Решение и предписание ФАС России в отношении ООО "ОПУС ТД" и ЗАО "ТАРКЕТТ РУС"

10 февраля 2009, 17:05
Тип документа:
РЕШЕНИЕ
по делу № 1 11/105-08
" 30" января 2009 года г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена 19 января 2009 г.
В полном объеме решение изготовлено 30 января 2009 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии - А.Ю. Цариковского - Статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России, членов Комиссии: А.Ю. Кинёва - начальника Управления по борьбе с картелями, А.Г. Сушкевича - начальника Аналитического управления, Л.А. Дорофеевой - консультанта правового отдела Управления по борьбе с картелями, А.В. Локотиловой - заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления,
в присутствии представителей ЗАО "ТАРКЕТТ РУС": Кадышевой О.В. (доверенность от 11.01.2009), Богдановой А.А. (доверенность от 13.10.2008), Котова А.И. (доверенность от 16.01.2009); представителей ООО "ОПУС ТД": Емелина А.Л. (доверенность от 12.01.2009), Кулюхина И.В. (доверенность от 12.01.2009), рассмотрев дело № 1 11/105-08 по признакам нарушения ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" (117420 г. Москва, Профсоюзная ул., д. 57) и ООО "ОПУС ТД" (115211 г. Москва, Каширское ш., 55) части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
В ФАС России из Брянского УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя А.Н. Мосина (далее - Заявитель) о согласовании ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" и ООО "ОПУС ТД" хозяйствующим субъектам, осуществляющим реализацию бытового винила и ламинированных напольных покрытий под брендом Tarkett, цен на указанную продукцию для целей ее перепродажи.
По мнению Заявителя, в указанных действиях ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" и ООО "ОПУС ТД" содержится нарушение антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения заявления А.Н. Мосина и представленных материалов ФАС России приказом от 08.12.2008 № 520 возбудил дело № 1 11/105-08 по признакам нарушения ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" и ООО "ОПУС ТД" части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции и создал комиссию по рассмотрению данного дела.
Комиссия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле и установила следующее.
Из заявления А.Н. Мосина следует, что в г. Брянске Заявитель осуществляет реализацию в розницу линолеума под брендом Tarkett. Указанную продукцию Заявитель приобретает у ООО "ОПУС ТД".
Согласно договору поставки от 05.07.2007 № 449-62н/07, заключенному между Заявителем и ООО "ОПУС ТД" (далее - Договор поставки), цены на реализуемый ООО "ОПУС ТД" линолеум определяются соглашением сторон (раздел 3 Договора поставки).
В конце марта 2008 года письмом представительства ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" в г. Москве А.Н. Мосин был проинформирован о вступлении в действие с 01.04.2008 года рекомендованных розничных цен на продукцию компании "ТАРКЕТТ" (Бытовой винил и Ламинированные напольные покрытия) в соответствующих регионах Российской Федерации, в том числе и в Брянской области.
Рассматривая указанные цены в качестве рекомендованных, Заявитель продолжил осуществлять самостоятельную ценовую политику при реализации линолеума под брендом Tarkett, сохраняя уровень розничных цен ниже рекомендованных.
Результатом указанной самостоятельной ценовой политики Заявителя явился отказ ООО "ОПУС ТД" в поставке Заявителю линолеума. При этом ООО "ОПУС ТД" ссылось на письмо ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" от 30.05.2008, согласно которому все поставки виниловой продукции под брендом Tarkett (за исключением Супер С, Оптима) в г. Брянске для Заявителя должны быть согласованы с менеджерами ЗАО "ТАРКЕТТ РУС", отвечающими за компанию - дистрибьютора.
Комиссия отмечает, что представленное Заявителем письмо от 30.05.2008 не содержит в качестве реквизитов регистрационного номера, а также подписи какого-либо уполномоченного лица ЗАО "ТАРКЕТТ РУС".
В указанном письме имеется ссылка на Регламент работы с магазинами торговой сети DIY и ключевой розницей, согласно пункту 5 которого в случае нарушения дистрибьютором или компании дистрибьютора согласованной ассортиментной политики вследствие фактического несоблюдения магазином DIY рекомендованной ценовой политики в регионе продавец вправе (в независимости от того, заключен ли у него договор с DIY или нет):
- приостановить отгрузку продукции дистрибьютору или компании группы дистрибьютора, по которым происходит нарушение согласованной ассортиментной политики вплоть до устранения причины нарушения;
- отказать дистрибьютору или компании группы дистрибьютора в маркетинговой поддержке, предусмотренной пунктом 6 настоящего Регламента при повторном в течение года нарушении.
Из письма ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" от 30.10.2008 в адрес Заявителя следует, что одним из элементов стратегии компании "Tarkett" является помощь независимой рознице с целью дальнейшего прибыльного роста магазинов.
Одним из элементов этой поддержки является помощь независимой рознице в позиционировании продукции Tarkett и информировании о розничных ценах. Однако владелец того или иного магазина сам определяет и принимает решение относительно политики ценообразования своего предприятия.
Как указывает ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" в данном письме, из объяснений менеджеров ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" следует, что целью общения с Заявителем было представление новых дизайнов и сообщение о потребительских свойствах продаваемой компанией продукции, а также доведение до Заявителя обобщенных и проанализированных данных об имеющихся розничных ценах по г. Брянску, поскольку от степени информированности участников хозяйственных отношений зависит степень удовлетворения потребительского спроса, получение наибольших финансовых результатов от осуществляемой предпринимательской деятельности, и что не менее важно для ЗАО "ТАРКЕТТ РУС", быстрота продвижения на рынок новых высококачественных и высокотехнологичных товаров. ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" не предпринимались в отношении Заявителя какие-либо действия, имеющие целью установление фиксированных цен на рынке, либо иные последствия, результатом которых может являться ограничение конкуренции, в связи с чем отношения Заявителя с контрагентами по договорам поставки продукции под брендом Tarkett подлежат урегулированию с других позиций.
Согласно письму ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" от 13.01.2009 № 1/1-09 ООО "ОПУС ТД" и ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" связывают долгосрочные отношения, урегулированные договорами поставки продукции на условиях, предусмотренными данными договорами. В настоящее время ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" является основным поставщиком виниловой продукции для ООО "ОПУС ТД". ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" не имело и не имеет в своей стратегии и политике цели каким-либо образом регулировать или управлять розничными ценами. ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" цены определяются исключительно условиями рыночной экономики, и в связи с этим ООО "ОПУС ТД", как участник рынка потребления продукции Tarkett, участвует в ценовой политике ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" как потребитель реализуемой продукции по цене, предложенной компанией, которая, в свою очередь, формируется с учетом спроса компаний-потребителей продукции.
ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" не устанавливало никаких условий, при которых необходимо получение согласования поставок виниловой продукции под брендом Tarkett с менеджерами компании. Договорные отношения с Заявителем у ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" отсутствуют. В распоряжении ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" отсутствует письмо за подписью Генерального директора либо иного уполномоченного им лица, с печатью компании, зарегистрированное в журнале исходящей корреспонденции, датированное 30.05.2008, согласно которому с 01.06.2008 все поставки виниловой продукции под брендом Tarkett (за исключением Супер С, Оптима) в г. Брянске для Заявителя должны быть согласованы с менеджерами ЗАО "ТАРКЕТТ РУС".
ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" отмечает, что не имеет Регламента работы с магазинами торговой сети DIY и ключевой розницей.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в частности, к установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок (доплат), наценок.
При этом согласно пункту 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции под координацией экономической деятельности понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.
ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" по причине отсутствия договорных отношений с Заявителем не могло осуществлять и не осуществляло согласования ценовой политики Заявителя в процессе осуществления последним деятельности по продаже в розницу линолеума под брендом Tarkett в г. Брянске.
В этой связи, учитывая изложенное, Комиссия отмечает, что факт нарушения ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции не подтверждается.
Из письменных пояснений ООО "ОПУС ТД" по делу № 1 11/105-08 (представлены письмом от 14.01.2009) следует, что ООО "ОПУС ТД" и ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" связывают длительные деловые отношения, которые основаны на договоре поставки от 06.12.2006 № 104. В настоящее время ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" является основным поставщиком виниловой продукции и ламинированных напольных покрытий для ООО "ОПУС ТД".
Между ООО "ОПУС ТД" и ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" не заключались какие-либо соглашения об ограничении количества мелкооптовых и розничных покупателей у компании ООО "ОПУС ТД", либо об установлении рекомендованных розничных цен для их применения клиентами ООО "ОПУС ТД".
Вместе с тем, ООО "ОПУС ТД" признает, что компанией осуществлялось информирование о предельных розничных надбавках, и менеджеры компании при встрече с контрагентами (в том числе, с Заявителем) рекомендовали устанавливать цены с учетом надбавок на определенном уровне.
В ходе рассмотрения дела № 1 11/105-08 представитель ООО "ОПУС ТД" сообщил, что ООО "ОПУС ТД" признает, что им осуществлялась координация экономической деятельности своих контрагентов - хозяйствующих субъектов, реализующих в розницу бытовой винил и ламинированные напольные покрытия под брендом Tarkett, а именно осуществлялось согласование данным хозяйствующим субъектам цен на указанную продукцию для целей ее перепродажи.
Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях ООО "ОПУС ТД" нарушение части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:
1. В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ЗАО "ТАРКЕТТ РУС", на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела № 1 11/105-08 в этой части прекратить.
2. Признать ООО "ОПУС ТД" нарушившим часть 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем согласования своим контрагентам - хозяйствующим субъектам, осуществляющим реализацию бытового винила и ламинированных напольных покрытий под брендом Tarkett, цен на указанную продукцию для целей ее перепродажи, что может иметь своим результатом установление перепродажных цен на данную продукцию.
3. Выдать ООО "ОПУС ТД" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии А.Ю. Цариковский
Члены Комиссии А.Ю. Кинёв
А.Г. Сушкевич
Л.А. Дорофеева
А.В. Локотилова

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1 11/105-08

19 января 2009 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии - А.Ю. Цариковского - статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России, членов Комиссии: А.Ю. Кинёва - начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России, А.Г. Сушкевича - начальника Аналитического управления ФАС России, Л.А. Дорофеевой - консультанта правового отдела Управления по борьбе с картелями ФАС России, А.В. Локотиловой - заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России, в присутствии представителей ЗАО "ТАРКЕТТ РУС": Кадышевой О.В. (доверенность от 11.01.2009), Богдановой А.А. (доверенность от 13.10.2008), Котова А.И. (доверенность от 16.01.2009); представителей ООО "ОПУС ТД": Емелина А.Л. (доверенность от 12.01.2009), Кулюхина И.В. (доверенность от 12.01.2009),
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 19.01.2009 по делу
№ 1 11/105-08 о нарушении ООО "ОПУС ТД" части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1) Прекратить действия, направленные на координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе по установлению определенных цен.
2) Осуществить комплекс обеспечивающих конкуренцию мероприятий, в том числе направить указанным хозяйствующим субъектам разъяснения о том, что цены на Продукцию для целей ее перепродажи устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно.
3) Информировать ФАС России о фактах нарушения антимонопольного законодательства, ставших известными в ходе осуществления предпринимательской деятельности.
4) О выполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания сообщить в ФАС России в срок до 01.04.2009, представив доказательства, подтверждающие их исполнение.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии А.Ю. Цариковский

Члены Комиссии А.Ю. Кинёв
А.Г. Сушкевич
Л.А. Дорофеева
А.В. Локотилова


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь