Решение ФАС России в отношении ООО "Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты" и ОАО "Уралмашзавод"

09 февраля 2009, 11:40
Тип документа:
17.02.2008 ЦА/34191

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 11/95-08

17 декабря 2008г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1 11/95-08 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Цыганова А.Г.; членов Комиссии: начальника Управления контроля промышленности Ульянова А.С., заместителя начальника Управления контроля промышленности Купова Д.Д., консультанта отдела судебной работы Правового управления Курандиной В.В., заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления Дроздова Б.Б., заместителя начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления Гусарова Г.В., главного специалиста-эксперта отдела машиностроения Управления контроля промышленности Бадаловой К.Ю. (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 1 11/95-08, возбужденное в отношении ООО "Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты" (ул.Свободы, д.19, г.Нижний Новгород, 603003) и ОАО "Уралмашзавод" (пл.Первой пятилетки, г.Екатеринбург, 620012) по признакам нарушения пунктов 4 и 7 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции),



УСТАНОВИЛА:

I. Основанием для возбуждения дела № 1 11/95-08 в отношении ООО "Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты" и ОАО "Уралмашзавод", послужило обращение в ФАС России ООО "Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты" и ОАО "Уралмашзавод" (вх. ФАС России № 41133 от 13.10.2008) о заключении ООО "Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты" и ОАО "Уралмашзавод" договора, который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства в части ограничения конкуренции.
Вместе с обращением были приложены соответствующие документы, проанализировав которые ФАС России признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ООО "Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты" и ОАО "Уралмашзавод" пунктов 4 и 7 части 1 статьи 11 Закона о конкуренции в части заключения соглашений между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными покупателями, если такой отказ прямо не предусмотрен федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, а также сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства.
Для проверки полученных материалов определением о назначении дела № 1 11/95-08 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению № ЦА/30910 от 21.11.2008 ФАС России были запрошены соответствующие документы.

II. Рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:

1. ООО "Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты" осуществляет управление проектами в области судостроения. Дивизион ООО "ОМЗ - Морские и нефтегазовые проекты" выделен из корпорации Объединенные машиностроительные заводы в мае 2004 г.
ОАО "Уралмашзавод" является крупнейшим производителем бурового оборудования, с 2007 года входит в состав совместного предприятия "Машиностроительная корпорация "УРАЛМАШ", созданного на паритетных условиях УК "Металлоинвест" и Объединенными машиностроительными заводами (Группа "Уралмаш-Ижора").

2. 20 декабря 2003 года между ООО "ОМЗ - Морские и нефтегазовые проекты", в лице генерального директора Косолапова М.В., и ОАО "Уралмашзавод", в лице исполнительного директора Воропаева Ф.А., подписан договор № 177-003-0002/МНП-П/255, предметом которого является отказ ОАО "Уралмашзавод" от заключения договоров поставки (изготовления, купли-продажи) бурового оборудования.
В частности в пункте 1.3 части 1 договора № 177-003-0002/МНП-П/255 от 20.12.2003 прописано, что "для достижения целей в области инжиниринга, изготовления, поставки, гарантийного обслуживания бурового оборудования ОАО "Уралмашзавод" за вознаграждение предоставляет ООО "ОМЗ - Морские и нефтегазовые проекты" право на осуществление деятельности в области инжиниринга, изготовления, поставки, гарантийного обслуживания бурового оборудования (далее - Право), отказываясь тем самым на срок действия настоящего договора от заключения договоров поставки (изготовления, купли-продажи) бурового оборудования, которое возможно для изготовления на ОАО "Уралмашзавод" по инжинирингу как ООО "ОМЗ - Морские и нефтегазовые проекты", так и аналогичного бурового оборудования по инжинирингу иных организаций, а ООО "ОМЗ - Морские и нефтегазовые проекты" обязуется оплатить переданное право и добросовестно использовать его в своей деятельности", а также в пункте 2.2 части 2 Договора "ОАО "Уралмашзавод" обязуется не конкурировать как непосредственно, так и через третьих лиц (в т.ч. дочерние, зависимые и аффилированные общества) с ООО "ОМЗ - Морские и нефтегазовые проекты" с использованием уступленного ему по настоящему договору Права".
Дополнительным соглашением № 1 от 12.05.2005 ООО "Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты" и ОАО "Уралмашзавод" отказалось от дальнейшего участия в договоре № 177-003-0002/МНП-П/255 от 20.12.2003 с 12 мая 2005 года.

3. Комиссией были рассмотрены и проанализированы представленные материалы и доводы, изложенные сторонами, а также проведено контрольное мероприятие ОАО "Уралмашзавод" (со 2 по 5 декабря 2008г. на основании приказов ФАС России от 19.11.2008 № 466, от 01.12.2008 № 515), и установлено следующее.
3.1. В адреса крупнейших потребителей бурового оборудования (ООО "Буровая компания "Евразия", ГПО "Белоруснефть", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Газпром нефть", ОАО "Сургутнефтегаз", Компания "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "Татнефть", ОАО "НК "Башнефть", ОАО "НГК "Славнефть", ОАО НК "РуссНефть" ОАО "ЛУКОЙЛ") ФАС России были направлены запросы информации об основных поставщиках бурового оборудования для вышеуказанных компаний. Проведя анализ полученной от потребителей информации ФАС России было установлено, что основными конкурентами ОАО "Уралмашзавод" и ООО "Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты" на рынке бурового оборудования Российской Федерации являются ООО "Волгоградский завод буровой техники", ООО "Уральский машиностроительный завод", ООО "Завод бурового и металлургического оборудования", ОАО "Нефтебур", Группа компаний "ИжДрил", ООО "Ринко-Альянс", Компания Bentec, а также иные российские и иностранные производители бурового оборудования, поставляющие свою продукцию на российский рынок. Также Комиссией было установлено, что совокупная доля ОАО "Уралмашзавод" и ООО "Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты" на момент действия договора № 177-003-0002/МНП-П/255 от 20.12.2003 на рынке бурового оборудования Российской Федерации не превышает 15%.
ОАО "Уралмашзавод" и ООО "Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты" не занимают доминирующее положение на рынке бурового оборудования.
3.2. При проведении контрольного мероприятия Инспекцией было установлено, что 31 марта 2000 года ОАО "Уралмашзавод" был заключен договор поставки двух буровых установок БУ5000/320ЭУК-Я № 211/160449 с ООО "ПромСнабЦентр", действие которого было продлено 04 мая 2005 года Дополнительным соглашением № 2 по договору поставки № 211/160449 от 31.03.2000.
3.3. В период с момента заключения договора № 177-003-0002/МНП-П/255 от 20.12.2003 до 12 мая 2005 года (дата прекращения действия договора) на основании части 1 статьи 9 Закона о конкуренции ОАО "Уралмашзавод" и ООО "Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты" входили в одну группу лиц.

4. После полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
ОАО "Уралмашзавод" и ООО "Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты" не могли оказать влияние на конкуренцию либо ограничивать конкуренцию на рынке бурового оборудования Российской Федерации, не поставляя буровое оборудование иным покупателям, кроме ООО "Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

В отношении ОАО "Уралмашзавод" и ООО "Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты" дело прекратить в связи с неподтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 52 Закона о конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


Председатель Комиссии А.Г. Цыганов




Члены Комиссии:



А.С. Ульянов


Д.Д. Купов


В.В. Курандина



Б.Б Дроздов


Г.В. Гусаров


К.Ю. Бадалова


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь