Решение Комиссии ФАС России по делу о нарушении ООО "Русь-Алко" пункта 2 части 1 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции"

19 сентября 2008, 15:02
Тип документа:
Р Е Ш Е Н И Е по делу № 1 14/54-08

18 августа 2008 года г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
А.Б. Кашеваров - заместитель руководителя ФАС России,

Члены Комиссии:
Н.Н. Карташов - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Т.Е. Никитина - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Е.Б. Цветкова - заместитель начальника отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 1 14/54-08 по признакам нарушения ООО "Русь-Алко" пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон),

У С Т А Н О В И Л А:

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ЗАО "Руст Инкорпорейтед" (далее - Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Русь-Алко" (далее - Общество), выразившимся в введение потребителей в заблуждение относительно изготовителя товара. Анализ представленных документов показал следующее.
Из заявления следует, что ЗАО "Руст Инкорпорейтед" является правообладателем комбинированных товарных знаков по свидетельствам №№ 279856 и 334765 и объемного товарного знака по свидетельству № 255135, зарегистрированных для товаров 33 класса МКТУ - водка.
ООО "Русский Стандарт Водка", входя в группу лиц с ЗАО "Руст Инкорпорейтед", производит и реализует алкогольную продукцию, а именно водку "Русский Стандарт", с использованием указанных товарных знаков на основании лицензионного договора от 27.02.2007 № РД0019098.
ООО "Русь-Алко", производит и реализует алкогольную продукцию, в том числе водку с наименованием "Русский Калибр".
По мнению Заявителя, бутылка и этикетка водки "Русский калибр" имитирует этикетку и бутылку водки "Русский Стандарт", производимую Заявителем и, тем самым, вводит потребителя в заблуждение относительно производителя товара.
Таким образом, Заявитель считает, что действия Общества противоречат обычаям делового оборота, добропорядочности и справедливости, направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности и могут причинить убытки Заявителю и, следовательно, действия Общества нарушают пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон).
С целью установления возможного введения потребителей в заблуждение, ФАС России поручил ОАО "Всероссийский центр изучения общественного мнения" (далее - ВЦИОМ) провести социологический опрос.
Данные опроса показали вероятность заблуждения потребителей в том, что водка "Русский Калибр" произведена ООО "Русский Стандарт Водка".
Учитывая изложенное, ФАС России возбудил дело № 1 14/54-08.
Общество не согласилось с доводами, приведенными Заявителем, по следующим основаниям.
По мнению Общества, между Заявителем и Обществом отсутствуют конкурентные отношения, так как разница в розничной цене бутылки водки "Русский Стандарт" и бутылки водки "Русский Калибр" составляет более 300% и, следовательно, указанная продукция не является взаимозаменяемой.
Кроме того, по мнению Общества, данные социологической экспертизы ВЦИОМ, свидетельствуют об отсутствии вероятности введения потребителя в заблуждение.
Кроме того, при формировании целевой группы не были учтены такие социально-демографические параметры выборочной совокупности как пол, возраст и уровень образования респондентов. Также за рамками исследования, по мнению Общества, остался определяющий фактор потребительского поведения населения - уровень цены на продукт, так как водка "Русский Стандарт" и водка "Русский калибр" находятся в разных ценовых сегментах.
При проверке спонтанного знания производителя продукции Заявителя и Общества никто из респондентов не указал правильно производителя ни той, ни другой водки.
Приведенные выше доводы подтверждаются отзывом заведующего отделом социальных проблем и социологических исследований в научно-технической и инновационных сферах Центра исследований и статистики науки Минобрнауки России Л.Г.Зубовой.

Кроме того, Общество представило в ФАС России социологическое исследование в форме фокус-группы потребителей водки "Русский Стандарт", проведенное в апреле 2008 года Аналитическим центром Юрия Левады на предмет возможности введения данной категории потребителей в заблуждение относительно производителя водки "Русский Калибр", из которого следует отсутствие возможности введения потребителей в заблуждение относительно производителя товара.
Учитывая изложенное, по мнению Общества, действия связанные с реализацией водки "Русский Калибр" не нарушают антимонопольное законодательство.
Комиссия ФАС России, изучив и проанализировав все документы и материалы, представленные сторонами, установила следующее.
Заявитель и Общество осуществляют хозяйственную деятельность на релевантном рынке и являются хозяйствующими субъектами - конкурентами.
ЗАО "Руст Инкорпорейтед" является правообладателем комбинированных товарных знаков по свидетельствам №№ 279856 и 334765 и объемного товарного знака по свидетельству № 255135, зарегистрированных для товаров 33 класса МКТУ - водка, которые используются ООО "Русский Стандарт Водка" при производстве и реализации водки "Русский Стандарт", на основании лицензионного договора от 27.02.2007 № РД0019098.
ООО "Русь-Алко", производит и реализует алкогольную продукцию, в том числе водку с наименованием "Русский Калибр".

Социологическая экспертиза по определению возможности введения в заблуждение потребителей относительно производителя водки "Русский Калибр", проведенная ВЦИОМ по запросу ФАС России показала, что из 150 опрошенных респондентов:
- перепутать данные бутылки водки в местах продаж способны 28%. Большинство респондентов 69%, перепутать не смогли бы;
- половина участников опроса, 49%, считают, что водка "Русский Стандарт" и "Русский Калибр" - продукты разных производителей. Однако 24% респондентов полагают, что у данных марок один и тот же производитель;
- почти все респонденты, 93%, затруднились назвать производителя водки "Русский Калибр".
Таким образом, ВЦИОМ сделал вывод, что перечисленные выше факты позволяют сделать вывод о возможности введения в заблуждение потребителей относительно производителя водки "Русский Калибр".
Указанный опрос производился среди 150 респондентов.
Вместе с тем, Общество представило Отчет о результатах опроса общественного мнения на предмет возможности введения данной категории потребителей в заблуждение относительно производителя водки "Русский Стандарт" и "Русский Калибр", проведенного Аналитическим центром Юрия Левады.
Анализ данных указанного исследования, полученных в ходе опроса 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше позволяет сделать следующие выводы:
1. Перепутать производителей водки "Русский Стандарт" и "Русский Калибр" могли бы 4,1% и скорее могли бы перепутать 9,9% всех опрошенных респондентов. Не могли бы перепутать 16,3% и скорее не могли бы перепутать 19,3%.
2. Из общего числа опрошенных респондентов могли бы перепутать производителей указанных водок и купить вместо водки "Русский Стандарт" водку "Русский Калибр" 7,4% и скорее могли бы - 17,8%. Не могли бы перепутать и купить указанную водку 29,2% и скорее не могли бы - 34,7%.
3. при покупке водки покупатели среднего и выше среднего ценового сегмента исключают всякую возможность спутать при покупке водки "Русский Стандарт" и "Русский Калибр", и купить вместо водки "Русский Стандарт" водку "Русский Калибр".
Также Общество представило маркетинговые исследования на предмет "Анализа вероятности введения в заблуждение потребителей относительно производителя дизайном этикеток и бутылки водки "Русский Калибр", проведенного ОАО "Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка" (далее - ОАО "ИТКОР").
Анализ данных указанного исследования, полученных в ходе опроса 1500 человек в 15 крупных городах России позволяет сделать следующие выводы:
1. Известность марки водки "Русский Калибр" находится на уровне 26%, а водки "Русский Стандарт Platinum" - 89%.
2. Большинство опрошенных потребителей, 74%, считают, что дизайн бутылок рассмотренных марок водки различается значительно, Еще большее количество респондентов, 85%, считает, что этикетки рассмотренной в исследовании продукции спутать невозможно.
3. Потребители относят указанные водки к различным ценовым сегментам. Около 90% респондентов ответили, что стоимость пол-литровой бутылки водки "Русский Стандарт Platinum" составляет "300 рублей и более", а "Русский Калибр" - "80 - 100 рублей".
4. Наибольшим спросом (48,3%) пользуется водочная продукция стоимостью 100-150 рублей, 42,5% предпочитают водку "Эконом" сегмента, водку "премиум" сегмента приобретают 5% респондентов.
5. Из 16% респондентов допустивших ошибку, называя производителя "Русский Калибр", никто не назвал "ЗАО "РУСТ ИНК". Таким образом, потребитель не воспринимает его как производителя водки "Русский Калибр".
6. Вероятность введения потребителя в заблуждение относительно производителя водки "Русский Калибр" отсутствует.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что ВЦИОМ, Аналитический центр Юрия Левады и ОАО "ИТКОР" представили схожие результаты проведенных исследований, из которых не следует, что Общество, реализуя водку "Русский Калибр", вводит потребителей в заблуждение относительно производителя товара, так как указанная продукция находится в разных ценовых сегментах рынка водочной продукции.

Пункт 7 статьи 4 Закона определяет конкуренцию, как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.

Согласно пункту 17 приказа ФАС России от 25.04.2006 № 108, если в связи с заменой покупатель товара несет значительные издержки (превышающие 10%) от цены товара), то такие товары не должны относиться к взаимозаменяемым.
На основании проведенного исследования всех материалов дела Комиссия ФАС России установила, что бутылка водки "Русский Калибр", стоимость которой, согласно представленным Обществом кассовым чекам из магазина "АШАН" составляет 73 рубля, в то время как цена аналогичной бутылки водки "Русский Стандарт" составляет 238 рублей. То есть, разница в цене указанной продукции составляет более 300% и, следовательно, водка "Русский Стандарт" и Русский Калибр" не являются взаимозаменяемыми товарами.
Таким образом, Заявитель и Общество не являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на рынке алкогольной продукции.
Учитывая изложенное, в действиях Общества, связанных с реализацией водки "Русский Калибр" отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции.
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Дело № 1 14/54-08 о нарушении пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" производством прекратить, в связи с отсутствием в действиях ООО "Русь-Алко" признаков нарушения антимонопольного законодательства.



Председатель комиссии А.Б. Кашеваров



Члены комиссии: Н.Н. Карташов
Т.Е.Никитина
Е.Б. Цветкова







Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь