Решение ФАС России по делу №1 11/49-08 в отношении ОАО "Россельхозбанк"

12 октября 2009, 12:40
Тип документа:
РЕШЕНИЕ



3 августа 2009 года г. Москва


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Б. Кашеварова, членов Комиссии: начальника отдела организации надзора за кредитными организациями и банковскими группами Управления организации надзора за крупными кредитными организациями и банковскими группами Департамента банковского регулирования и надзора Банка России М.В. Аксенова, советника экономического Аналитического управления Главной инспекции кредитных организаций Банка России М.К. Беляева, начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Ю.Э. Бондаревой, начальника отдела страхового рынка Управления контроля финансовых рынков ФАС России О.В. Оленькиной, заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России О.С. Сергеевой, заведующего сектором Управления методологии банковского регулирования Департамента банковского регулирования и надзора Банка России О.И. Сурковой, заместителя директора Юридического департамента - начальника Управления договорно-правовой и претензионно-исковой работы и трудового права Банка России С.М. Тимербаевой,
рассмотрев дело № 1 11/49-08 по признакам нарушения ОАО "Россельхозбанк" (119034, г. Москва, Гагаринский пер., д. 3) и девятнадцатью страховыми организациями - ОАО "Военно-страховая компания" (121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4), СЗАО "МСК-Стандарт" (129110, г. Москва, проспект Мира, д. 69, стр. 1), ОАО "РОСНО" (115184, г. Москва, Озерковская наб., д. 30), ОАО "ГСК "Югория" (628012, г. Ханты - Мансийск, ул. Комсомольская, д. 61), ОСАО "Россия" (129085, г. Москва, проезд Ольминского, д. 3А), ОАО "Росгосстрах" (119991, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 40, стр. 3), ОАО "АльфаСтрахование" (115162, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 31), ОСАО "Ингосстрах" (115998, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 12, стр. 2), ЗАО "Росагрострах" (143900, Москвская обл., г. Балашиха, пр-т Ленина, д. 8/5), ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" (121205, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36/9), ЗАО "Страховая группа "УралСиб" (117393, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 56), ОАО "СК "Прогресс-Гарант" (127473, г. Москва, ул. Селезневская, д. 32), ООО "СК "Согласие" (119017, г. Москва, Малый Толмачевский переулок, д. 8/11, стр. 3), ЗАО "МАКС" (115181, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 50), ОАО "Московская страховая компания" (127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 40), ЗАО "ГУТА-Страхование" (107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 5, стр. 3), ООО СК "Цюрих. Ритейл" (121087, г. Москва, Багратионовский проезд, д. 7, корп. 11), ОАО Страховая компания "ШЕКСНА" (162600, Вологодская область, г. Череповец, ул. Ленина, д. 47), ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ" (115035, г. Москва, Садовническая наб., д. 23) статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

I. Основанием для возбуждения дела № 1 11/49-08 послужили обращения с заявлениями о заключении антиконкурентных Соглашений о сотрудничестве в сфере страхования рисков заемщиков банка между ОАО "Россельхозбанк" и страховыми компаниями.
Данные обращения поступили в Федеральную антимонопольную службу от ОАО "Россельхозбанк" и десяти страховых организаций ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ОСАО "Ингосстрах", ЗАО "МАКС", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ", ООО СК "Цюрих. Ритейл", ООО "СК "Согласие", ОАО Страховая компания "ШЕКСНА", ЗАО "ГУТА-Страхование".
В своем обращении ОАО "Россельхозбанк" заявило о заключении Соглашений о сотрудничестве с девятнадцатью страховыми организациями - ОАО "Военно-страховая компания", СЗАО "Стандарт-Резерв" (новое наименование СЗАО "МСК-Стандарт"), ОАО "РОСНО", ОАО "ГСК "Югория", ОСАО "Россия", ОАО "Росгосстрах", ОАО "АльфаСтрахование", ОСАО "Ингосстрах", ЗАО "Росагрострах", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ООО "СК "Согласие", ЗАО "МАКС", ОАО "Московская страховая компания", ЗАО "ГУТА-Страхование", ООО СК "Цюрих.Ритейл", ОАО Страховая компания "ШЕКСНА", ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ".
ОАО "Россельхозбанк" сообщило о расторжении указанных Соглашений о сотрудничестве с девятнадцатью страховыми организациями, которые могли привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров и/или прямо либо косвенно, могли потенциально ограничить конкуренцию на рынке финансовых услуг.
Добровольно признав факт нарушения антимонопольного законодательства, ОАО "Россельхозбанк" одновременно обратилось в Федеральную антимонопольную службу с ходатайством об освобождении от административной ответственности за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений на основании статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичные ходатайства содержались в обращениях страховых организаций: ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ОСАО "Ингосстрах", ЗАО "МАКС", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ", ООО СК "Цюрих. Ритейл", ООО "СК "Согласие", ОАО Страховая компания "ШЕКСНА", ЗАО "ГУТА-Страхование".
В ходе рассмотрения дела ходатайства об освобождении от административной ответственности поступили от ОАО "Военно-страховая компания", СЗАО "МСК-Стандарт", ОАО "ГСК "Югория", ОСАО "Россия", ОАО "АльфаСтрахование", ОАО "Росгосстрах", ОАО "Московская страховая компания".

II. По результатам анализа полученных материалов Комиссия установила, что в сфере страхования рисков своих заемщиков ОАО "Россельхозбанк" сотрудничало на основании заключенных соглашений с девятнадцатью страховыми организациями:
1. с ОАО "Росгосстрах" на основе Соглашения о сотрудничестве от 01.10.2004 № 18/12;
2. с ОСАО "Ингосстрах" на основе Соглашения о сотрудничестве от 07.10.2004 № 18/11;
3. с ЗАО "Росагрострах" на основе Соглашения о сотрудничестве от 08.10.2004 № 18/13;
4. с ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" на основе Соглашения о сотрудничестве от 08.10.2004 № 18/14;
5. с ЗАО "Страховая группа "УралСиб" на основе Соглашения о сотрудничестве от 08.10.2004 №18/15;
6. с ОАО "СК "Прогресс-Гарант" на основе Соглашения о сотрудничестве от 08.10.2004 № 18/16;
7. с ОАО "Военно-страховая компания" на основе Соглашения о сотрудничестве от 08.10.2004 № 18/17;
8. с ООО "СК "Согласие" на основе Соглашения о сотрудничестве от 08.10.2004 № 18/18;
9. с ЗАО "МАКС" на основе Соглашения о сотрудничестве от 08.10.2004 № 18/19;
10. с ОСАО "Россия" на основе Соглашения о сотрудничестве от 18.10.2004 № 18/20;
11. с ОАО "АльфаСтрахование" на основе Соглашения о сотрудничестве от 17.10.2005 № 18/18;
12. с ОАО "ГСК "Югория" на основе Соглашения о сотрудничестве от 08.12.2005 № 18/22;
13. с ОАО "Московская страховая компания" на основе Соглашения о сотрудничестве от 15.05.2006 № 18/31;
14. с ОАО "РОСНО" на основе Соглашения о сотрудничестве от 05.06.2006 № 18/33;
15. с СЗАО "Стандарт-Резерв" (новое наименование - СЗАО "МСК-Стандарт") на основе Соглашения о сотрудничестве от 28.12.2006 № 18/50;
16. с ЗАО "ГУТА-Страхование" на основе Соглашения о сотрудничестве от 13.09.2007 № 18/23;
17. с ООО Страховая компания "НАСТА" (новое наименование - ООО СК "Цюрих. Ритейл") на основе Соглашения о сотрудничестве от 21.09.2007 № 18/24;
18. с ОАО Страховая компания "ШЕКСНА" на основе Соглашения о сотрудничестве от 21.11.2007 № 18/26;
19. с ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ" на основе Соглашения о сотрудничестве от 30.11.2007 № 18/28.
Предметом данных соглашений являлось объединение усилий сторон для решения приоритетных вопросов, обеспечивающих мобилизацию финансовых, кредитных, материальных и других ресурсов в целях максимально эффективного выполнения задач, входящих в сферу деятельности банка и страховой организации, включая, но не ограничиваясь:
- взаимовыгодным сотрудничеством в создании и развитии современных систем и технологий финансового обслуживания;
- усилиями сторон по наиболее эффективному использованию интеграции банковской и страховой деятельности при комплексном обслуживании клиентов, оптимизации расходов, а также регионального развития структур банка и страховой организации.
Содержание указанных Соглашений о сотрудничестве соответствует типовой форме Соглашения о сотрудничестве, являющейся Приложениями № 3 к Порядку аккредитации страховых организаций при ОАО "Россельхозбанк" № 31-П, утвержденному решением Правления ОАО "Россельхозбанк" от 25.06.2007 (далее - Порядок аккредитации).
Согласно пункту 1.5 Порядка аккредитации результатом аккредитации страховой организации является подписание Соглашения о сотрудничестве и Положения о порядке взаимодействия ОАО "Россельхозбанк" и страховой организации (далее - Положение о порядке взаимодействия). Данный документ конкретизирует отдельные условия Соглашений о сотрудничестве. Форма Положения о порядке взаимодействия является приложением № 4 к Порядку аккредитации.
Пунктом 4.2 Порядка аккредитации предусмотрено, что нарушение существенных условий Соглашения о сотрудничестве и Положения о порядке взаимодействия является основанием для расторжения Соглашения о сотрудничестве, что в результате влечет лишение страховой организации аккредитации при ОАО "Россельхозбанк".
Таким образом, договоренности о сотрудничестве в сфере страхования рисков заемщиков между ОАО "Россельхозбанк" и девятнадцатью страховыми организациями - ответчиками по делу оформлены несколькими документами: Соглашением о сотрудничестве и Положением о порядке взаимодействия, подписываемым страховщиком.
Соглашения о сотрудничестве с девятнадцать страховыми организациями - ответчиками по делу заключены сроком на один год. Вместе с тем, пункт 6.3 (пункт 7.3 Соглашения о сотрудничестве с ЗАО "МАКС") каждого из соглашений предусматривает возможность пролонгации при условии направления страховщиком заявления на продление аккредитации и принятия Правлением ОАО "Россельхозбанк" положительного решения о продлении аккредитации.
Согласно представленной ОАО "Россельхозбанк" информации Соглашения о сотрудничестве с девятнадцатью страховыми организациями - ответчиками по делу были расторгнуты только в феврале 2008 года; Положения о порядке взаимодействия, подписанные со страховщиками, прекратили свое действие одновременно с прекращением действия Соглашений о сотрудничестве.
Таким образом, договоренности между ОАО "Россельхозбанк" и девятнадцатью страховыми организациями - ответчиками по делу, оформленные Соглашениями о сотрудничестве и подписанными Положениями о порядке взаимодействия, действовали и после вступления в силу Закона о защите конкуренции.

III. Проведенный анализ полученных материалов показал, что ОАО "Россельхозбанк" осуществляет кредитование физических и юридических лиц, по условиям которого для получения кредита заемщикам необходимо заключить договоры страхования соответствующих рисков.
Согласно Инструкции по кредитованию населения в рамках программы "Сельское подворье" № 24-И, утвержденной решением Правления ОАО "Россельхозбанк" от 09.07.2007 (далее - Инструкция № 24-И), Инструкции № 1-И "О порядке предоставления и учета краткосрочных кредитов в ОАО "Россельхозбанк" (далее - Инструкция № 1) и Инструкции № 2-И "О порядке предоставления и учета долгосрочных (среднесрочных) кредитов в ОАО "Россельхозбанк" (далее - Инструкция № 2), утвержденных в новых редакциях решением Правления ОАО "Россельхозбанк" от 10.08.2007, в ходе реализации кредитной политики банка его подразделения руководствуются определенными правилами. Одним из таких правил является то, что страхование рисков по кредитному договору осуществляется заемщиком в страховых организациях, аккредитованных при ОАО "Россельхозбанк" и заключивших с ним соглашение о сотрудничестве.
Аналогичные положения содержатся в Методических рекомендациях по обеспечению страховой защиты кредитных рисков ОАО "Россельхозбанк", утвержденных решением Правления ОАО "Россельхозбанк" от 08.08.2007 (далее - Методические рекомендации), абзацах 2 разделов "Введение" Порядка организации личного страхования заемщиков банка, являющегося Приложением № 36 к Инструкции №24-И (далее - Приложение № 36), и Порядка организации страхования имущества, принимаемого банком в залог, являющегося Приложением № 37 к Инструкции № 24-И (далее - Приложение № 37), а также абзаце 2 раздела "Введение" Порядка организации страховой защиты ипотечных кредитных сделок по программе ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", являющегося Приложением № 14 к Положению об организации ипотечного жилищного кредитования в ОАО "Россельхозбанк" по программе ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" № 111-П, утвержденному решением Правления ОАО "Россельхозбанк" от 28.06.2007 (далее - Приложение № 14).
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что при реализации кредитных программ, предполагающих обязательное страхование соответствующих видов рисков, заемщики должны осуществлять такое страхование исключительно в страховых организациях, аккредитованных при ОАО "Россельхозбанк" и заключивших с ним Соглашение о сотрудничестве.
Пунктом 3.1 Положения о порядке взаимодействия, подписываемого страховщиками, регламентируются действия кредитного работника банка при рассмотрении заявки клиента на предоставление кредита в ходе первичного собеседования. Таким действиями являются, в частности, информирование клиента о необходимости страхования имущества в обеспечение выдаваемого банком кредита или жизни и здоровья заемщика в страховой организации на выбор из предложенного списка аккредитованных организаций при банке.
Следовательно, условия сотрудничества в сфере страхования рисков заемщиков между ОАО "Россельхозбанк" и девятнадцатью страховыми организациями - ответчиками по делу предполагают, что заемщикам будет отказано в выдаче кредита, если они решат осуществлять страхование в иных страховых организаций, кроме аккредитованных при ОАО "Россельхозбанк" и заключивших с ним Соглашение о сотрудничестве.
В соответствии с разделом 2 Порядка аккредитации к страховым организациям предъявляются определенные требования. Так, пунктом 2.1 Порядка аккредитации предусматривается, что аккредитации подлежат страховые организации, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории Российской Федерации, имеющие хорошую деловую репутацию и удовлетворяющие требованиям, перечисленным в указанном пункте.
В числе данных требований, помимо требований к финансовой устойчивости, содержатся такие как наличие у страховой организации собственных средств в размере не менее 350 млн. рублей, а также филиалов не менее чем в 30 субъектах Российской Федерации.
Однако, по мнению Комиссии, установление подобных требований направлено не столько на обеспечение надлежащей страховой защиты, сколько на "отсечение" средних и мелких страховщиков, которые при этом не обязательно являются финансово не устойчивыми. Следовательно, такие требования являются экономически не обоснованными.
При этом, заключая Соглашения о сотрудничестве, страховые организации - ответчики по делу соглашаются, что условиями их сотрудничества с ОАО "Россельхозбанк" является отсутствие возможности страховщиков, не только не прошедших аккредитацию в банке из-за финансовой неустойчивости, но и финансово-устойчивых страховых компаний, не прошедших аккредитацию в банке, например, в связи с отсутствием у них филиалов в 30 субъектах Российской Федерации, на равных предлагать свои условия страхования рисков, которые требует банк в соответствии с программами кредитования.
В ходе рассмотрения дела у ОАО "Россельхозбанк" были запрошены сведения об обращениях страховых организаций в ОАО "Россельхозбанк" с предложением сотрудничества в рамках программ кредитования за период с 01.01.2006 до 01.07.2008.
Согласно предоставленным материалам в указанный период времени ОАО "Россельхозбанк" было отказано в аккредитации 45 страховым организациям ввиду не соответствия требованиям банка по размеру собственных средств и количеству региональных филиалов.
Таким образом, в ходе сотрудничества ОАО "Россельхозбанк" и девятнадцати страховых организаций - ответчиков по делу в сфере страхования рисков заемщиков экономически необоснованный отказ от заключения Соглашения о сотрудничестве получили 45 страховщиков.
В свою очередь, заемщики, которые хотели осуществлять страхование в этих страховых организациях и удовлетворяли требованиям ОАО "Россельхозбанк", необходимым для получения кредита, так же могли получить (или получили) отказ от заключения кредитного договора исключительно по причине выбора неаккредитованных при банке страховых организациях.
Комиссией также установлено, что в пункте 3.1 Соглашений о сотрудничестве, указанных в разделе II настоящего решения, содержится обязательство страховой организации осуществлять страхование клиентов банка в пределах установленного Правлением ОАО "Россельхозбанк" лимита страховой ответственности страховой организации.
Пунктом 3.7 Порядка аккредитации установлено, что размеры лимита страховой ответственности страховой организации утверждаются Кредитным комитетом головного офиса банка в соответствии с требованиями Положения об установлении лимитов страховой ответственности страховых организаций, аккредитованных при ОАО "Россельхозбанк", № 49-П.
Согласно данному положению в редакции, утвержденной Правлением ОАО "Россельхозбанк" от 28.02.2008, в расчете лимита страховой ответственности для страховой организации ОАО "Россельхозбанк" помимо относительных показателей, характеризующих финансовую устойчивость и платежеспособность страховой организации, учитывает также объемные показатели (собственные средства, нетто-активы, страховая премия, страховые резервы в абсолютном выражении) и нефинансовые показатели (деловая репутация, уровень поддержки, концентрация территориального рынка, эффективность сотрудничества с ОАО "Россельхозбанк").
В связи с этим, Комиссия пришла к выводу, что лимит страховой ответственности страховой организации, устанавливаемый ОАО "Россельхозбанк", не позволяет оценить эффективность деятельности страховщика и не свидетельствует о его устойчивости и платежеспособности.
В то же время в случае превышения установленного ОАО "Россельхозбанк" лимита, страховщик лишается возможности заключать договоры страхования с заемщиками по кредитным программам ОАО "Россельхозбанк" и будет вынужден отказать заемщику в заключении договора страхования.
При условии обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации, такой отказ, по мнению Комиссии, является экономически необоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
По мнению Комиссии, при наличии описанных условий допуска к страхованию заемщиков, заключенные между ОАО "Россельхозбанк" и страховыми организациями-ответчиками по делу Соглашения о сотрудничестве ограничивали конкуренцию на страховом рынке и приводили (могли привести) к экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми организациями) и покупателями (заемщиками).
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО "Россельхозбанк" и девятнадцати страховых организаций ОАО "Военно-страховая компания", СЗАО "МСК-Стандарт", ОАО "РОСНО", ОАО "ГСК "Югория", ОСАО "Россия", ОАО "Росгосстрах", ОАО "АльфаСтрахование", ОСАО "Ингосстрах", ЗАО "Росагрострах", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ООО "СК "Согласие", ЗАО "МАКС", ОАО "Московская страховая компания", ЗАО "ГУТА-Страхование", ООО СК "Цюрих. Ритейл", ОАО Страховая компания "ШЕКСНА", ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ" нарушения пункта 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашений, которые приводят (могут привести) к экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми организациями) и покупателями (заемщиками).

IV. Как показал проведенный анализ, в пунктах 3.10, 3.12 и 3.13 Соглашений о сотрудничестве, указанных в разделе II настоящего решения, присутствуют обязательства страховых организаций, связанные с осуществлением ими расчетов именно через счета в ОАО "Россельхозбанк" и размещением средств на депозитах и в ценные бумаги данной кредитной организации.
Пунктом 6.1 Положения о порядке взаимодействия, подписываемого страховщиками, также установлено, что страховая организация в течение согласованного периода с момента подписания соглашения о сотрудничестве размещает на депозите ОАО "Россельхозбанк" денежные средства в соответствии с обязательствами, определяемыми соглашением. Перечень конкретных финансовых обязательств девятнадцати страховых организаций - ответчиков по делу приведен в Приложении к настоящему решению.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка аккредитации готовность страховой организации разместить и в дальнейшем обеспечивать текущее размещение на счетах, открытых в региональных филиалах банка, денежных средств в сумме, равной не менее 10% собственных средств на момент аккредитации (продлении срока аккредитации), и в сумме не менее 2-кратного размера страховых премий, полученных от страхователей (заемщиков или лиц, предоставляющих обеспечение), является одним из требований к страховым организациям при аккредитации.
Следовательно, в случае отказа страховой организации принять на себя обязательства по размещению средств на депозитах и в ценные бумаги ОАО "Россельхозбанк", страховая организация не сможет осуществлять страхование рисков заемщиков данной кредитной организации.
Кроме того, Комиссией принят во внимание, проведенный ФАС России в 2006 году опрос 51 страховой организации и 18 кредитных организаций в рамках анализа конкурентной среды на рынке страхования имущества физических и юридических лиц, передаваемого в залог кредитным организациям.
В рамках опроса кредитным и страховым организациям было предложено оценить условия соглашения о сотрудничестве с банком, предусматривающие обязательства страховщиков по вложению средств в ценные бумаги банка и поддержанию остатков средств на депозитных счетах в определенном размере, а также по поддержанию оборотов средств по расчетным счетам в банке в определенном размере.
Согласно полученным данным 20% опрошенных кредитных организаций считают данные условия ограничивающими конкуренцию на рынке банковских услуг.
При этом в ответе одной из кредитных организаций указано, что действия банка, связанные с включением в соглашение о сотрудничестве подобных условий, могут препятствовать предоставлению этой кредитной организацией банковских услуг, оказывают негативное влияние на общие условия предоставления банковских услуг на рынке банковских услуг, направлены на получение банком преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке банковских услуг, противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота, ограничивают конкуренцию на рынке банковских услуг.
29% опрошенных страховых организаций выразили отрицательное отношение к данным условиям. 39% страховых организаций сообщили, что в зависимости от размера суммы, указанной в соглашении о сотрудничестве, такие условия могут явиться препятствием для сотрудничества страховой организации с банком в сфере страхования.
41% страховых организаций ответили, что приведенные условия соглашения о сотрудничестве с банком могут привести к ограничению сотрудничества с другими кредитными организациями, а 7% указали, что такие условия привели к прекращению сотрудничества с другими кредитными организациями.
Страховыми организациями отмечено, что размещение большой части страховых резервов в ценные бумаги банка с доходностью существенно ниже рыночной является недостатком подобного сотрудничества с банком. При отсутствии указанного условия эти денежные средства могут быть использованы для более эффективных инвестиций.
Согласно статье 26 Закона Российской Федерации от 27.11.92 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" для обеспечения исполнения обязательств по страхованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы. Страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования.
Правила размещения страховщиками средств страховых резервов утверждены приказом Минфина России от 08.08.2005 № 100н. При условии выполнения требований данных правил страховщики свободны в выборе способа размещения страховых резервов и соответственно свободны в заключении соответствующих договоров с кредитными организациями.
Кредитные организации, конкурируя между собой, предлагают размещать денежные средства, в том числе страховые резервы, на депозитах и в ценные бумаги под тот или иной процент, открывать и вести счета, а также осуществлять расчетно-кассовое обслуживание за ту или иную плату. В свою очередь страховые организации заключают с банками договоры, ориентируясь на наиболее выгодное предложение.
Комиссия пришла к выводу, что наличие в Соглашениях о сотрудничестве, указанных в разделе II настоящего решения, обязательств, связанных с осуществлением расчетов именно через счета в ОАО "Россельхозбанк" и размещением средств на депозитах и в ценные бумаги, означало, что при появлении на банковском рынке более выгодных и более интересных предложений со стороны кредитных организации, страховщики в силу указанных обязательств по соглашениям были вынуждены либо отказаться от заключения договоров с кредитными организациями, предлагающими более выгодные условия, либо воспользоваться сделанными предложениями частично.
В подобной ситуации кредитные организации, предлагающие более выгодные условия размещения средств и обслуживания счетов, оказываются лишенными возможности побороться за те средства, которые могут разместить страховщики.
По мнению Комиссии, заключенные между ОАО "Россельхозбанк" и девятнадцатью страховыми организациями - ответчиками по делу Соглашения о сотрудничестве ограничивали конкуренцию на банковском рынке и могли привести к экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (кредитными организациями).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО "Россельхозбанк" и девятнадцати страховых организаций ОАО "Военно-страховая компания", СЗАО "МСК-Стандарт", ОАО "РОСНО", ОАО "ГСК "Югория", ОСАО "Россия", ОАО "Росгосстрах", ОАО "АльфаСтрахование", ОСАО "Ингосстрах", ЗАО "Росагрострах", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ООО "СК "Согласие", ЗАО "МАКС", ОАО "Московская страховая компания", ЗАО "ГУТА-Страхование", ООО СК "Цюрих. Ритейл", ОАО Страховая компания "ШЕКСНА", ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ" нарушения пункта 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашений, которые могли привести к экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (кредитными организациями).

V. Согласно пункту 3.4 Положения о порядке взаимодействия, подписываемого страховщиками, после определения структуры обеспечения и/или медицинского освидетельствования состояния здоровья клиент заключает со страховой организацией договор страхования на условиях, согласованных с кредитным работником банка, который руководствуется внутренними нормативными актами ОАО "Россельхозбанк". В соответствии с требованиями пункта 3.5 указанного положения договор страхования в обязательном порядке визируется кредитным работником банка.
Как следует из пункта 5.7 Методических рекомендаций, пунктов 7.1.8, 7.2.8, 9.3.2.1 Инструкции № 24-И, пункта 1.5.1 Приложения № 37, пункта 3.7 типовых договоров об ипотеке (залоге) земельного участка (Приложения 19-7.10, 19-7.10п, 19-7.11 и 19-7.11п к Инструкции № 2), пункта 1.4.1 Приложения № 36, пунктов 1.4.1 и 2.3.1 Приложения № 14, ОАО "Россельхозбанк" предъявляет требования к сроку страхования предмета залога, жизни и здоровья заемщика.
В соответствии с указанными внутренними нормативными актами ОАО "Россельхозбанк" срок страхования должен не менее чем на 30 дней превышать срок окончательного возврата (погашения) кредита.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что ОАО "Россельхозбанк" и страховые организации - ответчики по делу договорились, что заемщики осуществляют страхование рисков, предусмотренных в кредитном договоре, на срок, который увеличивается по сравнению со сроком кредитования на 30 календарных дней.
Указанный срок необходим ОАО "Россельхозбанк" для того, чтобы, в случае возникновения просрочки по кредиту, произвести:
- реструктуризацию задолженности и заключение договора страхования на новый срок;
- обращение в суд для обращения взыскания на обеспечение по кредиту; обращения взыскания на обеспечение во внесудебном порядке (в тех случаях, когда это допускает закон);
- принятия иных мер, направленных на погашение задолженности.
При этом, ОАО "Россельхозбанк" также отмечено, что в случае просрочки по кредиту страхование в любом случае будет обязательным, так как договор залога продолжает действовать до полного исполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору/либо полной реализации предмета залога, следовательно, продолжает действовать и обязательство страхования предмета залога.
По мнению Комиссии, позиция ОАО "Россельхозбанк" по вопросу действия договора залога до исполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору либо полной реализацией предмета залога, а следовательно и наличие обязанности страховать за счет залогодателя предмет залога до указанного момента, является обоснованной и соответствующей законодательству Российской Федерации.
В частности, согласно статье 352 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) залог прекращается:
1) с прекращением обеспеченного залогом обязательства;
2) по требованию залогодателя при наличии возникновении угрозы утраты или повреждения заложенного имущества;
3) в случае гибели заложенной вещи или прекращения заложенного права;
4) в случае реализации (продажи) заложенного имущества в целях удовлетворения требований залогодержателя в порядке, установленном законом, а также в случае, если его реализация оказалась невозможной.
При этом согласно статье 343 ГК РФ до прекращения залога, то есть до наступления указанных событий, существует обязанность страховать за счет залогодателя заложенное имущество в полной его стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного залогом требования, - на сумму не ниже размера требования.
Кроме того, необходимость наличия залога и его страхования до наступления одного из указанных выше событий является экономически обоснованной, так как наличие обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору в форме залога и его страхование учитывается банком при определении степени обеспеченности кредита, а следовательно и условий кредитования, в том числе стоимости кредита.
Таким образом, обоснованным и соответствующим законодательству Российской Федерации, по мнению Комиссии, является требование банка о страховании предмета залога до момента наступления одного из событий, предусмотренных статьей 352 ГК РФ, в том числе до даты полного исполнения обязательств по кредитному договору либо до реализации (продажи) заложенного имущества в целях удовлетворения требований залогодержателя.
Вместе с тем, установленное ОАО "Россельхозбанк" требование к сроку страхования не соответствует указанному подходу, так как критерием окончания обязанности страховать предмет залога не является ни одно из оснований, установленных статьей 352 ГК РФ.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что требование об увеличении срока страхования по сравнению со сроком кредитования на 30 дней увеличивает расходы заемщика на страхование и одновременно превышает его обязательства по кредиту перед ОАО "Россельхозбанк". При добросовестном исполнении заемщиком своих обязательств по кредиту подобное требование является для него невыгодным.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него.
По мнению Комиссии, заключенные ОАО "Россельхозбанк" со страховыми организациями - ответчиками по делу Соглашения о сотрудничестве ограничивали конкуренцию на страховом рынке и приводили (могли привести) к навязыванию заемщику в результате договоренности банка со страховщиком невыгодных условий страхования.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО "Россельхозбанк" и девятнадцати страховых организаций ОАО "Военно-страховая компания", СЗАО "МСК-Стандарт", ОАО "РОСНО", ОАО "ГСК "Югория", ОСАО "Россия", ОАО "Росгосстрах", ОАО "АльфаСтрахование", ОСАО "Ингосстрах", ЗАО "Росагрострах", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ООО "СК "Согласие", ЗАО "МАКС", ОАО "Московская страховая компания", ЗАО "ГУТА-Страхование", ООО СК "Цюрих. Ритейл", ОАО Страховая компания "ШЕКСНА", ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ" нарушения пункта 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашений, которые приводят (могут привести) к навязыванию заемщику невыгодных условий договора страхования.

VI. В соответствии с пунктом 3.2 Соглашения о сотрудничестве страховая организация обязуется страховать предложенное заемщиком банку в залог имущество, а также жизнь и здоровье заемщиков (страхование от несчастных случаев и болезней, жизни и потери трудоспособности). При этом страховая организация обязана устанавливать страховые риски по согласованию с банком.
ОАО "Россельхозбанк" предлагает программы кредитования населения в рамках программы "Сельское подворье", по условиям которых для получения кредита заемщикам необходимо заключить договоры страхования соответствующих рисков:
жизни и здоровья заемщика-гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство (ЛПХ) единолично;
жизни и здоровья заемщика/созаемщика ипотечного кредита;
находящегося в залоге у Банка имущества (недвижимого имущества).
Данные требования содержатся в пункте 2.3.3, 3.2.1 Инструкции № 24-И, абзаце 4 раздела "Введение" Приложение № 36, абзаце 4 раздела "Введение" Приложение № 37, абзаце 4 раздела "Введение" Приложения № 14 (указано, что в соответствии с требованиями ОАО "АИЖК" обязательно страхование жизни и потери трудоспособности).
Согласно письму ОАО "Россельхозбанк" от 19.05.2008 № 10-16/5112 условия ипотечного жилищного кредитования банка основаны на договорных формах и стандартах предоставления кредитов ОАО "АИЖК" (далее - Стандарты).
Данные Стандарты являлись предметом изучения в рамках рассмотрения дела № 1 11/82-08 по признакам нарушения ОАО "АИЖК" и 50 страховыми организациями части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Результаты рассмотрения указанного дела имели значение для рассмотрения настоящего дела, в связи с чем его рассмотрение было приостановлено определением Комиссии от 19.02.2009 № АК/4456 на срок рассмотрения дела № 1 11/82-08.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1 11/82-08 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия по делу № 1 11/82-08) установила, что согласно пункту 6.9 Стандартов комплект документов по страховому обеспечению ипотечных сделок должен включать договор (полис) страхования (личное страхование) заемщика и договор (полис) страхования (имущественное страхование).
В то же время предметом финансово-хозяйственной деятельности ОАО "АИЖК" является приобретение и реализация прав требования по обязательствам, обеспеченным ипотекой. ОАО "АИЖК" не заключает кредитные договоры и договоры займа с заемщиками, а осуществляет выкуп ипотечных жилищных кредитов (займов), выданных с соблюдением требований Стандартов и с применением форм документов, прилагаемых к Стандартам.
Таким образом, ОАО "АИЖК" выступает в качестве покупателя закладных и выдвигает требования к уровню обеспечения кредитов, в том числе в части страхования.
При этом продавец закладных (первичный кредитор) самостоятельно устанавливает условия предоставления ипотечных жилищных кредитов (займов), а также имеет возможность предложить закладные, не соответствующие условиям Стандартов, иному лицу, либо оставить их на своем балансе.
В связи с этим, Комиссия по делу № 1 11/82-08 пришла к выводу, что в действиях ОАО "АИЖК" и страховщиков, связанных с установлением в Стандартах в числе требований к обеспечению ипотечных сделок необходимости личного страхования заемщиков, отсутствует навязывание заемщикам или первичным кредиторам невыгодных или не относящихся к предмету договора условий.
Вместе с тем, Комиссия по делу № 1 11/82-08 отметила, что на практике кредитные организации - первичные кредиторы, выдавая ипотечные жилищные кредиты на основе Стандартов, могут не предоставлять возможности заемщикам получить ипотечный жилищный кредит в том же объеме и на тот же срок без осуществления личного страхования заемщиков.
По мнению Комиссии по делу № 1 11/82-08, соглашение между кредитной и страховой организациями, обязывающее сторону (стороны) такого соглашения требовать от заемщика страховать иные риски, чем риск утраты или повреждения заложенного имущества, может рассматриваться как соглашение, ограничивающее конкуренцию на рынке банковских услуг, поскольку оно приводит или может привести к навязыванию заемщикам условий кредитного договора, не выгодных для них или не относящихся к предмету договора, что запрещено пунктом 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В решении Комиссии по делу № 1 11/82-08 также отмечено, что ОАО "АИЖК" письмом от 27.04.2009 № 9327-АВ сообщило, что данные о получении заемщиками по ипотечным жилищным программам агентства страхового возмещения по договорам личного страхования свидетельствуют о незначительности сумм возмещения по данному виду страхования - менее 0,06% от общего объема портфеля закладных ОАО "АИЖК" в год, а также о высокой доле отказов страховых компаний в выплате страхового возмещения - 15-20% от общего числа страховых случаев в год.
Принимая во внимание данные анализа экономической целесообразности личного страхования при ипотечном жилищном кредитовании и в целях установления возможности осуществления первичными кредиторами ипотечного жилищного кредитования только на условиях Стандартов без риска нарушить антимонопольное законодательство, ОАО "АИЖК" принято решение о введении двух кредитных продуктов: с личным страхованием заемщиков и без такового.
Проанализировав утвержденные ОАО "Россельхозбанк" программы кредитования граждан в рамках программы "Сельское подворье", Комиссия пришла к выводу, что жизнь и здоровье заемщика-гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство (ЛПХ) единолично, жизнь и здоровье заемщика/созаемщика ипотечного кредита подлежат обязательному страхованию в рамках соответствующих программ кредитования программы "Сельское подворье", при этом возможность заемщиков получить кредит в том же объеме и на тот же срок без осуществления указанного страхования документами ОАО "Россельхозбанк" не предусмотрена.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что ОАО "Россельхозбанк" и страховые организации - ответчики по делу договорились, что в рамках соответствующих программ кредитования программы "Сельское подворье" заемщики будут обязательно осуществлять страхование жизни и здоровья в дополнение к страхованию находящегося в залоге у банка имущества.
Согласно статье 343 ГК РФ залогодатель, в случае если у него находится заложенное имущество, обязан, если иное не предусмотрено законом или договором, страховать за свой счет заложенное имущество в полной его стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного залогом требования, - на сумму не ниже размера требования.
Право кредитора, в том числе банка, требовать от заемщика заключения договоров по иным видам страхования законодательством Российской Федерации не установлено.
При этом согласно части 2 статьи 935 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.
Следовательно, при получении в банке кредита согласно законодательству Российской Федерации у заемщика перед кредитором возникает обязанность застраховать только предмет залога.
Кроме того, страхование жизни заемщика при предоставлении ипотечного кредита не может рассматриваться в качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательств заемщика перед банком по кредитному договору в понимании ГК РФ.
Так, в соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Применение банком определенного способа обеспечения обязательств заемщика по кредитному договору означает возможность наступления имущественных последствий для заемщика, которые могут возникнуть только при неисполнении или ненадлежащем исполнении им основного обязательства по договору.
Страхование жизни заемщика как требование банка по обеспечению его обязательств по договору ипотечного кредитования не влечет имущественных последствий для заемщика, а, следовательно, не может являться стимулом для добросовестного исполнения им обязательств по договору.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание доводы Комиссии по делу № 1 11/82-08, Комиссия считает, что заключенные ОАО "Россельхозбанк" со страховыми организациями - ответчиками по делу Соглашения о сотрудничестве ограничивали конкуренцию на банковском рынке и приводили (могли привести) к навязыванию заемщику в результате договоренности банка со страховщиком условий кредитного договора, не выгодных для него и не относящихся к предмету договора.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО "Россельхозбанк" и девятнадцати страховых организаций ОАО "Военно-страховая компания", СЗАО "МСК-Стандарт", ОАО "РОСНО", ОАО "ГСК "Югория", ОСАО "Россия", ОАО "Росгосстрах", ОАО "АльфаСтрахование", ОСАО "Ингосстрах", ЗАО "Росагрострах", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ООО "СК "Согласие", ЗАО "МАКС", ОАО "Московская страховая компания", ЗАО "ГУТА-Страхование", ООО СК "Цюрих. Ритейл", ОАО Страховая компания "ШЕКСНА", ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ" нарушения пункта 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашений, которые приводят (могут привести) навязыванию заемщику условий договора кредитования, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора.

VII. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
В целях добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции ОАО "Россельхозбанк" и страховыми организациями - ответчиками по делу были совершены следующие действия:
1. Соглашения о сотрудничестве с девятнадцатью страховыми организациями, указанные в разделе II настоящего решения, расторгнуты ОАО "Россельхозбанк" 18.02.2008 согласно представленному им письму от 18.02.2008 № 6-19/95.
В соответствии с письменными пояснениями ОАО "Россельхозбанк" от 17.02.2009 № 6-19/107 Положения о порядке взаимодействия, подписанные со страховщиками, прекратили свое действие с 18.02.2008 одновременно с прекращением действия Соглашений о сотрудничестве.
2. ОАО "Россельхозбанк" разработало и ввело в действие приказом от 19.05.2009 № 188-ОД новую редакцию Порядка аккредитации. Данный Порядок аккредитации размещен на сайте банка www.rshb.ru и предполагает такое взаимодействие банка с клиентом по вопросам страхования, при котором возможно принятие полиса любой страховой компании, соответствующей требованиям банка.
При этом банком определен четкий и исчерпывающий перечень требований к страховым организациям и полисам/договорам страхования, а также исчерпывающий перечень сведений и документов, которые страховая организация должна представить в банк с целью проведения проверки на соответствие данным требованиям; установлены сроки рассмотрения документов страховщиков и порядок формирования списка страховщиков, отвечающих предъявляемым требованиям; определены действия банка в ситуации, когда заемщик изъявляет желание застраховать свои риски в страховой организации, не включенной в перечень аккредитованных банком страховщиков; размещены на сайте www.rshb.ru сведения о возможности заемщиков осуществлять страхование в любых страховых компаниях, при условии их соответствия предъявляемым требованиям, а также сами требования с указанием списка документов, необходимых банку для проведения проверки.
Список страховых организаций, удовлетворяющих требованиям банка, также размещен на сайте www.rshb.ru в свободном доступе.
Следовательно, потенциально перечень страховых компаний, полисы которых принимаются ОАО "Россельхозбанк" при кредитовании, является "открытым" для вхождения в него новых страховых компаний.
Установление ОАО "Россельхозбанк" "открытого" перечня страховых организаций позволяет страховщикам, удовлетворяющим требованиям банка, пройти проверку на соответствие этим требованиям и попасть в список страховых компаний, удовлетворяющих требованиям банка, а страховщикам, не удовлетворяющим требованиям банка - произвести необходимые изменения в своей деятельности с тем, чтобы удовлетворять этим требованиям в будущем. Соответственно, в этом случае не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на страховом рынке.
При этом предъявляемые ОАО "Россельхозбанк" требования к страховым организациям и договорам страхования при кредитовании не создают возможности для устранения конкуренции на страховом рынке, не налагают на их участников (банк и страховщиков) и третьих лиц (заемщиков) ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений.
Кроме того, данные требования побуждают страховые организации произвести в своей деятельности такие изменения, которые направлены на повышение финансовой устойчивости, ведение более эффективной страховой и инвестиционной деятельности, то есть побуждают страховщиков совершенствоваться и повышать свою конкурентоспособность. Одновременно заемщики ОАО "Россельхозбанк" также получают преимущества от отбора страховщиков на основании указанных требований, поскольку отобранные страховые компании являются финансово устойчивыми, а условия страхования обеспечивают высокий уровень страховой защиты имущественных интересов заемщиков.
Новая редакция Порядка аккредитации не предусматривает также требования к страховым организациям об осуществлении ими расчетов именно через счета в ОАО "Россельхозбанк" и размещении средств на депозитах и в ценные бумаги данной кредитной организации.
3. Решениями Правления ОАО "Россельхозбанк" от 29.04.2009 и 19.05.2009 в Инструкцию № 24-И, Приложение № 37, Приложение № 36, Приложение № 14, типовые договоры об ипотеке (залоге) и другие внутренние нормативные акты ОАО "Россельхозбанк" внесены изменения, согласно которым исключены требования к сроку страхования предмета залога, жизни и здоровья заемщика, который должен превышать не менее чем на 30 дней срок окончательного возврата (погашения) кредита. В соответствии с данными документами страхование осуществляется в течение всего срока погашения кредита.
4. Решениями Правления ОАО "Россельхозбанк" от 19.05.2009 и 28.07.2009 утверждены изменения в Инструкцию № 24-И, Приложение № 37, Приложение № 36, Приложение № 14. Данные изменения предусматривают исключение условия об обязательном личном страховании заемщиков. Указанное страхование осуществляется по выбору заемщика.
В случае заключения заемщиком договора личного страхования в соответствии с условиями Приложения 36, процентная ставка за пользование кредитом устанавливается в размере, соответствующем условиям выбранной заемщиком кредитной программы. В случае если заемщик отказался от заключения договора личного страхования, процентная ставка за пользование кредитом устанавливается в размере соответствующем размеру действующей процентной ставки по кредитам, предоставляемым на потребительские цели.
5. ОАО "Россельхозбанк" на сайте www.rshb.ru на страницах, адресованных частным лицам и корпоративным клиентам в разделах "взаимодействие со страховыми организациями" размещены извещения для заемщиков, согласно которым:
- личное страхование заемщиков осуществляется по желанию заемщиков в соответствии с выбранной программой кредитования. При этом, если заемщик отказывается от личного страхования, процентная ставка по кредиту устанавливается в размере, предусмотренном для кредитования на потребительские цели;
- установлено условие обеспечить непрерывность страхования в течение всего срока кредитования при этом исключено требование к сроку страхования, который на 30 дней должен превышать срок кредитования.
Внесение соответствующих изменений в условия действующих кредитных договоров и/или договоров о залоге осуществляется путем подписания сторонами дополнительных соглашений в порядке, который будет определен ОАО "Россельхозбанк" не позднее 25.08.2009.
6. Решением Правления ОАО "Россельхозбанк" от 29.04.2009 отменено Положение об установлении лимитов страховой ответственности страховых организаций, аккредитованных при ОАО "Россельхозбанк", № 49-П.
Таким образом, расторгнув Соглашения о сотрудничестве, утвердив в новой редакции Порядок аккредитации, изменив нормативные документы и типовые кредитные договоры ОАО "Россельхозбанк", разместив на сайте информацию для заемщиков и страховых компаний о порядке сотрудничества банка со страховыми компаниями, ОАО "Россельхозбанк" и девятнадцать страховых организаций-ответчиков по делу устранили нарушение пунктов 4 и 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашений, которые приводят (могут привести) к экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), а также навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
При этом сотрудничество ОАО "Россельхозбанк" и страховых организаций, при условии выполнения банком положений, закрепленных в новой редакции Порядка аккредитации, не создает банку и страховщикам возможности устранить конкуренцию на страховом рынке, предоставляет заемщикам преимущества, связанные с получением качественной страховой услуги, соразмерные преимуществам банка и страховщиков от такого сотрудничества, а также стимулирует развитие страхового рынка, побуждая страховщиков достигать показателей финансовой устойчивости, требуемых банком.
Следовательно, подобное сотрудничество (не нарушающее при этом положений части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции) соответствует критериям, изложенным в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями", и является допустимым в соответствии с данным постановлением.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ОАО "Россельхозбанк" и страховым организациям ОАО "Военно-страховая компания", СЗАО "МСК-Стандарт", ОАО "РОСНО", ОАО "ГСК "Югория", ОСАО "Россия", ОАО "Росгосстрах", ОАО "АльфаСтрахование", ОСАО "Ингосстрах", ЗАО "Росагрострах", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ООО "СК "Согласие", ЗАО "МАКС", ОАО "Московская страховая компания", ЗАО "ГУТА-Страхование", ООО СК "Цюрих. Ритейл", ОАО Страховая компания "ШЕКСНА", ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ" предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "Россельхозбанк" и страховых организаций ОАО "Военно-страховая компания", СЗАО "МСК-Стандарт", ОАО "РОСНО", ОАО "ГСК "Югория", ОСАО "Россия", ОАО "Росгосстрах", ОАО "АльфаСтрахование", ОСАО "Ингосстрах", ЗАО "Росагрострах", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ООО "СК "Согласие", ЗАО "МАКС", ОАО "Московская страховая компания", ЗАО "ГУТА-Страхование", ООО СК "Цюрих. Ритейл", ОАО Страховая компания "ШЕКСНА", ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ" нарушившими пункт 4 и 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашений, которые приводят (могут привести) к экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами и покупателями, а также навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением ОАО "Россельхозбанк" и страховыми организациями ОАО "Военно-страховая компания", СЗАО "МСК-Стандарт", ОАО "РОСНО", ОАО "ГСК "Югория", ОСАО "Россия", ОАО "Росгосстрах", ОАО "АльфаСтрахование", ОСАО "Ингосстрах", ЗАО "Росагрострах", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ООО "СК "Согласие", ЗАО "МАКС", ОАО "Московская страховая компания", ЗАО "ГУТА-Страхование", ООО СК "Цюрих. Ритейл", ОАО Страховая компания "ШЕКСНА", ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Приложение: на 7 л. в 1 экз.


Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров


Члены Комиссии: М.В. Аксенов


М.К. Беляев


Ю.Э. Бондарева


О.В. Оленькина


О.С. Сергеева


О.И. Суркова


С.М. Тимербаева


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь