Решение ФАС России по делу №1 15/146-09 в отношении Минсельхоз России

12 октября 2009, 16:15
Тип документа:
РЕШЕНИЕ



03.09.2009 г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеварова А.Б.; членов Комиссии: заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков Смирновой И.Ф., заместителя начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Епифановой И.Н., начальника отдела страхового рынка Управления контроля финансовых рынков Оленькиной О.В., ведущего эксперта отдела методологии антимонопольного контроля на финансовых рынках Управления контроля финансовых рынков Жарковой Л.Б., начальника отдела судебной работы Правового управления Романенковой И.И., главного специалиста-эксперта отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления Трофимовой Ю.В., ведущего специалиста-эксперта отдела страхового рынка Управления контроля финансовых рынков Николаевой Н.А. (далее - Комиссия ФАС России), рассмотрев дело № 1 15/146-09 по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (107139, г. Москва, Орликов пер., д. 1/11) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА:

I. Основанием для возбуждения дела № 1 15/146-09 послужила устная жалоба Ассоциации агропромышленных страховщиков на нарушения, допущенные Минсельхозом России при реализации пункта 7 Правил предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1091 (далее - Правила), в частности информирование органов, уполномоченных высшим органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) о страховых организациях, соблюдающих условия пункта 5 Правил.
Согласно пункту 5 Правил субсидии предоставляются при соблюдении страховой организацией следующих условий:
а) наличие рейтинга надежности (финансовой устойчивости) одного из международных рейтинговых агентств не ниже уровня "BB-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor's), либо не ниже уровня "Ba3" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody's Investors Service), либо рейтинга одного из российских рейтинговых агентств категории (класса), соответствующего уровню удовлетворительной надежности (финансовой устойчивости);
б) стоимость чистых активов страховой организации составляет не менее 850 млн. рублей на начало года, предшествующего году заключения договора страхования;
в) доля поступлений страховой и перестраховочной премий по сельскохозяйственному страхованию в структуре страхового портфеля составляет не более 20 процентов общего объема поступлений страховой и перестраховочной премий за предшествующий календарный год;
г) превышение не менее чем на 30 процентов фактического размера маржи платежеспособности над нормативным размером (по данным за первое полугодие года, предшествующего году заключения договора страхования).
В соответствии с пунктом 7 Правил Федеральная служба страхового надзора представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведения о соблюдении страховыми организациями условий, указанных в пункте 5 настоящих Правил, в порядке, определенном указанными министерством и службой.
С учетом полученных сведений Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно, до 1 декабря, информирует уполномоченные органы, о страховых организациях, соблюдающих указанные условия, в целях доведения соответствующей информации до сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Таким образом, согласно пункту 7 Правил Минсельхоз России должен информировать уполномоченные органы обо всех страховых организациях, включенных в представляемый Росстрахнадзором перечень.
Вместе с тем, согласно жалобе Ассоциации агропромышленных страховщиков "Агропромстрах" сведения о СОАО "Национальная страховая группа", соответствующему условиям подпунктов "а" - "г" пункта 5 Правил, Минсельхозом России в адрес уполномоченных органов направлены не были.
Исследования данного вопроса показали следующее. Росстрахнадзор письмами от 03.02.2009 № 665/04-02, от 23.03.2009 № 2104/04 и от 30.03.2009 2343/04-02 направил в Минсельхоз России перечень из 37 страховых организаций, соответствующих требованиям подпунктов "б" - "г" пункта 5 Правил.
Однако Минсельхоз России письмами от 26.02.2009 № АС-17/1602, от 18.05.2009 СК-17/4053 направил в уполномоченные органы частичный перечень страховых организаций, соблюдающих условия, установленные Правилами, включающий только 28 страховых организаций из представленных Росстрахнадзором 37 страховых организаций.
В перечень не вошли следующие страховые компании:
ООО "Первая страховая компания";
ООО "Страховая компания "Итерма";
ООО "Страховая компания "Золотой гарант";
СОАО "Национальная страховая группа";
ООО "Группа Ренессанс Страхование";
ОАО "Страховая компания "Русский мир";
ЗАО "Страховая компания "Чулпан";
ОАО "Русское Акционерное Страховое общество "РАСО";
ООО "Страховая компания "Оранта".
Согласно письму Минсельхоза России от 03.09.2009 № 14-8/295, сведения об указанных компаниях не были доведены до уполномоченных органов, поскольку Росстрахнадзором в адрес Минсельхоза России направлялись списки страховых организаций, соответствующих требованиям только подпунктов "б" - "г" пункта 5 Правил, в связи с чем Минсельхоз России письмами от 11.02.2009 № 17-4/97, от 02.04.2009 № 17- 4/243 запрашивал недостающую информацию относительно соответствия страховых организаций подпункту "а" пункта 5 Правил непосредственно у страховых организаций . По мере поступления сведений о наличии у страховых организаций, рейтинга надежности, удовлетворяющего условию подпункта "а" пункта 5 Правил, Минсельхоз России доводит указанную информацию до уполномоченных органов.
По объяснениям представителя Минсельхоза России такая ситуация сложилась в связи с отсутствием регламентированного Порядка информационного взаимодействия между Минсельхозом России и Росстрахнадзором, предусмотренного пунктом 7 Правил.
Комиссия сочла данный довод Минсельхоза России несостоятельным в виду следующих обстоятельств.
Письмом от 23.03.2009 № 2104/04 Росстрахнадзор представил в Минсельхоз России сведения о соответствии СОАО "Национальная Страховая Группа" требованиям подпунктов "б"- "г" пункта 5 Правил.
В подтверждение соответствия условию подпункта "а" пункта 5 Правил СОАО "Национальная Страховая Группа" письмом от 09.02.2009 № 0208 в адрес Минсельхоза России направлена нотариально заверенная копия рейтингового свидетельства.
Однако, несмотря на имеющуюся информацию о наличии соответствующего рейтинга у СОАО "Национальная страховая группа", Минсельхоз России запросил у страховой организации сведения о наличии рейтинга (письмо от 02.04.2009 № 17-4/243) .
Письмом от 06.04.2009 № 0661 СОАО "Национальная Страховая Группа" повторно подтвердило наличие рейтинга надежности, а также обратило внимание Минсельхоза России на то, что несмотря на факт соответствия условиям пункта 5 Правил, СОАО "Национальная Страховая Группа" существенно ограничено в возможности заключения договоров сельскохозяйственного страхования в связи с отсутствием страховой организации в распространенном Минсельхозом России перечне.
Вместе с тем, несмотря на представленную Росстрахнадзором и СОАО "Национальная Страховая Группа" информацию о соответствии страховой организации условиям пункта 5 Правил, в перечень страховых компаний, направленный Минсельхозом России письмом от 18.05.2009 № СК-17/4053 в уполномоченные органы, СОАО "Национальная страховая группа" включено не было.
Одновременно, Минсельхоз России письмом от 01.06.2009 № СК-17/4545 направил в Росстрахнадзор повторный запрос о соответствии СОАО "Национальная Страховая Группа" пункту 5 Правил.
При этом, сведения, представленные Росстрахнадзором относительно соответствия СОАО "Национальная Страховая Группа" пункту 5 Правил, по мнению Комиссии, не могли претерпеть изменений за 2 квартал 2009 года, поскольку согласно указанному пункту Правил представляются данные о деятельности страховой компании за предшествующий год, то есть 2008 год.
Согласно Правилам, сельскохозяйственные товаропроизводители получают субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (далее - сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой) только при заключении соответствующего договора страхования со страховыми компаниями, соответствующими пункту 5 Правил.
Таким образом, отсутствие ОСАО "Национальная Страховая Группа" в списках страховщиков, соответствующих пункту 5 Правил, направленных Минсельхозом России в уполномоченные органы, приводит к отказу сельскохозяйственных производителей от заключения соответствующего договора страхования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) совершать действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия таких актов и (или) совершения таких действий, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, выразившиеся в направлении в уполномоченные органы писем с неполным перечнем страховых организаций, соблюдающих условия пункта 5 Правил, содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности страховыми организациями на рынке сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.

II. В ходе рассмотрения дела Минсельхоз России письмом от 21.08.2009 № СК-17/7262 сообщил, что в рамках принятия мер по предотвращению нарушения антимонопольного законодательства направил в уполномоченные органы перечень, включающий 32 страховые организации, подтвердившие наличие рейтинга надежности (финансовой устойчивости) в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, в том числе ОСАО "Национальная Страховая Группа".
В указанный перечень не вошли следующие страховые организации - ООО СК "Итерма", ООО СК "Русский мир", ЗАО СК "Чулпан", ООО СК "Золотой гарант", ОАО "Русское Акционерное страховое общество "РАСО".
По информации Минсельхоза России сведения о страховых организациях ООО СК "Итерма" и ООО СК "Русский мир" не были доведены до уполномоченных органов по причине их несоответствия условию подпункта "а" пункта 5 Правил, о чем свидетельствуют представленные страховыми организациями в Минсельхоз России письма об отсутствии рейтинга надежности (финансовой устойчивости).
ЗАО СК "Чулпан" не представило подтверждения наличия рейтинга надежности и направило в Минсельхоз России письмо с просьбой не включать его в перечень страховых организаций в связи с невозможностью заниматься страхованием сельского хозяйства с государственной поддержкой (письмо от 18.08.2009 № 03-327).
По информации Минсельхоза России сведения об ООО СК "Золотой гарант" и ОАО "Русское Акционерное страховое общество "РАСО" не были доведены до уполномоченных органов по причине отсутствия информации, подтверждающей соответствия страховых организаций подпункту "а" пункта 5 Правил. Кроме того, согласно приказу Росстрахнадзора от 06.02.2009 № 415 отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности у ООО СК "Золотой гарант", а также, в соответствии с приказом Росстрахнадзора от 07.07.2009 № 356, отозвана лицензия у ОАО "Русское Акционерное страховое общество "РАСО".
Таким образом, на момент рассмотрения Комиссией ФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1 15/146-09 Минсельхозом России до уполномоченных органов был доведен полный перечень страховых организаций, соблюдающих условия пункта 5 Правил.
Одновременно письмом от 21.08.2009 СК-17/7262 Минсельхоз России сообщило, что в рамках принятия мер по предотвращению нарушения антимонопольного законодательства и в целях реализации пункта 7 Правил Минсельхозом России заключено Соглашение об информационном взаимодействии с Росстрахнадзором.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Минсельхоза России, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства путем направления в уполномоченные органы полного перечня страховых организаций, соблюдающих условия, установленные пунктом 5 Правил, можно рассматривать как добровольное устранение нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности страховыми организациями на рынке сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать Министерство сельского хозяйства Российской Федерации нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности страховыми организациями на рынке сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Министерством сельского хозяйства Российской Федерации нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров



Члены Комиссии: И.Ф. Смирнова


И.Н. Епифанова


О.В. Оленькина


Л.Б. Жаркова


И.И. Романенкова



Ю.В. Трофимова



Н.А. Николаева


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь