Решение по делу №1 11/115-09 в отношении ЗАО "Тандер"

19 ноября 2009, 16:57
Тип документа:
АК/37682 от 26.10.2009

РЕШЕНИЕ

12.10.2009 г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Б. Кашеварова; членов Комиссии: начальника Управления контроля финансовых рынков Ю.Э. Бондаревой, заместителя начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления Г.В. Гусарова, заместителя начальника Управления по борьбе с картелями К.Е. Любимова, заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков О.С. Сергеевой, главного специалиста-эксперта отдела рынка банковских услуг Управления контроля финансовых рынков О.С. Тенетника (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 1 11/115-09 по признакам нарушения ЗАО "Тандер", ООО КБ "Система", ООО "Система-фактор", ЗАО "ЮниКредитБанк" статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № 1 11/115-09 послужило обращение ОАО АКБ "Металлинвестбанк" с жалобой на нарушение антимонопольного законодательства ЗАО "Тандер" (торговая сеть "Магнит") и ООО "Система-фактор".
Из содержания данного обращения следует, что ЗАО "Тандер" запрещает своим поставщикам пользоваться факторингом в ОАО АКБ "Металлинвестбанк". При этом в ответ на неоднократные предложения принять уведомления о факторинге с данным банком сотрудники ЗАО "Тандер" отказывались даже рассматривать такую возможность, ссылаясь на внутреннее письмо генерального директора ЗАО "Тандер", запрещающее поставщикам сотрудничество по факторингу с какой-либо организацией, кроме ООО "Система-фактор".
В дополнение к данному заявлению ОАО АКБ "Металлинвестбанк" представило в качестве доказательства нарушения антимонопольного законодательства нотариально заверенную электронную переписку между сотрудником компании-поставщика и сотрудником ЗАО "Тандер" по вопросу возможности использования факторинга в ОАО АКБ "Металлинвестбанк".
Согласно данной переписке поставщик сотрудничает с ОАО АКБ "Металлинвестбанк" и просит ЗАО "Тандер" рассмотреть возможность работы по факторингу через данный банк. В ответ на данную просьбу поставщику был направлен перечень документов, необходимых для рассмотрения указанной возможности, с указанием на то, что представление таких документов не гарантирует начало работы через указанный банк; в случае, если поставщик хочет в краткий срок перейти на факторинговое обслуживание, ему необходимо обратиться в ООО КБ "Система" или ЗАО "ЮниКредит Банк".
При изучении данных материалов было установлено, что отношения по факторингу регулируется главой 43 "Финансирование под уступку денежного требования" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В соответствии со статьей 830 ГК РФ должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж.
Следовательно, ЗАО "Тандер" обязано произвести платеж за поставленную продукцию финансовому агенту при условии, что эта торговая сеть получила от поставщика или финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определены подлежащее исполнению денежное требование и финансовый агент как лицо, которому должен быть произведен платеж.
Таким образом, отказ ЗАО "Тандер" принимать уведомления о факторинге с ОАО АКБ "Металлинвестбанк" препятствует данной кредитной организации в осуществлении факторинговой деятельности.
Представленная ОАО АКБ "Металлинвестбанк" нотариально заверенная переписка свидетельствовала о возможном наличии соглашений, достигнутых ЗАО "Тандер" с ООО КБ "Система", ООО "Система-Фактор" и ЗАО "ЮниКредитБанк", направленных на то, чтобы факторинговые услуги поставщикам данной торговой сети могли оказывать только поименованные коммерческие организации.
Такие соглашения, при их наличии, могут привести к разделу рынка факторинговых услуг по составу продавцов, когда поставщики ЗАО "Тандер" будут вынуждены пользоваться факторингом только определенных компаний, а также к необоснованному отказу поставщиков ЗАО "Тандер" от заключения договора факторинга с иными компаниями, например ОАО АКБ "Металлинвестбанк".
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:
- разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей;
- экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами.
Согласно представленным письменным пояснениям ЗАО "Тандер" не имеет договоров или соглашений, заключенных с коммерческими организациями в целях оказания факторинговых услуг поставщикам торговой сети. Более того, на основании полученных уведомлений об уступке прав требований в период с 01.01.2008 по 01.07.2009 ЗАО "Тандер" производил оплату по обязательствам перед поставщиками в пользу одиннадцати коммерческих организаций: "Банк Первомайский" (ЗАО), ЗАО "БСЖВ", ЗАО "ЮниКредитБанк", ОАО "Промсвязьбанк", "Банк НФК" (ЗАО), "Газпромбанк" (ОАО), "КБ РБР" (ЗАО), "КБ Система" (ООО), ОАО "Банк Петрокоммерц", ООО "СИСТЕМА Фактор", ЗАО "ТрансКредитФакторинг" (далее -одиннадцать факторинговых компаний).
Из пояснений ЗАО "Тандер" также следует, что сотрудничество в рамках факторинга компания осуществляет в соответствии со статьей 830 ГК РФ, в которой предусмотрено право должника запрашивать документы, подтверждающие действительность уступки. Требуемые документы необходимы ЗАО "Тандер" для избежания финансовых рисков, которые могут возникнуть при недобросовестности агента или поставщика.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителя ЗАО "Тандер" в компании отсутствуют внутренние документы, регламентирующие действия сотрудников при получении уведомлений об уступке денежного требования поставщиком торговой сети финансовому агенту. Кроме того, проверка правоспособности финансовых агентов посредством запроса документов проводится не всегда, поскольку компания не имеет четких критериев, позволяющих определить целесообразность этой проверки.
Отсутствие указанных критериев по мнению Комиссии позволяет торговой сети использовать проверку правоспособности финансового агента в качестве дополнительного инструмента, затрудняющего доступ на рынок факторинговых услуг финансовым агентам, что свидетельствует о наличии возможности ЗАО "Тандер" реализовывать направленные на ограничение конкуренции договоренности с факторинговыми компаниями-ответчиками по делу.
Вместе с тем, анализ представленных в соответствии с запросом Комиссии всех письменных соглашений, заключенных ЗАО "Тандер" с одиннадцатью факторинговыми компаниями и действовавших в течении последних трех лет, не выявил ограничивающих конкуренцию положений. Кроме того, прямых доказательств наличия устных договоренностей между ЗАО "Тандер" и факторинговыми компаниями-ответчиками по делу Комиссией в ходе рассмотрения дела не получено.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о недостаточности доказательств нарушения части 1 и части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях ЗАО "Тандер" и факторинговых компаний-ответчиков по делу.
В то же время Комиссия обращает внимание на следующие обстоятельства.
Представленная по запросу Комиссии информация свидетельствует о том, что общее количество поставщиков ЗАО "Тандер", использующих факторинговое обслуживание, за период с 01.01.2008 по 01.07.2009 увеличилось на 64, при этом 36 из них (56,25% от общего прироста количества поставщиков за указанный период) пользуются услугами ООО "Система-Фактор".
Кроме того, за период с 01.01.2008 по 01.07.2009 объем денежных средств, перечисленных в рамках факторинга в пользу ООО "Система-Фактор" и ЗАО "ЮниКредитБанк", существенно превышал объем денежных средств перечисленных в пользу любой другой из одиннадцати факторинговых компаний, которым ЗАО "Тандер" осуществлял перечисление денежных средств в указанный период времени. Так объем денежных средств, перечисленных в пользу ООО "Система-Фактор", составил 32%, а в пользу ЗАО "ЮниКредитБанк" 26% от общего объема перечисленных денежных средств. При этом доля денежных средств, перечисленных в пользу остальных факторинговых компаний, колебалась в диапазоне от 0,5 % до 12% от общего объема перечисленных денежных средств.
Указанная статистика в совокупности с нотариально заверенной перепиской, представленной ОАО АКБ "Металлинвестбанк", свидетельствует об ограничении поставщиков торговой сети в выборе факторинговых компаний со стороны ЗАО "Тандер".
Кроме того, в письме от 20.08.2009 № 37292 ЗАО "Тандер" подтвердил, что осуществлял работу преимущественно с ООО "Система-Фактор" и ЗАО "ЮниКредитБанк".
Согласно пояснениям торговой сети, предоставление подобного преимущества указанным факторинговым компаниям связано с налаженной системой работы, обеспечивающей безопасность платежей, при оплате по уведомлениям должника либо финансового агента. Поэтому, при обращении поставщиков с вопросом о возможности работы с теми или иными факторинговыми компаниями, работники ЗАО "Тандер" рекомендовали осуществлять взаимодействие с факторинговыми компаниями, уведомления которых не вызывали у них сомнения и не требовали подтверждений дополнительными документами. Учитывая рекомендации работников компании, организации-поставщики обращались в названные им факторинговые компании.
Более того, на заседании Комиссии представитель ЗАО "Тандер" подтвердил, что сотрудники компании настоятельно рекомендовали поставщикам торговой сети сотрудничать исключительно с факторинговыми компаниями-ответчиками по делу.
Выслушав объяснения представителя ЗАО "Тандер", исследовав материалы дела, Комиссия пришла к выводу о том, что ЗАО "Тандер", рекомендуя своим поставщикам использовать услуги факторинговых компаний-ответчиков по делу, осуществлял противоречащую антимонопольному законодательству координацию экономической деятельности своих поставщиков. Данный вывод подтверждается следующим.
В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции под координацией экономической деятельности понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.
В числе поставщиков ЗАО "Тандер" есть лица, не входящие с ним в одну группу лиц.
По мнению Комиссии, рекомендации торговой сети по выбору лишь определенных факторинговых компаний являются согласованием действий поставщиков, поскольку предполагается, что поставщики будут использовать услуги именно факторинговых компаний-ответчиков по делу, то есть перечень факторинговых компаний, услугами которых пользуются поставщики, будет соответствовать требованиям ЗАО "Тандер".
Данный вывод Комиссии подтверждает Толковый словарь русского языка (С.И. Ожегов под редакцией Н.Ю. Шведовой, 1988 г.), в котором слово "согласовать" определяется как "привести в надлежащее соотношение, соответствие с чем-нибудь".
Согласно части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции коммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по составу продавцов, а также экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами.
Комиссия считает, что использование поставщиками торговой сети услуг только факторинговых компаний-ответчиков по делу, означает, что рынок факторинговых услуг, по составу продавцов разделен для поставщиков на две группы:
1. рекомендуемые ЗАО "Тандер" факторинговые компании, услуги которых целесообразно использовать;
2. иные факторинговые компании, от использования услуг которых стоит воздержаться.
При этом Комиссия обращает внимание, что ЗАО "Тандер" является одной из крупнейших торговых сетей в России, что предопределяет заинтересованность поставщиков товара в сотрудничестве с указанной торговой сетью.
Кроме того, ЗАО "Тандер" имеет возможность максимально отсрочить момент начала сотрудничества с нерекомендуемой им факторинговой компанией путем проверки ее правоспособности. Учитывая потребность компаний-поставщиков в оборотных средствах, одним из способом получения которых является факторинг, рекомендации ЗАО "Тандер" могут восприниматься компаниями-поставщиками как обязательные условия сотрудничества с торговой сетью, в соответствии с которыми поставщики должны либо следовать рекомендациям торговой сети, начав сотрудничать лишь с указанными ЗАО "Тандер" факторинговыми компаниями и перестав использовать услуги других факторинговых компаний, либо не сотрудничать с ЗАО "Тандер".
При этом, имеющаяся в материалах дела статистика за период с 01.01.2008 по 01.07.2009, а именно доля новых поставщиков торговой сети, сотрудничающих в рамках факторинга с ООО "Система-Фактор", а также объем денежных средств перечисленных торговой сетью по уведомлениям об уступке прав требований в рамках факторинга в пользу ООО "Система-Фактор" и ЗАО "ЮниКредитБанк", свидетельствует о том, что поставщики следуют указаниям торговой сети.
Проанализировав имеющиеся доказательства, Комиссия пришла к выводу, что координация экономической деятельности поставщиков со стороны ЗАО "Тандер" могла привести к разделу рынка факторинговых услуг по составу продавцов.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела Комиссией были исследованы тарифы на услуги, оказываемые двенадцатью факторинговыми компаниями, в том числе крупнейшими, а также тарифы факторинговых компаний-ответчиков по делу. По результатам проведенного анализа Комиссия пришла к выводу о том, что тарифы на факторинговые услуги у всех компаний различны, могут определяться как для каждого клиента индивидуально, так и быть фиксированными, в зависимости от условий факторингового обслуживания. При этом в отдельных случаях для поставщиков ЗАО "Тандер" услуги факторинговых компаний-ответчиков по делу могли быть менее выгодными чем услуги других хозяйствующих субъектов их конкурентов. В частности, в период с 01.01.2008 ставки кредитования ООО "Система Фактор" в зависимости от клиента и даты принятия клиента на факторинговое обслуживание были установлены в диапазоне от 18% до 25% годовых. В тот же период цены на факторинговые услуги ООО АКБ "Металлинвестбанк" колебались в диапазоне от 10% до 29% годовых.
Соответственно, рекомендации ЗАО "Тандер" о сотрудничестве только с факторинговыми компаниями-ответчиками по делу могли привести к экономически необоснованному отказу поставщиков торговой сети от более выгодных предложений о сотрудничестве с факторинговыми компаниями, не рекомендованными ЗАО "Тандер".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что координация экономической деятельности поставщиков со стороны ЗАО "Тандер" могла привести к экономически необоснованному отказу поставщиков торговой сети от заключения договоров с нерекомендованными ЗАО "Тандер" факторинговыми компаниями.
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что в действиях ЗАО "Тандер", ограничивающего своих поставщиков в выборе факторинговых компаний для сотрудничества, содержится нарушение части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая может привести к разделу товарного рынка по составу продавцов и экономически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела ЗАО "Тандер" письмом от 20.08.2009 № 37302 сообщил об отказе от координации действий поставщиков и иных лиц при осуществлении операций по факторингу, а также предпринял меры для устранения нарушений антимонопольного законодательства, опубликовав Правила работы ЗАО "Тандер" с финансовыми агентами и кредиторами, при осуществлении платежей по уведомлениям (факторинг), утвержденные 19.08.2009 (далее - Правила).
Согласно указанному документу (в редакции от 09.10.2009) для гарантированного принятия уведомления в рамках факторинга финансовому агенту достаточно приложить к направляемому в ЗАО "Тандер" уведомлению об уступке прав требования в рамках факторинга выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (давностью не более 60 дней), нотариально заверенную копию договора об уступке прав требований, а также копию доверенности, в случае подписания документов представителем по доверенности.
В соответствии с Правилами сотрудник торговой сети вправе запросить документы подтверждающие избрание директора (решение органа управления общества, устав) только в случае расхождения сведений между выпиской из ЕГРЮЛ и сведений, содержащихся в представленных документах. При этом компания вправе не производить платеж по направленному уведомлению, лишь в случае противоречий в предоставленных по ее запросу документах.
Указанные Правила размещены на сайте ЗАО "Тандер" в сети Интернет и доступны неограниченному количеству пользователей, в том числе поставщикам ЗАО "Тандер".
Кроме того, на заседании Комиссии представитель ЗАО "Тандер" сообщил о готовности торговой сети ежеквартально в течении года информировать ФАС России об объеме денежных средств, перечисляемых в пользу факторинговых компаний по уведомлениям об уступке прав требований поставщиками ЗАО "Тандер".
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ЗАО "Тандер" предписания.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ЗАО "Тандер" нарушившим часть 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая может привести к разделу товарного рынка по составу продавцов и экономически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами.
2. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить рассмотрение дела № 1 11-115/-09 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением ЗАО "Тандер" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий в части координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ЗАО "Тандер", ООО КБ "Система", ООО "Система-фактор", ЗАО "ЮниКредитБанк" в части соглашений, запрещенных статьей 11 Закона о защите конкуренции.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.



Председатель Комиссии

А.Б. Кашеваров

Члены Комиссии:

Ю.Э. Бондарева

Г.В. Гусаров

К.Е. Любимов

О.С. Сергеева

О.С. Тенетник


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь