Решение и предписание ФАС России по делу в отношении ОАО "Саратовские авиалинии"

05 декабря 2008, 14:42
Тип документа:
РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/41-08

22 сентября 2008 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя ФАС России - Голомолзина А.Н.; членов Комиссии: заместителя начальника Управления контроля на транспорте и связи Рутенберга Д.А.; начальника отдела воздушного и автомобильного транспорта Управления контроля транспорта и связи Салеховой Х.С.; заместителя начальника отдела воздушного и автомобильного транспорта Управления контроля на транспорте и связи Сухининой И.В.; заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления Локотиловой А.В., консультанта отдела судебной работы Правового управления Курандиной В.В.,
в присутствии представителей: ОАО "Саратовские Авиалинии" - Тренина В.Н., Алябьевой А.Н.; ОАО "А/К "ЦЕНТР-АВИА" - Панкратогва В.Б., Саплина Р.А.,
рассмотрев дело № 1 10/41-08 по признакам нарушения ОАО "Саратовские Авиалинии" (410010, г. Саратова, ул. Жуковского, 25) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА

В ФАС России поступило обращение ОАО "А/К "ЦЕНТР-АВИА" (далее - а/к "Центр-Авиа") о нарушении ОАО "Саратовские Авиалинии" антимонопольного законодательства, выразившегося в отказе в согласовании а/к "Центр-Авиа" слотов (временных интервалов прибытия и отправления воздушных судов), в целях выполнения регулярных рейсов по маршруту Москва-Саратов-Москва.
Анализ обращения и представленных документов показал следующее.
В соответствии с лицензией от 25.05.2005 № ТО-0018 и сертификатами соответствия от 30.10.2007 № ФАВТ А.02.00950, от 02.08.2007 № 2021070868 аэропортовое обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Саратов осуществляет ОАО "Саратовские Авиалинии", которое в соответствии с лицензией от 12.12.2007 № ПГ0072 также осуществляет воздушные перевозки по маршруту Москва-Саратов-Москва. Аэропорт г. Саратова является структурным подразделением ОАО "Саратовские Авиалинии".
Из обращения а/к "Центр-Авиа" следует, что 26.04.2006 а/к "Центр-Авиа" направила письмо в адрес ОАО "Саратовские Авиалинии" о том, что в соответствии с лицензией намеревается совершать регулярные полеты по маршруту Москва-Саратов-Москва, а также просила заключить договор на аэропортовое обслуживание своих воздушных судов в аэропорту г. Саратов и согласовать слоты (прилет 0930 /вылет 1030, прилет 2130/вылет 2230), чтобы начать выполнять регулярные пассажирские перевозки на самолетах Як-42Д по указанному маршруту (письмо от 26.04.2006 г. № 01-408).
Письмом от 04.05.2006 № 29-2396 ОАО "Саратовские Авиалинии" рекомендовала а/к "Центр-Авиа" воздержаться от планирования регулярных пассажирских авиаперевозок по маршруту Москва-Саратов-Москва, поскольку на данном направлении регулярные рейсы по центральному расписанию с частотой 3 рейса в сутки осуществляет ОАО "Саратовские Авиалинии", спрос на авиаперевозки по данному направлению удовлетворен полностью, появление еще одного авиаперевозчика является нерентабельным и нецелесообразным.
На все последующие обращения а/к "Центр-Авиа" к ОАО "Саратовские Авиалинии" с просьбой заключить договор на аэропортовое обслуживание и согласовать слоты от ОАО "Саратовские Авиалинии" поступал отказ.
По результатам рассмотрения обращения и представленных материалов ФАС России приказом от 18.06.2008 № 215 возбудил дело № 1 10/41-08 по признакам нарушения ОАО "Саратовские Авиалинии" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Комиссия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле и установила следующее.
Представитель а/к "Центр-Авиа" пояснил Комиссии следующее (протокол заседания Комиссии от 22.09.2008).
С 26.04.2006 г. а/к "Центр-Авиа" пыталась заключить с ОАО "Саратовские Авиалинии" договор о наземном обслуживании своих воздушных судов и согласовать слоты в связи с планированием осуществления регулярных рейсов по маршруту Москва-Саратов-Москва через аэропорт г. Саратова в сезон "Зима 2007".

Однако, ОАО "Саратовские Авиалинии" письмом от 04.05.2006 № 29-2396 и телеграммой РД 191055 сообщило, что спрос на воздушные перевозки по маршруту Москва-Саратов-Москва удовлетворен полностью. Перевозки выполняется на воздушных судах ОАО "Саратовские Авиалинии" по центральному расписанию ежедневно с частотой до 4 рейсов по наиболее загруженным дням недели. Кроме того, не завершенный ремонт рулежной дорожки (РД-1) и выполнение чартерных перевозок потребителей Саратовской области полностью исключает наличие запаса самолеторулений в аэропорту г. Саратова, а также ограниченная пропускная возможность сектора регистрации пассажиров не дает возможности подтвердить запрашиваемые слоты.
Только вмешательство Росавиации заставило ОАО "Саратовские Авиалинии" выделить для полетов а/к "Центр-Авиа" по маршруту Москва-Саратов-Москва слоты в ночное время (прилет/вылет из аэропорта г. Саратова - 0250/ 0430), которые неудобны для а/к "Центр-Авиа" и ее потенциальных пассажиров.
Представитель ОАО "Саратовские Авиалинии" пояснил Комиссии следующее (протокол заседания Комиссии от 22.09.2008).
ОАО "Саратовские Авиалинии" не отказывалось от заключения с а/к "Центр-Авиа" договора на наземное обслуживание ее воздушных судов в аэропорту г. Саратова.
А/к "Центр-Авиа" направила в адрес ОАО "Саратовские Авиалинии" проект договор на аэропортовое обслуживание своих воздушных судов в аэропорту г. Саратова, положения которого не соответствовали положениям типовых договоров, заключаемых ОАО "Саратовские Авиалинии" с авиакомпаниями.
Сопроводительными письмами (от 11.12.2007 № 62-7959 и от 13.12.2007 № 62-8030) ОАО "Саратовские Авиалинии" вернуло а/к "Центр-Авиа" подписанные договор о техническом обслуживании воздушных судов (№ 07.210/24/01-07 от 08.10.2007) и договор на аэропортовое обслуживание в аэропорту г. Саратова (№ 07.209/1/10-07 от 08.10.2007) с протоколами разногласий и приложениями.
Ссылаясь на телеграмму Руководителя Росавиации Е.В. Бачурина РД 010903 представитель ОАО "Саратовские Авиалинии" пояснил, что согласования запрошенных а/к "Центр-Авиа" слотов не возможно, поскольку введение новых рейсов в расписание аэропорта г. Саратова приведет к превышению его пропускной способности.
Также в 2007 году и в настоящее время проводится реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта г. Саратова, включая ремонт рулежных дорожек, что ограничивает пропускную способность аэропорта.
Поэтому, а/к "Центр-Авиа" были предложены те слоты (прилет/вылет из аэропорта г. Саратова - 0250/ 0430), которые находятся в пределах пропускной возможности аэропорта г. Саратова.
Представитель а/к "Центр-Авиа" пояснил Комиссии (протокол заседания Комиссии от 22.09.2008), что поскольку ОАО "Саратовские Авиалинии" не подтвердило запрошенные слоты, предложило заведомо неудобные слоты как для а/к "Центр-Авиа", так и для ее пассажиров и не предложила удобные (близкие к запрашиваемым и соответствующим коммерческим интересам а/к "Центр-Авиа"), то а/к "Центр-Авиа" временно, до урегулирования вопроса по слотам, прекратила ведение переговоров по вопросу заключения договоров на аэропортовое обслуживание с ОАО "Саратовские Авиалинии".

Согласно пункту 6.1 Положения об аэропортах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.1995 № ДВ-121 (далее - Положение об аэропортах), аэропорт обязан обеспечить право равного доступа и равные условия деятельности авиаперевозчикам всех форм собственности, выполняющим полеты (перевозки) на основании имеющихся лицензий.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2007 № 397 "О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок" (далее - Постановление) деятельность по осуществлению авиаперевозок пассажиров и грузов подлежит обязательному лицензированию.
Постановление предусматривает выдачу лицензии, предоставляющей право авиаперевозчику осуществлять перевозки пассажиров по расписанию, формируемому им с учетом спроса на перевозки, и выполнения при этом требования по обеспеченности воздушными судами на праве собственности или ином законном основании в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения указанных перевозок.
В соответствии с Постановлением регулярные пассажирские перевозки организовываются и осуществляются авиаперевозчиками на основе договоров с аэропортами, агентствами по продаже авиаперевозок и другими организациями, обеспечивающими авиаперевозочный процесс.
Согласно подпункту 6.1.3 пункта 6.1 Положения об аэропортах аэропорт предоставляет услуги авиаперевозчикам по приему, отправке воздушных судов и обслуживанию авиаперевозок на основе договоров, в которых устанавливается перечень оказываемых услуг и порядок их предоставления.
При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" хозяйствующие субъекты - субъекты естественной монополии, осуществляющие деятельность, связанную с оказанием услуг в аэропортах, не вправе отказываться от заключения с отдельными авиаперевозчиками договоров на оказание аэропортовых услуг и наземное обслуживание при наличии у них возможности оказания таких услуг.
При этом Комиссия учитывает, что деятельность хозяйствующих субъектов в сфере оказания услуг в аэропортах осуществляется на основании договоров о предоставлении аэропортовых услуг, заключаемых с авиаперевозчиками, при условии предварительного согласования временного интервала прибытия и отправления воздушных судов (слотов) авиаперевозчиков.

Комиссия установила, что анализ пропускной способности аэропорта г. Саратова, проведенный Росавиацией (телеграмма Руководителя Росавиации Е.В. Бачурина РД 010903), показал, что пропускная способность аэропорта г. Саратова в сезон "Зима 2007" в запрашиваемые а/к "Центр-Авиа" интервалы времени для осуществления регулярных полетов ежедневно в одно и тоже время в неполной мере позволяет обслуживать в эти интервалы времени вводимые рейсы а/к "Центр-Авиа".
На основании данного анализа Росавиация рекомендовала указанным хозяйствующим субъектам пересогласовать заявленные слоты.
Следовательно, по мнению Комиссии, пропускная способность аэропорта в целом позволяет обслуживать регулярные рейсы а/к "Центр-Авиа".
Из дальнейшей переписки а/к "Центр-Авиа" с ОАО "Саратовские Авиалинии" (телеграммы а/к "Центр-Авиа" РД 061118, 120847, 161215, телеграммы ОАО "Саратовские Авиалинии" РД 090714, 201347) следует, что на все последующие обращения а/к "Центр-Авиа" спросьбой подтвердить запрошенные ранее слоты или предложить альтернативный вариант - ближайший к запрашиваемым слотам, ОАО "Саратовские Авиалинии" отказывалось пересогласовать слоты и настаивало на предложенных ранее ночных слотах.
Комиссия установила, что, несмотря на проводимые работы по реконструкции аэровокзального комплекса аэропорта г. Саратова и связанное с ними ограничение пропускной способности аэропорта, частота полетов ОАО "Саратовские Авиалинии" увеличилась в течение 2007 года в т.ч. и на Московском направлении.
По результатам анализа плановой таблицы полетов (таблица пропускной способности) в аэропорту г. Саратова в сезон "Зима 2007" Комиссия установила, что ОАО "Саратовские Авиалинии" имело возможность предоставить а/к "Центр-Авиа" слоты, удобные для осуществления ее регулярных полетов через аэропорт г. Саратова по маршруту Москва-Саратов Москва, если не ежедневно в одно и тоже время (как изначально запрашивалось), то в рамках "рваного расписания". Возможность такого формирования расписания для а/к "Центр-Авиа" в аэропорту г. Саратова стороны подтвердили во время рассмотрения дела (протокол комиссии от 20.09.2008).
Оказание услуг в аэропортах, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Решением Правления МАП России от 25.08.98 № 18/2-а/п ОАО "Саратовские авиалинии" включено в реестр субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о конкуренции хозяйствующий субъект - субъект естественной монополии занимает доминирующее положении на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "Саратовские Авиалинии", являясь хозяйствующим субъектом - субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на локальном рынке аэропортовых услуг в аэропорту г. Саратова в с долей на указанном рынке в размере 100%, поскольку является единственным хозяйствующем субъектом, осуществляющим деятельность по аэропортовому обслуживанию в аэропорту г. Саратова.
ОАО "Саратовские Авиалинии" является единственной авиакомпанией, осуществляющей перевозки пассажиров на маршруте Москва-Саратов-Москва через аэропорт г. Саратова с частотой полетов по разным дням недели 2, 3, 4 раза в сутки на воздушных судах Як-42Д и Як-40 и, следовательно, доминирует на рынке воздушных перевозок на указанном маршруте, и его доля на данном рынке составляет 100%.
Учитывая изложенное, Комиссия установила, что ОАО "Саратовские Авиалинии" имело техническую и технологическую возможность выделить а/к "Центр-Авиа" удобные для нее слоты в целях осуществления регулярных полетов через аэропорт г. Саратова по маршруту Москва-Саратов-Москва, как на момент обращения к ОАО "Саратовские Авиалинии", так и в дальнейшее время.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, ОАО "Саратовские авиалинии" необоснованно отказывало в согласовании ОАО "А/К "ЦЕНТР-АВИА" слотов (временных интервалов прибытия и отправления воздушных судов) для осуществления регулярных перевозок пассажиров воздушными судами по маршруту Москва-Саратов-Москва в сезон "Зима 2007", что имело своим результатом ущемление интересов ОАО "А/К "ЦЕНТР-АВИА" и содержит нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА

1. Признать ОАО "Саратовские авиалинии" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством отказа в согласовании ОАО "А/К "ЦЕНТР-АВИА" слотов (временных интервалов прибытия и отправления воздушных судов) для осуществления регулярных перевозок пассажиров воздушными судами по маршруту Москва-Саратов-Москва в сезон "Зима 2007", результатом чего является ущемление интересов ОАО "А/К "ЦЕНТР-АВИА".
2. Выдать ОАО "Саратовские авиалинии" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.




Председатель Комиссии
А.Н. Голомолзин

Члены Комиссии:

Д.А. Рутенберг

Х.С. Салехова

И.В. Сухинина

В.В. Курандина

А.В. Локотилова



ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1 10/41-08

22 сентября 2008 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя ФАС России - Голомолзина А.Н.; членов Комиссии: заместителя начальника Управления контроля на транспорте и связи Рутенберга Д.А.; начальника отдела воздушного и автомобильного транспорта Управления контроля транспорта и связи Салеховой Х.С.; заместителя начальника отдела воздушного и автомобильного транспорта Управления контроля на транспорте и связи Сухининой И.В.; заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления Локотиловой А.В., консультанта отдела судебной работы Правового управления Курандиной В.В.,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
на основании своего решения от 22 сентября 2008 года по делу № 1 10/41-08 о нарушении ОАО "Саратовские авиалинии" (410010, г. Саратова, ул. Жуковского, 25) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО "Саратовские авиалинии" в срок до 29.12.2008 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в отказе в согласовании ОАО "А/К "ЦЕНТР-АВИА" слотов (временных интервалов прибытия и отправления воздушных судов) для осуществления регулярных перевозок пассажиров воздушными судами по маршруту Москва-Саратов-Москва, что имеет своим результатом ущемление интересов ОАО "А/К "ЦЕНТР-АВИА".
2. ОАО "Саратовские авиалинии" в срок до 29.12.2008 согласовать с ОАО "А/К "ЦЕНТР-АВИА" слоты (временные интервалы прибытия и отправления воздушных судов) для осуществления регулярных перевозок пассажиров воздушными судами через аэропорт г. Саратова по маршруту Москва-Саратов-Москва в рамках запрашиваемых ОАО "А/К "ЦЕНТР-АВИА" слотов или близких к ним.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 12.01.2009, представив в ФАС России доказательства, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности, предусмотренное законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязательности исполнения предписания административного органа.



Председатель Комиссии
А.Н. Голомолзин

Члены Комиссии:

Д.А. Рутенберг

Х.С. Салехова

И.В. Сухинина

А.В. Локотилова

В.В. Курандина



Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь