Решение ФАС России по делу в отношении ОАО "Аэропорт "Кольцово"

05 декабря 2008, 14:45
Тип документа:
РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/59-08

19 сентября 2008 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя ФАС России - Голомолзина А.Н.; членов Комиссии: заместителя начальника Управления контроля на транспорте и связи Рутенберга Д.А.; начальника отдела воздушного и автомобильного транспорта Управления контроля транспорта и связи Салеховой Х.С.; заместителя начальника отдела воздушного и автомобильного транспорта Управления контроля на транспорте и связи Сухининой И.В.; заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления Локотиловой А.В., консультанта отдела судебной работы Правового управления Курандиной В.В.,
в присутствии представителей: ОАО "Аэропорт "Кольцово" - Медведевой К.В. (доверенность № 638 от 28.08.08); ОАО "Авиакомпания "Сибирь" - Ларин А.А. (доверенность № 000225-03-01), Майоров А.Н. (доверенность № 000121-03-01),
рассмотрев дело № 1 10/59-08 по признакам нарушения ОАО "Аэропорт "Кольцово" (620025, г. Екатеринбург, ул. Спутников, 6) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА

В ФАС России поступило обращение ОАО "Авиакомпания "Сибирь" (далее - а/к "Сибирь"), имеющей намерение осуществлять деятельность по перевозке пассажиров воздушными судами по маршруту Москва-Екатеринбург-Москва, об уклонении ОАО "Аэропорт "Кольцово" от заключения договора на наземное обслуживание воздушных судов а/к "Сибирь" в аэропорту г. Екатеринбурга (аэропорт "Кольцово") (от 18.02.2008 № 01-16-12-08/000 352)
Анализ обращения и представленных материалов показал следующее.
Аэропортовое обслуживание в аэропорту г. Екатеринбурга (аэропорт "Кольцово") осуществляет ОАО "Аэропорт "Кольцово".
В соответствии с лицензией от 14.11.2007 № ПП 0007 и Сертификатом эксплуатанта № 31 а/к "Сибирь" планировала осуществлять регулярные рейсы по маршруту Москва-Екатеринбург-Москва в сезон "Зима 2007".
С 31.07.2007 а/к "Сибирь" неоднократно обращалась в ОАО "Аэропорт "Кольцово" с просьбой заключить договор о наземном обслуживании своих воздушных судов в связи с планированием осуществления регулярных рейсов по маршруту Москва-Екатеринбург-Москва через аэропорт "Кольцово" (письма а/к "Сибирь" от 21.09.2007 № 843, 05.10.2007 № 872, 29.10.2007 № 953), но ответов от ОАО "Аэропорт "Кольцово" не получала. Также не было ответов от ОАО "Аэропорт "Кольцово" и на телеграммы а/к "Сибирь" о согласовании слотов для осуществления регулярных рейсов по данному маршруту на сезон "Зима 2007" (РД 2300720 от 23.10.2007 повторно).
По результатам рассмотрения обращения и представленных материалов ФАС России приказом от 29.07.2008 № 276 возбудил дело № 1 10/59-08 по признакам нарушения ОАО "Аэропорт "Кольцово" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Представитель а/к "Сибирь" пояснил Комиссии следующее (протокол заседания Комиссии от 19.09.2008).
С 31.07.2007 года а/к "Сибирь" пыталась заключить с ОАО "Аэропорт "Кольцово" договор о наземном обслуживании своих воздушных судов в связи с планированием осуществления регулярных рейсов по маршруту Москва-Екатеринбург-Москва через аэропорт "Кольцово".
ОАО "Аэропорт "Кольцово" уклонялось от ведения переговоров с а/к "Сибирь" по вопросу осуществления регулярных рейсов по данному направлению.
На неоднократные обращения а/к "Сибирь" по вопросу о заключении договора с ОАО "Аэропорт "Кольцово" а/к "Сибирь" ответов не получала до ноября 2007 года. Также ОАО "Аэропорт "Кольцово" была проигнорирована телеграмма а/к "Сибирь" о согласовании слотов (временных интервалов) на прием, отправку и обслуживание воздушных судов (РД 2300720 от 23.10.2007), что является необходимым условием для введения рейса в центральное расписание.
Письмом от 29.10.2007 № 953 а/к "Сибирь" направила в ОАО "Аэропорт "Кольцово" два подписанных и скрепленных печатью экземпляра договора о наземном обслуживании воздушных судов в аэропорту г. Екатеринбурга (аэропорт "Кольцово) и просила ОАО "Аэропорт "Кольцово" их подписать, скрепить печатью и выслать в адрес а/к "Сибирь".
Согласно письму ОАО "Аэропорт "Кольцово" от 14.11.2007 № 21/03-490, направленному в ответ на обращение а/к "Сибирь" от 29.10.2007 № 953, для заключения договора на наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту "Кольцово" а/к "Сибирь" следует представить ряд документов, в том числе уставные и регистрационные документы.
А/к "Сибирь" сопроводительным письмом от 22.11.2007 № 1048 предоставила ОАО "Аэропорт "Кольцово" запрашиваемый в его письме от 14.11.2007 № 21/03-490 пакет документов.
Из пояснений представителя а/к "Сибирь" следует, что зимой 2007 года и весной 2008 года велись переговоры а/к "Сибирь" с ОАО "Аэропорт "Кольцово" и проводились встречи с акционерами ОАО "Аэропорт "Кольцово" о начале осуществления регулярных полетов а/к "Сибирь" по маршруту Москва-Екатеринбург-Москва через аэропорт "Кольцово".
В процессе переговоров а/к "Сибирь" предлагались неприемлемые условия для входа на рынок оказания услуг по авиаперевозке пассажиров по маршруту Москва-Екатеринбург-Москва, а именно: осуществлять полеты на местных линиях, перевести парк воздушных судов авиакомпании в аэропорт "Кольцово".
В этот период несколько перевозчиков ушли с данного маршрута (направления).
02.07.2008 года между а/к "Сибирь" и ОАО "Аэропорт "Кольцово" был заключен договор о наземном обслуживании воздушных судов а/к "Сибирь" в аэропорту "Кольцово", а также были согласованы запрошенные ранее а/к "Сибирь" слоты. Кроме того, между указанными хозяйствующими субъектами был заключен соответствующий договор на выполнение регулярных рейсов по маршруту Екатеринбург-Сочи-Екатеринбург, по которому а/к "Сибирь" планировала осуществлять полеты с 2005 года.
Представитель ОАО "Аэропорт "Кольцово" пояснил Комиссии следующее (протокол заседания Комиссии от 19.09.2008).
В 2007 году в аэропорту "Кольцово" началась реконструкция аэровокзального комплекса. Российская Федерация (субъект Российской Федерации) в проведении указанной реконструкции участия не принимает.
Работы по реконструкции не ограничивают возможности аэропорта по приему и отправке воздушных судов авиакомпаний, осуществляющих полеты через аэропорт "Кольцово".
Работы по реконструкции аэровокзального комплекса ведутся параллельно деятельности ОАО "Аэропорт "Кольцово" по осуществлению аэропортового обслуживания воздушных судов авиаперевозчиков, осуществляющих полеты через аэропорт "Кольцово".
Также представитель ОАО "Аэропорт "Кольцово" отметил, что в связи с приходом в 2007 году новой команды менеджеров руководство ОАО "Аэропорт "Кольцово" открыто к конструктивному диалогу с представителями любых авиаперевозчиков, планирующих выполнять регулярные полеты через аэропорт "Кольцово".
Представитель ОАО "Аэропорт "Кольцово" также пояснил Комиссии, что в течение зимы 2007 года и весны 2008 года велись переговоры с а/к "Сибирь" о развитии маршрутной сети через аэропорт "Кольцово".
После проведения ряда встреч между ОАО "Аэропорт "Кольцово" и а/к "Сибирь" были достигнуты договоренности о взаимовыгодном сотрудничестве и заключены договоры на наземное обслуживание воздушных судов авиакомпании в аэропорту "Кольцово". И с августа 2008 года а/к "Сибирь" выполняет регулярные полеты по маршрутам Москва-Екатеринбург-Москва и Екатеринбург-Сочи-Екатеринбург через аэропорт "Кольцово".

Комиссия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле и установила следующее.
Согласно пункту 6.1 Положения об аэропортах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.1995 № ДВ-121 (далее - Положение об аэропортах), аэропорт обязан обеспечить право равного доступа и равные условия деятельности авиаперевозчикам всех форм собственности, выполняющим полеты (перевозки) на основании имеющихся лицензий.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2007 № 397 "О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок" (далее - Постановление) деятельность по осуществлению авиаперевозок пассажиров и грузов подлежит обязательному лицензированию.
Постановление предусматривает выдачу лицензии, предоставляющей право авиаперевозчику осуществлять перевозки пассажиров по расписанию, формируемому им с учетом спроса на перевозки, и выполнения при этом требования по обеспеченности воздушными судами на праве собственности или ином законном основании в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения указанных перевозок.
В соответствии с Постановлением регулярные пассажирские перевозки организовываются и осуществляются авиаперевозчиками на основе договоров с аэропортами, агентствами по продаже авиаперевозок и другими организациями, обеспечивающими авиаперевозочный процесс.
Согласно подпункту 6.1.3 пункта 6.1 Положения об аэропортах аэропорт предоставляет услуги авиаперевозчикам по приему, отправке воздушных судов и обслуживанию авиаперевозок на основе договоров, в которых устанавливается перечень оказываемых услуг и порядок их предоставления.
При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" хозяйствующие субъекты - субъекты естественной монополии, осуществляющие деятельность, связанную с оказанием услуг в аэропортах, не вправе отказываться от заключения с отдельными авиаперевозчиками договоров на оказание аэропортовых услуг и наземное обслуживание при наличии у них возможности оказания таких услуг.

Комиссия установила, что ОАО "Аэропорт "Кольцово" постановлением ФЭК России № 61-т/1 от 05.08.2003 № 66/2/1 внесен в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в сфере услуг аэропортов.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - субъект естественной монополии занимает доминирующее положение на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО "Аэропорт "Кольцово", являясь хозяйствующим субъектом - субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке оказания аэропортовых услуг в аэропорту г. Екатеринбурга (аэропорт "Кольцово") и оказывает решающее влияние на рынок оказания услуг по перевозке воздушным транспортом пассажиров и грузов по маршруту Москва-Екатеринбург-Москва.
Комиссия установила, что в 2007 году и в настоящее время на данном направлении выполняют регулярные полеты несколько крупных авиаперевозчиков. Кроме того, в 2007 году с указанного рынка ушло несколько малых авиаперевозчиков. В 2007 году велась реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта "Кольцово", которая не препятствовала осуществлению деятельности по приему и отправке воздушных судов авиакомпаний, летающих через аэропорт "Кольцово".
Представитель ОАО "Аэропорт "Кольцово" не утверждал о чрезмерной загруженности аэропорта "Кольцово" в 2007 году и первом полугодии 2008 года.
Учитывая изложенное, Комиссия установила, что ОАО "Аэропорт "Кольцово" имело технологическую возможность оказать а/к "Сибирь" услуги по наземному обслуживанию ее воздушных судов в аэропорту "Кольцово" в период с момента поступления письма а/к "Сибирь" от 29.10.2007 № 953 в ОАО "Аэропорт "Кольцово" до июля 2008 года.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается экономически или технологически необоснованное уклонение занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такое уклонение прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
При этом Комиссия принимает во внимание следующее.
Согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно пункту 1 статьи 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Учитывая положение пункта 2 статьи 432 ГК РФ, в понимании пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции под уклонением занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) следует рассматривать как уклонение такого хозяйствующего субъекта от направления оферты (проекта договора) покупателям (заказчикам), так и его уклонение от акцепта оферты, направленной соответствующими покупателями (заказчиками).
Комиссия не считает обоснованным связывать готовность руководства ОАО "Аэропорт "Кольцово" к конструктивному диалогу с представителями любых авиаперевозчиков, планирующих выполнять регулярные полеты через аэропорт "Кольцово" только с политикой, проводимой новой командой менеджеров, которая пришла в аэропорт "Кольцово" в 2007 году.
Также Комиссия считает необоснованным ставить условием подписания договоров на аэропортовое обслуживание воздушных судов в аэропорту "Кольцово" выставление таких требований как: осуществление полетов на местных линиях, перевод парка воздушных судов а/к "Сибирь" в аэропорт "Кольцово".
Таким образом, ОАО "Аэропорт "Кольцово" технологически и экономически необоснованно уклонялось от заключения с а/к "Сибирь" договора на наземное обслуживание ее воздушных судов в аэропорту "Кольцово", что имеет своим результатом ущемление интересов а/к "Сибирь" и содержит нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА

1. Признать ОАО "Аэропорт "Кольцово" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством технологически необоснованного уклонения от заключения с ОАО "Авиакомпания "Сибирь" договора на наземное обслуживание воздушных судов ОАО "Авиакомпания "Сибирь" в аэропорту г. Екатеринбурга ("Кольцово"), что имеет своим результатом ущемление интересов ОАО "Авиакомпания "Сибирь".
2. В связи с добровольным устранением ОАО "Аэропорт "Кольцово" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела № 1 10/59-08 прекратить.
3. Предписание по делу № 1 10/59-08 ОАО "Аэропорт "Кольцово" не выдавать в связи с добровольным устранением им нарушения антимонопольного законодательства, указанного в пункте 1 резолютивной части настоящего Решения.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


Председатель Комиссии
А.Н. Голомолзин

Члены Комиссии:
Д.А. Рутенберг

И.В. Сухинина

В.В. Курандина

А.В. Локотилова

Х.С. Салехова

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь