Решение ФАС России в отношении ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" и ОАО "Уралмашзавод"

09 февраля 2009, 11:45
Тип документа:
16.12.2008 ЦА/34021


РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/75-08

16 декабря 2008г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1 10/75-08 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Цыганова А.Г.; членов Комиссии: начальника Управления контроля промышленности Ульянова А.С., заместителя начальника Управления контроля промышленности Купова Д.Д., заместителя начальника Управления контроля промышленности - начальника отдела металлургии и рудно-сырьевого комплекса Иванова А.В., заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления Дроздова Б.Б., главного специалиста-эксперта отдела машиностроения Управления контроля промышленности Бадаловой К.Ю. (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 1 10/75-08, возбужденное в отношении ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" (пл.Первой пятилетки, г.Екатеринбург, 620012) и ОАО "Уралмашзавод" (пл.Первой пятилетки, г.Екатеринбург, 620012) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции),


УСТАНОВИЛА:

I. Основанием для возбуждения дела № 1 10/75-08 в отношении ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" и ОАО "Уралмашзавод", послужило обращение в ФАС России ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" (вх. ФАС России № 9351 от 11.03.2008) о заключении ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" и ОАО "Уралмашзавод" договора, который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства в части ограничения конкуренции.
Для проверки полученных материалов запросами №АГ/12755 от 26.05.2008 и № АГ/12754 от 26.05.2008 ФАС России были запрошены соответствующие документы, проанализировав которые ФАС России признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" и ОАО "Уралмашзавод" части 1 статьи 10 Закона о конкуренции в части действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

II. Рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:

1. ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" создано в 2004г в ходе реструктуризации активов и деятельности ОАО "Уралмашзавод", входит в группу компаний "Интегра". В момент создания ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" получило техническую, технологическую, конструкторскую и производственную базы по выпуску бурового оборудования. Основными видами деятельности ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" является производство стационарных буровых установок, кустовых буровых установок, мобильных буровых установок, узлов бурового оборудования.
ОАО "Уралмашзавод" является крупнейшим производителем бурового оборудования, с 2007 года входит в состав совместного предприятия "Машиностроительная корпорация "УРАЛМАШ", созданного на паритетных условиях УК "Металлоинвест" и Объединенными машиностроительными заводами (Группа "Уралмаш-Ижора").
ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" и ОАО "Уралмашзавод" являются прямыми конкурентами, действующими на рынке бурового оборудования.

2. 01 апреля 2005 года между ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование", в лице генерального директора Матвиенко М.И., и ОАО "Уралмашзавод", в лице генерального директора Силина А.Г., подписан договор № 730-910112, предметом которого являются "взаимоотношения ОАО "Уралмашзавод" и ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" в области инжиниринга, изготовления, поставки, гарантийного обслуживания бурового оборудования".
В пункте 1.3 части 1 договора № 730-910112 от 01.04.2005 указано, что "для достижения целей в области инжиниринга, изготовления, поставки, гарантийного обслуживания бурового оборудования ОАО "Уралмашзавод" за вознаграждение предоставляет ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" право на осуществление деятельности в области инжиниринга, изготовления, поставки, гарантийного обслуживания бурового оборудования (далее - Право), отказываясь тем самым на срок действия настоящего договора от заключения договоров поставки (изготовления, купли-продажи) бурового оборудования, которое возможно для изготовления на ОАО "Уралмашзавод" по инжинирингу как ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование", так и аналогичного бурового оборудования по инжинирингу иных организаций, а ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" обязуется оплатить переданное право и добросовестно использовать его в своей деятельности", а также в пункте 2.2 части 2 Договора "ОАО "Уралмашзавод" обязуется не конкурировать как непосредственно, так и через третьих лиц (в т.ч. дочерние, зависимые и аффилированные общества) с ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" с использованием уступленного ему по настоящему договору Права".
Письмом № 100-287 от 07.03.2008 ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" в адрес ОАО "Уралмашзавод" отказалось от дальнейшего участия в договоре № 730-910112 от 01.04.2005 с 1 октября 2007 года.

3. Комиссией были рассмотрены и проанализированы представленные материалы и доводы, изложенные сторонами, а также проведены контрольные мероприятия ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" и ОАО "Уралмашзавод" (со 2 по 5 декабря 2008г. на основании приказов ФАС России от 19.11.2008 № 466, от 01.12.2008 № 515), и установлено следующее.
3.1. В адреса крупнейших потребителей бурового оборудования (ООО "Буровая компания "Евразия", ГПО "Белоруснефть", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Газпром нефть", ОАО "Сургутнефтегаз", Компания "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "Татнефть", ОАО "НК "Башнефть", ОАО "НГК "Славнефть", ОАО НК "РуссНефть" ОАО "ЛУКОЙЛ") ФАС России были направлены запросы информации об основных поставщиках бурового оборудования для вышеуказанных компаний. Проведя анализ полученной от потребителей информации ФАС России было установлено, что основными конкурентами ОАО "Уралмашзавод" и ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" на рынке бурового оборудования Российской Федерации являются ООО "Волгоградский завод буровой техники", ООО "Уральский машиностроительный завод", ООО "Завод бурового и металлургического оборудования", ОАО "Нефтебур", Группа компаний "ИжДрил", ООО "Ринко-Альянс", Компания Bentec, а также иные российские и иностранные производители бурового оборудования, поставляющие свою продукцию на российский рынок. Также Комиссией было установлено, что совокупная доля ОАО "Уралмашзавод" и ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" на рынке бурового оборудования Российской Федерации не превышает 15%.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке.
ОАО "Уралмашзавод" и ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" не занимают доминирующее положение на рынке бурового оборудования, и следовательно не имеют возможности необоснованно устанавливать монопольно высокие цены на рынке бурового оборудования.
3.2. В ходе рассмотрения дела № 1 10/75-08, возбужденного в отношении ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" и ОАО "Уралмашзавод" Комиссия обнаружила признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 11 Закона о конкуренции, о чем ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" и ОАО "Уралмашзавод" были уведомлены определением ФАС России об отложении рассмотрения дела № 1 10/75-08 (исх. № ЦА/26908 от 17.10.2008).
3.3. При проведении контрольных мероприятий Инспекцией было установлено, что Договором поставки № 350-185654/418-167-0522 от 08.06.2007 ОАО "Уралмашзавод" обязалось поставить ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" 27 насосов УНБТ-1180L1, а также 2 буровые лебедки ЛБУ-1500 ЭТ-3 с дополнительным оборудованием. Договор поставки № 350-185654/418-167-0522 от 08.06.2007 между ОАО "Уралмашзавод" и ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" был заключен в рамках договора № 730-910112 от 01.04.2005.
3.4. 31 марта 2000 года ОАО "Уралмашзавод" был заключен договор поставки двух буровых установок БУ5000/320ЭУК-Я № 211/160449 с ООО "ПромСнабЦентр", действие которого было продлено 04 мая 2005 года Дополнительным соглашением № 2 по договору поставки № 211/160449 от 31.03.2000.

4. После полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
4.1. ОАО "Уралмашзавод" и ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" не занимают доминирующее положение на рынке бурового оборудования Российской Федерации, таким образом, ОАО "Уралмашзавод" и ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" не могут осуществлять действия (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение ограничения, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц, т.е. нарушить часть 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
4.2. Заключив договор № 730-910112 от 01.04.2005, ОАО "Уралмашзавод" и ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" нарушили пункт 7 части 1 статьи 11 Закона о конкуренции, запрещающий соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приведут к сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства.
4.3. Комиссией было установлено, что ОАО "Уралмашзавод" и ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" не исполняли договор № 730-910112 от 01.04.2005, таким образом указанные хозяйствующие субъекты не могли оказать влияние на конкуренцию либо ограничивая конкуренцию на рынке бурового оборудования Российской Федерации, поставляя буровое оборудование иным покупателям, кроме ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование", что подтверждает договор поставки двух буровых установок БУ5000/320ЭУК-Я № 211/160449 от 31 марта 2000 года, продленный 04 мая 2005 года Дополнительным соглашением № 2 по договору поставки № 211/160449 от 31.03.2000 года.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Дело № 1 10/75-08, возбужденное в отношении ОАО "Уралмашзавод" и ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование", в части нарушения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции пректатить в связи с неподтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства.
2. Признать ОАО "Уралмашзавод" и ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" нарушившими пункт 7 части 1 статьи 11 Закона о конкуренции, в части заключения ОАО "Уралмашзавод" и ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование" договора № 730-910112 от 01.04.2005, который мог привести к сокращению производства бурового оборудования, на которые имеется спрос, а также на поставки которого, размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства.
3. Не выдавать предписание ОАО "Уралмашзавод" и ЗАО "Уралмаш - буровое оборудование".
В соответствии со статьей 52 Закона о конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.



Председатель Комиссии А.Г. Цыганов








Члены Комиссии:

А.С. Ульянов



Д.Д. Купов


А.В. Иванов



Б.Б Дроздов


К.Ю. Бадалова


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь