Решение и предписание в отношении группы лиц в составе ЗАО "ФосАгро АГ" и ООО "Балаковские минеральные удобрения"

18 сентября 2009, 13:51
Тип документа:
РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/12-09
о нарушении антимонопольного законодательства

"21" августа 2009 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия ФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Цыганова А.Г. - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы; членов Комиссии: Харитонашвили Т.И. - начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Савиновой О.А. - начальника отдела химической промышленности Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Шилиной Е.В. - заместителя начальника отдела судебной работы Правового управления, Гусарова Г.В. - заместителя начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления, рассмотрев дело № 1 10/12-09 по признакам нарушения группой лиц в составе: ЗАО "ФосАгро АГ" (Ленинский пр-т, 55/1, стр. 1, г. Москва, 119333) и ООО "Балаковские минеральные удобрения" (промзона-18, г. Балаково, Саратовская область, 413858) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела явилось дело № 17-173, возбужденное Саратовским УФАС России по представлению Прокуратуры Саратовской области.
Согласно заключению о результатах проведенной Прокуратурой Саратовской области проверки ООО "Балаковские минеральные удобрения", являющимся монополистом на рынке аммофоса в Саратовской области, в июле и августе 2008 года допущены факты установления необоснованной высокой цены на аммофос в мешках по 800 кг. и аммофос в мешках по 50 кг. Действиями ООО "Балаковские минеральные удобрения" допущены нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2008 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в установлении монопольно высокой цены товара, что повлекло ущемление интересов лиц, являющихся потребителями аммофоса.
Указанное дело передано Саратовским УФАС России на рассмотрение в ФАС России в соответствии с Правилами передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденными Приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244.
Федеральная антимонопольная служба, в соответствии с приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 "Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" провела анализ рынка аммофоса в Российской Федерации (имеется в материалах дела).
Между ЗАО "ФосАгро АГ" и ООО "Балаковские минеральные удобрения" 04.01.2003 года заключен договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, в соответствии с которым руководство текущей деятельностью ООО "Балаковские минеральные удобрения" осуществляет ЗАО "ФосАгро АГ".
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" ЗАО "ФосАгро АГ" и ООО "Балаковские минеральные удобрения" признаются группой лиц.
По результатам осуществления действий, предусмотренных Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, установлено доминирующее положение группы лиц в составе ЗАО "ФосАгро АГ" и ООО "Балаковские минеральные удобрения" на рынке аммофоса в Российской Федерации.
Исходя из имеющихся и полученных материалов Комиссией ФАС России были проанализированы данные о себестоимости аммофоса ООО "Балаковские минеральные удобрения", отпускных ценах на аммофос и уровне рентабельности аммофоса производства ООО "Балаковские минеральные удобрения" и его основных конкурентов (ООО "ПГ "Фосфорит", ООО "Еврохим-БМУ).
Данные о ценах на аммофос и уровне рентабельности аммофоса производства ООО "ПГ "Фосфорит", ООО "Еврохим-БМУ (мешки 1000 кг) и ООО "Балаковские минеральные удобрения" (мешки 800 кг), реализуемого на внутренний рынок в июне, июле, августе 2008 года, представлены в таблице 1.
Таблица 1
месяц Цены, руб./тн Рентабельность продукции, %
ООО "ПГ "Фосфорит"
ООО
"Еврохим -БМУ" ООО "Балаковские МУ" ООО "ПГ Фосфорит"
ООО
"Еврохим -БМУ" ООО "Балаковские МУ"
июнь 18035 - 20888 1,87 - 112,3
июль 20548 20455 24111 3,56 2,2 123,6
август 18408 18375 23960 -13,93 -6,8 112,8

Данные о ценах на аммофос и уровне рентабельности аммофоса производства ООО "ПГ "Фосфорит", ООО "Еврохим-БМУ и ООО "Балаковские минеральные удобрения" (мешки 50 кг), реализуемого на внутренний рынок в июне, июле, августе 2008 года, представлены в таблице 2.

месяц Цены, руб./тн Рентабельность продукции, %
ООО "ПГ "Фосфорит"
ООО
"Еврохим -БМУ" ООО "Балаковские МУ" ООО "ПГ Фосфорит"
ООО
"Еврохим -БМУ" ООО "Балаковские МУ"
июнь - - - - - -
июль 20446 20374 25000 3,34 1,2 123,6
август 18536 17741 - -14,64 -10,5
В июне, августе аммофос в мешках по 50 кг производства ООО "Балаковские минеральные удобрения"не продавался.
В соответствии с определением, данным в статье 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в части 1 настоящей статьи критериев. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.
Признаки монопольно высокой цены анализировались, исходя из критерия, установленного пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, определяющего монопольно высокую цену как цену, превышающую сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Критерий, установленный пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, определяющий монопольно высокую цену как цену, превышающую сложившуюся в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), которую устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке, не может быть применен для установления признаков монопольно высокой цены в данном случае, так как сопоставимых товарных рынков не существует.
Проведенный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке аммофоса показал, что данный рынок является федеральным.
При этом сопоставление данного рынка с мировым рынком, а также рынками других стран не представляется возможным, так как понятия, необходимые для характеристики рынка, определены в Законе о защите конкуренции, действие которого не распространяется на территории, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Таким образом, сопоставимого рынка рынку аммофоса Российской Федерации не существует.
ФАС России с целью выявления признаков установления монопольно высокой цены в соответствии с критериями, изложенными в пункте 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, изучил расходы и прибыль, необходимые для производства и реализации аммофоса.
Для того, чтобы проанализировать расходы, ФАС России запросил у ООО "Балаковские минеральные удобрения" калькуляции себестоимости аммофоса в мешках по 50кг. и 800 кг.
В ходе анализа отчетных калькуляций себестоимости Комиссией ФАС России установлено, что уровень полной (коммерческой) себестоимости аммофоса, сформированный на ООО "Балаковские минеральные удобрения", является экономически обоснованным.
Второй элемент, который был исследован, это прибыль, необходимая для производства и реализации товара. Для определения прибыли, необходимой для производства и реализации аммофоса, ФАС России запросил информацию у ЗАО "ФосАгро АГ" и ООО "Балаковские минеральные удобрения" о чистой прибыли, полученной хозяйствующим субъектом в 2008 году от реализации аммофоса на внутренний рынок и экспорт, и о направлении расхода такой прибыли.
В ответе на указанный запрос было указано, что расчет чистой прибыли от реализации аммофоса на внутренний рынок и экспорт не ведется, так как аналитический учет по счету 91 (прочие доходы и расходы), обороты которого учитываются при расчете чистой прибыли по предприятию, не предусматривает распределение прочих доходов и расходов по видам производимой продукции.
В связи с этим, Комиссией ФАС России были проанализированы данные об уровне рентабельности (как показателе эффективности, доходности, прибыльности предприятия) аммофоса производства ООО "Балаковские минеральные удобрения" и уровне рентабельности, сложившейся на предприятиях, осуществляющих производство удобрений и азотных соединений.
Комиссией ФАС России была запрошена информацию об уровнях рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг по организациям (без организаций с численностью работников до 15 человек) за III квартал 2008 года (в целом и помесячно), IV квартал 2008 года (в целом и помесячно) и за 2008 год по следующим видам хозяйственной деятельности: химическое производство в целом; производство основных химических веществ; производство удобрений и азотных соединений.
Письмом Росстата от 05.05.2009 № КЛ-13-21/1509 указанная информация была предоставлена. Уровни рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) крупных и средних предприятий, осуществляющих деятельность в химическом производстве по Российской Федерации, в 2008 году представлены в таблице 3.
Таблица 3
Январь-сентябрь 2008 г. 2008 г.
химическое производство в целом 36,4% 32,8 %
производство основных химических веществ 47,8 % 42,5 %
производство удобрений и азотных соединений 99,1 % 87,9 %
Как следует из данных, указанных в таблицах 1 и 2, рентабельность аммофоса в мешках по 800 кг., произведенного ООО "Балаковские минеральные удобрения", в июне, июле и августе 2008 г. составила 112,3 %, 123,6 % и 112,8 % соответственно. Рентабельность аммофоса в мешках по 50 кг., произведенного ООО "Балаковские минеральные удобрения", в июле 2008 года составила 127,6 %.
Рентабельность аммофоса производства ООО "Балаковские минеральные удобрения" существенно превысила уровень рентабельности, сложившейся на предприятиях, осуществляющих производство удобрений и азотных соединений в указанном периоде.
Таким образом, в июне, июле и августе 2008 г. цена на аммофос в мешках по 50 кг. и аммофос в мешках по 800 кг. производства ООО "Балаковские минеральные удобрения" (входящим с ЗАО "ФосАгро АГ" в группу лиц) для внутреннего рынка была монопольно высокой.

На заседании Комиссии ФАС России 07.07.2009 представителем ЗАО "ФосАгро АГ" были заявлены ходатайства
о прекращении участия ООО "Балаковские минеральные удобрения" в рассмотрении дела № 1 10/12-09 о нарушении антимонопольного законодательства (ранее аналогичное ходатайство было заявлено ООО "Балаковские минеральные удобрения"), так как руководство текущей деятельностью ООО "Балаковские минеральные удобрения", включая принятие решений о заключении договоров поставки удобрений и определение их существенных условий (объем, цена, период и пр.) осуществляет ЗАО "ФосАгро АГ" в лице своего генерального директора и иных штатных сотрудников;
о привлечении к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах некоммерческое партнерство "Московская фондовая биржа";
о запросе сведений о цене апатитового концентрата производства ОАО "Ковдорский ГОК", поставляемого в июле-августе 2008 года в адрес ООО "Еврохим-БМУ" и ООО "ПГ "Фосфорит";
о запросе у ОАО "МХК "Еврохим" структуры продаж ООО "Еврохим-БМУ" и ООО "ПГ "Фосфорит" аммофоса в течение июля-августа 2008 г.;
о запросе информации об отпускной цене аммофоса, сложившейся в указанный период на сбытовых предприятиях группы "Еврохим" (отпускная цена конечным потребителям).
Комиссией ФАС России было установлено, что стороной (поставщиком/продавцом) по договорам поставки аммофоса выступает ООО "Балаковские минеральные удобрения".
В этой связи, ходатайство о прекращении участия ООО "Балаковские минеральные удобрения" в рассмотрении дела № 1 10/12-09 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией ФАС России было отклонено.

Также Комиссией ФАС России были отклонены ходатайства о запросах информации (сведений) у ОАО "МХК "Еврохим", так как необходимая информация (сведения) для рассмотрения дела № 1 10/12-09 имелась в материалах указанного дела.
На заседании 21.08.2009 Комиссией ФАС России был заслушан представитель некоммерческого партнерства "Московская фондовая биржа" Рыжиков А.М. (президент биржи).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:

Признать действия группы лиц в составе ЗАО "ФосАгро АГ" и ООО "Балаковские минеральные удобрения" по установлению цены в июне, июле и августе 2008 г. на аммофос производства ООО "Балаковские минеральные удобрения" нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в установлении монопольно высокой цены.
Выдать ЗАО "ФосАгро АГ" предписание о перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.


Председатель Комиссии: А.Г.Цыганов
члены Комиссии:
Т.И.Харитонашвили
О.А.Савинова
Е.В.Шилина
Г.В.Гусаров

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


ПРЕДПИСАНИЕ № 1 10/12-09
о перечислении в федеральный бюджет дохода,
полученного вследствие нарушения
антимонопольного законодательства


"21 " августа 2009 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия ФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Цыганова А.Г. - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы; членов Комиссии: Харитонашвили Т.И. - начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Савиновой О.А. - начальника отдела химической промышленности Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Шилиной Е.В. - заместителя начальника отдела судебной работы Правового управления, Гусарова Г.В. - заместителя начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления, осуществила расчет дохода, полученного ЗАО "ФосАгро АГ" (Ленинский пр-т, 55/1, стр. 1, г. Москва, 119333) в июне-августе 2008 года в результате нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении монопольно высокой цены в июне-августе 2008 г. на аммофос в мешках по 800 кг. и в мешках по 50 кг для внутреннего рынка.
Расчет проводился на основании данных, представленных ЗАО "ФосАгро АГ" за июнь, июль, август 2008 года о доходе, полученном от оказания ЗАО "ФосАгро АГ" услуг ООО "Балаковские минеральные удобрения" по управлению им и связанного с реализацией (продажей) аммофоса в Российской Федерации.
Исходные данные:
доход, полученный от оказания ЗАО "ФосАгро АГ" услуг ООО "Балаковские минеральные удобрения" по управлению им и связанный с реализацией (продажей) аммофоса в Российской Федерации: июнь 2008 г. - 3 467 696,7 руб., июль 2008 г. - 2 250 105,9 руб., август 2008 г. - 1 601 488,0 руб.
Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в июне-августе 2008 г.:
3 467 696,7 + 2 250 105,9 + 1 601 488,0 руб.= 7 319 290,6 руб.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от "21" августа 2009 г. по делу № № 1 10/12-09 о нарушении группой лиц в составе ЗАО "ФосАгро АГ" и ООО "Балаковские минеральные удобрения" пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ЗАО "ФосАгро АГ" в срок до 30.11.2009 перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 7 319 290,6 рублей.

Председатель Комиссии: А.Г.Цыганов
члены Комиссии:
Т.И.Харитонашвили
О.А.Савинова
Е.В.Шилина
Г.В.Гусаров



Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь