договоров теплоснабжения с ОАО "Мосэнерго" по всем объектам ОАО "МОЭК", присоединенным к сетям ОАО "МТК".

04.06.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком был утвержден протокол № 141-Т, в котором ОАО "МОЭК" и ОАО "МТК" также было поручено подготовить и направить письма в адрес ОАО "Мосэнерго" об изменении схемы договорных отношений.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 № 65 "О Правительстве Москвы" (далее - Закон о Правительстве Москвы) Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.

В соответствии с пунктом 4.1.2. Регламента Правительства Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 № 112-ПП, решения, зафиксированные в протоколах, принятые в пределах полномочий должностных лиц исполнительной власти города Москвы, Аппарата Мэра и Правительства Москвы, являются обязательными для исполнения должностными лицами и сотрудниками Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы, предприятий и учреждений (в пределах полномочий собственника), руководимых (курируемых) должностными лицами, проводившими совещание (заседание) и подписавшими протокол.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2).

Таким образом, Правительство Москвы своими действиями, выраженными в принятии решений по передаче функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК", зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка, препятствовало осуществлению деятельности ОАО "Мосэнерго" на рынке оказания услуг по теплоснабжению.
После вышеуказанных поручений должностных лиц Правительства Москвы последовали действия, в том числе со стороны подведомственных Правительству Москвы предприятий, направленные на препятствование осуществлению деятельности ОАО "Мосэнерго" на рынке оказания услуг по теплоснабжению, а именно:

1.Направление ОАО "МТК" обращений в адрес потребителей ОАО "Мосэнерго" о расторжении договоров энергоснабжения данными потребителями с ОАО "Мосэнерго" и перезаключении данных договоров с ОАО "МТК".

С мая 2007 года от потребителей ОАО "Мосэнерго" стали поступать обращения о действиях ОАО "МТК", которое настаивает на расторжении договоров энергоснабжения с ОАО "Мосэнерго" и перезаключении данных договоров с ОАО "МТК".
Обращения в адрес ОАО "Мосэнерго" о действиях ОАО "МТК" направили ОАО "Альфа-Банк", ООО "ИнвестКредитСтрой", ООО "Реал Эстейт Холдинг", ФГУП "Издательский дом "Красная звезда", ООО "Силктон", ОАО "Московско-Узбекский гостинично - коммерческий центр", ОАО СПК "Мосэнергострой", ОАО "РЖД" и другие.

В своих обращениях в адрес потребителей ОАО "МТК" ссылается на решения, принятые на вышеуказанных совещаниях.
2. Направление ОАО "МОЭК" в адрес ОАО "Мосэнерго" обращений о расторжении договоров энергоснабжения с ОАО "Мосэнерго".

ОАО "МОЭК", начиная с 21.02.2008, направляло в адрес ОАО "Мосэнерго" обращения о расторжении договоров энергоснабжения тепловой энергией с ОАО "Мосэнерго" и перезаключении данных договоров с ОАО "МТК", ссылаясь на указанные протоколы совещаний, а также на отсутствие у ОАО "Мосэнерго" сетей, присоединенных к энергопринимающим устройствам, то есть основания, на которые ссылается в своих обращениях ОАО "МТК".

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Таким образом, Правительство Москвы своими действиями, выраженными в принятии решений по передаче функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК", зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка, в соглашениях с ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК", препятствовало осуществлению деятельности ОАО "Мосэнерго" на рынке оказания услуг по теплоснабжению.

В ходе рассмотрения дела Правительством города Москвы были представлены дополнительные материалы, а именно Протокол совещания у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка от 14.08.2008 № 179-Т.
В соответствии с пунктами 2 - 5 указанного протокола отозваны решения протоколов:

- заседания рабочей группы по вопросам организации эксплуатации тепловых сетей города Москвы, сбытовой деятельности и отработки регламенты присоединения потребителей к тепловым сетям от 28.11.2007 № 6-07-84/7 в части п. 2.1., п. 2.2., п. 2.3. об окончании передачи функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК", об утверждении графика передачи функций сбыта и о заключении договора купли - продажи тепловой энергии на коллекторах ТЭЦ "Мосэнерго" на 2007 - 2008 годы;

-совещания у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса экономической политики и развития города Москвы Ю.В. Росляка от 11.04.2008 № 97-Т в части п. 3 в отношении оплаты за март 2008 года стоимости произведенной энергии;

- совещания у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса экономической политики и развития города Москвы Ю.В. Росляка от 22.05.2008 № 131-Т в части п.п. 2.3.,2.4., 2.5,2.6 о подготовке обращения в Федеральную налоговую службу, об уведомлении о прекращении договора оказания услуг по передаче, о подготовке предложений по заключению договоров энергоснабжения, о подготовке плана по реализации новой договорной схемы с потребителями;

- совещания у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса экономической политики и развития города Москвы Ю.В. Росляка от 04.06.2008 № 141-Т в части п. 2 в отношении подготовки и направления в ОАО "Мосэнерго" писем об изменении схемы договорных отношений.

В ходе рассмотрения дела представитель Правительства города Москвы заявил ходатайство о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Правительством Москвы нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Представители ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" согласились с заявлением представителя Правительства Москвы и поддержали указанное ходатайство.

Комиссия рассмотрела представленные Правительством Москвы дополнительные материалы и установила следующее.
Протоколом совещания у Первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка от 14.08.2008 № 179-Т отменены решения о передаче функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК"; о поручении ОАО "МОЭК" оплачивать ОАО "Мосэнерго" только стоимость произведенной тепловой энергии; о поручении ОАО "МТК" направить уведомление в ОАО "Мосэнерго" о прекращении с 01.07.2008 действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, подготовить предложения по заключению договоров энергоснабжения с прочими потребителями ОАО "Мосэнерго", присоединенными к тепловым сетям ОАО "МТК", расторгнуть ОАО "МТК" договор оказания услуг по передаче тепловой энергии с ОАО "Мосэнерго", расторгнуть ОАО "МОЭК" договоры теплоснабжения с ОАО "Мосэнерго" по всем объектам ОАО "МОЭК", присоединенным к сетям ОАО "МТК"; о поручении ОАО "МОЭК" и ОАО "МТК" подготовить и направить письма в адрес ОАО "Мосэнерго" об изменении схемы договорных отношений.

Таким образом, Правительством Москвы добровольно устранены нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в принятии решений, зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы, а также в соглашении между Правительством Москвы, ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" по ограничению доступа на рынок оказания услуг по теплоснабжению хозяйствующему субъекту - ОАО "Мосэнерго", что может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона о защите конкуренции Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать Правительство Москвы нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части принятия решений, зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова (протокол заседания рабочей группы от 30.11.2007 № 6-07-84/07) и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка (от 11.03.2008 № 59-Т, от 10.04.2008 № 97-Т, от 22.05.2008 № 131-Т, от 04.06.2008 № 141-Т), которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы.

2. Признать Правительство Москвы, ОАО "Московская теплосетевая компания", ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" нарушившими часть 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части соглашения по ограничению доступа на рынок оказания услуг по теплоснабжению хозяйствующему субъекту - ОАО "Мосэнерго", что может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы.

3. В связи с добровольным устранением нарушения Правительством Москвы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии решений, зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы, а также нарушения части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в соглашении с ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" по ограничению доступа на рынок оказания услуг по теплоснабжению хозяйствующему субъекту - ОАО "Мосэнерго", что может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, рассмотрение дела № 1 16/74-08 прекратить.


Председатель Комиссии Цариковский А.Ю.


члены Комиссии: Ефимов В.В.
Кононенко М.С.
Сусликова О.Н.
Локотилова А.В.
Пихтин К.А.
Гусаров Г.В.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь