Решение и предписание в отношении ГУП "Аэропорт Якутск" и Министерства транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия)

20 января 2009, 15:38
Тип документа:
РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/42-08

13 ноября 2008 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя ФАС России - Голомолзина А.Н.; членов Комиссии: начальника Управления контроля транспорта и связи К.В. Сеничкина, заместителя начальника Управления контроля транспорта и связи Д. А. Рутенберга; заместителя начальника отдела воздушного и автомобильного транспорта Управления контроля на транспорте и связи Сухининой И.В.; заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления Локотиловой А.В. ведущего эксперта информационного-аналитического отдела Аналитического управления - Фоминой И.М.,

в присутствии представителей: Президента Республики Саха (Якутия) - Попова Н.Н. (доверенность от 08.09.2008 № 644-ВШ), Министерства транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) - Жарикова В.О. (доверенность от 01.10.2008), ГУП "Аэропорт Якутск" - Мантрова С.В. (доверенность от 2412.2007 № 2972, Малахова И.С. (доверенность от 24.12.2007 № 1/2971),
представитель ООО Авиакомпания "ИНТЕРАВИА", уведомленный надлежащим образом о времен7и и месте рассмотрения дела на заседание Комиссии не явился (уведомление о вручении от 21.10.2008 № 12399505593526),
рассмотрев дело № 1 10/42-08 по признакам нарушения:
- ГУП "Аэропорт Якутск" (677014, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Гагарина, 10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);
- Министерством транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) (677000, г. Якутск, пр-т Ленина, 22) и ГУП "Аэропорт Якутск" части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции;
- Президентом Республики Саха (Якутия) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА

ФАС России рассмотрел обращение ООО Авиакомпания "ИНТЕРАВИА" (далее - а/к "Интеравиа") об отказе ГУП "Аэропорт Якутск" согласовать а/к "Интеравиа" слоты (временные интервалы прибытия и отправления воздушных судов) в целях выполнения регулярных рейсов по маршруту Москва-Якутск-Москва, а также об отказе ГУП "Аэропорт Якутск" заключить с а/к "Интеравиа" договоры на наземное обслуживание ее воздушных судов в аэропорту г. Якутска при осуществлении регулярных рейсов по маршруту Москва-Якутск-Москва.
Анализ обращения и представленных материалов показал следующее.
Аэропортовое обслуживание в аэропорту г. Якутска осуществляет ГУП "Аэропорт Якутск".
07.09.2007 а/к "Интеравиа" получена лицензия № 01 3780 на осуществление регулярных рейсов по маршруту Москва-Якутск. Между а/к "Интнтеравиа" и ГУП "Аэропорт Якутск" были заключены договоры (от 26.07.2007 № 583/07 и № 705) на наземное обслуживание воздушных судов а/к "Интеравиа" в аэропорту г. Якутска при осуществлении нерегулярных рейсов по направлению Москва-Якутск-Москва.
После получения лицензии а/к "Интеравиа" обратилась в ГУП "Аэропорт Якутск" с просьбой о направлении в адрес авиакомпании проектов договоров на наземное техническое обслуживание ее воздушных судов для выполнения регулярных рейсов по маршруту Москва-Якутск-Москва, а также с просьбой о согласовании слотов, но от ГУП "Аэропорт Якутск" поступил отказ, который был мотивирован удовлетворенностью спроса на авиаперевозки по данному маршруту.
Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров обратился в Министерство транспорта Российской Федерации с письмами от 03.08.2007 №471-ВШ и от 01.11.2007 № 686-ВШ, в которых указал, что решение о выдаче лицензии а/к "Интеравиа" на право выполнения регулярных перевозок по маршруту Москва-Якутск-Москва является преждевременным и нецелесообразным.
Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) и ГУП "Аэропорт Якутск" обратились в Федеральное агентство воздушного транспорта с совместным письмом от 28.11.2007 № 01.2-07-56, в котором просили пересмотреть решение о выдаче лицензии а/к "Интеравиа" на право выполнения регулярных перевозок по маршруту Москва-Якутск-Москва и информировали о прекращении с 30.11.2007 обслуживания рейсов а/к "ИНТЕРАВИА" в аэропорту г. Якутска.
По результатам рассмотрения обращения, писем Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова, совместного письма Министерства транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) и ГУП "Аэропорт Якутск" и представленных материалов ФАС России приказом от 18.06.2008 № 214 возбудил дело № 1 10/42-08 по признакам нарушения ГУП "Аэропорт Якутск" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции; Министерством транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) и ГУП "Аэропорт Якутск" - части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции; Президентом Республики Саха (Якутии) - части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Комиссия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.
С 26.09.2007 а/к "Интеравиа" пыталась заключить с ГУП "Аэропорт Якутск" договоры на наземное техническое обслуживание своих воздушных судов, выполняющих регулярные рейсы через аэропорт г. Якутска по маршруту Москва-Якутск-Москва, и согласовать запрашиваемые для полетов слоты.
Но ГУП "Аэропорт Якутск" отказывался заключать указанные договоры и согласовывать запрошенные слоты или предложить иные слоты, которые были бы удобными для а/к "Интеравиа".
Согласно телеграмме ГУП "Аэропорт Якутск" № 020824 между ГУП "Аэропорт Якутск" и а/к "Интеравиа" заключены договоры на наземное обслуживание ее воздушных судов в аэропорту г. Якутска в целях выполнения чартерных рейсов по маршруту Москва-Якутск-Москва. ГУП "Аэропорт Якутск" не подтвердил запрошенные а/к "Интеравиа" слоты для выполнения регулярных полетов через аэропорт г. Якутск, указав при этом, что на данном маршруте полностью удовлетворен спрос на пассажирские авиаперевозки. На указанном маршруте еженедельно выполняется 11 прямых рейсов: авиакомпания Якутия - 7 рейсов, авиакомпания Домодедовские авиалинии - 4 рейса, кроме того, авиакомпаниями Сибирь, Красноярские авиалинии, Уральские авиалинии выполняются трансферные перевозки пассажиров на Москву через аэропорты Толмачево, Емельяново, Кольцово. На все обращения а/к "Интеравиа" о предоставлении временного интервала 0530 - 0730 ГУП "Аэропорт Якутск" был дан отрицательный ответ. Для выполнения чартерных рейсов а/к "Интеравиа" были предложены другие временные интервалы, однако предложенные новые временные интервалы для чартерных полетов через аэропорт г. Якутска а/к "Интеравиа" не устроили.
Проанализировав свои возможности и ресурсы, сложившийся рынок авиаперевозок на маршруте Москва-Якутск-Москува и то, что спрос на авиаперевозки по данному маршруту довлетворен полностью, а также отрицательное заключение Саха (Якутского) филиала ДОУ ВТ Росавиации о выдаче а/к "Интеравиа" лицензии на осуществление регулярных перевозок по данному направлению, ГУП "Аэропорт Якутск" принял решение об отказе а/к "Интеравиа" в согласовании слотов в сезон "Зима 2007", запрошенных ею для выполнения регулярных рейсов по маршруту Москва-Якутск-Москва, а также принял решение не продлевать договор на обслуживании чартерных рейсов а/к "Интеравиа" от 26.07.2007 № 583/07.

Согласно пункту 6.1 Положения об аэропортах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.1995 № ДВ-121 (далее - Положение об аэропортах), аэропорт обязан обеспечить право равного доступа и равные условия деятельности авиаперевозчикам всех форм собственности, выполняющим полеты (перевозки) на основании имеющихся лицензий.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2007 № 397 "О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок" (далее - Постановление № 397) деятельность по осуществлению авиаперевозок пассажиров и грузов подлежит лицензированию.
Постановление № 397 предусматривает выдачу лицензии, предоставляющей право авиаперевозчику осуществлять перевозки пассажиров по расписанию, формируемому им с учетом спроса на перевозки, и выполнение при этом требование по обеспеченности воздушными судами на праве собственности или ином законном основании в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения указанных перевозок.
Согласно подпункту 6.1.3 пункта 6.1 Положения об аэропортах аэропорт предоставляет услуги авиаперевозчикам по приему, отправке воздушных судов и обслуживанию авиаперевозок на основе договоров, в которых устанавливается перечень оказываемых услуг и порядок их предоставления.
При этом следует учитывать, что на основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" хозяйствующие субъекты - субъекты естественной монополии, осуществляющие деятельность, связанную с оказанием услуг в аэропортах, не вправе отказываться от заключения с отдельными авиаперевозчиками договоров на оказание аэропортовых услуг и наземное обслуживание при наличии у них возможности оказания таких услуг.
При этом Комиссия учитывает, что деятельность хозяйствующих субъектов в сфере оказания услуг в аэропортах осуществляется на основании договоров о предоставлении аэропортовых услуг, заключаемых с авиаперевозчиками, при условии предварительного согласования временного интервала прибытия и отправления воздушных судов (слотов) авиаперевозчиков.
Комиссия установила, что расписание регулярных полетов разрабатывается, издается и ведется, в том числе с целью:
- планирования условий безопасного выполнения рейсов в воздушном пространстве и аэропортах;
- контроля соблюдения рейсами нормативов пропускной способности служб аэропорта.
26.10.2007 Росавиация приняла решение о внесении в расписание регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов регулярных рейсов в сезоне "Зима 2007" по маршруту Москва-Якутск-Москва рейс а/к "Интеравиа" (прибытие / отправление в/ из аэропорта г. Якутска по 2, 4, 5, 7 /1, 3, 5, 6 дням в 0500/ 0700) и обязала ГУП "Аэропорт Якутск" обслуживать воздушные суда а/к "Интеравиа" при выполнении полетов по данному расписанию (телеграмма Росавиации 261427 от 26.09.2008).
12.11.2007 Центр регистрации и тарифов ЗАО "Транспортная клиринговая палата" (далее - ЦРТ) зарегистрировал в установленном порядке расписание регулярных рейсов а/к "Интеравиа" по маршруту Москва-Якутск-Москва.
С этого времени а/к "Интеравиа" осуществляла регулярные полеты по указанному маршруту через аэропорт г. Якутска, но ГУП "Аэропорт Якутск" так и не заключил с ней договоры на наземное обслуживание ее воздушных судов.
Заявленные слоты а/к "Интеравиа" были выбраны исходя из анализа пропускной способности аэропорта г. Якутска, что подтверждено решением Росавиации от 26.10.2008.
Решением от 22.05.2007 по делу № А40-69020/07-152-454, рассмотренному по заявлению ГУП "Аэропорт Якутск", Арбитражный суд г. Москвы признал решение Росавиации от 26.10.2007 о внесении в расписание регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов регулярных рейсов а/к "Интеравиа" в сезоне "Зима 2007" по маршруту Москва-Якутск-Москва законным.
Арбитражный суд г. Москвы установил, что в связи с отказом ГУП "Аэропорт Якутск" в согласовании слотов а/к "Интеравиа", имело место ограничение деятельности хозяйствующего субъекта на рынке услуг авиаперевозок.
Кроме того, в указанном Решении Арбитражного суда г. Москвы отмечено, что по заявлению генерального директора а/к "Интеравиа" ЦРТ была подготовлена справка о возможности аэропорта г. Якутска принимать и обслуживать воздушные суда а/к "Интеравиа" при выполнении ими регулярных полетов по маршруту Москва-Якутск-Москва в заявленные а/к "Интеравиа" временные интервалы. Решение Росавиация от 26.10.2007 было принято на основании этой справки.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2007 вступило в законную силу.
Комиссия приняла к сведению тот факт, что Якутской транспортной прокуратурой по жалобе генерального директора а/к "Интеравиа" об отказе ГУП "Аэропорт Якутск" заключить с а/к "Интеравиа" договоры на наземное обслуживание ее воздушных судов в аэропорту г. Якутска при выполнении регулярных полетов по маршруту Москва-Якутск-Москва по зарегистрированному в ЦРТ регулярному расписанию была проведена проверка.
По результатам указанной проверки Якутская транспортная прокуратура установила, что а/к "Интеравиа" получила возможность для выполнения регулярных пассажирских рейсов с момента утверждения соответствующего расписания, но договоры на наземное обслуживание ее воздушных судов при выполнении регулярных рейсов так и небыли заключены.
В ходе проверки Якутской транспортной прокуратурой был выявлен ряд телеграмм генерального директора ГУП "Аэропорт Якутск", из которых следует, что спрос на авиаперевозки по указанному выше маршруту полностью удовлетворен, в следствие чего ГУП "Аэропорт Якутск" принял решение не согласовывать слоты а/к "Интеравиа" в сезон "Зима 2007" для выполнения регулярного пассажирского рейса и не продлевать договор на обслуживание чартерных рейсов от 26.07.2007.
По результатам проверки 29.11.2007 Якутской транспортной прокуратурой генеральному директору ГУП "Аэропорт Якутск" было внесено Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, Комиссия установила, что ГУП "Аэропорт Якутск" имело возможность подтвердить а/к "Интеравиа" запрашиваемые слоты для выполнения регулярных полетов по маршруту Москва-Якутск-Москва с момента обращения в ГУП "Аэропорт Якутск" с соответствующей просьбой и только благодаря вмешательству Росавиации а/к "Интеравиа" смогла начать выполнение регулярных пассажирских перевозок по данному маршруту.
В соответствии с Постановлением № 397 регулярные пассажирские перевозки организовываются и осуществляются авиаперевозчиками на основе договоров с аэропортами, агентствами по продаже авиаперевозок и другими организациями, обеспечивающими авиаперевозочный процесс.
Отсутствие договоров на наземное и техническое обслуживание воздушных судов а/к "Интеравиа" ущемляет ее права и интересы, поскольку в случае изменения параметров рейсов, нормативов пропускной способности и ограничений в работе аэропортов, а также в ситуации, когда невозможно распределить временные интервалы так, чтобы все авиаперевозчики были удовлетворены, предпочтение отдается договорным регулярным пассажирским рейсам.

Комиссия установила, что 30 июля 2008 года ГУП "Аэропорт Якутск" направил в адрес а/к "Интеравиа" проекты договоров на наземное обслуживание и техническое обслуживание ее воздушных судов (№ 831/08, № 832/ТО, № 829, № 830, № 824), а также согласовал слоты для выполнения регулярных полетов по маршруту Москва-Якутск-Москва в сезон "Лето 2008".
После этого начались переговоры по согласованию указанных договоров, и началась предварительная продажа билетов на рейсы а/к "Интеравиа", запланированные с 22 августа 2008 года.
Оказание услуг в аэропортах, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Решением Правления МАП России от 25.05.98 № 18/2-а/п ГУП "Аэропорт Якутск" включен в реестр субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - субъект естественной монополии занимает доминирующее положении на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ГУП "Аэропорт Якутск", являясь хозяйствующим субъектом - субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на локальном рынке аэропортовых услуг в аэропорту г. Якутска в с долей на указанном рынке в размере 100%, поскольку является единственным хозяйствующем субъектом, осуществляющим деятельность по аэропортовому обслуживанию в аэропорту г. Якутска и оказывает решающее влияние на рынок оказания услуг по перевозке воздушным транспортом пассажиров и грузов по маршруту Москва-Якутск-Москва.

Учитывая изложенное, Комиссия установила, что ГУП "Аэропорт Якутск" имел технологическую и экономическую возможность оказать а/к "Интеравиа" услуги по наземному обслуживанию ее воздушных судов в аэропорту г. Якутск в период с момента обращения а/к "Интеравиа" в ГУП "Аэропорт Якутск" с соответствующей просьбой до июля 2008 года.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается экономически или технологически необоснованное уклонение занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такое уклонение прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Таким образом, ГУП "Аэропорт Якутск" технологически и экономически необоснованно отказывался от заключения с а/к "Интеравиа" договоров на наземное обслуживание ее воздушных судов в аэропорту г. Якутска что имеет своим результатом ущемление интересов а/к "Интеравиа" и содержит нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В письме Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на имя Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина от 03.08.2007 № 471-ВШ со ссылкой на Протокол совещания Минтранс России от 03.08.205 № 4 о взаимодействии в сфере развития транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) отмечается, что вопросы регулирования воздушных перевозок в Якутии должны решаться во взаимодействии с Правительством Республики Саха (Якутия).
Эксплуатацию воздушной линии Москва-Якутск-Москва осуществляют несколько авиакомпаний: "Домодедовские авиалинии", "Сибирь", "Красс-Эйр", "Якутия". При этом авиакомпания 2Якутия" выполняет "пакетные перевозки" в 24 района Республики Саха (Якутия) и далее по направлению Якутия-Москва с применением сквозных маршрутов, доступных для населения региона. Доходы авиакомпании "Якутия" от эксплуатации данной воздушной линии являются бюджетообразующими. Во многом, благодаря эффективной эксплуатации данной воздушной линии авиакомпания "Якутия" стабильно и регулярно обеспечивает региональные перевозки, многие маршруты которых расположены в труднодоступных районах Крайнего Севера.
Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров высказывает мнение, что экономические показатели эксплуатации воздушной линии Якутск-Москва свидетельствуют о полном удовлетворении спроса и сбалансированности рынка. Допуск дополнительных авиаперевозчиков без учета специфики Крайнего Севера, где единственным видом транспорта является воздушный транспорт, приведет к крайне негативным социально-экономическим последствиям, убыточности авиаперевозчиков, и как следствие, сокращение рабочих мест.
На основании изложенного Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров в данном письме высказывает мнение о том, что решение лицензионной комиссии Федерального агентства воздушного транспорта о выдаче лицензии а/к "Интеравиа" на право выполнения регулярных перевозок по маршруту Москва-Якутск-Москва является преждевременным и нецелесообразным.
В письме Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова от 01.11.2007 № 686-ВШ в дополнение к вышеуказанному письму также высказывается мнение о целесообразности отмены решения лицензионной комиссии Федерального агентства воздушного транспорта на выдачу лицензии а/к "ИНТЕРАВИА" на выполнение регулярных рейсов по маршруту Москва-Якутск-Москва в связи с полной удовлетворенностью пассажирского спроса на данном направлении. Также отмечается, что Правительство Республики Саха (Якутия) проводит политику, направленную на обеспечение сбалансированности и доступности региональных авиаперевозок и их дальнейшее развитие. Значительные финансовые ресурсы для реализации данной политики привлечены из бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе для обновления парка региональных воздушных судов.
По мнению Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова, новому претенденту на предоставление авиатранспортных услуг в Северных и отдаленных регионах по требованию заинтересованной стороны (администрации, авиационного перевозчика) может быть отказано в выдаче лицензии, если это может нанести ущерб местным авиаперевозкам.
Также в письме Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова в адрес Руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Е.В. Бачурину от 14.11.2007 № 738-ВШ также подчеркивалось, что действующие на линии Москва-Якутск-Москва авиаперевозчики (АК "Домодедовские авиалинии", "Сибирь", "Красс-Эйр", "Якутия") полностью удовлетворяют спрос на перевозки пассажиров, груза, багажа.
В связи с завершением 15.10.2007 речной навигации объем завезенного авиационного топлива в аэропорту г. Якутска рассчитан и соответствует потребностям только указанных выше авиаперевозчикам до начала навигации 2008 года.
Воздушные суда иных кроме указанных авиакомпаний заправляться топливом в аэропорту г. Якутска до начала навигации 2008 года не будут.
По результатам анализа писем Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова, письменных пояснений Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова (от 06.10.2008 № 709-ВШ, от 09.09.2008 № 639-ВШ), по делу № 1 10/42-08 а также разъяснений, данные представителем Президента Республики Саха (Якутия) в ходе заседания Комиссии, установлено, что в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия), а именно Конституцией Республики Саха (Якутия) и Конституционным законом Республики Саха (Якутия) "О Президенте Республики Саха (Якутия)", Президент Республики Саха (Якутия) может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) с федеральными органами исполнительной власти, что подразумевает участие в общей работе, деятельности, сотрудничество и предполагает наличие переписки, касающейся тех или иных вопросов, внесения предложений, законодательных инициатив и т.д.
Комиссией установлено, что указанные письма Президента Республики Саха (Якутия) носят в целом описательный и оценочный характер и содержат предложения в рамках решения Протокола совещания Минтранс России от 03.08.2005 № 4 о взаимодействии с Правительством Республики Саха (Якутия) в сфере развития транспортного комплекса Республики Саха (Якутия).
Как следует из письменных пояснений Президента Республики Саха (Якутия), рассмотрение решения о выдаче а/к "Интеравиа" лицензии в качестве преждевременной и нецелесообразной меры является лишь мнением Президента Республики Саха (Якутия).
В месте с тем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве воздушных сообщений" выдача лицензий относится исключительно к полномочиям данного федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Вместе с тем, по мнению Комиссии, издание Президентом Республики Саха (Якутия) писем от 14.11.2007 № 738-ВШ, от 01.11.2007 № 686-ВШ, от 03.08.2007 № 471-ВШ не имеет и не может иметь своим результатом последствия в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
Таким образом, факт нарушения Президентом Республики Саха (Якутия) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не подтверждается.

В совместном письме Министерства транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) и ГУП "Аэропорт Якутск" (в адрес Руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Е.В. Бачурину) от 28.11.2007 № 01.2-07-56 со ссылкой на письма Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) (от 03.08.2007 № 471-ВШ, от 14.11.2007 № 738-ВШ от 01.11.2007 № 686-ВШ) сообщается, что в связи с удовлетворенностью пассажирского спроса на воздушной линии Москва-Якутск-Москва, отрицательным заключением Дальневосточного окружного территориального управления воздушного транспорта о целесообразности выдачи лицензии а/к "Интеравиа" и с отсутствием авиационного топлива в аэропорту г. Якутска, во избежание возникновения сбойных ситуаций по перевозке пассажиров и грузов, в качестве меры их предотвращения с 30.11.2007 прекращается обслуживание рейсов Авиакомпании "ИНТЕРАВИА" в аэропорту г. Якутска.
Из письменных пояснений Первого заместителя Министра транспорта, связи информатизации Республики Саха (Якутия) А.Е. Тарасова (от 14.07.2008 № И-01-2008) по делу № 1 10/42-08 следует, что природа конфликта между ГУП "Аэропорт Якутск" и а/к "Интеравиа" лежит в плоскости договорных отношений.
Также из этих объяснений следует, что данный вопрос рассматривался на совместном совещании с участием представителей Минтранс России, Министерства транспорта, связи информатизации Республики Саха (Якутия) и руководителей предприятий воздушного транспорта 04.07.2008 в аэропорту г. Якутска. На совещании якутской стороной сформулированы встречные предложения, выдвинутые ГУП "Аэропорт Якутск", которые было решено обсудить с руководством а/к "Интеравиа".
Также подчеркивается, что, несмотря на несовпадение позиций сторон по некоторым аспектам обсуждаемого вопроса, авиатранспортное сообщество Республики Саха (Якутия), органы исполнительной власти региона с пониманием относятся к проблемам развития рынка авиатранспортных услуг и готовы к ведению конструктивного диалога в рамках антимонопольного законодательства.
Кроме того, Комиссия приняла к сведению, что согласно письму Федерального агентства воздушного транспорта (от 03.12.2007 № БЕ 1.12-3970) в котором отмечается, что в настоящее время имеет место активное противодействие со стороны аэропортов деятельности ряда российских авиакомпаний в пользу базовых региональных авиаперевозчиков, еще в недавнем прошлом являвшихся структурными подразделениями единых с аэропортами предприятий. В большинстве случаев такая позиция аэропортов опирается на поддержку региональных или городских властей, которые в свою очередь, оказывают давление на решения, принимаемые Федеральным агентством воздушного транспорта, в виде обращений в Минтранс России, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и Президенту Российской Федерации, что ведет к искусственному ограничению конкуренции на рынке воздушных перевозок.
При этом Комиссия полагает, что издание данного совместного письма Министерством транспорта, связи информатизации Республики Саха (Якутия) и ГУП "Аэропорт Якутск" усиливает позицию ГУП "Аэропорт Якутск" в хозяйственном споре с а/к "Интеравиа" и может иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке авиаперевозок по маршруту Москва-Якутск-Москва через аэропорт г. Якутска.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, издание Министерством транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) и ГУП "Аэропорт Якутск" совместного письма, (от 28.11.2007 № 01.2-07-56) может иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок по маршруту Москва-Якутск-Москва и содержит нарушение части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА

1. Признать ГУП "Аэропорт Якутск" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством технологически и экономически необоснованного отказа от заключения с ООО Авиакомпания "ИНТЕРАВИА" договоров на наземное и техническое обслуживание ее воздушных судов в аэропорту г. Якутска, что имеет своим результатом ущемление интересов ООО Авиакомпания "ИНТЕРАВИА".
2. В связи с добровольным устранением ГУП "Аэропорт Якутск" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела № 1 10/42-08 в этой части прекратить.
3. Предписание по делу № 1 10/42-08 ГУП "Аэропорт Якутск" не выдавать в связи с добровольным устранением им нарушения антимонопольного законодательства, указанного в пункте 1 резолютивной части настоящего Решения.
4. В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Президента Республики Саха (Якутия), на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" производство по делу № 1 10/42-08 в этой части прекратить.
5. Признать Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) и ГУП "Аэропорт Якутск" нарушившими часть 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем издания совместного письма от 28.11.2007 № 01.2-07-56, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок по маршруту Москва-Якутск-Москва.
6. Выдать Министерству транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) и ГУП "Аэропорт Якутск" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.



Председатель Комиссии А.Н. Голомолзин
Члены Комиссии:
К.В. Сеничкин

Д.А. Рутенберг

И.В. Сухинина

И.М. Фомина

А.В. Локотилова



ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1 10/42-08

13 ноября 2008 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя ФАС России - Голомолзина А.Н.; членов Комиссии: начальника Управления контроля транспорта и связи К.В. Сеничкина, заместителя начальника Управления контроля транспорта и связи Д. А. Рутенберга; заместителя начальника отдела воздушного и автомобильного транспорта Управления контроля на транспорте и связи Сухининой И.В.; заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления Локотиловой А.В. ведущего эксперта информационного-аналитического отдела Аналитического управления - Фоминой И.М.,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
на основании своего решения от 13 ноября 2008 года по делу № 1 10/42-08 о нарушении Министерством транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) (677000, г. Якутск, пр-т Ленина, 22) и ГУП "Аэропорт Якутск" (677014, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Гагарина, 10) части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Министерству транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) и ГУП "Аэропорт Якутск" в срок до 27.02.2009 прекратить нарушение части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в издании совместного письма от 28.11.2007 № 01.2-07-56, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок по маршруту Москва-Якутск-Москва путем отзыва указанного письма.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 13.03.2009, представив в ФАС России доказательства, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности, предусмотренное законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязательности исполнения предписания административного органа.




Председатель Комиссии А.Н. Голомолзин
Члены Комиссии:
К.В. Сеничкин

Д.А. Рутенберг

И.В. Сухинина

И.М. Фомина

А.В. Локотилова









Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь