Решение и предписание в отношении ОАО "Концерн "Ижмаш" и ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие"

14 мая 2009, 14:21
Тип документа:
РЕШЕНИЕ
по делу № 1 11/106-08

29 апреля 2009 г. г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 15 апреля 2009 г.

В полном объеме решение изготовлено 29 апреля 2009 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1 11/106-08 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Цыганова А.Г.; членов Комиссии: начальника Управления контроля промышленности Ульянова А.С., заместителя начальника Управления контроля промышленности Купова Д.Д., главного государственного инспектора оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности Севрюка Д.В., начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Удмуртского УФАС России Стерховой Е.И.,
в присутствии:
представителей ответчиков - от ОАО "Концерн "Ижмаш": Черняева Н.В. (доверенность № 302), от ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие": Логинова Ю.А. (доверенность б/н);
в отсутствие заявителя и его законных представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № 1 11/106-08.
рассмотрев дело № 1 11/106-08 по признакам нарушения ОАО "Концерн "Ижмаш" (426057, Россия, Удмуртская Республика, г. Ижевск, пр. Дерябина, д. 3) и ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" (426057, Россия, Удмуртская Республика, г. Ижевск, пр. Дерябина, д. 3) пунктов 1, 3 и 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

I. 19 июня 2008 года в Удмуртское УФАС России поступило заявление от гражданина Гизатуллина Наиля Махмутовича с жалобой на действия ОАО "Концерн "Ижмаш", ОАО "Вятско-Полянский машиностроительный завод "Молот" (далее - ОАО "ВПМЗ "Молот") и ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие", выразившиеся в заключении соглашений, которые могут привести к не обоснованному отказу ОАО "Концерн "Ижмаш" и ОАО "ВПМЗ "Молот" от заключения договоров с покупателями, а также могут привести к навязыванию ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" невыгодных условий договоров для своих контрагентов.
В данном заявлении указывается, что ОАО "Концерн "Ижмаш" и ОАО "ВПМЗ "Молот" являются крупнейшими производителями гражданского оружия на территории Российской Федерации.
ОАО "Концерн "Ижмаш" и ОАО "ВПМЗ "Молот" заключили договоры с ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" о передаче эксклюзивного права на реализацию всего ассортимента гражданского оружия, поставляемого ОАО "Концерн "Ижмаш" и ОАО "ВПМЗ "Молот".
В своем заявлении Гизатуллин Н.М. указывает на возможное нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО "Концерн "Ижмаш", ОАО "ВПМЗ "Молот" и ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" в части заключения данными предприятиями эксклюзивных дистрибьюторских соглашений.

II. В ходе рассмотрения указанного заявления Удмуртским УФАС России выявлено следующее.
ОАО "Концерн "Ижмаш" и ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" поставляют гражданское оружие на рынок Российской Федерации. ОАО "Концерн "Ижмаш" поставляет, а ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" приобретает указанный вид продукции для дальнейшей ее реализации.
Между ОАО "Концерн "Ижмаш" и ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" заключено эксклюзивное дистрибьюторское соглашение. В пункте 3.5 данного соглашения определено, что в течение действия данного соглашения ОАО "Концерн "Ижмаш" обязуется не продавать свою продукцию, напрямую или через своих официальных дилеров, любому юридическому или физическому лицу, кроме ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие".
В соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения к дистрибьюторскому соглашению, срок действия эксклюзивного дистрибьюторского соглашения продлен до 14 октября 2009 года.
Таким образом, согласно пункту 3.5 эксклюзивного дистрибьюторского соглашения стороны установили запрет на продажу ОАО "Концерн "Ижмаш" товара иным юридическим и физическим лицам, кроме ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие".
По мнению Удмуртского УФАС России данное условие соглашения может привести к ограничению конкуренции на рынке гражданского оружия, в том числе к экономически и технологически не обоснованному отказу ОАО "Концерн "Ижмаш" от заключения договоров с покупателями указанной продукции.

III. 19 сентября 2008 года Удмуртским УФАС России на основании выявленных фактов было возбуждено дело № 06-06/2008-68 в отношении ОАО "Концерн "Ижмаш" и ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении дистрибьютерского соглашения, которое приводит или может привести к не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными покупателями.
В результате рассмотрения указанного дела, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к следующим выводам:
1) о наличии в действиях ОАО "Концерн "Ижмаш" и ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, которое может привести к установлению и поддержанию цен на оружие, поставляемое ОАО "Концерн "Ижмаш";
2) о наличии в действиях ОАО "Концерн "Ижмаш" и ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, которое может привести к разделу рынка по составу продавцов и покупателей, поскольку пункт 3.5 соглашения устанавливает запрет на заключение договоров с иными покупателями;
3) о необходимости передачи материалов дела на рассмотрение в Центральный аппарат (далее - ЦА) ФАС России, так как действие указанного соглашения распространяется на всю территорию Российской Федерации, а затрагиваемый рынок ограничен границами Российской Федерации.
В связи с этим Комиссия Удмуртского УФАС России определила доквалифицировать состав нарушения пунктами 1 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции и передать материалы дела № 06-06/2008-68 в ЦА ФАС России.

IV. 08 декабря 2008 года ФАС России принял дело № 06-06/2008-68 к рассмотрению и присвоил ему № 1 11/106-08.
В ходе рассмотрения дела № 1 11/106-08 и на основании приказа ФАС России инспекцией ФАС России в период с 20.01.2009 по 20.02.2009 проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения ОАО "Концерн "Ижмаш" и ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" требований антимонопольного законодательства.
Рассмотрев материалы дела, с учетом материалов, полученных ФАС России при проведении контрольного мероприятия, и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, установлено следующее:
1. По результатам проведенного анализа рынка гражданского оружия, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 установлено, что крупнейшими производителями гражданского оружия на территории Российской Федерации являются ФГУП "Ижевский механический завод" (далее - ФГУП "ИМЗ") и группа компаний "Ижмаш", в состав которой входит ОАО "Концерн "Ижмаш".
В течение 2008 года относительные размеры долей ФГУП "ИМЗ" и группы компаний "Ижмаш" изменялись незначительно.
Рынок гражданского оружия в Российской Федерации стабилен и подвержен незначительным изменениям по составу хозяйствующих субъектов, действующих на указанном рынке, так как для вхождения на рынок гражданского оружия новых обществ необходимо получение соответствующих лицензий и разрешений МВД России, а также необходимы значительные финансовые вложения.
Таким образом, доступ на рынок гражданского оружия в Российской Федерации затруднен.
Гражданское оружие является товаром, который по своему функциональному назначению не может быть заменен другим товаром.
В связи с тем, что гражданское оружие не может быть заменено каким-либо другим товаром при использовании, увеличение цены на данную продукцию не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на указанный товар.
2. ОАО "Концерн "Ижмаш" контролирует ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие".
Таким образом, на основании пункта 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции ОАО "Концерн "Ижмаш" и ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" признаются входящими в одну группу лиц.
3. Пунктом 3.5 эксклюзивного дистрибьюторского соглашения, заключенным между ОАО "Концерн "Ижмаш" и ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие", стороны установили запрет на продажу ОАО "Концерн "Ижмаш" товара иным юридическим и физическим лицам, кроме ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие".
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).
4. Дополнительными соглашениями к дистрибьюторскому соглашению, заключенным между ОАО "Концерн "Ижмаш" и ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие", устанавливаются минимальные размеры сумм по оплате продукции ОАО "Концерн "Ижмаш", которую обязуется закупать ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" ежегодно и ежеквартально. При этом в указанном дистрибьюторском соглашении отсутствуют пункты, в которых ОАО "Концерн "Ижмаш" устанавливает размер минимальных или максимальных цен, по которым ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" должно реализовывать указанную продукцию своим контрагентам.
В связи с этим, в указанном соглашении, не выявлено положений или указаний, которые устанавливают или могут привести к установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок, наценок на поставляемое ОАО "Концерн "Ижмаш" в адрес ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" гражданское оружие.
Таким образом, нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении соглашения, которое может привести к установлению и поддержанию цен на гражданское оружие, поставляемое ОАО "Концерн "Ижмаш" в адрес ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" в действиях данных обществ не установлено.
5. В период рассмотрения указанного дела ОАО "Концерн "Ижмаш" письмом от 05.12.2008 № 500-24/222 направило в ФАС России копию дополнительного соглашения от 21.11.2008 к эксклюзивному дистрибьюторскому соглашению, согласно которому пункт 3.5, устанавливающий запрет для ОАО "Концерн "Ижмаш" реализовывать производимую им продукцию иным покупателям, помимо ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие", был исключен.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. В связи с отсутствием в действиях ОАО "Концерн "Ижмаш" и ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела № 1 11/106-08 по пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить.
2. Признать ОАО "Концерн "Ижмаш" и ООО "ДЕРЯБИНЪ оружие" нарушившими пункты 3 и 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения соглашения, которое может привести к разделу товарного рынка по составу продавцов и покупателей (заказчиков), а также к экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).
3. Выдать ОАО "Концерн "Ижмаш", а также организациям, входящим в одну с ним группу лиц (равно как их правопреемникам) предписание об устранении последствий нарушений антимонопольного законодательства, указанных в пункте 2 резолютивной части настоящего Решения.
4. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
А.Г. Цыганов

Члены Комиссии: А.С. Ульянов
Д.Д. Купов
Д.В. Севрюк
Е.И. Стерхова



ПРЕДПИСАНИЕ
ОБ УСТРАНЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

29 апреля 2009 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1 11/106-08 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Цыганова А.Г.; членов Комиссии: начальника Управления контроля промышленности Ульянова А.С., заместителя начальника Управления контроля промышленности Купова Д.Д., главного государственного инспектора оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности Севрюка Д.В., начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Удмуртского УФАС России Стерховой Е.И., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу № 1 11/106-08 о нарушении п.п. 3, 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. ОАО "Концерн "Ижмаш", а также организациям, входящим в одну с ним группу лиц (равно как их правопреемникам) не допускать на рынке гражданского оружия, действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
2. ОАО "Концерн "Ижмаш" разместить на главной (начальной) странице официального сайта (официального сайта ОАО "Ижмаш") информацию о возможности заключения дилерского договора на поставку гражданского оружия между ОАО "Концерн "Ижмаш" и всеми заинтересованными хозяйствующими субъектами, имеющими право на реализацию указанного вида продукции.
В срок до 29.05.2009 проинформировать ФАС России о размещении указанной информации.
3. В течении одного года информировать федеральный антимонопольный орган (в течение 30 календарных дней с даты соответствующего события) об изменении состава покупателей (контрагентов) ОАО "Концерн "Ижмаш", с приложением копий соответствующих документов (договоров).

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа в соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии
А.Г. Цыганов

Члены Комиссии: А.С. Ульянов

Д.Д. Купов

Д.В. Севрюк

Е.И. Стерхова
























Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь