Решение ФАС России по делу №1 11/82-08 в отношении ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию"

07 июля 2009, 10:38
Тип документа:
РЕШЕНИЕ

01.06.2009 г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеварова А.Б.; членов Комиссии: начальника Управления контроля финансовых рынков Бондаревой Ю.Э., заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков Смирновой И.Ф., заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков Сергеевой О.С., начальника отдела судебной работы Правового управления Романенковой И.И., начальника отдела страхового рынка Управления контроля финансовых рынков Оленькиной О.В., заместителя начальника отдела страхового рынка Управления контроля финансовых рынков Макаркиной Е.В., главного специалиста - эксперта отдела целевого планирования, анализа и аудита результативности Аналитического управления Давыдова А.Р., ведущего эксперта отдела методологии антимонопольного контроля на финансовых рынках Управления контроля финансовых рынков Жарковой Л.Б. (далее - Комиссия),
рассмотрев дело № 1 11/82-08 по признакам нарушения ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69-Б), ОАО "Московская страховая компания" (127030, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 40), ООО "Страховое общество "Сургутнефтегаз" (628415, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, Тюменская область, г. Сургут, ул. Энтузиастов, 52/1), ООО "Народная страховая компания "РЕКОН" (127254, г. Москва, ул. Руставели, д. 14, стр. 6), ОСАО "РЕСО-Гарантия" (115047, г. Москва, ул. Гашека, д. 12, стр. 1), ООО "Промышленная Страховая Группа "ОСНОВА" (123001, г. Москва, Вспольный пер., 18, стр.2), Страховое ЗАО "МСК-Стандарт" (129110, г. Москва, Проспект Мира, д.69, стр.1), ОАО "Государственная страховая компания "Югория" (628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, д. 61), ООО "Страховая группа "Адмирал" (344001, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, д. 38), ОАО "Национальная страховая компания "ТАТАРСТАН" (420094, г. Казань, ул. Чуйкова, д. 2Б), ОАО "АльфаСтрахование" (115162, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 31, стр. "Б"), ООО "Группа Ренессанс Страхование" (115114, г. Москва, Дербеневская набережная, д. 7, стр. 22), ОАО Страховая компания "СКМ" (455044, Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 68), ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "ОРАНТА" (115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 36, стр. 2), ООО "Первая страховая компания" (129164, г. Москва, Зубарев переулок, д. 15, корп. 1), ОСАО "Жива" (117418, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 31, корп. 2), ОАО "СТРАХОВАЯ АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ "ЭНЕРГОГАРАНТ" (115035, г. Москва, ул. Садовническая набережная, д. 23), ОАО "Капитал Страхование" (628486, Тюменская обл.,Ханты-Мансийский АО-Югра, г.Когалым, ул.Молодежная, д.10), ОАО "Страховая компания "ПАРИ" (119415, г. Москва, пр-т Вернадского, 37), ЗАО "Страховая группа "УралСиб" (117393, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 56), ОАО "Военно-страховая компания" (121552, г. Москва, ул. Островная, 4), ЗАО "Страховая Акционерная Компания "Информстрах" (127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 40), ОАО "Межотраслевой страховой центр" (125040, г. Москва, ул. Скаковая, д. 17, стр. 2, офис 806), ОАО СК "Русский мир" (197101, Санкт-Петербург, ул. Рентгена, д. 7), ОАО "СОГАЗ" (119415, Москва, проспект Вернадского, д. 41, стр. 1), ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" (121205, г. Москва, ул.Новый Арбат, д.36/9), ЗАО "ГУТА-Страхование" (107078, г. Москва, Орликов пер., д. 5, стр. 3), ОАО "РОСНО" (115184 г. Москва, Озерковская набережная, 30), ОАО "Росгосстрах" (119991, г. Москва-17, ГСП-1, ул. Большая Ордынка, д. 40, стр.3), ООО "Росгосстрах - Аккорд" (450078, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кирова, д. 91), ООО "Росгосстрах - Дальний Восток" (690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Семеновская, д. 36), ООО "Росгосстрах - Поволжье" (603000, г. Нижний Новгород, ул. Звездинка, д. 28/13), ООО "Росгосстрах - Северо-Запад" (197342, г. Санкт-Петербург, Ушаковская наб., д. 5), ООО "Росгосстрах - Сибирь" (630007, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д. 34), ООО "Росгосстрах - Столица" (140005, Московская область, г. Люберцы, ул. Кирова, д. 3), ООО "Росгосстрах - Татарстан" (420503, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Некрасова, д. 32 А), ООО "Росгосстрах - Урал" (625026, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 52 а), ООО "Росгосстрах - Центр" (600020, г. Владимир, ул. Михайловская, д. 61), ООО "Росгосстрах - Юг" (344022, г. Ростов-на- Дону, пр-т Кировский, д. 84/1), ОСАО "Ингосстрах" (115998, г. Москва, ул. Пятницкая, д.12, стр.2), ООО "СК "Согласие" (119017, Москва, Малый Толмачевский переулок, дом 8/11, строение 3), ОСАО "Россия" (129085, г. Москва, проезд Ольминского, д. 3 А), ООО СК "Цюрих. Розничное страхование" (121087, Москва, Багратионовский пр., д.7, корп.11), ОАО СК "Шексна" (162602, Вологодская область, г. Череповец, ул. Ленина, д. 47), ЗАО "Московская акционерная страховая компания" (115049, г. Москва, Каширское шоссе, д.78, стр.1), ООО "СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ" (119991, Москва, проспект Вернадского, д. 41, стр. 1), ООО "Страховая компания "СОГАЗ-Агро" (115035, г.Москва, ул. Болотная, д. 16, стр. 1), САО "Экспресс Гарант" (ОАО) (620144, Свердловская обл., г.Екатеринбург, ул. 8 марта, д.120-Б), ЗАО "Русское Акционерное Страховое Общество "РАСО" (125009,г.Москва,ул.Б.Никитская,д.16); ОАО "Страховое общество "ЖАСО" (105066, г.Москва, ул. Доброслободская, д.19), ОАО "СК "Москва" (121205, г.Москва, ул.Новый Арбат, д. 36/9) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
УСТАНОВИЛА:

I. Основанием для возбуждения дела № 1 11/82-08 послужило заключенние ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (ОАО "АИЖК") с 50 страховыми организациями следующих соглашений о сотрудничестве:
1) Соглашение о сотрудничестве № 03-4/154 от 21.05.2004 с ОАО СК "Шексна";
2) Соглашение о сотрудничестве № 03-07/68 от 06.02.2007 и Соглашение о сотрудничестве № 03-07/772 от 23.10.2007 с ООО "СГ "Адмирал";
3) Соглашение о сотрудничестве № 03-07/193 от 28.03.2007 с ОАО "Капитал Страхование";
4) Соглашение о сотрудничестве № 03-07/736 от 11.10.2007 с ОАО "НАСКО Татарстан";
5) Соглашение о сотрудничестве № 03-07/405 от 07.06.2007 с ОСАО "Жива";
6) Соглашение о сотрудничестве № 03-07/588 от 09.08.2007 с ООО "1СК";
7) Соглашение о сотрудничестве № 03-07/155 от 06.04.2007 и Соглашение о сотрудничестве № 03-07/598 от 15.08.2007 с ООО СК "Цюрих. Ритейл";
8) Соглашение о сотрудничестве № 03-07/367 от 25.05.2007 и Соглашение о сотрудничестве № 03-07/600 от 15.08.2007 с ОАО СК "СКМ";
9) Соглашение о сотрудничестве № 03-07/803 от 01.11.2007 с ЗАО "ГУТА-Страхование";
10) Соглашение о сотрудничестве № 03-08/20 от 21.01.2008 с ООО "ОРАНТА";
11) Соглашение о сотрудничестве № 03-06/398 от 14.08.2006 с ОСАО "Россия";
12) Соглашение о сотрудничестве № 03-05/287 от 05.12.2005 с ОАО "МСК";
13) Соглашение о сотрудничестве № 03-05/288 от 05.12.2005 с ООО "СО "Сургутнефтегаз";
14) Соглашение о сотрудничестве № 03-07/574 от 06.08.2007 и Соглашение о сотрудничестве № 03-06/388 от 07.08.2006 с ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ";
15) Соглашение о сотрудничестве № 03-06/345/1 от 11.07.2006 с ОАО СК "Русский мир";
16) Соглашение о сотрудничестве № 03-06/305 от 15.06.2006 с ОАО "МСЦ";
17) Соглашение о сотрудничестве № 03-06/678 с СЗАО "МСК-Стандарт";
18) Соглашение о сотрудничестве № 03-06/724 с ООО "Группа Ренессанс Страхование";
19) Соглашение о сотрудничестве № 03-06/653 от 31.10.2006 с ООО "НСК "РЕКОН";
20) Соглашение о сотрудничестве № 03-05/100 от 06.05.2005 с ООО "ПСГ "ОСНОВА";
21) Соглашение о сотрудничестве № 209/1-03/2729-03699 от 21.11.2003 с ЗАО СГ "УралСиб";
22) Соглашение о сотрудничестве № 03-05/32 от 02.03.2005 с ОАО СК "Пари";
23) Соглашение о сотрудничестве № АЮ-1/1-03 от 13.01.2003 с ЗАО СГ "Спасские ворота";
24) Соглашение о сотрудничестве № 03-05/127 от 28.06.2005 с ОСАО "РЕСО-Гарантия";
25) Соглашение о сотрудничестве № АЮ-55/1-03 от 28.05.2003 с ООО СК "Согласие";
26) Соглашение о сотрудничестве № АЮ-52/1-03 от 21.05.2003 с ОАО "ВСК";
27) Соглашение о сотрудничестве № 03-04/260 от 07.09.2004 с ОАО "Росгосстрах", ООО "РГС-Аккорд", ООО "РГС-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Северо-Запад", ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Центр", ООО "Росгосстрах-Юг";
28) Соглашение о сотрудничестве № 03-04/308 от 02.11.2004 с ОАО ГСК "Югория";
29) Соглашение о сотрудничестве № 03-04/170 от 15.06.2004 с ОАО "СОГАЗ", ООО "СОГАЗ-ЖИЗНЬ";
30) Соглашение о сотрудничестве № 03-4/203 от 14.07.2004 с ОАО "АльфаСтрахование";
31) Соглашение о сотрудничестве № АЮ-28/1-03 от 31.03.2003 с ЗАО "МАКС";
32) Соглашение о сотрудничестве № Д-1064402/32-05-30 от 22.11.2002 с ОАО "РОСНО";
33) Соглашение о сотрудничестве № АЮ-70/1-02 (15800-7/02) от 14.10.2002 с ОСАО "Ингосстрах";
34) Соглашение о сотрудничестве № АЮ-41/1-03 от 29.04.2003 с ЗАО "Информстрах";
35) Соглашение о сотрудничестве №03-05/159 от 05.08.2005 с ООО СК "СОГАЗ-Агро" (ранее - ООО СК "Нефтеполис");
36) Соглашение о сотрудничестве № 03-08/269 от 19.05.2008 с САО "Экспресс-Гарант";
37) Соглашение о сотрудничестве № 03-08/144 от 12.03.2008 с ОАО "СО "ЖАСО";
38) Соглашение о сотрудничестве № 03-08/172 от 08.04.2008 с ОАО "РАСО";
39) Соглашение о сотрудничестве № 03-08/286 от 28.05.2008 с ОАО "Страховая компания "Москва".
Предметом указанных соглашений о сотрудничестве является организация взаимодействия сторон при страховании имущественных и иных интересов физических лиц, получающих у первичного кредитора, сервисного агента, регионального оператора в рамках программ ипотечного жилищного кредитования, осуществляемого агентством - ипотечные кредиты (займы), права по которым удостоверены закладной.
До начала рассмотрения дела ОАО "АИЖК" направило в Федеральную антимонопольную службу заявление, в котором признало нарушения антимонопольного законодательства, в том числе связанные с установлением в соглашениях о сотрудничестве со страховщиками тарифов на страховые услуги в рамках ипотечных жилищных программ ОАО "АИЖК". Аналогичные заявления также до начала рассмотрения дела были представлены 22 страховыми организациями (Открытое акционерное общество "Страховая компания "ПАРИ", Открытое акционерное общество "Капитал Страхование", Общество с ограниченной ответственностью "Страховая группа "Адмирал", Общество с ограниченной ответственностью "Промышленная Страховая Группа "ОСНОВА", Страховое Закрытое акционерное общество "МСК-Стандарт", Закрытое акционерное общество "Страховая группа "УралСиб", Общество с ограниченной ответственностью "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "ОРАНТА", Открытое акционерное общество "Военно-страховая компания", Открытое акционерное общество "АльфаСтрахование", Закрытое акционерное общество "Страховая Акционерная Компания "Информстарх", Открытое акционерное общество "Межотраслевой страховой центр", Общество с ограниченной ответственностью "Страховое общество "Сургутнефтегаз", Открытое акционерное общество страховая компания "Русский мир", Открытое акционерное общество "СОГАЗ", Открытое акционерное общество "Московская страховая компания", Открытое акционерное общество "СТРАХОВАЯ АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ "ЭНЕРГОГАРАНТ", Открытое акционерное общество "ТАТАРСТАН", Общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Согласие", Открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах", Общество с ограниченной ответственностью "СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ", Закрытое акционерное общество "ГУТА-Страхование", Закрытое акционерное общество "Страховая группа "Спасские ворота").
Кроме того, в ходе рассмотрения дела также и остальные страховые организации, привлеченные в качестве ответчиков по делу, за исключением ООО "НСК "РЕКОН", сообщили о заключении с ОАО "АИЖК" ограничивающих конкуренцию соглашений.
Добровольно признав факты нарушения антимонопольного законодательства, ОАО "АИЖК" и 49 страховых организаций сообщили об отказе от дальнейшего участия в данных соглашениях, приложив имеющиеся об этих соглашениях сведения и документы, и одновременно обратились в Федеральную антимонопольную службу с ходатайством об освобождении от административной ответственности за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений на основании статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

II. Комиссией установлено, что ОАО "АИЖК" осуществляет деятельность на основании устава, а также постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 № 1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию"; постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2001 № 628 "Об утверждении правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям ОАО "АИЖК"".
Согласно пункту 3.1 устава ОАО "АИЖК", утвержденного распоряжением Генерального директора от 26.03.2007 № 662-р, целью деятельности ОАО "АИЖК" является формирование системы рефинансирования долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, разработка и внедрение стандартизации на различных уровнях и в различных сегментах ипотечного рынка, создание его инфраструктуры, стимулирование его роста и распространения во всех регионах России.
В реализацию указанной цели ОАО "АИЖК" разработаны и утверждены постановлением Правления ОАО "АИЖК" Стандарты процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов) (далее - Стандарты), которые согласно пункту 1 преамбулы Стандартов представляют собой свод единообразных взаимоувязанных положений, типовых процедур, форм документов и требований, предъявляемых ОАО "АИЖК" к участникам ипотечного жилищного кредитования, содержанию, построению и оформлению документации и договоров, регулирующих отношения между ними.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2.1 раздела 1 Стандартов взаимодействие ОАО "АИЖК" и участников инфраструктуры, в том числе страховщиков, регулируется договорами и соглашениями, заключаемыми для реализации уставных целей ОАО "АИЖК".
Форма соглашения о сотрудничестве со страховыми организациями установлена приложением № 10 к Стандартам.
Соглашения о сотрудничестве между ОАО "АИЖК" и страховщиками, указанные в разделе I настоящего решения, заключены по форме, установленной Стандартами.

III. Пунктом 3.1 соглашений о сотрудничестве ОАО "АИЖК" и страховых организаций, указанных в пунктах 1-35 раздела I настоящего решения, установлено, что совокупный базовый страховой тариф по всем видам страхования, предусмотренным соглашениями о сотрудничестве, в отношении одного заемщика должен составлять в сумме не более 1,5% от страховой суммы по договорам страхования.
Согласно пункту 1.2 указанных соглашений о сотрудничестве ОАО "АИЖК" и страховых организаций с заемщиками заключаются договоры страхования по следующим объектам страхования:
1) страхование жизни и утраты трудоспособности заемщика;
2) страхование недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки;
3) страхование потери имущества в результате утраты права собственности.
Все перечисленные виды страхования являются добровольными в понимании Закона Российской Федерации от 27.11.92 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон о страховании).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о страховании добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления, в том числе порядок определения страховой суммы, страхового тарифа и страховой премии (страховых взносов).
Страховщик при определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору страхования, применяет разработанные им страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска.
В этой связи страховщик устанавливает тарифы самостоятельно, в соответствии с правилами страхования, определяющими общие условия и порядок его осуществления, а также исходя из обязательных требований по формированию резервов страховой организации.
Следовательно, при осуществлении добровольного страхования страховые организации конкурируя между собой, применяют страховые тарифы с использованием, при необходимости, повышающих и понижающих коэффициентов в пределах, установленных правилами страхования, исходя из степени риска и конкретных условий страхования.
При таких обстоятельствах пункт 3.1 соглашений о сотрудничестве между ОАО "АИЖК" и страховыми организациями препятствует самостоятельному определению каждой страховой организацией размера страхового тарифа, с учетом объекта страхования и характера страхового риска, то есть ограничивает возможность ценовой конкуренции страховщиков.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Таким образом, соглашения о сотрудничестве между ОАО "АИЖК" и 46 страховыми организациями - ответчиками по данному делу, указанные в пунктах 1-35 раздела I настоящего решения, приводят (могут привести) к установлению (согласованию) тарифов на страховую услугу для физических лиц - заемщиков по ипотечным жилищных программам ОАО "АИЖК", что является прямым нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

IV. Согласно пунктам 1.1 и 1.2.2 раздела 1 Стандартов одним из основных принципов взаимодействия ОАО "АИЖК" с участниками инфраструктуры, в том числе со страховыми организациями, является создание инфраструктуры в установленном агентством порядке в соответствии с требованиями к участникам инфраструктуры, установленными Стандартами и внутренними документами агентства.
Процедура допуска страховых организаций к сотрудничеству с ОАО "АИЖК" и требования к ним содержатся в пункте 2.8 раздела 2 Стандартов, который, в частности, устанавливает, что страховые компании подлежат обязательному утверждению агентством. Анализ Комиссией указанной процедуры показал следующее.
1. Утверждение страховщика в качестве участника инфраструктуры включает в себя установление лимита концентрации, то есть согласно общей части Стандартов определению в процентах максимально допустимого значения доли закладных, застрахованных в одной страховой компании по отношению к консолидированному портфелю агентства.
Одновременно, пункт 1.3 соглашений о сотрудничестве между ОАО "АИЖК" и страховыми организациями устанавливает, что ОАО "АИЖК" оставляет за собой право устанавливать лимит ответственности на объемы заключаемых по программе агентства страховщиком договоров страхования (страховых полисов).
Таким образом, в случае превышения установленного ОАО "АИЖК" лимита, страховщик лишается возможности заключать договоры страхования с заемщиками по ипотечным жилищным программам ОАО "АИЖК". При этом не учитывается деятельность страховщика по заключению договоров страхования вне рамок ипотечных жилищных программ ОАО "АИЖК".
ОАО "АИЖК" не представляло в ФАС России обоснование необходимости установления лимита концентрации или лимита ответственности для страховщиков - участников инфраструктуры ОАО "АИЖК".
В ходе рассмотрения данного дела у страховщиков - ответчиков по делу были запрошены сведения о страховых премиях, полученных за 2007 год от реализации соглашений о сотрудничестве с ОАО "АИЖК", а также о страховых премиях, полученных за 2007 год в целом по страхованию в рамках ипотечных жилищных программ.
Анализ представленных страховщиками сведений показал, что в 2007 году список страховщиков, сотрудничающих с ОАО "АИЖК" включал в себя 46 компаний. Как показывают сведения о собранных страховых премиях, представленные страховщиками в рамках рассмотрения настоящего дела, каждой из этих 46 страховых организаций заключались в 2007 договоры страхования с заемщиками по ипотечным жилищным программам ОАО "АИЖК".
Наибольшая доля страховой премии, собранной в рамках сотрудничества с ОАО "АИЖК" в общем объеме страховой премии, собранной в рамках ипотечных жилищных программ, составила 59,97% у ЗАО "Информстрах". У остальных страховых компаний - ответчиков по делу такая доля не превышает 45 %, а у 4 компаний составляет менее 1%.
По мнению Комиссии, указанные сведения свидетельствуют о том, что при выборе из некоторого числа страховщиков предпочтения заемщиков оказываются различными.
Помимо этого, страховые организации - ответчики по делу по данным Росстрахнадзора осуществляли в 2007 году также страхование по видам, не связанным с ипотечными жилищными программами.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что лимит концентрации и лимит ответственности не позволяют оценить эффективность деятельности страховщика в целом на страховом рынке и соответственно не свидетельствует о его устойчивости и платежеспособности.
Кроме того, установленный ОАО "АИЖК" порядок утверждения страховщиков - участников инфраструктуры, предполагает возможность принятия ОАО "АИЖК" полиса любой страховой компании, соответствующей требованиям ОАО "АИЖК" и заключившей с ним соглашение о сотрудничестве, то есть потенциально перечень страховых компаний, полисы которых принимаются агентством в рамках ипотечных жилищных программ, может расширяться.
Так, в 2008 году список страховщиков, сотрудничающих с ОАО "АИЖК" расширился - в него вошли еще 4 страховые компании, заключившие названные выше соглашения о сотрудничестве с агентством.
У заемщиков по программам ипотечного жилищного кредитования ОАО "АИЖК" при разработанной агентством системе отбора страховщиков имеется выбор контрагента при заключении договора страхования, что делает мало вероятным обращение всех заемщиков к одному страховщику.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что установление ОАО "АИЖК" таких показателей как лимит концентрации и лимит ответственности страховой компании не является экономически или технологически обоснованным.
Следовательно, соглашения о сотрудничестве между ОАО "АИЖК" и страховщиками, указанные в пунктах 1-39 раздела I настоящего решения, могут привести к экономически и технологически не обоснованному отказу заемщиков от заключения договоров страхования с определенными страховщиками.
2. Также пунктом 2.8.2 раздела 2 Стандартов установлены обязательные требования к страховым компаниям - участникам инфраструктуры, в том числе обязательно наличие минимального допустимого уровня рейтинговой оценки определенных ОАО "АИЖК" рейтинговых агентств.
Согласно пункту 2.8.6 раздела 2 Стандартов в случае утверждения ОАО "АИЖК" страховой компании в качестве участника инфраструктуры она обязана ежегодно предоставлять агентству официальное свидетельство рейтингового агентства о присвоении рейтинговой оценки и отчет о присвоении/актуализации рейтинга.
Однако процедура получения рейтинга надежности для страховых компаний не является обязательной по законодательству Российской Федерации и одновременно является платной.
Следовательно, страховщик вправе не обращаться в рейтинговые агентства за получением рейтинга.
В связи с этим, по мнению Комиссии, отсутствие рейтинга свидетельствует только о решении страховщика не обращаться в рейтинговое агентство за получением рейтинга и не является доказательством плохого финансового состояния страховой организации.
Таким образом, установление в качестве обязательного требования к страховщикам наличия рейтинговой оценки приводит (может привести) к экономически и технологически не обоснованному отказу заемщиков от заключения договора страхования с определенным страховщиком.
3. Кроме того, пунктом 2.8.3 раздела 2 Стандартов установлено рекомендательное требование об опыте работы на страховом рынке. При этом количество дней, месяцев или лет работы на страховом рынке, необходимых для утверждения страховщика в качестве участника инфраструктуры ОАО "АИЖК" в Стандартах не определено.
Такая неоднозначность показателя деятельности страховщика может, по мнению Комиссии, повлечь экономически и технологически не обоснованный отказ от сотрудничества ОАО "АИЖК" со страховщиком.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Таким образом, основываясь на доводах, приведенных в пунктах 1-3 настоящего раздела решения, Комиссия пришла к выводу, что соглашения о сотрудничестве, заключенные ОАО "АИЖК" и 50 страховщиками - ответчиками по делу при наличии указанных условий доступа к участию в страховании заемщиков по ипотечным жилищным программам ОАО "АИЖК" противоречат пункту 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

V. Согласно пункту 6.9 Стандартов комплект документов по страховому обеспечению ипотечных сделок должен включать:
договор (полис) страхования (личное страхование) заемщика;
договор (полис) страхования (имущественное страхование).
Пунктом 3.2 Устава ОАО "АИЖК" предусмотрено, что предметом финансово-хозяйственной деятельности агентства является приобретение и реализация прав требования по обязательствам, обеспеченным ипотекой.
ОАО "АИЖК" не заключает кредитные договоры и договоры займа с заемщиками, а осуществляет выкуп ипотечных жилищных кредитов (займов), выданных с соблюдением требований Стандартов и с применением форм документов, прилагаемых к Стандартам.
Таким образом, ОАО "АИЖК" выступает в качестве покупателя закладных и выдвигает требования к уровню обеспечения кредитов, в том числе в части страхования.
При этом, продавец закладных (первичный кредитор) самостоятельно устанавливает условия предоставления ипотечных жилищных кредитов (займов), а также имеет возможность предложить закладные, не соответствующие условиям Стандартов, иному лицу, либо оставить их на своем балансе.
Следовательно, в действиях ОАО "АИЖК" и страховщиков, связанных с установлением в Стандартах в числе требований к обеспечению ипотечных сделок необходимости личного страхования заемщиков, по мнению Комиссии, отсутствует навязывание заемщикам или первичным кредиторам невыгодных или не относящихся к предмету договора условий.

Вместе с тем, на практике кредитные организации - первичные кредиторы, выдавая ипотечные жилищные кредиты на основе Стандартов, могут не предоставлять возможности заемщикам получить ипотечный жилищный кредит в том же объеме и на тот же срок без осуществления личного страхования заемщиков.
В связи с этим Комиссия обращает внимание, что согласно статье 343 Гражданского кодекса Российской Федерации залогодатель, в случае если у него находится заложенное имущество, обязан, если иное не предусмотрено законом или договором, страховать за свой счет заложенное имущество в полной его стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного залогом требования, - на сумму не ниже размера требования.
Право кредитора требовать от заемщика заключения договоров по иным видам страхования законодательством Российской Федерации не установлены.
Кроме того, согласно части 2 статьи 935 Гражданского кодекса РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.
Следовательно, при получении ипотечного жилищного кредита (займа) согласно законодательству Российской Федерации у заемщика перед кредитором возникает обязанность застраховать только предмет залога.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Таким образом, по мнению Комиссии, соглашение между кредитной и страховой организациями, обязывающее сторону (стороны) такого соглашения требовать от заемщика страховать иные риски, чем риск утраты или повреждения заложенного имущества, может рассматриваться как соглашение, ограничивающее конкуренцию на рынке банковских услуг, поскольку оно приводит или может привести к навязыванию заемщикам условий кредитного договора, не выгодных для них или не относящихся к предмету договора, что запрещено пунктом 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Комиссия отмечает, что ОАО "АИЖК" письмом от 27.04.2009 № 9327-АВ сообщило, что данные о получении заемщиками по ипотечным жилищным программам агентства страхового возмещения по договорам личного страхования свидетельствуют о незначительности сумм возмещения по данному виду страхования - менее 0,06% от общего объема портфеля закладных ОАО "АИЖК" в год, а также о высокой доле отказов страховых компаний в выплате страхового возмещения - 15-20% от общего числа страховых случаев в год.
Принимая во внимание данные анализа экономической целесообразности личного страхования при ипотечном жилищном кредитовании и в целях установления возможности осуществления первичными кредиторами ипотечного жилищного кредитования только на условиях Стандартов без риска нарушить антимонопольное законодательство, ОАО "АИЖК" принято решение о введении двух кредитных продуктов: с личным страхованием заемщиков и без такового.
В частности, согласно указанному решению из Стандартов исключен пункт 6.9 и введен пункт 6.2.1, согласно которому ипотечные жилищные кредиты (займы), не имеющие страхового обеспечения в виде страхования имущественных интересов, связанных с причинением вреда жизни и здоровью заемщиков в результате несчастного случая и/или болезни (заболевания), рефинансируются ОАО "АИЖК" с установлением дополнительной надбавки к ставке рефинансирования. Соответствующие изменения внесены также в типовые формы кредитных договоров и договоров займа, прилагаемые к Стандартам.

VI. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
В целях добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции ОАО "АИЖК" и страховыми организациями - ответчиками по делу были совершены следующие действия.
1. В заявлении о заключении соглашений о сотрудничестве, которые противоречат требованиям антимонопольного законодательства ОАО "АИЖК" сообщило, что приказом Генерального директора ОАО "АИЖК" от 27.02.2008 № 24-од в Стандарты внесены изменения, направленные на исключение информации об ограничении размера страхового тарифа из условий соглашений о сотрудничестве со страховыми компаниями.
В целях приведения соглашений о сотрудничестве между ОАО "АИЖК" и страховыми организациями, указанных в пунктах 1-34 раздела I настоящего решения, в соответствие со Стандартами в редакции от 27.02.2008 в марте-апреле 2008 года были заключены дополнительные соглашения к ним. В соответствии с такими дополнительными соглашениями пункт 3.1 в редакции, устанавливающей совокупный базовый страховой тариф не более 1,5% от страховой суммы по договорам страхования, предусмотренным соглашениями о сотрудничестве, исключен из соглашений о сотрудничестве между ОАО "АИЖК" и страховыми организациями.
Соглашение о сотрудничестве № 03-05/15 от 05.08.2005 между ОАО "АИЖК" и ООО СК "СОГАЗ-Агро", в котором также пунктом 3.1 был установлен размер совокупного базового страхового тарифа по договорам страхования, было расторгнуто путем направления ОАО "АИЖК" уведомления о его расторжении в одностороннем порядке.
Таким образом, путем заключения указанных дополнительных соглашений, а также расторжения указанного соглашения о сотрудничестве между ОАО "АИЖК" и ООО СК "СОГАЗ-Агро", ОАО "АИЖК" и страховые организации устранили нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в соглашениях, указанных в пунктах 1-35 раздела I настоящего решения, в части установления тарифов на страховую услугу при страховании имущественных и иных интересов заемщиков по программа ипотечного жилищного кредитования ОАО "АИЖК".
2. В ходе рассмотрения дела ОАО "АИЖК" письмом от 27.04.2009 № 9327-АВ представлены сведения о принятии Правлением ОАО "АИЖК" 23 апреля 2009 года решения о внесении изменений в Стандарты, которые вступают в силу с 01.07.2009.
В соответствии с указанным решением Правления ОАО "АИЖК" в пункты 2.8.2, 2.8.3 и 2.8.6 Стандартов внесены изменения согласно которым:
1) исключена процедура установления лимита концентрации из процедуры утверждения страховщика в качестве участника инфраструктуры ОАО "АИЖК", а также из текста типового соглашения о сотрудничестве со страховыми организациями (Приложение № 10 к Стандартам);
2) требование к рейтингу страховой компании перенесено из разряда обязательных в разряд рекомендательных, как альтернатива любым трем из введенных ОАО "АИЖК" обязательных требований к финансовой устойчивости страховщика;
3) конкретизировано требование об опыте работы страховщика на рынке страховых услуг - не менее 3 лет;
4) введены обязательные требования о соответствии деятельности страховщика нормативным правовым актам в сфере страхования: к размеру уставного капитала, размещению страховых резервов, составу и структуре активов и т. д.;
5) введены обязательные требования, предъявляемые к финансовой устойчивости страховых компаний, представляющие собой соотношения показателей деятельности компании, характеризующих ее ликвидность, рентабельность капитала и деятельности, оборачиваемость страховых резервов и капитала компании, перестраховочную политику;
6) установлен четкий перечень документов, представляемых страховщиками в целях утверждения в качестве участников инфраструктуры ОАО "АИЖК", и правила их представления.
Таким образом, требования ОАО "АИЖК" к страховщикам- участникам инфраструктуры агентства, установленные в Стандартах с 01.07.2009, являются четкими, направлены на оценку финансовой устойчивости страховщика и позволяют обеспечить получение страхового возмещения заемщиком или выгодоприобретателем при наступлении страхового случая, что соответствует интересам заемщика.
Кроме того, установленные Стандартами с 01.07.2009, требования к страховым компаниям побуждают страховщиков произвести изменения в своей деятельности, направленные на ведение более эффективной страховой и инвестиционной деятельности, на повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности. Одновременно заемщики по программа ипотечного жилищного кредитования ОАО "АИЖК" также получают преимущества от отбора страховщиков на основании указанных требований, поскольку отобранные страховые компании являются финансово устойчивыми, а условия страхования обеспечивают высокий уровень страховой защиты имущественных интересов заемщиков.
Таким образом, согласно вступающим в силу с 01.07.2009 Стандартам ОАО "АИЖК" может отказаться от сотрудничества со страховщиком в рамках ипотечных жилищных программ только на основании несоответствия страховщика четким требованиям агентства к страховой организации, изложенным в приложении № 30 к Стандартам. Следовательно, отказ ОАО "АИЖК" от заключения договора при предъявлении полиса страховщика будет экономически обоснован, что свидетельствует об устранении ответчиками по делу нарушения пункта 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Согласно письму ОАО "АИЖК" от 29.05.2009 № 12679-ПВ в адрес всех страховых компаний, с которыми у агентства есть действующие соглашения о сотрудничестве, 21 мая 2009 года направлены уведомления об одностороннем расторжении соглашений, указанных в I разделе настоящего решения, в соответствии с пунктом 6.2 типовой формы соглашения о сотрудничестве. Также указанным письмом представлены копии всех уведомлений о расторжении соглашений о сотрудничестве и список почтовых отправлений ОАО "АИЖК", подтверждающий направление таких уведомлений.
3. Тем не менее сотрудничество ОАО "АИЖК" со страховыми организациями на основании установленного Стандартами с 01.07.2009 порядка отбора страховщиков, может привести к ограничению конкуренции на страховом рынке, поскольку не все страховые организации, имеющие соответствующую действующую лицензию на право осуществления страховой деятельности, имеют возможность побороться за конкретного страхователя (заемщика), предложив ему свои условия страхования. В частности, помимо лицензии страховые компании, претендующие на право страхования заемщиков по ипотечным жилищным программам ОАО "АИЖК", должны согласно Приложению № 30 к Стандартам, вступающим в силу с 01.07.2009, иметь соответствующий требованиям агентства коэффициент текущей ликвидности.
Следовательно, соглашения о сотрудничестве, заключаемые ОАО "АИЖК" и страховыми организациями в установленном Стандартами с 01.07.2009 порядке приводят (могут привести) к нарушению части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
В то же время соглашения, нарушающие запрет части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 13 Закона о защите конкуренции.
Согласно данной статье условием допустимости соглашений является то, что такими соглашениями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений, а также если их результатом является или может являться:
1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате соглашений.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что соглашения, заключаемые ОАО "АИЖК" со страховыми организациями, отобранными в соответствии со Стандартами с 01.07.2009, не создают агентству и страховщикам возможности устранить конкуренцию на страховом рынке и предоставляют заемщикам преимущества связанные с получением качественной страховой услуги, соразмерные преимуществам получаемым ОАО "АИЖК" и страховщиками от такого сотрудничества, а также направлены на ведение страховщиками эффективной страховой деятельности.
Следовательно, заключение ОАО "АИЖК" соглашений с использованием системы отбора страховщиков, установленной Стандартами с 01.07.2009, нарушает часть 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, однако, соответствует критериям, изложенным в части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и является допустимым в соответствии с Законом о защите конкуренции.
В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ОАО "АИЖК" и страховыми организациями: ОАО "Московская страховая компания", ООО "Страховое общество "Сургутнефтегаз", ООО "Народная страховая компания "РЕКОН", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ООО "Промышленная Страховая Группа "ОСНОВА", Страховое ЗАО "МСК-Стандарт", ОАО "Государственная страховая компания "Югория", ООО "Страховая группа "Адмирал", ОАО "Национальная страховая компания "ТАТАРСТАН", ОАО "АльфаСтрахование", ООО "Группа Ренессанс Страхование", ОАО Страховая компания "СКМ", ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "ОРАНТА", ООО "Первая страховая компания", ОСАО "Жива", ОАО "СТРАХОВАЯ АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ "ЭНЕРГОГАРАНТ", ОАО "Капитал Страхование", ОАО "Страховая компания "ПАРИ", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ОАО "Военно-страховая компания", ЗАО "Страховая Акционерная Компания "Информстрах", ОАО "Межотраслевой страховой центр", ОАО СК "Русский мир", ОАО "СОГАЗ", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ЗАО "ГУТА-Страхование", ОАО "РОСНО", ОАО "Росгосстрах", ООО "Росгосстрах - Аккорд", ООО "Росгосстрах - Дальний Восток", ООО "Росгосстрах - Поволжье", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад", ООО "Росгосстрах - Сибирь", ООО "Росгосстрах - Столица", ООО "Росгосстрах - Татарстан", ООО "Росгосстрах - Урал", ООО "Росгосстрах - Центр", ООО "Росгосстрах - Юг", ОСАО "Ингосстрах", ООО "СК "Согласие", ОСАО "Россия", ООО СК "Цюрих. Розничное страхование", ОАО СК "Шексна", ЗАО "Московская акционерная страховая компания", ООО "СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ", ООО "Страховая компания "СОГАЗ-Агро", САО "Экспресс Гарант" (ОАО), ЗАО "Русское Акционерное Страховое Общество "РАСО", ОАО "Страховое общество "ЖАСО", ОАО "СК "Москва" предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "АИЖК" и ООО "Сургутнефтегаз", ООО "Капитал Страхование", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ЗАО "МАКС", ОАО "ВСК", ЗАО "Информстарх", ОСАО "Россия", ОАО "Межотраслевой страховой центр", ЗАО "ГУТА-Страхование", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ООО "Цюрих. Ритейл", ОАО "РОСНО", ОАО "СОГАЗ", ООО "СОГАЗ-ЖИЗНЬ", ООО СК "СОГАЗ-Агро", ОАО "Русский мир", ОАО "Росгосстрах", ООО "РГС-Аккорд", ООО "РГС-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Северо-Запад", ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Центр",ООО "Росгосстрах-Юг", ОАО "ПАРИ", ОСАО "Ингосстрах", ОАО "Шексна", ООО "Согласие", ОАО "МСК", ООО "Народная страховая компания "РЕКОН", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ООО "ПСГ "ОСНОВА", СЗАО "МСК-Стандарт", ОАО ГСК "Югория", ООО "СГ "Адмирал", ОАО "ТАТАРСТАН", ОАО "АльфаСтрахование", ООО "Группа Ренессанс Страхование", ОАО "СКМ", ООО "ОРАНТА", ООО "Первая страховая компания", ОСАО "Жива", ОАО "ЭНЕРГОГАРАНТ", нарушившими пункты 1, 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения соглашений, которые привели (могли привести) к установлению тарифов на страховую услугу при страховании имущественных и иных интересов заемщиков по программа ипотечного жилищного кредитования ОАО "АИЖК", а также экономически и технологически не обоснованному отказу ОАО "АИЖК" и заемщиков от заключения соглашений со страховщиками,
а также ОАО "АИЖК" и САО "Экспресс-Гарант" (ОАО), ОАО "РАСО", ОАО "ЖАСО" и ОАО "Страховая компания "Москва" нарушившими пункт 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения соглашений, которые привели (могли привести) экономически и технологически не обоснованному отказу ОАО "АИЖК" от заключения соглашений со страховщиками.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением ОАО "АИЖК" и страховыми организациями - ООО "Сургутнефтегаз", ООО "Капитал Страхование", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ЗАО "МАКС", ОАО "ВСК", ЗАО "Информстарх", ОСАО "Россия", ОАО "Межотраслевой страховой центр", ЗАО "ГУТА-Страхование", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ООО "Цюрих. Ритейл", ОАО "РОСНО", ОАО "СОГАЗ", ООО "СОГАЗ-ЖИЗНЬ", ОАО "Русский мир", ОАО "Росгосстрах", ООО "РГС-Аккорд", ООО "РГС-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Северо-Запад", ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Центр",ООО "Росгосстрах-Юг", ОАО "ПАРИ", ОСАО "Ингосстрах", ОАО "Шексна", ООО "Согласие", ОАО "МСК", ООО "Народная страховая компания "РЕКОН", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ООО "ПСГ "ОСНОВА", СЗАО "МСК-Стандарт", ОАО ГСК "Югория", ООО "СГ "Адмирал", ОАО "ТАТАРСТАН", ОАО "АльфаСтрахование", ООО "Группа Ренессанс Страхование", ОАО "СКМ", ООО "ОРАНТА", ООО "Первая страховая компания", ОСАО "Жива", ОАО "ЭНЕРГОГАРАНТ", САО "Экспресс-Гарант" (ОАО), ОАО "РАСО", ОАО "ЖАСО", ООО СК "СОГАЗ- АГРО" и ОАО "Страховая компания "Москва" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров

Члены Комиссии: Ю.Э. Бондарева

И.Ф. Смирнова

О.С. Сергеева

И.И. Романенкова

О.В. Оленькина

Е.В. Макаркина

А.Р. Давыдов

Л.Б. Жаркова




Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь