Протокол расширенного заседания Коллегии ФАС России 08.09.2011

08 сентября 2011, 15:49
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА П Р О Т О К О Л Р А С Ш И Р Е Н Н О Г О З А С Е Д А Н И Я К О Л Л Е Г И И 08 сентября 2011 года № 2 Председательствовал: Артемьев И.Ю. Присутствовали: члены коллегии: Голомолзин А.Н., Субботин П.Т., Цариковский А.Ю., Цыганов А.Г., Белоусова Е.В., Боднар Е.А., Давыдова Л.Е., Доценко А.В., Заборщиков П.В., Карташов Н.Н., Кинев А.Ю., Королев В.Г., Левченко С.А., Мишеловин В.Б., Нижегородцев Т.В., Овчинников М.А., Петросян Р.А., Пузыревский С.А., Рутенберг Д.А., Самарцев А.Е., Сергеева О.С., Слепов В.А., Солонцова Л.В., Сушкевич А.Г., Тимошенко А.С., Ткачева Т.Н., Бодров В.А., Гаврилов С.Г., Ефимов В.В., Коломийченко О.В., Колотова Т.Р., Корнеев В.Г., Никитин С.И., Теодорович М.Л. работники центрального аппарата ФАС России: Горлинский А.И., Епифанова И.Н., Кашунина И.В., Кононенко М.С., Косянчук Е.В., Нагайчук Е.Г., Федоренко М.В., Ханян А.Э., Хохлачев Н.М., Целикова Л.В., Юнак А.В. руководители, заместители руководителей территориальных органов ФАС России по списку представители СМИ по списку I. Предварительные итоги работы ФАС России в 2011 году и задачи до конца 2011 года, и на 2012 год (Артемьев, Цариковский, Пшиншев, Ревельцев, Шевченко, Кухарская, Мироненко, Кубасаев, Заморина, Винниченко, Спирчагов, Меркулов, Петров, Кубашичев, Боровков, Теодорович, Уракчиев, Акбашева, Коломийченко, Тимошенко, Артемьев) Заслушав и обсудив на расширенном заседании коллегии доклад руководителя ФАС России Артемьева И.Ю. “ Предварительные итоги работы ФАС России в 2011 году и задачи до конца 2011 года, и на 2012 год”, коллегия ФАС России постановляет: 1. Одобрить доклад руководителя Федеральной антимонопольной службы И.Ю.Артемьева “Предварительные итоги работы ФАС России в 2011 году и задачи до конца 2011 года, и на 2012 год”. 2. Признать положительными результатами в 2011 году: принятие в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации “третьего законодательного антимонопольного пакета”, направленного на совершенствование антимонопольного регулирования; взаимодействие с судейским сообществом в части формирования единых подходов в толковании и применении норм антимонопольного законодательства и законодательства об административных правонарушениях; признание законными и обоснованными решения, предписания и постановления ФАС России о привлечении к административной ответственности (штраф в размере 4,7 млрд. рублей) ОАО “Газпром нефть” - одной из нефтяных компаний-участниц коллективного доминирования на оптовых рынках нефтепродуктов (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 № 12221/10); пресечение нарушений со стороны нефтяных компаний (“3 волна” дел) в части установления монопольно высокой цены на дизельное топливо и раскрытие сговора на рынке энергетического угля; со стороны ОАО “РЖД” - в части создания дискриминационных условий на рынке погрузочно-разгрузочных работ стройматериалов для строительства олимпийских объектов в г. Сочи; со стороны компаний металлургического комплекса - в части установления монопольно высокой цены товара и осуществления ценовой дискриминации потребителей; со стороны фармацевтических компаний – в части отказа от заключения договоров с независимыми дилерами; заключение соглашений, необходимых для формирования правовой базы Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества; принятие в 1 чтении поправок в Федеральный закон “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”, направленных на существенную либерализацию и упрощение процедуры государственного контроля в данной сфере; подготовку поправок в Федеральный закон “О естественных монополиях”; разработку законопроектов “Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации” и “О рыночном ценообразовании в Российской Федерации”; подготовку проекта федерального закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов” в целях исключения норм, создающих необоснованные преимущества кредитным организациям с государственным участием; совершенствование законодательства о размещении заказов, направленное на повышение качества закупаемой продукции и совершенствование отдельных элементов закупочных процедур, а также на решение ряда оперативных задач в сфере размещения заказов; создание нормативной правовой базы в целях перехода системы государственного и муниципального заказа на электронные аукционы; установление единой процедуры проведения торгов в отношении государственного и муниципального имущества и определение единого сайта для размещения информации о торгах; разработку и запуск в эксплуатацию сайта torgi.gov.ru. определение с 1 января 2011 г. сайта torgi.gov.ru. обязательным для торгов на аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с 1 сентября т.г. – размещение на нем в обязательном порядке информации о торгах на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии, размещение с 1 января 2012 г. на общероссийском сайте torgi.gov.ru в качестве единственного обязательного источника информации по торгам на лес, землю, охоту и недра; внесение поправок в Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества”; подготовку поправок в статьи 9, 13-14, 16 Федерального закона “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон о торговле); вступление в силу поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) для целей реализации положений Закона о торговле; наработку практики контроля за соблюдением антимонопольных требований, установленных Законом о торговле; разработку поправок к проекту федерального закона “Об охране здоровья граждан”; подготовку предложений, направленных на развитие конкуренции в сфере услуг здравоохранения, предусматривающих, в том числе, введение понятия и четких критериев определения взаимозаменяемости лекарственных средств, оборудования и изделий медицинского назначения; развитие практики установления ФАС России взаимозаменяемости лекарственных средств и изделий медицинского назначения; разработку проекта федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О погребении и похоронном деле” в целях установления рыночных конкурентных условий в данном секторе экономики; подготовку поправок в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, предусматривающих введение ценовой конкуренции на рынке ОСАГО; подписание совместного соглашения ФАС России с Ростехнадзором, Росстандартом и 12 нефтяными компаниями, направленного на стабилизацию ситуации на рынке нефтепродуктов; внедрение стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам (приказ ФАС России от 28.01.2011 № 40), а также в сфере услуг аэропортов, в сфере железнодорожных перевозок, в сферах услуг транспортных терминалов, портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (приказы ФАС России от 08.04.2011 № 254, от 12.04.2011 № 263, от 19.04.2011 № 292); принятие постановлений Правительства Российской Федерации от 12.02.2011 № 71 “Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам приватизации государственного и муниципального имущества” и от 20.06.2011 № 499 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности управления федеральными государственными унитарными предприятиями”; утверждение постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 № 129 “О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям” типовых форм договоров на технологическое присоединение к электрическим сетям, позволивших повысить доступность данной услуги; осуществление антимонопольного контроля при проведении конкурентных отборов мощности электрической энергии; подготовку предложений по закреплению в Российской Федерации международного принципа исчерпания прав на результаты интеллектуальной собственности; работу по устранению административных барьеров в российской экономике в рамках деятельности рабочей группы № 1 Правительственной комиссии по проведению административной реформы, в том числе разработку Плана реализации мероприятий по комплексной оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций, предоставления государственных услуг, а также по сокращению избыточного государственного регулирования в сфере связи, утвержденного распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 № 734-р; Плана мероприятий по оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций и предоставления государственных услуг, а также по сокращению избыточного государственного регулирования в сфере деятельности Минпромторга России, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 1085-р; Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 1371-р; контроль за реализацией Федерального закона “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” в части соблюдения требований антимонопольного законодательства; эффективное обеспечение деятельности Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации; реализацию мер, направленных на поддержание стабильной ситуации на агропродовольственных рынках, рынках нефтепродуктов, лекарственных средств, рынке услуг ЖКХ, рынке телекоммуникационных услуг; расширение практики проведения внезапных проверок в целях пресечения картелей; активизацию взаимодействия с правоохранительными органами; закрепление позиции ФАС России в международном рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств; укрепление взаимодействия с антимонопольными органами государств-участников СНГ, а также с конкурентными ведомствами ЕС и США, в том числе при расследовании конкретных случаев нарушения антимонопольного законодательства; одобрение Правительством Российской Федерации инициативы ФАС России по созданию Учебно-методического центра ФАС России в г. Казань; усиление роли ФАС России по обеспечению соблюдения условий конкуренции при выработке мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; утверждение во всех субъектах Российской Федерации региональных программ развития конкуренции и их реализацию; переход на плановую основу оказания методической помощи территориальным органам ФАС России, активизацию деятельности Методического совета ФАС России, Комиссии ФАС России по проведению анализа товарных рынков и экспертных советов; повышение открытости деятельности антимонопольных органов и качественного уровня работы по адвокатированию конкуренции; внедрение системы управления качеством государственных услуг, функций на основе требований международного стандарта ISO 9001-2008; функционирование новой версии внутреннего портала ФАС России; проведение видеотрансляций заседаний Президиума коллегии ФАС России; начало издания Интернет-журнала “Российское конкурентное право и экономика”; внедрение общероссийской специализации территориальных органов ФАС России; положительную динамику таких показателей деятельности антимонопольных органов, как: - доля решений, отмененных судом, в общем количестве обжалованных решений, по всем основным направлениям деятельности (снижение в целом в сфере ведения Службы до 9,4% при 12,8% в 1 полугодии 2010 г., в том числе в сфере контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства до 10% против 13,4% за аналогичный период п.г.), что свидетельствует о повышении качества судебной работы; - отношение суммы уплаченных штрафов к сумме штрафов, подлежащих взысканию (повышение более чем в 2 раза по сравнению с 1 полугодием 2010 г. – 89% против 41,6% в целом, в том числе по оборотным штрафам - до 91,4% при 41,5% за соответствующий период п.г.); - доля исполненных предписаний в общем количестве выданных как в целом в сфере ведения Службы, так и в сфере контроля антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе (прирост от 1 до 4%); - удельный вес ходатайств, по результатам рассмотрения которых антимонопольными органами приняты решения о выдаче предписания (12,9% при 6,8% в 1 полугодии 2010 г.), совершенствование содержания предписаний и усиление контроля за их исполнением. 3. Обратить внимание на имеющие место недостатки в работе: имеющую место практику неприменения территориальными органами мер административной ответственности в случае признания нарушения по статьям 10, 11, 14, 15 Федерального закона «О защите конкуренции»; недостаточное применение статьи 20.25 КоАП, предусматривающей наложение административного штрафа за неуплату административного штрафа в установленный срок; наметившуюся негативную практику применения административного наказания в виде административного штрафа за нарушение антимонопольных требований, установленных Законом о торговле, только к физическим лицам в отсутствие принятых мер в отношении юридических лиц. 4. Определить в качестве приоритетных направлений деятельности ФАС России до конца 2011 г. и в 2012 году: реализацию основных положений ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетного послания о бюджетной политике; исполнение Программы развития конкуренции в Российской Федерации и Плана мероприятий по ее реализации на период до 2015 года, в том числе региональных программ развития конкуренции; сопровождение в палатах Федерального Собрания Российской Федерации “третьего законодательного антимонопольного пакета”; сопровождение в палатах Федерального Собрания Российской Федерации поправок в Федеральный закон “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”; дальнейшее взаимодействие с судейским сообществом - подготовка изменений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 “О некоторых вопросах, возникающих в связи применением арбитражными судами антимонопольного законодательства”, а также предложений к проекту постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения мер административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства; организацию взаимодействия с судами общей юрисдикции по вопросу привлечения должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства; проведение семинаров (совещаний) с участием судей арбитражных судов; внесение в Правительство Российской Федерации законопроектов “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов”, “Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации” и “О рыночном ценообразовании в Российской Федерации”; подготовку поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих новый порядок расчета акцизов на моторное топливо в целях стимулирования выпуска более качественного моторного топлива; внесение в Правительство Российской Федерации законопроекта, предусматривающего ужесточение ответственности за нарушения в рекламе биологически активных добавок; принятие поправок к проекту федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан» в Российской Федерации”; принятие поправок в Федеральный закон “О погребении и похоронном деле”; разработку нормативного правового акта, устанавливающего требования к биржевым торгам, на которых заключаются сделки хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке; участие в разработке законопроекта, направленного на модернизацию системы государственных закупок (комплексная и системная регламентация всех стадий закупочного процесса: планирование закупок – размещение заказа – исполнение контрактов – анализ результатов закупок) и взаимоувязанного с Планом по введению Федеральной контрактной системы, одобренного Правительством Российской Федерации (от 12.01.2011 № ВП-П13-49); принятие Правил недискриминационного доступа к услугам и инфраструктуре субъектов естественных монополий (электросвязи, общедоступной почтовой связи, морских и речных портов, инфраструктуре внутренних водных путей и железнодорожного транспорта); разработку нормативных правовых актов в целях организации перевозок, в т.ч. социальных грузов и грузов для нужд малого и среднего бизнеса, в рамках Плана мероприятий по реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года в условиях отсутствия у единственного перевозчика вагонов для осуществления перевозок; принятие постановления Правительства Российской Федерации “Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками”, предусматривающего уточнение статуса оператора подвижного состава при организации перевозочного процесса в условиях отсутствия вагонов у перевозчика; реализацию мер, обеспечивающих развитие конкуренции в сфере почтовой связи; снижение тарифов на внутрисетевой роуминг, защиту прав пользователей услуг подвижной связи; принятие Правил антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике; внесение изменений в Федеральный закон “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике” о санкциях, применимых в отношении групп лиц и аффилированных лиц, нарушающих запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии”; разработку и подписание совместно с правоохранительными органами Порядка взаимодействия антимонопольных и правоохранительных органов в целях реализации положений статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации; мониторинг и контроль за исполнением принятых решений по совершенствованию функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; обеспечение единых процедур проведения аукционов на предоставление государственного имущества, земельных и природных ресурсов, в том числе аукционов в электронной форме; введение процедуры административного обжалования действий (бездействия) органов власти и местного самоуправления при проведении торгов, а также при осуществлении разрешительно-согласительных полномочий в области строительства и земельных отношений; проведение сертификации ФАС России на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001-2008; участие в выработке мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; участие в подготовке нормативных правовых актов, необходимых для реализации соглашений, формирующих правовую базу Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС; участие в развитии интеграционных процессов на пространстве СНГ (работа в Межгосударственном совете по антимонопольной политике); развитие международного сотрудничества в области защиты конкуренции (взаимодействие в области конкурентной политики в формате БРИКС, участие в переговорном процессе по вступлению Российской Федерации в ОЭСР и в разработке нового базового соглашения по сотрудничеству России и ЕС в части конкурентной политики, в деятельности Международной конкурентной сети, а также подготовка к реализации в 2011-2012 годах проектов ФАС России в рамках Форума АТЭС); всестороннее адвокатирование конкуренции, в том числе на международном уровне, направленное на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства; внедрение новых версий сайтов территориальных органов ФАС России, соответствующих современным стандартам раскрытия информации о деятельности государственных органов; функционирование Учебно-методического центра в г. Казань; обеспечение добросовестной конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг; проведение анализа и мониторинга стратегических и социально значимых товарных рынков и принятие мер антимонопольного реагирования при выявлении нарушений; выпуск на регулярной основе Интернет-журнала “Российское конкурентное право и экономика”; подготовку доклада “О состоянии конкуренции в Российской Федерации”; методическое обеспечение деятельности ФАС России; повышение эффективности работы с кадровым резервом ФАС России на должности руководителей территориальных органов; переход к программной структуре бюджетных расходов. 5. Принять к сведению информацию статс-секретаря – заместителя руководителя ФАС России об информационной политике ФАС России. 6. Правовому управлению (Пузыревский С.А.) в срок до 30.12.2011 г. подготовить предложения по организации работы по представительству интересов территориальных органов и центрального аппарата ФАС России в федеральных арбитражных окружных судах сотрудниками территориальных органов, расположенных в одном субъекте с окружным судом. 7. Территориальным органам ФАС России оперативно информировать Правовое управление ФАС России о случаях принятия судами решений, противоречащих позиции ВАС России и ВС России. 8. Территориальным органам ФАС России полнее использовать возможности, предусмотренные процессуальным законодательством, по участию в процессе по средствам видео конференц-связи. 9. Центральному аппарату ФАС России оперативно направлять в территориальные органы по месту нахождения хозяйствующих субъектов, в отношении которых совершаются сделки (действия), информацию о поступивших в центральный аппарат ФАС России ходатайствах (уведомлениях) о согласии на совершение сделок (действий) в рамках экономической концентрации. 10. Контроль исполнения настоящего решения оставляю за собой. II. Разное (Артемьев) Заслушав и обсудив информацию руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева о представлении к награждению государственными наградами Орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени Цариковского Андрея Юрьевича, статс-секретаря – заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы; Медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” I степени Слепова Владимира Анатольевича, помощника руководителя Федеральной антимонопольной службы; Медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени Боднара Евгения Александровича, начальника Финансового управления Федеральной антимонопольной службы; Бурмистрову Светлану Валерьевну, консультанта административного отдела Административного управления Федеральной антимонопольной службы; Рутенберга Дмитрия Анатольевича, начальника Управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы; Солонцову Людмилу Викторовну, начальника Управления административной реформы и контроля платных государственных услуг Федеральной антимонопольной службы; Целикову Ларису Владимировну, заместителя начальника Аналитического управления Федеральной антимонопольной службы; Благодарностью Правительства Российской Федерации Гундарову Юлию Анатольевну, заместителя начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы; Евраева Михаила Яковлевича, начальника Управления контроля размещения государственного заказа; Королева Виталия Геннадьевича, начальника Управления контроля электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы; Левченко Светлану Афанасьевну, начальника Управления контроля иностранных инвестиций Федеральной антимонопольной службы; Овчинникова Максима Александровича, начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса Федеральной антимонопольной службы; Юнака Андрея Васильевича, заместителя начальника Управления международного экономического развития Федеральной антимонопольной службы; Почетному званию “Заслуженный деятель науки Российской Федерации” Максимова Сергея Васильевича, заместителя начальника управления-начальника отдела нормативно-правовой работы Правового управления Федеральной антимонопольной службы, коллегия ФАС России постановляет: ходатайствовать о представлении к награждению государственными наградами Цариковского Андрея Юрьевича, Слепова Владимира Анатольевича, Боднара Евгения Александровича, Бурмистрову Светлану Валерьевну, Рутенберга Дмитрия Анатольевича, Солонцову Людмилу Викторовну, Целикову Ларису Владимировну, Гундарову Юлию Анатольевну, Евраева Михаила Яковлевича, Королева Виталия Геннадьевича, Левченко Светлану Афанасьевну, Овчинникова Максима Александровича, Юнака Андрея Васильевича, Максимова Сергея Васильевича. . Руководитель ФАС России, И.Ю. Артемьев председатель коллегии
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь