Решение ФАС России по делу № 1 11/120-09 в отношении ОАО "БАНК УРАЛСИБ" и ЗАО "Тойота Банк"

17 сентября 2009, 19:01
Тип документа:
РЕШЕНИЕ

13 августа 2009 года
г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеварова А.Б.; членов Комиссии: начальника отдела организации надзора за кредитными организациями и банковскими группами Управления организации надзора за крупными кредитными организациями и банковскими группами Департамента банковского регулирования и надзора Банка России Аксенова М.В., советника экономического Аналитического управления Главной инспекции кредитных организаций Банка России Беляева М.К., начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Бондаревой Ю.Э., заведующего сектором Управления методологии банковского регулирования и надзора Банка России Матвеева А.В., заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Сергеевой О.С., заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Смирновой И.Ф., заведующей сектором Управления методологии банковского регулирования Департамента банковского регулирования и надзора Банка России Сурковой О.И. (далее - Комиссия),
рассмотрев дело № 1 11/120-09 по признакам нарушения ОАО "БАНК УРАЛСИБ" (119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 8) и ЗАО "Тойота Банк" (109028, г. Москва, Серебряническая наб., д. 29) части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № 1 11/120-09 послужили результаты рассмотрения представленных в соответствии с частью 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции уведомлений о заключении между ОАО "БАНК УРАЛСИБ" и ЗАО "Тойота Банк" Договора о сотрудничестве от 25.05.2009 № FILS-UT-01 (далее - Договор).
Предметом Договора является открытие ОАО "БАНК УРАЛСИБ" текущих счетов физическим лицам в порядке, установленном законодательством РФ, правилами и процедурами ОАО "БАНК УРАЛСИБ", на основании договора банковского счета для зачисления на них сумм кредитов, предоставляемых ЗАО "Тойота Банк" этим физическим лицам, конвертации денежных средств в другую валюту (при необходимости) и осуществления ОАО "БАНК УРАЛСИБ" по текущим счетам физических лиц банковских операций, связанных с перечислением сумм кредитов третьим лицам (дилеры, страховые компании и пр.), погашением (возвратом) и обслуживанием кредитов физических лиц.
Пунктом 2.1.9 Договора предусмотрена обязанность ОАО "БАНК УРАЛСИБ" до полного исполнения обязательств физического лица по кредитным договорам, не рекомендовать физическому лицу получение кредита в ОАО "БАНК УРАЛСИБ" для целей приобретения автотранспортных средств, производимых концерном "Тойота" у официальных дилеров Концерна.

По информации, размещенной на официальном Интернет-сайте (http://www.bankuralsib.ru), ОАО "БАНК УРАЛСИБ" предоставляет кредиты на приобретение автомобиля, при этом указано, что получить кредит можно на любой новый или подержанный автомобиль иностранного производства, новый автомобиль отечественного производства.

Для целей определения порядка кредитования физических лиц на приобретение автотранспортных средств были запрошены сведения о программах кредитования на приобретение автотранспортных средств, принятых ОАО "БАНК УРАЛСИБ" и действовавших в период с 01.01.2009 до 25.07.2009, с приложением соответствующих документов, которыми данные программы утверждены, и указанием периода действия каждой программы.
Анализ представленной информации показал, что за исследуемый период в подтверждение информации, размещенной на официальном Интернет-сайте (http://www.bankuralsib.ru), ОАО "БАНК УРАЛСИБ" осуществлял кредитование для целей приобретения у официальных и неофициальных дилеров новых и поддержанных автотранспортных средств отечественного и иностранного производства.

Таким образом, на момент заключения Договора ОАО "БАНК УРАЛСИБ" и ЗАО "Тойота Банк" являлись конкурентами на рынке автокредитования.
Из объяснений, представленных ЗАО "Тойота Банк", следует, что ЗАО "Тойота Банк" не обладает лицензией на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. В связи с этим ЗАО "Тойота Банк" осуществляет кредитование физических лиц на приобретение автотранспортных средств, производимых концерном "Тойота" у официальных дилеров "Тойота", используя услуги банков-партнеров по открытию расчетных счетов физическим лицам для доступа клиентов к услугам по автокредитованию.
ОАО "БАНК УРАЛСИБ" и ЗАО "Тойота Банк" также пояснили, что в рамках действия Договора ОАО "БАНК УРАЛСИБ" не отказывался от совершения действий по самостоятельному предоставлению кредитов физическим лицам на приобретение автотранспортных средств, производимых концерном "Тойота", в рамках своих программ кредитования и при обращении физических лиц в ОАО "БАНК УРАЛСИБ" производил кредитование физических лиц (при предоставлении необходимых документов и соответствии условиям кредитования).

При этом, по мнению ЗАО "Тойота Банк", объемы предоставленных кредитов ЗАО "Тойота Банк" и ОАО "БАНК УРАЛСИБ" для приобретения автотранспортных средств, производимых концерном "Тойота" у официальных дилеров "Тойота", за период действия Договора сопоставимы (18 (восемнадцать) кредитных договоров заключено ЗАО "Тойота Банк" и 7 (семь) - ОАО "БАНК УРАЛСИБ").

Изучив условия Договора, Комиссия установила, что в нем действительно не содержится условия, предусматривающего отказ ОАО "БАНК УРАЛСИБ" от кредитования физических лиц для целей приобретения автотранспортных средств, производимых концерном "Тойота" у официальных дилеров Концерна. В тоже время Комиссия обращает внимание на следующее.

По имеющейся в материалах дела информации, ОАО "БАНК УРАЛСИБ" за период с 25.05.2009 по 25.07.2009 в рамках реализации Договора открыл 20 (двадцать) расчетных счетов для зачисления на них сумм кредитов, предоставляемых ЗАО "Тойота Банк". Вместе с тем за аналогичный период в рамках реализации Договора ЗАО "Тойота Банк" предоставил лишь 18 (восемнадцать) кредитов.
Указанные данные, по мнению Комиссии, свидетельствует о возможности привлечения ОАО "БАНК УРАЛСИБ" потенциальных заемщиков для целей кредитования на приобретение автотранспортных средств, производимых концерном "Тойота", как до, так и после открытия в ОАО "БАНК УРАЛСИБ" расчетных счетов, необходимых для зачисления на них сумм кредитов, предоставляемых ЗАО "Тойота Банк".

При этом сам факт обращения физических лиц в ОАО "БАНК УРАЛСИБ" за предоставлением услуги по открытию указанных расчетных счетов свидетельствует о наличии спроса на услугу автокредитования. При наличии такого спроса кредитные организации конкурируют между собой, используя различные способы привлечения клиентов, в том числе непосредственно рекомендуют свои программы автокредитования потенциальным клиентам-заемщикам других банков-конкурентов. Рекомендации физическим лицам своих услуг по автокредитованию являются частью такого соперничества.
В свою очередь физические лица, сравнивая программы автокредитования различных кредитных организаций, выбирают услуги по автокредитованию конкретного банка, исходя из оптимального, по их мнению, соотношения цены и качества банковской услуги, удобства обслуживания, дополнительных сервисов и иных параметров. Соответственно, получив информацию о программе автокредитования иного банка, физические лица могут изменить ранее принятое решение и сделать свой окончательный выбор в пользу нового предложения по автокредитованию, рекомендованного кредитной организацией.

Однако по условиям пункта 2.1.9 Договора ОАО "БАНК УРАЛСИБ" фактически обязуется отказаться от соперничества и самостоятельных действий по рекомендации своих услуг физическим лицам, решившим воспользоваться услугой ЗАО "Тойота Банк" по кредитованию на приобретение автотранспортных средств, производимых концерном "Тойота".
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаком ограничения конкуренции является отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке.
Согласно части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, по мнению Комиссии, реализация условий пункта 2.1.9 Договора может привести к ограничению конкуренции на рынке автокредитования.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО "БАНК УРАЛСИБ" и ЗАО "Тойота Банк" нарушения части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашения, которое может привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

В целях добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО "БАНК УРАЛСИБ" и ЗАО "Тойота Банк" заключили дополнительное соглашение от 28.07.2009 № 1 к Договору, в котором договорились исключить пункт, предусматривающий обязанность ОАО "БАНКА УРАЛСИБ" не рекомендовать физическому лицу получение кредита в ОАО "БАНК УРАЛСИБ" для целей приобретения автотранспортных средств, производимых концерном "Тойота" у официальных дилеров "Тойота".
На заседании Комиссии представители ОАО "БАНК УРАЛСИБ" и ЗАО "Тойота Банк" подали заявления, в которых признали нарушение антимонопольного законодательства. Добровольно признав факт нарушения антимонопольного законодательства, ОАО "БАНК УРАЛСИБ" и ЗАО "Тойота Банк" одновременно обратились в Федеральную антимонопольную службу с ходатайством об освобождении от административной ответственности за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений на основании статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ОАО "БАНК УРАЛСИБ" и ЗАО "Тойота Банк" предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "БАНК УРАЛСИБ" и ЗАО "Тойота Банк", нарушившими часть 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашений, которые могут привести к ограничению конкуренции.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением ОАО "БАНК УРАЛСИБ" и ЗАО "Тойота Банк" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


Председатель Комиссии:
А.Б. Кашеваров


Члены Комиссии:
М.В. Аксенов
М.К. Беляев
Ю.Э. Бондарева
А.В. Матвеев
О.С. Сергеева
И.Ф. Смирнова
О.И. Суркова



Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь