Комментарии М.Я.Евраева к поправкам, внесенным в Федеральный закон №94-ФЗ "О размещении заказов..."

03 августа 2011, 14:23

«Обжалование документации будет возможно до момента окончания заявок»

Руководитель Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Михаил Евраев прокомментировал ключевые нововведения Федерального закона № 79–ФЗ от 21.04.2011 «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступившего в силу 27.04.2011 г.

- Михаил Яковлевич, поправки обязывают обосновывать начальную цену контракта, но где гарантия, что заказчик воспользуется максимально широким перечнем данных о ценообразовании на данный товар или услугу?

- Источниками обоснования цен может быть статистическая информация, информация о ценах производителей, официальный сайт zakupki.gov.ru, реестр контрактов, результаты исследования и изучения рынка, собственные расчеты заказчика и иные источники. При этом результат такого маркетингового исследования заказчика необходимо размещать к публичному ознакомлению. Поправками внесено условие, что исполнение требования об обосновании цены является добросовестным исполнением Закона №94-ФЗ.
Конечно, мы понимаем, что даже если учесть данные по ценам сотни производителей, привлечь экспертов и обработать статистику, невозможно сформировать «идеальную» начальную цену. Даже если начальная цена сформирована идеально, она все равно может быть снижена, ведь все компании находятся в разных экономических условиях. Невозможно сформировать начальную цену так, чтобы она была одновременно и конечной. Поэтому важен сам факт, что заказчик провел адекватное маркетинговое исследование по ценообразованию на интересующий его товар и привел источники информации, на основании которых он сформировал цену.
Также правительство Российской Федерации получило право в отдельных случаях вводить иные специальные правила формирования начальной цены. В качестве примера можно привести сферу строительства, где начальная цена формируется на основе ПСД.

- Поправки вносят уточнение, что участниками размещения заказа являются юридические и физические лица. Но ведь это подразумевалось и ранее, в чем смысл поправки?

- Это очень важный момент. Да, участниками размещения заказа являются физические и юридические лица вне зависимости от места их нахождения и места происхождения капитала. Но в действующем законе применяется норма, что участники размещения заказа это - лица, претендующие на заключение контракта. Поправками строка со словом «претендующие» убрана. Это поставит точку в многолетних судебных спорах о том, могут ли подать жалобу на документацию заказчика те участники размещения заказа, которые еще не подали заявки. Теперь не важно, подала компания заявку или нет. В любом случае она может просить разъяснения относительно документации по торгам, и может обжаловать требования документации. Это логично: прежде, чем участвовать в торгах, поставщик должен получить пояснения по всем условиям контракта.

- Теперь при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качественные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с теми характеристиками, которые изначально были заложены в контракт. Что изменится с введением этой нормы?

- Здесь речь идет не о массовом применении этой нормы, а о единичных случаях, когда поставщик не может в силу веских причин поставить товар, обозначенный в контракте (например, закрылось производство такого товара) и он договорился с заказчиком о поставке улучшенного товара. Характеристики такого товара должны очевидно показывать, что он лучше, и они должны соответствовать тому, что изначально было указано заказчиком в документации.

- Поправки внесены в ст.15 Закона № 94–ФЗ об особенностях участия малого предпринимательства в размещении заказа. Можно ли сказать, что теперь для малого бизнесу вновь будет открыт путь к госзаказу?

- В связи с реформой бюджетной системы и вступлением в силу с 1 января 2011 года Закона № 83-ФЗ [Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»], из законодательного поля пропала норма о проведении некоторыми заказчиками спецторгов для малого бизнеса, например бюджетными учреждениями, которые лишились статуса государственных учреждений. Теперь норма по проведению спецторгов восстановлена в полном объеме - необходимость проведения спецторгов по размещению заказа среди субъектов малого бизнеса: не менее 10% и не более 20% от стоимостной совокупности установленного Правительством перечня по торгам плюс запросам котировок. Важно отметить, что в эту стоимость не входит размещение заказа у единственного поставщика.

- Особое внимание в поправках уделяется возможности устанавливать требования к гарантии на поставки машин и оборудования, чем это объясняется?

- Сразу необходимо отметить, что надо разделить право и обязанность заказчиков устанавливать такие требования. Теперь при поставке машин и оборудования с начальной ценой свыше 50 млн. руб. в обязательном порядке должна быть представлена гарантия не только производителя, но и поставщика. При этом гарантия поставщика не может быть меньше гарантии производителя и должна быть финансово обеспечена на сумму от 2% до 10% от начальной цены контракта.
Кроме этого, в обязательном порядке в документацию должно включаться в том числе требования о гарантийном обслуживании товара, обязательности осуществления его монтажа и наладки.

- Для медицинского оборудования подобные требования будут устанавливаться применительно к любой сумме контракта?

- Совершенно верно, по настоятельному требованию Минздравсоцразвития в отношении медоборудования все эти требования обязательны в документации вне зависимости от начальной цены контракта. В бюджете нынешнего года заложена значительная сумма на закупки медицинского оборудования и размещение этих заказов должно пройти уже по новым правилам.

- Поправками решена правовая коллизия при проведении реставрационных работ. Действительно ли теперь станет можно объединять на конкурсе заказ на реставрацию и реконструкцию (ремонт) в один лот?

- Да, речь идет о случаях, когда при проведении реставрационных работ требуется проводить работы, непосредственно связанные с реставрационными. Напомню, что реставрационные работы проходят по конкурсу, а работы по реконструкции (ремонту) – по электронному аукциону. Поправки вводят положение о том, что в один лот на конкурсе могут быть объединены данные виды работ, а именно реставрация, реконструкция и ремонт, без выполнения которых невозможно проведение реставрации. Все это будет применимо только в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

- Какие особенности внесены по заказам в сфере культуры?

В сфере культуры также расширены возможности размещения заказа у единственного поставщика: на поставку сценической мебели, декораций, театрального реквизита, костюмов, бутафории.

- В чем изменится порядок подачи жалоб на неправильно оформленную документацию заказчика?

- Сейчас обжалование документации многими предпринимателями осуществляется не только после того, как вскрыты конверты, но даже после подведения итогов торгов. Бывает, что несогласная с итогами торгов компания подает жалобы на то, что документация изначально содержала незаконные требования. Чтобы избежать таких ситуаций в закон внесена новелла относительно порядка подачи жалоб. Теперь обжаловать содержание документации можно будет только до момента окончания подачи заявок. При этом обжаловать документацию может любое лицо, вне зависимости от того, подал он заявку или нет. Главное – сделать это вовремя.

- Немало случаев мошенничества при закупках было связано с поставками не нового товара. Что изменится в связи с этим?

- В закон введена норма о том, что если иное не установлено в документации торгов, то поставляемый товар в обязательном порядке должен быть новым. Если заказчик забыл упомянуть, что товар должен быть новым, он априори должен быть новым. Мы неоднократно сталкивались со случаями, когда недобросовестные поставщики предоставляли бывший в употреблении товар, ссылаясь на то, что это не было оговорено в документации. При рассмотрении таких случаев в ФАС нам приходилось признавать правоту таких недобросовестных поставщиков. Теперь в законе специально установлено, что товар должен быть новый, не бывший в употреблении, не прошедший ремонт или восстановление.

- Как решилась проблема указания товарного знака?

- Некоторые заказчики отказывали поставщикам в силу того, что те не нарисовали значок, обозначающий товарный знак. Для того, чтобы таких ситуаций больше не повторялось, в законе специально уточнено, что в случае обязанности участника указать товарный знак, речь идет о его словесном обозначении. Никакие значки при подаче заявок рисовать больше не нужно.
Также важно отметить, что теперь бюджетным учреждениям, являющимся исполнителями по контрактам на НИОКР, можно будет привлекать иных лиц для выполнения этих работ без проведения процедур торгов, т.е. просто заключать с ними контракты и работать. Также данный вопрос решен и в случаях получения ими грантов.

По материалам журнала «Госзакупки.ру» № 5, 2011 год. Беседовал Евгений Красавин.

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь