Решение по делу № 1 11/112-09 в отношении ОАО "Сбербанк России"

14 января 2010, 12:17
Тип документа:

29.10.2009 АК/38263

РЕШЕНИЕ

29 октября 2009 года г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Б. Кашеварова, членов Комиссии: начальника отдела организации надзора за кредитными организациями и банковскими группами Управления организации надзора за крупными кредитными организациями и банковскими группами Департамента банковского регулирования и надзора Банка России М.В. Аксенова, советника экономического Аналитического управления Главной инспекции кредитных организаций Банка России М.К. Беляева, начальника Управления контроля финансовых рынков Бондаревой Ю.Э., начальника Управления развития розничных платежей Департамента регулирования расчетов Банка России Кузнецова В.А., начальника отдела страхового рынка Управления контроля финансовых рынков ФАС России Оленькиной О.В., заместителя директора Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Музыки Е.И., начальника отдела судебной работы Правового управления ФАС России Романенковой И.И., заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Сергеевой О.С, заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Смирновой И.Ф.,
рассмотрев дело № 1 11/112-09 по признакам нарушения Сбербанком России ОАО (117997, г. Москва, ул. Вавилова, 19), ЗАО "АИГ страховая и перестраховочная компания" (125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 16/2), ООО "СО "Сургутнефтегаз" (128415, г. Сургут, ул. Энтузиастов, 51/1), ОАО "Капитал Страхование" (628486, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Когалым, ул. Молодежная, д. 10), ООО СК "Цюрих. Розничное страхование" (121087, г. Москва, Багратионовский пр., д. 7, корп. 11), ОАО "Московская страховая компания" (127030, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 40), ОАО "Русская Страховая Компания" (125047, г. Москва, Юутырский вал, д. 24/13, стр. 1), ОАО СК "Русский мир" (191104, г. Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 50), ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" (121205, г. Москва, ул. Новый Арбат, 36/9), СЗАО "МСК-Стандарт" (120110, г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1), ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ" (115035, г. Москва, Садовническая наб., д. 23), СОАО "Русский страховой центр" (125315, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 68/1), ОАО "РОСНО" (115184, г. Москва, Озерковская наб, д. 30), ОАО СК "Шексна" (162602, Вологодская область, г. Череповец, ул. Ленина, д. 47), ООО "Группа Ренессанс Страхование" (115114, г. Москва, Дербеневская наб., д. 7, стр. 22), ЗАО "ГУТА-Страхование" (107078, г. Москва, Орликов пер., д. 5, стр. 3), ОСАО "Россия" (129085, Москва, пр-д Ольминского, д. 3-А), ООО "Первая страховая компания" (119049, г. Москва, Шаболовка, д. 10), ОАО "СО "ЖАСО" (105066, г. Москва, ул. Доброслободская, д. 19), ЗАО СК "Мегарусс-Д" (107031, г. Москва, Рождественский бульвар, д. 14, стр. 2), ОАО "Росгосстрах" (121059, г. Москва, ул. Киевская, д. 7), ООО "Росгосстрах-Сибирь" (630007, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д. 34), ООО "Росгосстрах-Урал" (625026, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 52А), ООО "Росгосстрах-Аккорд" (450015, г. Уфа, Республика Башкортостан, ул. Карла Маркса, д. 48), ООО "Росгосстрах-Дальний Восток" (690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Семеновская, д. 36), ООО "Росгосстрах-Поволжье" (603000, г. Нижний Новгород, ул. Звездинка, д. 28/13), ООО "Росгосстрах-Татарстан" (420503, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Некрасова, д. 32А), ООО "Росгосстрах-Столица" (140005, Московская область, г. Люберцы, ул. Кирова, д. 3), ООО "Росгосстрах-Центр" (600020, г. Владимир, ул. Михайловская, д. 61), ООО "Росгосстрах-Юг" (344022, г. Ростов-на-Дону, Кировский пр-т, д. 84/1), ООО "Росгосстрах - Северо-Запад" (197342, г. Санкт-Петербург, Ушаковская наб, д. 5), СОАО "Национальная Страховая группа" (141700, МО, г. Долгопрудный, Лихачевский проезд, д. 12), ОАО "АльфаСтрахование" (115162, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 31, стр. Б), ОАО "Военно-страховая компания" (121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4), ЗАО "Страховая группа "УралСиб" (117393, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 56), ЗАО "Московская Акционерная Страховая Компания" (115184, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 50), ОСАО "РЕСО-Гарантия" (125047, г. Москва, ул. Гашека, д. 12, стр. 1), ООО "СК "ОРАНТА" (115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 36, стр. 2), ООО "СК "Согласие" (119017, г. Москва, ул. Малый Толмачевский пер., д. 8/11, стр. 3), ОАО "Страховое общество газовой промышленности" (119415, г. Москва, проспект Вернадского, 41, стр. 1), ОСАО "Ингосстрах" (115998, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 12, стр. 2), ОАО "ГСК "Югория" (628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, д. 61), ОАО СК "Прогресс-Гарант" (127473, г. Москва, ул. Селезневская, д.32), ООО СК "СОГАЗ-Агро" (115035, г. Москва, ул. Болотная, д. 16, стр.) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).


УСТАНОВИЛА:

I. В Вологодское УФАС России 17.11.2008 обратилось ОАО СК "РОСТРА" с заявлением о нарушении Сбербанком России ОАО антимонопольного законодательства в связи с отказом кредитной организации принять полис добровольного страхования транспортного средства, выданный ОАО СК "РОСТРА".
В ходе рассмотрения указанного заявления Вологодским УФАС России были получены сведения от Череповецкого отделения Сбербанка России ОАО (исх. от 29.12.2008 № 01-01/12705). Согласно представленным сведениям Сбербанком России ОАО проводится отбор страховых организаций для участия в страховании имущества, являющегося предметом залога, по результатам которого заключаются соглашения о сотрудничестве между кредитной организацией и страховщиками.
На основании заявления ОАО СК "РОСТРА" и полученных от Сбербанка России ОАО сведений Вологодским УФАС России приказом от 16.01.2009 № 14 было возбуждено дело № 04-11 АМЗ/09 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с заключением Сбербанком России ОАО ограничивающих конкуренцию соглашений с 30 страховщиками.
Соглашения, в связи с заключением которых Вологодским УФАС России возбуждено дело № 04-11 АМЗ/09 о нарушении антимонопольного законодательства, действуют на всей территории Российской Федерация.
В соответствии с частью 4 статьи 39 Закона о защите конкуренции ФАС России приказом от 01.08.2007 № 244 установлены Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган (далее - Правила).
Согласно пункту 1.4.3 Правил заявление, материалы, дело направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса об их рассмотрении, если в ходе рассмотрения такого заявления, материалов или в ходе рассмотрения дела будет установлено, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории деятельности двух и более территориальных органов.
Руководствуясь указанным пунктом Правил Вологодское УФАС России направило дело № 04-11 АМЗ/09 о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в ФАС России.
Приказом от 22.06.2009 № 394 ФАС России приняла указанное дело к рассмотрению, присвоила данному делу номер - 1 11/112-09 и создала Комиссию по рассмотрению данного дела.

До принятия ФАС России указанного дела к рассмотрению Сбербанк России ОАО обратился в ФАС России с заявлением о заключении антиконкурентных соглашений о сотрудничестве в сфере страхования имущества физических и юридических лиц, являющегося предметом залога.
В своем обращении Сбербанк России ОАО заявил о заключении соглашений о сотрудничестве в указанной сфере с 43 страховыми организациями - ЗАО "АИГ страховая и перестраховочная компания", ООО "СО "Сургутнефтегаз", ОАО "Капитал Страхование", ООО СК "Цюрих. Розничное страхование", ОАО "Московская страховая компания", ОАО "Русская Страховая Компания", ОАО СК "Русский мир", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", СЗАО "МСК-Стандарт", ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ", СОАО "Русский страховой центр", ОАО "РОСНО", ОАО СК "Шексна", ООО "Группа Ренессанс Страхование", ЗАО "ГУТА-Страхование", ОСАО "Россия", ООО "Первая страховая компания", ОАО "СО "ЖАСО", ЗАО СК "Мегарусс-Д", ОАО "Росгосстрах", ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Аккорд", ООО "Росгосстрах-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Центр", ООО "Росгосстрах-Юг", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад", СОАО "Национальная Страховая группа", ОАО "АльфаСтрахование", ОАО "Военно-страховая компания", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ЗАО "Московская Акционерная Страховая Компания", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ООО "СК "ОРАНТА", ООО "СК "Согласие", ОАО "Страховое общество газовой промышленности", ОСАО "Ингосстрах", ОАО "ГСК "Югория", ОАО СК "Прогресс-Гарант", ООО СК "СОГАЗ-Агро".
Добровольно признав факт нарушения антимонопольного законодательства, Сбербанк России ОАО одновременно обратилось в Федеральную антимонопольную службу с ходатайством об освобождении от административной ответственности за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений на основании статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

II. По результатам анализа полученных материалов Комиссия установила, что Сбербанком России ОАО по итогам тендера от 27.12.2006 были заключены следующие соглашения о сотрудничестве с 38 страховщиками (далее - Соглашения по итогам тендера):
1) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/04 от 07.02.2007 с ЗАО "Страховая группа "УралСиб";
2) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/05 от 07.02.2007 с ЗАО "СГ "Спасские ворота";
3) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/06 от 07.02.2007 с ЗАО "ГУТА-Страхование";
4) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/07 от 08.02.2007 с ООО "СК "ОРАНТА";
5) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/08 от 08.02.2007 с ОАО "СОГАЗ";
6) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/09 от 08.02.2007 с ОАО "Капитал Страхование";
7) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/10 от 08.02.2007 с ООО "СО "Сургутнефтегаз";
8) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/11 от 12.02.2007 с ОАО "РОСНО";
9) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/12 от 12.02.2007 с ОАО "Московская страховая компания";
10) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/14 от 20.02.2009 с ОАО "СК "Шексна";
11) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/15 от 20.02.2007 с ЗАО "АИГ страховая и перестраховочная компания";
12) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/16 от 27.02.2007 с ОСАО "Россия";
13) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/17 от 27.02.2007 с ОАО "СК "Прогресс-Гарант";
14) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/18 от 27.02.2007 с ЗАО СК "Мегарусс-Д";
15) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/22 от 06.03.2007 с ООО "СК "Согласие";
16) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/23 от 06.03.2007 с ОАО "Страховое общество "ЖАСО";
17) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/26 от 20.03.2007 с ОСАО "Ингосстрах";
18) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/27 от 20.03.2007 с ООО "СК "НАСТА" (в настоящее время ООО СК "Цюрих. Розничное страхование");
19) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/28 от 20.03.2007 с ОСАО "РЕСО-Гарантия";
20) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/37 от 04.04.2007 с ОАО "ГСК "Югория";
21) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/38 от 12.04.2007 с ОАО "СК "Энергогарант";
22) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/39 от 23.04.2007 с ЗАО "Московская Акционерная Страховая Компания";
23) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/44 от 08.05.2007 с СОАО "Русский страховой центр";
24) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/45 от 08.05.2007 с ОАО "СК "Русский мир";
25) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/46 от 08.05.2007 с ОАО "Росгосстрах", ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Аккорд", ООО "Росгосстрах-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Центр", ООО "Росгосстрах-Юг", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад";
26) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/56 от 02.07.2007 с ОАО "Военно-страховая компания";
27) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/72 от 31.07.2007 с ООО "Группа Ренессанс Страхование";
28) Соглашение о сотрудничестве № 46/07/73 от 31.07.2007 с ООО "СК "Нефтеполис" (в настоящее время ООО СК "СОГАЗ-Агро").
Предметом Соглашений по итогам тендера являлось определение условий и порядка осуществления взаимодействия сторон при страховании имущества физических и юридических лиц, заложенного этими лицами в обеспечение своих обязательств либо обязательств третьих лиц перед Сбербанком России ОАО.
Тендер от 27.12.2006, по итогам которого Сбербанком России ОАО были заключены указанные соглашения, проводился в соответствии с Порядком проведения тендера страховых компаний от 14.06.2002 № 955-р (с учетом изменений на 10.11.2006), утвержденным Комитетом по предоставлению кредитов и инвестиций Сбербанка России ОАО (далее - Порядок проведения тендера). Содержание Соглашений по итогам тендера является идентичным и соответствует типовой форме Соглашения о сотрудничестве по результатам тендера, являющейся Приложением № 3 к Порядку проведения тендера.
Соглашения по итогам тендера заключены сроком на один год. Вместе с тем, пункт 4.3 каждого из соглашений предусматривает возможность его автоматической пролонгации при условии, что не позднее, чем за 10 дней до истечения срока действия такого соглашения ни одна из сторон письменно не заявит о его расторжении.
Согласно представленной Сбербанком России ОАО информации Соглашения по итогам тендера со страховщиками - ответчиками по делу были расторгнуты в период с 27.11.2007 по 24.02.2009. Таким образом, договоренности между Сбербанком России ОАО и тридцатью восьмью страховыми организациями - ответчиками по делу, оформленные Соглашениями по итогам тендера, действовали и после вступления в силу Закона о защите конкуренции.

III. Анализ полученных Комиссией документов Сбербанка России ОАО, устанавливающих условия кредитования, показал, что при получении физическими и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями в банке кредита, обеспеченного залогом, заемщикам необходимо заключить договоры страхования заложенного имущества от рисков утраты и повреждения.
Обязанность залогодателя, страховать за свой счет заложенное имущество в полной его стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного залогом требования, - на сумму не ниже размера требования, если иное не предусмотрено законом или договором, предусмотрена статьей 343 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако помимо установления указанной обязанности по страхованию залога в кредитных договорах, а также в договорах залога Сбербанком России ОАО было установлено также требование об осуществлении такого страхования в страховой компании, отобранной по итогам тендера, проведенного кредитором (Сбербанком России ОАО), на участие в страховании залогового имущества.
В ответ на определение о назначении дела №1 11/112-09 к рассмотрению № АК/20602 от 30.06.2009 Сбербанк России ОАО письмом № 1945 от 20.07.2009 представил справку о сотрудничестве со страховыми компаниями. Согласно данной справке с момента проведения тендера от 27.12.2006 и до введения Сбербанком России ОАО Порядка отбора страховых компаний для участия в страховании имущества, являющегося предметом залога, утвержденного Комитетом по предоставлению кредитов и инвестиций Сбербанка России ОАО от 06.02.2008 № 1548-р (далее - Порядок отбора), банк осуществлял сотрудничество только со страховщиками, заключившими Соглашения по итогам тендера.
В ходе рассмотрения дела у Сбербанка России ОАО были запрошены сведения об обращениях страховых организаций с предложением сотрудничества.
Согласно предоставленным материалам заявки на участие в тендере по отбору страховщиков от 27.12.2006 подавали, но не были допущены следующие страховые организации: ЗАО "Страховая бизнес группа"; ОАО "СК "СКМ"; ОАО "РАСО"; ОАО "НАСКО"; ООО "Первая страховая компания"; ОАО "СК "ПАРИ"; ОАО "АльфаСтрахование"; ОАО "Страховая компания "Москва"; ОАО "Страховое общество "Талисман"; ООО "ПСГ "ОСНОВА"; ОА авиационного и космического страхования "АВИКОС"; ЗАО "Стандарт-Резерв" (в настоящее время СЗАО "МСК-Стандарт"); ООО "Страховая группа "Поддержка"; ОАО "Русская страховая компания".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что при реализации кредитных программ, предполагающих страхование переданного в залог банку имущества, заемщики в указанный период могли осуществлять такое страхование исключительно в страховых организациях, отобранных Сбербанком России ОАО по итогам тендера от 27.12.2006.
Следовательно, условия сотрудничества в сфере страхования имущества между Сбербанком России ОАО и тридцатью восьмью страховыми организациями предполагают, что заемщикам будет отказано в выдаче кредита, если они решат осуществлять страхование в иных страховых организаций, кроме отобранных на тендере от 27.12.2006 Сбербанком России ОАО и заключивших с ним Соглашения о сотрудничестве по итогам тендера.
Согласно пункту 4.7 Порядка проведения тендера к участию в тендере не допускаются страховщики, не соответствующие обязательным требования к страховым организациям. Такие требования установлены приложением 1 к Порядку проведения тендера и включают в частности требование к размеру собственных средств страховщика - не менее 300 млн. рублей, к объему собранной страховщиком за прошедший финансовый год премии - не менее 500 млн. рублей, к наличию разветвленной сети филиалов.
Однако, по мнению Комиссии, установление подобных требований направлено не столько на обеспечение надлежащей страховой защиты, сколько на "отсечение" средних и мелких страховщиков, которые при этом не обязательно являются финансово не устойчивыми. Следовательно, такие требования являются экономически не обоснованными.
При этом, заключая Соглашения по итогам тендера, страховые организации соглашаются, что условиями их сотрудничества со Сбербанком России ОАО является отсутствие возможности финансово-устойчивых страховых компаний, не допущенных к участию в тендере от 27.12.2006, например, в связи с отсутствием у них разветвленной филиальной сети, на равных предлагать свои условия страхования имущества заемщикам банка.
Таким образом, сотрудничество Сбербанка России ОАО и тридцати восьми страховых организаций - ответчиков по делу в сфере страхования имущества, переданного в залог банку влечет экономически и технологически необоснованный отказ банка от заключения соглашений о сотрудничестве в указанной сфере с другими страховщиками, в частности с 14 страховыми организациями, не допущенными к участию в тендере от 27.12.2006.
Кроме того, с декабря 2006 года до февраля 2008 года Сбербанком России ОАО был объявлен и единовременно проведен только один тендер. Следовательно, более года страховщики, по каким либо причинам не подававшие заявку на участие в тендере от 27.12.2006, но соответствующие требованиям банка не имели возможности страховать имущество, находящиеся в залоге у Сбербанка России ОАО.
В свою очередь, заемщики, удовлетворяющие требованиям Сбербанка России ОАО, необходимым для получения кредита, могли получить (или получили) отказ от заключения кредитного договора исключительно по причине выбора страховой организации, с которой намеревались заключить или заключили договор страхования, но которая не была допущена к участию в тендере от 27.12.2006 или не подававшая заявку на участие в тендере от 27.12.2006.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
По мнению Комиссии, при наличии описанных условий допуска к страхованию заемщиков, заключенные между Сбербанком России ОАО и тридцатью восьмью страховыми организациями-ответчиками по делу Соглашения по итогам тендера могли привести к экономически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми организациями).
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Сбербанка России ОАО и 38 страховых организаций - ЗАО "МАКС", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ОАО "Военно-страховая компания", ООО "СК "ОРАНТА", ОАО "СОГАЗ", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ОАО "Капитал Страхование", ОАО "ГСК "Югория", ООО "СК "Согласие", ОСАО "Ингосстрах", ООО СК "Цюрих. Розничное страхование", ООО "СО "Сургутнефтегаз", ОАО "Московская страховая компания", ЗАО "СГ "Спасские ворота", ОАО "СК "Энергогарант", СОАО "Русский страховой центр", ОАО "РОСНО", ОАО "СК "Русский мир", ООО "Группа Ренессанс Страхование", ОАО "СК "Шексна", ЗАО "ГУТА-Страхование", ОСАО "Россия", ОАО "Страховое общество "ЖАСО", ЗАО СК "Мегарусс-Д", ОАО "Росгосстрах", ООО "Росгосстрах - Сибирь", ООО "Росгосстрах -Урал", ООО "Росгосстрах - Аккорд", ООО "Росгосстрах - Дальний Восток", ООО "Росгосстрах - Поволжье", ООО "Росгосстрах - Татарстан", ООО "Росгосстрах - Столица", ООО "Росгосстрах - Центр", ООО "Росгосстрах - Юг", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад", ЗАО "АИГ страховая и перестраховочная компания", ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ООО СК "СОГАЗ-Агро" нарушения пункта 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения Соглашений по итогам тендера, которые могли привести к экономически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми организациями).

IV. Пунктом 2.1.2 Соглашений по итогам тендера предусмотрено, что страховая организация - победитель тендера обязуется осуществлять страхование заложенного Сбербанку России ОАО имущества по тарифам, не выше указанных в Приложении 1.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.92 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления, в том числе порядок определения страховой суммы, страхового тарифа и страховой премии (страховых взносов).
Страховая организация при определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору страхования, применяет разработанные ей страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска. В этой связи тарифы страховая организация устанавливает самостоятельно, в соответствии с правилами страхования, определяющими общие условия и порядок его осуществления, а также исходя из обязательных требований по формированию резервов страховой организации.
Следовательно, при осуществлении добровольного страхования страховые организации конкурируя между собой, применяют самостоятельно установленные тарифы с использованием, при необходимости, повышающие и понижающие коэффициенты в пределах, установленных правилами страхования, исходя из степени риска и конкретных условий страхования.
В соответствии с Законом о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Следовательно, соглашения хозяйствующих субъектов, в том числе, банка со страховыми организациями не должны препятствовать самостоятельному определению каждой страховой организацией размера страхового тарифа, с учетом объекта страхования и характера страхового риска. В противном случае такие соглашения будут ограничивать, в том числе, возможность "ценовой" конкуренции на рынке страховых услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Таким образом, Соглашения по итогам тендера приводят к установлению тарифов на услуги по страхованию имущества при ее реализации в рамках сотрудничества по указанным соглашениям, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Сбербанка России ОАО и 38 страховых организаций - ЗАО "МАКС", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ОАО "Военно-страховая компания", ООО "СК "ОРАНТА", ОАО "СОГАЗ", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ОАО "Капитал Страхование", ОАО "ГСК "Югория", ООО "СК "Согласие", ОСАО "Ингосстрах", ООО СК "Цюрих. Розничное страхование", ООО "СО "Сургутнефтегаз", ОАО "Московская страховая компания", ЗАО "СГ "Спасские ворота", ОАО "СК "Энергогарант", СОАО "Русский страховой центр", ОАО "РОСНО", ОАО "СК "Русский мир", ООО "Группа Ренессанс Страхование", ОАО "СК "Шексна", ЗАО "ГУТА-Страхование", ОСАО "Россия", ОАО "Страховое общество "ЖАСО", ЗАО СК "Мегарусс-Д", ОАО "Росгосстрах", ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Аккорд", ООО "Росгосстрах-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Центр", ООО "Росгосстрах-Юг", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад", ЗАО "АИГ страховая и перестраховочная компания", ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ООО СК "СОГАЗ-Агро" нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения Соглашений по итогам тендера, которые могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов).

V. В пунктах 2.1.8 и 2.1.9 Соглашений по итогам тендера содержатся обязательства страховых организаций, связанные с поддержанием ими оборота средств и остатков по расчетным (текущим) счетам в Сбербанке России ОАО, а также осуществлению вложений в ценные бумаги банка и поддержанию остатков на депозитных счетах в Сбербанке России ОАО.
Так, в типовой форме Соглашения о сотрудничестве по результатам тендера установлена обязанность страховой компании поддерживать в определенном размере обороты средств по расчетным (текущим) счетам страховщика в банке за квартал и остатки средств на этих счетах из расчета средней хронологической величины за квартал.
Кроме того, в типовой форме Соглашения о сотрудничестве по результатам тендера установлена обязанность страховщика осуществлять вложения в ценные бумаг Сбербанка России (депозитные сертификаты, векселя) и поддерживать остатки средств на депозитных счетах страховщика в банке в определенном размере из расчета средней хронологической величины за квартал.
Комиссией принят во внимание проведенный ФАС России в 2006 году опрос 51 страховой организации и 18 кредитных организаций в рамках анализа конкурентной среды на рынке страхования имущества физических и юридических лиц, передаваемого в залог кредитным организациям.
В рамках опроса кредитным и страховым организациям было предложено оценить условия соглашения о сотрудничестве с банком, предусматривающие обязательства страховщиков по вложению средств в ценные бумаги банка и поддержанию остатков средств на депозитных счетах в определенном размере, а также по поддержанию оборотов средств по расчетным счетам в банке в определенном размере.
Согласно полученным данным, 20% опрошенных кредитных организаций считают данные условия ограничивающими конкуренцию на рынке банковских услуг.
При этом в ответе одной из кредитных организаций указано, что действия банка, связанные с включением в соглашение о сотрудничестве подобных условий, могут препятствовать предоставлению этой кредитной организацией банковских услуг, оказывают негативное влияние на общие условия предоставления банковских услуг на рынке банковских услуг, направлены на получение банком преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке банковских услуг, противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота, ограничивают конкуренцию на рынке банковских услуг.
Кредитные организации, конкурируя между собой, также предлагают размещать денежные средства, в том числе страховые резервы, на депозитах и в ценные бумаги под тот или иной процент, открывать и вести счета, а также осуществлять расчетно-кассовое обслуживание за ту или иную плату. В свою очередь страховые организации заключают с банками договоры, ориентируясь на наиболее выгодное предложение.
Из опрошенных страховых организаций 39% выразили отрицательное отношение к данным условиям и сообщили, что в зависимости от размера суммы, указанной в соглашении о сотрудничестве, такие условия могут явиться препятствием для сотрудничества страховой организации с банком в сфере страхования.
Следует отметить, что 41% страховых организаций считают, что приведенные условия соглашения о сотрудничестве с банком могут привести к ограничению сотрудничества с другими кредитными организациями. При этом 7% указали, что такие условия уже привели к прекращению сотрудничества с другими кредитными организациями.
Страховыми организациями отмечено, что размещение большой части страховых резервов в ценные бумаги банка с доходностью существенно ниже рыночной является недостатком подобного сотрудничества с банком. При отсутствии указанного условия эти денежные средства могут быть использованы для более эффективных инвестиций.
Согласно статье 26 Закона Российской Федерации от 27.11.92 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" для обеспечения исполнения обязательств по страхованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы. Страховщики вправе размещать средства страховых резервов в порядке, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2005 № 100н "Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов". При условии выполнения требований данных правил страховщики свободны в выборе способа размещения страховых резервов и соответственно свободны в выборе кредитной организации для заключения соответствующих договоров.
Комиссия пришла к выводу, что наличие в Соглашениях по итогам тендера, указанных финансовых обязательств страховщика, связанных поддержанием ими оборота средств и остатков по расчетным (текущим) счетам в Сбербанке России ОАО, а также осуществлению вложений в ценные бумаги банка и поддержанию остатков на депозитных счетах в Сбербанке России ОАО, означало, что при появлении на банковском рынке более выгодных и более интересных предложений со стороны кредитных организации, страховщики в силу указанных обязательств по соглашениям были вынуждены либо отказаться от заключения договоров с кредитными организациями, предлагающими более выгодные условия, либо воспользоваться сделанными предложениями частично.
В подобной ситуации кредитные организации, предлагающие более выгодные условия размещения средств и обслуживания счетов, оказываются лишенными возможности побороться за те средства, которые могут разместить страховщики.
По мнению Комиссии, заключенные между Сбербанком России ОАО и 38 страховыми организациями Соглашения по итогам тендера ограничивали конкуренцию и могли привести к экономически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (кредитными организациями).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Сбербанка России ОАО и 38 страховых организаций - ЗАО "МАКС", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ОАО "Военно-страховая компания", ООО "СК "ОРАНТА", ОАО "СОГАЗ", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ОАО "Капитал Страхование", ОАО "ГСК "Югория", ООО "СК "Согласие", ОСАО "Ингосстрах", ООО СК "Цюрих. Розничное страхование", ООО "СО "Сургутнефтегаз", ОАО "Московская страховая компания", ЗАО "СГ "Спасские ворота", ОАО "СК "Энергогарант", СОАО "Русский страховой центр", ОАО "РОСНО", ОАО "СК "Русский мир", ООО "Группа Ренессанс Страхование", ОАО "СК "Шексна", ЗАО "ГУТА-Страхование", ОСАО "Россия", ОАО "Страховое общество "ЖАСО", ЗАО СК "Мегарусс-Д", ОАО "Росгосстрах", ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Аккорд", ООО "Росгосстрах-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Центр", ООО "Росгосстрах-Юг", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад", ЗАО "АИГ страховая и перестраховочная компания", ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ООО СК "СОГАЗ-Агро" нарушения пункта 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашений, которые могли привести к экономически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (кредитными организациями).

VI. Согласно имеющейся в деле информации Сбербанком России ОАО с 06.02.2008 изменен порядок отбора страховых организаций в связи с принятием Порядка отбора страховых компаний для участия в страховании имущества, являющегося предметом залога, утвержденного Комитетом по предоставлению кредитов и инвестиций Сбербанка России ОАО от 06.02.2008 № 1548-р (далее - Порядок отбора).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка отбора со страховыми компаниями, отобранными для участия в страховании имущества, являющегося предметом залога, заключается Соглашение о сотрудничестве. Рекомендуемая форма такого соглашения является приложением № 4 к Порядку отбора.
На основании Порядка отбора Сбербанком России ОАО заключены следующие соглашения о сотрудничестве в сфере страхования имущества, являющегося предметом залога со страховщиками (далее - Соглашения о сотрудничестве 2008-2009):
1) Соглашение о сотрудничестве № 46/09/01 от 23.01.2009 с ЗАО "СК "Мегарусс-Д";
2) Соглашение о сотрудничестве № 46/09/02 от 02.02.2009 с ОАО "Росгосстрах", ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Аккорд", ООО "Росгосстрах-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Центр", ООО "Росгосстрах-Юг", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад";
3) Соглашение о сотрудничестве № 46/09/03 от 09.02.2009 с СОАО "Национальная Страховая Группа";
4) Соглашение о сотрудничестве № 46/09/06 от 24.02.2009 с ЗАО "АИГ страховая и перестраховочная компания".
5) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/39 от 23.06.2008 с ОАО "АльфаСтрахование";
6) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/45 от 25.06.2008 с ОАО "Военно-страховая компания";
7) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/46 от 25.06.2008 с ЗАО "Страховая группа "УралСиб";
8) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/47 от 25.06.2008 с ЗАО "Московская Акционерная Страховая Компания";
9) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/49 от 07.07.2008 с ОСАО "РЕСО-Гарантия";
10) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/51 от 07.07.2008 с ООО "СК "ОРАНТА";
11) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/52 от 08.07.2008 с ООО "СК "Согласие";
12) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/53 от 08.07.2008 с ОАО "СОГАЗ";
13) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/56 от 09.07.2008 с ОСАО "Ингосстрах";
14) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/58 от 09.07.2008 с ОАО "Капитал Страхование";
15) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/64 от 21.07.2008 с ООО "СО "Сургутнефтегаз";
16) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/65 от 21.07.2008 с ООО СК "Цюрих. Розничное страхование";
17) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/66 от 06.08.2008 с ОАО "Московская страховая компания";
18) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/69 от 28.08.2008 с ОАО "Русская страховая компания";
19) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/70 от 28.08.2007 с ОАО "СК "Русский мир";
20) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/71 от 02.09.2008 с ЗАО "СГ "Спасские ворота";
21) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/72 от 02.09.2008 с СЗАО "МСК-Стандарт";
22) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/73 от 09.09.2008 с ОАО "СК "Энергогарант";
23) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/74 от 09.09.2008 с СОАО "Русский страховой центр";
24) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/75 от 11.09.2008 с ОАО "РОСНО;
25) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/80 от 06.10.2008 с ОАО СК "Шексна";
26) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/81 от 06.10.2008 с ОАО "Группа Ренессанс Страхование";
27) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/99 от 08.12.2008 с ОАО "ГУТА-Страхование";
28) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/103 от 10.12.2008 с ОСАО "Россия";
29) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/110 от 24.12.2008 с ООО "Первая страховая компания";
30) Соглашение о сотрудничестве № 46/08/111 от 24.12.2008 с ОАО "Страховое общество "ЖАСО".
Все Соглашения о сотрудничестве 2008-2009 заключены по форме приложения № 4 к Порядку отбора и являются идентичными.
В соответствии с пунктом 4.7 Порядка отбора Сбербанком России ОАО проводится анализ страховщика на предмет соответствия обязательным требованиям, установленным приложением 2 к Порядку отбора. Согласно данному пункту страховая организация будет отобрана Сбербанком России ОАО в том случае, если соответствует следующим требованиям:
1. размер собственного капитала - не менее 500 млн. рублей;
2. объем страховой премии, собранной компанией за прошедший финансовый год по имущественным видам страхования - не менее 500 млн. рублей;
3. по размеру нетто-активов страховой компании - не менее 2000 млн. рублей.
Обязанность страховой организации соблюдать указанные требования в течение срока действия соглашения установлена также в пункте 2.1.8 Соглашений о сотрудничестве 2008-2009.
По мнению Комиссии, установление подобных требований направлено не столько на обеспечение надлежащей страховой защиты, сколько на "отсечение" средних и мелких страховщиков, которые при этом не обязательно являются финансово не устойчивыми. Следовательно, такие требования являются экономически не обоснованными.
При этом заемщики, удовлетворяющие требованиям Сбербанка России ОАО, необходимым для получения кредита, в указанный период при реализации кредитных программ, предполагающих страхование переданного в залог банку имущества, могли осуществлять такое страхование исключительно в страховых организациях, отобранных Сбербанком России ОАО в соответствии с Порядком отбора, иначе могли получить (или получили) отказ от заключения кредитного договора исключительно по причине выбора иной страховой организации, которая не была отобрана Сбербанком России ОАО.
Заключая Соглашения о сотрудничестве, страховые организации соглашаются, что условиями их сотрудничества со Сбербанком России ОАО является отсутствие возможности страховщиков, не только не отобранных Сбербанком России ОАО из-за их финансовой неустойчивости, но и финансово-устойчивых страховых организаций, не отобранных, например, в связи с отсутствием у них разветвленной филиальной сети, на равных предлагать свои условия страхования имущества заемщикам банка.
Разделом 6 Порядка отбора установлен порядок взаимодействия подразделений банка при принятии страховой защиты имущества, являющегося предметом залога, в страховых организациях, не соответствующих обязательным требованиям, и с которыми не подписано Соглашение о сотрудничестве. Однако в данном разделе и других документах Сбербанка России ОАО порядке отсутствуют четко и однозначно сформулированные критерии, по которым будет проводиться отбор страховых организаций.
В ходе рассмотрения дела у Сбербанка России ОАО были запрошены сведения об обращениях страховых организаций с предложением сотрудничества.
Согласно предоставленным материалам в 2008 году подавали заявки, но не были отобраны следующие страховые организации: ОАО "СК Урал-Аил", ООО "ПСГ "Основа"; ООО СК "ВТБ Страхование", ЗАО "САК "Альянс", ООО "СК "Северная казна", ЗАСО "ЭРГО Русь", ЗАО "Страховая бизнес группа", ЗАО Русское Акционерное Страховое Общество "РАСО", ЗАО "ЮЖУРАЛЖАСО", ЗАО "СК "Цюрих", ООО "Страховая группа "АСКО", ОАО "НАСКО", ООО "Страховая компания "ФЕНИКС", ОАО "КИТ Финанс Страхование", ООО СК "СОГАЗ-Агро", ООО "СК "ИННОГАРАНТ", ООО СГ "Компаньон", ЗАО "СОА "ГЕФЕСТ", ООО СГ Адмирал", ООО "РЕГИОН Страхование", ЗАО СК "Сибирский Спас", ЗАО "ГСАО "ПЛАТО".
Кроме того, страховые организации ООО "СГ "Адмирал" и ОАО СК "Гайде" обратились в ФАС России с заявлением о нарушении Сбербанком России ОАО антимонопольного законодательства, в связи с ограничением доступа к страхованию имущества, переданного в залог Сбербанку России ОАО.
Таким образом, сотрудничество Сбербанка России ОАО со страховыми организациями в сфере страхования имущества, переданного в залог банку, на основании Соглашений о сотрудничестве 2008-2009 влечет экономически и технологически необоснованный отказ Сбербанка России ОАО от заключения соглашений о сотрудничестве в указанной сфере с другими страховыми организациями, в частности со страховыми организациями, которые не были отобраны Сбербанком России ОАО.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами, либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
По мнению Комиссии, при наличии указанных условий допуска к страхованию заемщиков, заключенные между Сбербанком России ОАО и страховыми организациями-ответчиками по делу Соглашения о сотрудничестве 2008-2009 могли привести к экономически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми организациями).
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Сбербанка России ОАО и страховых организаций - ОАО "АльфаСтрахование", ЗАО "Московская Акционерная Страховая Компания", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ОАО "Военно-страховая компания", ООО "СК "ОРАНТА", ОАО "СОГАЗ", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ОАО "Капитал Страхование", ООО "СК "Согласие", ОСАО "Ингосстрах", ООО СК "Цюрих. Розничное страхование", ООО "СО "Сургутнефтегаз", ОАО "Московская страховая компания", ЗАО "СГ "Спасские ворота", СЗАО "МСК-Стандарт", ОАО "Русская страховая компания", ОАО "СК "Энергогарант", СОАО "Русский страховой центр", ОАО "РОСНО, ОАО "СК "Русский мир", ОАО "Группа Ренессанс Страхование", ОАО СК "Шексна", ОАО "ГУТА-Страхование", ОСАО "Россия", ОАО "Страховое общество "ЖАСО", ООО "Первая страховая компания", ЗАО "СК "Мегарусс-Д", СОАО "Национальная Страховая Группа", ОАО "Росгосстрах", ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Аккорд", ООО "Росгосстрах-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Центр", ООО "Росгосстрах-Юг", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад", ЗАО "АИГ страховая и перестраховочная компания" нарушения пункта 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения Соглашений о сотрудничестве 2008-2009, которые могут привести к экономически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми организациями).

VII. В рамках рассмотрения дела Комиссией страховым организациям - ответчикам по делу был направлен запрос информации о наличии в настоящее время различий между страховыми тарифами, применяемыми при заключении договоров страхования имущества, находящегося в залоге у Сбербанка России ОАО, и страховыми тарифами, применяемыми при заключении договоров страхования имущества, не являющегося предметом залога, а так же подробное обоснование (экономическое, технологическое и иное) установления различных страховых тарифов, применяемых в настоящее время при заключении договоров страхования имущества.
В соответствии с предоставленной информацией различия между страховыми тарифами, применяемыми при заключении договоров добровольного страхования транспортных средств, находящихся в залоге у Сбербанка России ОАО, и страховыми тарифами, применяемыми при заключении договоров добровольного страхования транспортных средств, не являющегося предметом залога были выявлены у ООО "Росгосстрах - Северо-Запад", ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Аккорд", ООО "Росгосстрах-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Центр", ООО "Росгосстрах-Юг".
Согласно письму ООО "Росгосстрах - Северо-Запад" (вх. № 32809 от 29.07.2009) установление различных тарифов основано на статистических данных по результатам сотрудничества со Сбербанком России ОАО, которые отражают тщательное отношение партнера к отбору благонадежных и платежеспособных заемщиков, что приводит к отличию степени страхового риска (в частности по риску "угон" в рамках добровольного страхования транспортных средств) по сравнению с основным портфелем ООО "Росгосстрах - Северо-Запад" по добровольному страхованию транспортных средств.
Представителем ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Аккорд", ООО "Росгосстрах-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Центр", ООО "Росгосстрах-Юг", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад" были представлены письменные разъяснения установления различий между страховыми тарифами, применяемыми при заключении договоров добровольного страхования транспортных средств, находящихся в залоге у Сбербанка России ОАО, и страховыми тарифами, применяемыми при заключении договоров добровольного страхования транспортных средств, не являющихся предметом залога.
Согласно данным разъяснениям, для расчета страхового тарифа используется "Методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования", утвержденная распоряжением Росстрахнадзора от 08.07.1993 № 02-03-36. В целях определения страхового тарифа для конкретных условий страхования разработано Тарифное руководство. Страховая программа для Сбербанка России ОАО разработана на условиях Тарифного руководства к Правилам страхования № 171 по добровольному страхованию транспортных средств. В этой связи базовые тарифы и поправочные коэффициенты являются одинаковыми для Тарифного руководства и для программы работы со Сбербанком России ОАО, за исключением двух отличий - поправочного коэффициента при страховании по первому риску и коэффициента скоринга.
Из разъяснений следует, что по требованию банка страхователи залогового имущества должны иметь возможность застраховать имущество на страховую сумму ниже действительной стоимости имущества с системой возмещения ущерба по первому риску. Таким образом, в страховую программу Сбербанка России ОАО был введен соответствующий поправочный коэффициент, применяемый исключительно при страховании с выплатой страхового возмещения по первому риску. Договор страхования залогового имущества с системой возмещения ущерба по первому риску заключается исключительно по желанию клиента.
Значения коэффициента скоринга для страхователей транспортного средства, являющегося предметом залога Сбербанка России ОАО, установлены иные, чем по стандартному Тарифному руководству.
При этом принимается во внимание то, что Сбербанк России ОАО при заключении кредитного договора и договора залога провел в достаточной мере проверку данного физического лица в соответствии с внутренними процедурами, что снижает вероятность страхового мошенничества со стороны указанного лица, а также повышает "качество" потенциального страхователя с точки зрения потребительского отношения к залоговому имуществу.
Применение коэффициента скоринга подтверждается фактически сложившейся страховой статистикой в разрезе регионов и групп транспортных средств, в том числе статистикой, отдельно сформированной по транспортным средствам, являющимся предметом залога Сбербанка России ОАО.
Существенным отличием, по мнению представителя ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Аккорд", ООО "Росгосстрах-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Центр", ООО "Росгосстрах-Юг", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад", программы по добровольному страхованию транспортных средств для заемщиков Сбербанка России ОАО от правил добровольного страхования транспортных средств является наличие возможности страхования по первому риску (по стандартным правилам страхование по первому риску фактически не применяется).
Вместе с тем, по мнению Комиссии ФАС России, установление иного коэффициента скоринга для страхователей транспортного средства, являющего предметом залога Сбербанка России ОАО, в связи с проводимой оценкой Сбербанком России ОАО платежеспособности физического лица при выдаче кредита, не влияют на вероятность наступления страхового случая. В связи с этим ФАС России необходимо провести дополнительный анализ обоснованности применения ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Аккорд", ООО "Росгосстрах-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Центр", ООО "Росгосстрах-Юг", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад" поправочного коэффициента при страховании по первому риску и коэффициента скоринга при заключении договоров добровольного страхования транспортных средств, являющихся предметом залога Сбербанка России ОАО.

VIII. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
В целях добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Сбербанком России ОАО и страховыми организациями - ответчиками по делу были совершены следующие действия:
1. Соглашения по итогам тендера от 27.12.2006 прекратили свое действие 2008 году на основании пункта 4.1 Соглашений о сотрудничестве 2008-2009, заключенных Сбербанком России ОАО со страховыми организациями.
Соглашения по итогам тендера от 27.12.2006 с ОАО "Капитал Страхование", ООО СК "Нефтеполис" (в настоящее время ООО СК "СОГАЗ-Агро") и ОАО "СК "Прогресс-Гарант" были расторгнуты Сбербанком России ОАО письмами от 28.11.2007 № 02-6358, от 15.08.2008 № 01-4024, от 26.12.2008 № 46-3313.
Соглашения о сотрудничестве 2008-2009 расторгнуты Сбербанком России ОАО 15.07.2009, согласно представленному письму от 20.07.2009 № 1944.
2. Сбербанком России ОАО разработан и решением Комитета по предоставлению кредитов и инвестиций Сбербанка России ОАО от 07.10.2009 № 572 § 11 введен в действие в новой редакции Порядок отбора страховых компаний для участия в страховании имущества, являющегося предметом залога (далее - Порядок отбора 2009), который устанавливает:
четкий и исчерпывающий перечень требований к страховым организациям;
четкий и исчерпывающий перечень требований к полисам/договорам страхования;
требования с указанием списка документов, необходимых Сбербанку России ОАО для проведения проверки;
исчерпывающий перечень сведений и документов, которые страховая организация должна представить в Сбербанк России ОАО с целью проведения проверки на соответствие требованиям;
сроки рассмотрения документов страховщиков и порядок формирования списка страховщиков, отвечающих предъявляемым требованиям;
действия Сбербанка России ОАО в ситуации, когда заемщик изъявляет желание застраховать свои риски в страховой организации, не включенной в перечень отобранных банком страховщиков.
3. Решением Комитета по предоставлению кредитов и инвестиций Сбербанка России ОАО № 571 § 11 от 30.09.2009 внесены изменения в действующие документы по
кредитованию физических лиц, а также Сбербанком России ОАО направлена во все структурные подразделения схема - филиал НР-103 от 03.10.2009 с указанием о порядке применения "Регламента предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Сбербанком России и его филиалам" № 285-5-р от 30.06.2006 в части касающейся страхования передаваемого в залог имущества. Согласно указанным документам данными изменениями были исключены требования к страхованию залогового имущества только в страховых организациях, входящих в перечень отобранных Сбербанком России ОАО и установлено осуществление страхования любыми страховыми организациями, соответствующими требованиям Сбербанка России ОАО.
4. Сбербанк России ОАО на странице сайта www.sbrf.ru разместил:
Порядок отбора страховых организаций 2009;
список страховых организаций, удовлетворяющих требованиям Сбербанка России ОАО;
извещения для заемщиков, согласно которым заемщик/залогодатель имеет право страховать залоговое имущество в любой страховой компании, отвечающей обязательным требованиям Сбербанка России ОАО к страховым компаниям и условиям предоставления страховой услуги
трехстороннее соглашение, заключаемое между Сбербанкам России ОАО, клиентом и страховой компанией, не имеющей со Сбербанком России ОАО Соглашения о сотрудничестве
Таким образом, Сбербанком России ОАО установлен "открытый" перечень страховых организаций, который позволяет страховщикам, удовлетворяющим требованиям Сбербанка России ОАО, пройти проверку на соответствие этим требованиям и войти в список страховых компаний, удовлетворяющих требованиям Сбербанка России ОАО, а страховщикам, не удовлетворяющим требований - произвести необходимые изменения в своей деятельности с тем, чтобы удовлетворять этим требованиям в будущем.
Кроме того, данные требования побуждают страховые организации произвести в своей деятельности такие изменения, которые направлены на повышение финансовой устойчивости, ведение более эффективной страховой и инвестиционной деятельности, то есть побуждают страховщиков совершенствоваться и повышать свою конкурентоспособность. Одновременно заемщики Сбербанка России ОАО также получают преимущества от отбора страховщиков на основании указанных требований, поскольку отобранные страховые компании являются финансово устойчивыми, а условия страхования обеспечивают высокий уровень страховой защиты имущественных интересов заемщиков.
Учитывая изложенное, Сбербанк России ОАО и сорок три страховые организации-ответчики по делу устранили нарушение пунктов 1 и 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части установления тарифов на страховую услугу при ее реализации посредством заключения кредитного договора, а также в части заключения соглашений, которые могут привести к экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками). При этом сотрудничество Сбербанка России ОАО и страховых организаций, при условии выполнения банком положений, закрепленных в новой редакции Порядка отбора, не создает банку и страховщикам возможности устранить конкуренцию на страховом рынке, предоставляет заемщикам преимущества, связанные с получением качественной страховой услуги, соразмерные преимуществам банка и страховщиков от такого сотрудничества, а также стимулирует развитие страхового рынка, побуждая страховщиков достигать показателей финансовой устойчивости, требуемых банком. Следовательно, подобное сотрудничество (не нарушающее при этом положений части 1 статьи 11 Закона о защите

конкуренции) соответствует критериям, изложенным в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями", и является допустимым в соответствии с данным постановлением.
Принимая во внимание добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи Сбербанку России ОАО и страховым организациям ЗАО "АИГ страховая и перестраховочная компания", ООО "СО "Сургутнефтегаз", ОАО "Капитал Страхование", ООО СК "Цюрих. Розничное страхование", ОАО "Московская страховая компания", ОАО "Русская Страховая Компания", ОАО СК "Русский мир", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", СЗАО "МСК-Стандарт", ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ", СОАО "Русский страховой центр", ОАО "РОСНО", ОАО СК "Шексна", ООО "Группа Ренессанс Страхование", ЗАО "ГУТА-Страхование", ОСАО "Россия", ООО "Первая страховая компания", ОАО "СО "ЖАСО", ЗАО СК "Мегарусс-Д", ОАО "Росгосстрах", ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Аккорд", ООО "Росгосстрах-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Центр", ООО "Росгосстрах-Юг", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад", СОАО "Национальная Страховая группа", ОАО "АльфаСтрахование", ОАО "Военно-страховая компания", ЗАО "СГ "УралСиб", ЗАО "Московская Акционерная Страховая Компания", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ООО "СК "ОРАНТА", ООО "СК "Согласие", ОАО "Страховое общество газовой промышленности", ОСАО "Ингосстрах", ОАО "ГСК "Югория", ОАО СК "Прогресс-Гарант", ООО СК "СОГАЗ-Агро" предписания по делу № 1 11-112/09.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Сбербанк России ОАО, ЗАО "МАКС", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ОАО "Военно-страховая компания", ООО "СК "ОРАНТА", ОАО "СОГАЗ", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ОАО "Капитал Страхование", ОАО "ГСК "Югория", ООО "СК "Согласие", ОСАО "Ингосстрах", ООО СК "Цюрих. Розничное страхование", ООО "СО "Сургутнефтегаз", ОАО "Московская страховая компания", ЗАО "СГ "Спасские ворота", ОАО "СК "Энергогарант", СОАО "Русский страховой центр", ОАО "РОСНО", ОАО "СК "Русский мир", ООО "Группа Ренессанс Страхование", ОАО "СК "Шексна", ЗАО "ГУТА-Страхование", ОСАО "Россия", ОАО "Страховое общество "ЖАСО", ЗАО СК "Мегарусс-Д", ОАО "Росгосстрах", ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Аккорд", ООО "Росгосстрах-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Центр", ООО "Росгосстрах-Юг", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад", ЗАО "АИГ страховая и перестраховочная компания", ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ООО СК "СОГАЗ-Агро" нарушившими пункты 1, 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части заключения соглашений о сотрудничестве по итогам проведенного Сбербанком России ОАО тендера от 27.12.2006, которые могли привести к установлению тарифов на страховую услугу при ее реализации посредством заключения кредитного договора, а также к экономически не обоснованному отказу страховщиков от заключения договоров с кредитными организациями, а также Сбербанка России ОАО от заключения договоров со страховщиками.


2. Признать Сбербанк России ОАО, ОАО "АльфаСтрахование", ЗАО "Московская Акционерная Страховая Компания", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ОАО "Военно-страховая компания", ООО "СК "ОРАНТА", ОАО "СОГАЗ", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ОАО "Капитал Страхование", ООО "СК "Согласие", ОСАО "Ингосстрах", ООО СК "Цюрих. Розничное страхование", ООО "СО "Сургутнефтегаз", ОАО "Московская страховая компания", ЗАО "СГ "Спасские ворота", СЗАО "МСК-Стандарт", ОАО "Русская страховая компания", ОАО "СК "Энергогарант", СОАО "Русский страховой центр", ОАО "РОСНО", ОАО "СК "Русский мир", ОАО "Группа Ренессанс Страхование", ОАО СК "Шексна", ОАО "ГУТА-Страхование", ОСАО "Россия", ОАО "Страховое общество "ЖАСО", ООО "Первая страховая компания", ЗАО "СК "Мегарусс-Д", СОАО "Национальная Страховая Группа", ОАО "Росгосстрах", ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Аккорд", ООО "Росгосстрах-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Центр", ООО "Росгосстрах-Юг", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад", ЗАО "АИГ страховая и перестраховочная компания" нарушившими пункт 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части заключения соглашений в период с 23.06.2008 по 24.02.2009, которые могли привести к экономически не обоснованному отказу Сбербанка России ОАО от заключения договоров со страховщиками.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Сбербанком России ОАО и страховыми организациями - ЗАО "МАКС", ЗАО "Страховая группу "УралСиб", ОАО "ВСК", ООО "СК "ОРАНТА", ОАО "СОГАЗ", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ОАО "Капитал Страхование", ОАО ГСК "Югория", ООО "СК "Согласие", ОСАО "Ингосстрах", ООО "СК "Цюрих. Ритейл", ООО "СО "Сургутнефтегаз", ОАО "МСК", ЗАО "СГ "Спасские ворота", ОАО "СК "Энергогарант", СОАО "Русский страховой центр", ОАО "РОСНО", ОАО "СК "Русский мир", ООО "Группа Ренессанс Страхование", ОАО "СК "Шексна", ЗАО "ГУТА-Страхование", ОСАО "Россия", ОАО СО "ЖАСО", ЗАО "СК "МЕГАРУСС-Д", ОАО "Росгосстрах", ООО "РГС-Центр", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад", ООО "Росгосстрах - Урал", ООО "Росгосстрах - Поволжье", ООО "Росгосстрах -Татарстан", ООО "Росгосстрах - Аккорд", ООО "РГС-Юг", ООО "РГС-Сибирь", ООО "РГС - Дальний Восток", ЗАО "АИГ страховая и перестраховочная компания", ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ООО "СОГАЗ-АГРО", ОАО "АльфаСтрахование", СЗАО "МСК-Стандарт", ОАО "Русская страховая компания", ООО "Первая страховая компания", СОАО "Национальная Страховая группа", указанных в пунктах I, II резолютивной части настоящего Решения нарушений антимонопольного законодательства и его последствий.

4. Управлению контроля финансовых рынков ФАС России в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о
нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447, рассмотреть вопрос о наличии (отсутствии) в действиях Сбербанк России ОАО, ООО "Росгосстрах - Центр", ООО "Росгосстрах - Столица", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад", ООО "Росгосстрах - Урал", ООО "Росгосстрах - Поволжье", ООО "Росгосстрах - Татарстан", ООО "Росгосстрах - Аккорд",


ООО "Росгосстрах - Юг", ООО "Росгосстрах - Сибирь", ООО "Росгосстрах - Дальний Восток" признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров


Члены Комиссии: М.В. Аксенов


М.К. Беляев


Ю.Э. Бондарева


В.А. Кузнецов



А.В. Локотилова


Е.И. Музыка


О.В. Оленькина


И.И. Романенкова


О.С. Сергеева


И.Ф. Смирнова

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь