О признании недействительным решения комиссии МАП России по делу о нарушении МНС России ст. 12 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»

06 декабря 2004, 18:07
Подтип документа:
В МАП России поступили заявления депутата Государственной Думы В.А. Грачева и открытого акционерного общества «Альфа-Банк» с указанием на факт нарушения Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) антимонопольного законодательства с просьбой принять соответствующие меры к устранению нарушений. По мнению заявителей действия МНС России ограничивают права финансовых организаций на оказание банковских услуг организациям – традиционным экспортерам.

Из заявлений следует, что ОАО «Альфа-Банк» включено в сформированный МНС России перечень банков, которые использовались при попытках неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость, на основании этого перечня имелись случаи лишения клиентов банка статуса традиционных экспортеров, как не соответствующих требованиям, предъявляемым к организациям – традиционным экспортерам.

ОАО «Альфа-Банк» представил документы, свидетельствующие о создании МНС России препятствий при осуществлении деятельности на рынке банковских услуг. Так, при исключении из перечня традиционных экспортеров клиента ОАО «Альфа-Банк» - ОАО «Усольехимпром», межрайонная инспекция (МИ) МНС России № 8 по Иркутской области со ссылкой на письмо МНС России от 10 сентября 2001 г. № ВГ-14-03/109дсп указала на то, что расчеты с поставщиками и бюджетом ОАО «Усольехимпром» осуществляет через ОАО «Альфа-Банк», который замечен в попытках произведения неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным операциям. МИ МНС России № 8 по Иркутской области в ответ на соответствующий запрос банка указала на невозможность представления сведений, подтверждающих использование ОАО «Альфа-Банк» при попытках неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета.

В ходе рассмотрения дела комиссией МАП России было установлено, что МНС России издал письмо от 10 сентября 2001 г. № ВГ-14-03/109дсп (далее – Письмо), которым установлены критерии отнесения организаций – налогоплательщиков к традиционным экспортерам. Отнесение налогоплательщика к традиционным экспортерам представляет ряд преимуществ, связанных с упрощенным порядком возмещения НДС, включая упрощенный порядок представления документов и сокращенные сроки возмещения налога. Статус традиционного экспортера дает серьезные конкурентные преимущества, поскольку данные организации могут быть уверены в возмещении НДС в срок, не превышающий одного месяца.

Одним из установленных Письмом критериев для отнесения юридического лица к традиционным экспортерам является требование «не осуществлять расчеты с поставщиками и с бюджетом через банки, которые ранее использовались при попытках неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость». Организации, не соответствующие данному требованию, исключаются из перечня традиционных экспортеров и лишаются преимуществ, определенных МНС России для данной группы налогоплательщиков.

Помимо изложенного (по сведениям, полученным, в том числе из средств массовой информации) МНС России сформирован примерный перечень банков, которые использовались при попытках неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость. Имелись случаи исключения из перечня традиционных экспортеров на основании того, что организация обслуживается в банке, входящем в вышеназванный перечень.

Комиссия, исследовав представленные заявителями доказательства, проверив письмо на соответствие антимонопольному законодательству, пришла к выводу, что данное Письмо ограничивает доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг, а также ограничивает потребителей финансовых услуг в выборе финансовых организаций, которые их предоставляют, и ставит одни финансовые организации в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг. На основании изложенного было вынесено решение, которым в действиях МНС России было установлено нарушение ст. 12 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

МНС России обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения МАП России. МНС России обосновал свою позицию тем, что:

1. МАП России не предоставлено право признавать действия федерального органа исполнительной власти нарушающими Закон о защите конкуренции и обязывать федеральный орган исполнительной власти признавать утратившими силу его нормативные и иные правовые акты.

2. Выводы Комиссии о нарушении МНС России законодательства о защите конкуренции на рынках финансовых услуг «основаны лишь на документально неподтвержденных жалобах и сообщениях в средствах массовой информации.

3. Акты МНС России, касающиеся налогоплательщиков – традиционных экспортеров, «не затрагивают прав и интересов налогоплательщиков – кредитных организаций и иных лиц, кроме того, они вообще не связаны с деятельностью кредитных организаций».

4. Исполнение решения комиссии повлечет невозможность осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля по вопросам обоснованности ставки 0 % и возмещения НДС.

МАП России направил в Арбитражный суд г. Москвы отзыв на заявление МНС России, в котором были опровергнуты все доводы МНС России. Позиция МАП России была основана на следующем:

1. Утверждение МНС России о том, что МАП России не вправе возбуждать дела и принимать по ним решения в отношении актов МНС России, не соответствует ст. 12, п. 2 ст. 22, ст. 28, п.1 ст. 30 Закона о защите конкуренции, а также п.п. 3.9-

3.11 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, утвержденных приказом МАП России от 15 сентября 2000 г. № 707 (далее – Правила).

2. Решение МАП России о нарушении МНС России статьи 12 Закона о защите конкуренции было вынесено на основании следующих доказательств, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства: а) письма МИ МНС России № 8 по Иркутской области от 18 марта 2002 г. № 02/2319; б) письма ОАО «Альфа-Банк» филиал «Иркутский» от 12 февраля 2002 г. № 0155; в) письма МИ МНС России № 8 по Иркутской области от 28 января 2002 г. № 02813; г) письма МИ МНС России № 8 по Иркутской области от 21 ноября 2001 г. № 06/12772.

3. Письмо МНС России является нормативным актом, устанавливающим правовой статус организаций, однако названное письмо не проходило государственную регистрацию в Минюсте России. Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в законную силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

4. Запреты ст. 12 Закона о защите конкуренции направлены на достижение конституционных целей поддержки конкуренции и недопустимости монополизации и преимущественного положения каких-либо финансовых организаций. Эти запреты не умаляют независимый статус МНС России и не нарушают его конституционные полномочия.

5. Для признания ненормативного правого акта недействительным законодательством установлено ряд условий. Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

При этом, в соответствии с п. 6 постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Арбитражный суд г. Москвы определением от 15 января 2003 г. производство по делу по заявлению МНС России об оспаривании решения МАП России прекратил в связи с неподведомственностью арбитражному суду, посчитав, что спор не является экономическим, и требования МНС России сводятся к оспариванию полномочий МАП России. Подведомственность таких споров не предусмотрена Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Постановлением апелляционной инстанции от 17 марта 2003 г. определение суда первой инстанции отменено, дело передано на новое рассмотрение.

10 июня 2003 г. Арбитражный суд г. Москвы при новом рассмотрении отказал МНС России в удовлетворении заявления, подтвердив правомерность позиции МАП России.

В настоящее время решение МАП России исполнено.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь