Особенности взаимодействия между операторами электронных торговых площадок и контролирующим органом

24 сентября 2010, 15:59

А.А. Пудов,
заместитель начальника Управления
контроля размещения государственного заказа ФАС России

Журнал "Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика" № 1

Обеспечение эффективного взаимодействия между операторами электронных торговых площадок и контролирующим органом является важным условием для предупреждения и устранения нарушений при размещении государственных и муниципальных заказов. Об организации такого взаимодействия и пойдет речь в данной статье.

Уже не вызывает сомнений, что в Российской Федерации большинство государственных и муниципальных заказов будет размещаться исключительно на открытых аукционах в электронной форме, что положительно скажется на развитии добросовестной конкуренции и эффективности расходования бюджетных средств.
Открытые аукционы в электронной форме должны проводиться в порядке, установленном положениями гл. 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ). Сегодня электронные площадки, на которых уже полгода проходят открытые аукционы, являются основными источниками информации об их подготовке и проведении.
Таким образом, оперативное и эффективное взаимодействие оператора электронной площадки и контролирующего органа является весьма важным для предупреждения и устранения нарушений при размещении государственных и муниципальных заказов.
В настоящее время с отобранными операторами подписаны соглашения о функционировании электронных площадок для проведения открытых аукционов.
Одним из приложений, являющимся неотъемлемой частью соглашения, является Регламент взаимодействия оператора электронной площадки и уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти (далее – Регламент).
Согласно положениям Закона № 94-ФЗ любой участник размещения заказа вправе подать жалобу на те действия заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии и оператора электронной площадки, которые совершены при размещении заказа путем проведения электронного аукциона.
Все документы и сведения должны поступать именно на ту электронную площадку, которая направит их от участника размещения заказа к заказчику и обратно.
Регламентом предусмотрено, что участник электронного аукциона вправе подать жалобу в контролирующий орган посредством функционала электронной площадки. Указанная возможность предоставляется только тем участникам размещения заказа, которые аккредитованы на ней и подали заявки на участие в аукционе в электронной форме, и только на те действия заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации и аукционной комиссии, которые совершены при проведении аукциона, куда таким участником подана заявка.
Кроме того, электронная площадка должна обеспечивать участникам размещения заказа, имеющим действующую в системе электронных торгов электронную цифровую подпись (ЭЦП), возможность подать жалобу на те действия оператора электронной площадки, которые совершены при аккредитации участника размещения заказа. Иным участникам указанный сервис не предоставляется, они могут направлять жалобы непосредственно в контролирующий орган.
Для получения жалобы, направленной с электронной площадки, операторы должны создать личный кабинет контролирующего органа, куда будут поступать все документы и сведения, необходимые для контроля над соблюдением законодательства о размещении заказов.
Личный кабинет контролирующего органа должен быть создан на каждой электронной площадке.
Чтобы подать жалобу, участнику размещения заказа необходимо заполнить карточку, которая будет направлена оператором электронной площадки в контролирующий орган и размещена в составе информации открытой части электронной площадки о размещении заказа, в отношении которого совершены действия (бездействие), являющиеся предметом жалобы.
При формировании карточки жалобы функционал электронной площадки обеспечивает участнику размещения заказа возможность выбора контролирующего органа (ФАС России, территориальный орган ФАС России или Рос- оборонзаказ) в зависимости от подведомственности, которая устанавливается контролирующим органом.
Кроме того, участник размещения заказа в карточке жалобы указывает те действия, которые являются нарушением законодательства о размещении заказов, и уточняет, кем именно они совершены. Иные сведения, в т. ч. указание на электронный аукцион, наименование заказчика или оператора электронной площадки, заполняются автоматически. На оформленной указанным образом карточке жалобы ставится ЭЦП участника размещения заказа, и затем карточка направляется в личный кабинет контролирующего органа.
При подписании и направлении карточки жалобы участник размещения заказа имеет возможность прикрепить к ней любые документы и сведения, подтверждающие обоснованность приведенных доводов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, направляющего жалобу, действовать от имени участника размещения заказа.
При желании отозвать жалобу, поданную посредством функционала электронной площадки, участник размещения заказа должен направить в контролирующий орган соответствующее уведомление путем формирования отзыва карточки жалобы.
После поступления карточки в личный кабинет контролирующего органа, о чем направивший ее участник размещения заказа должен получить от оператора электронной площадки соответствующее уведомление, такой контролирующий орган в течение двух рабочих дней обязан принять одно из следующих решений:
• возвратить жалобу участнику размещения заказа без ее рассмотрения по существу с указанием обоснования принятия такого решения;
• принять решение о направлении жалобы в подведомственный контролирующий орган, в т. ч. территориальный орган контролирующего органа;
• принять жалобу к рассмотрению по существу.
Соответствующее решение контролирующего органа принимается путем формирования и направления карточки результатов принятия жалобы к рассмотрению.
Если контролирующий орган принимает решение о возращении жалобы заявителю, то в карточке указывается соответствующее обоснование. В данном случае карточка результатов принятия жалобы к рассмотрению направляется только подавшему ее участнику размещения заказа, который в соответствии с положениями ч. 4 ст. 59 Закона № 94-ФЗ вправе обжаловать принятое решение в судебном порядке.
В случае если контролирующий орган решает передать жалобу для рассмотрения по подведомственности, карточка результатов принятия жалобы к рассмотрению и карточка жалобы направляются в иной контролирующий орган с указанием основания для принятия такого решения, а также участнику размещения заказа, который подал жалобу.
Если контролирующий орган принимает решение о рассмотрении жалобы по существу, в т. ч. поступившей по подведомственности из иного контролирующего органа, то он должен указать в карточке результатов принятия жалобы к рассмотрению помимо иных сведений дату, время и место рассмотрения жалобы по существу, действия, которые должны совершить те или иные лица, а также необходимые для представления документы и сведения. В данном случае функционал электронной площадки обязан обеспечить направление карточки результатов принятия жалобы к рассмотрению участнику размещения заказа, подавшему жалобу, а также заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, аукционной комиссии, оператору официального сайта, оператору электронной площадки.
Одновременно функционал электронной площадки должен обеспечивать размещение такой карточки результатов принятия жалобы к рассмотрению в открытой части электронной площадки, в которой размещена информация о размещении заказа, при размещении которого совершены действия (бездействие), являющиеся предметом жалобы.
Кроме того, функционал электронной площадки обеспечивает контролирующему органу при направлении карточки результатов принятия жалобы к рассмотрению возможность принятия решения о приостановлении процедуры размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу.
В случае принятия указанного решения информация об этом также размещается в открытой части электронной площадки, где размещена информация о проведении электронного аукциона.
При этом функционал электронной площадки должен обеспечить приостановление размещения заказа, под которым понимается невозможность проведения всех процедур размещения (направление электронной площадкой заявок заказчику, подача предложений о цене контракта, размещение протоколов, направление и заключение контракта и т. п.), которые должны были быть совершены после принятия контролирующим органом соответствующего решения о приостановлении.
Не допускается приостановление процедуры подачи заявок на участие в аукционе, а также процедуры подачи предложений о цене контракта в случае, если на момент принятия контролирующим органом решения о приостановлении размещения заказа такая процедура подачи предложений о цене контракта уже была начата.
Таким образом, обеспечение законного требования контролирующего органа о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу, которое в настоящее время часто не исполняется заказчиками, будет осуществляться непосредственно электронной площадкой.
Рассмотрение жалоб, поступивших посредством функционала электронных площадок, осуществляется контролирующими органами в обычном порядке, т. е. на заседании комиссии. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, должно быть изготовлено контролирующим органом в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
Оформляется такое решение путем формирования карточки результатов рассмотрения жалобы.
Однако со дня рассмотрения жалобы по существу контролирующий орган обязан обеспечить размещение на электронной площадке решения о выдаче предписания путем формирования и направления оператору электронной площадки соответствующей карточки.
Если в соответствии с карточкой выдачи предписания контролирующий орган принимает решение о выдаче предписания на устранение нарушений законодательства о размещении заказов, функционал электронной площадки обеспечивает автоматическую блокировку возможности осуществления заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, аукционной комиссией всех действий по размещению заказа до момента направления контролирующим органом карточки результатов рассмотрения жалобы.
Карточка результатов рассмотрения жалобы по существу должна включать следующие сведения:
• дату, время и место рассмотрения жалобы по существу;
• наименование контролирующего органа, принявшего решение и выдавшего предписание;
• наименование участника размещения заказа, подавшего жалобу;
• решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, в т. ч. о признании жалобы обоснованной, обоснованной частично или необоснованной, о выдаче предписания;
• наименование лиц, которым в соответствии с решением контролирующего органа выдается такое предписание;
• требования о совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства о размещении заказов;
• сроки исполнения предписания;
• сроки, в течение которых должны поступить в контролирующий орган копии документов и сведения об исполнении предписания;
• необходимость блокирования оператором электронной площадки процедуры размещения заказа либо возможности заключения государственного или муниципального контракта.
А если согласно карточке выдачи предписания контролирующий орган не принимает решение о выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, функционал электронной площадки должен обеспечить автоматическую отмену решения контролирующего органа о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу.
Функционал электронной площадки в течение часа с момента направления карточки результатов рассмотрения жалобы должен обеспечить направление указанной карточки со всеми приложениями участнику размещения заказа, подавшему жалобу, заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, аукционной комиссии, оператору электронной площадки, оператору официального сайта.
Такая карточка с приложениями должна быть опубликована в составе информации о размещении заказа, в ходе которого совершены действия (бездействие), являющиеся предметом жалобы, в открытой части электронной площадки.
При этом функционал электронной площадки должен обеспечивать возможность направления заказчиком, уполномоченным органом проекта государственного или муниципального контракта в порядке, установленном Законом № 94-ФЗ, а также возможность победителя открытого аукциона в электронной форме подписать государственный или муниципальный контракт и направить его оператору электронной площадки.
Блокирование процедуры размещения заказа, а также блокирование возможности заключения государственного или муниципального контракта по результатам рассмотрения жалобы должно быть осуществлено до принятия контролирующим органом соответствующего решения об исполнении выданного предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
В срок, указанный в предписании об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, оператор электронной площадки должен совершить действия, предусмотренные таким предписанием в отношении оператора электронной площадки, а также обеспечить заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, аукционной комиссии, оператору официального сайта возможность выполнения действий, которые согласно предписанию контролирующего органа должны быть ими совершены.
Лица, которым в соответствии с решением контролирующего органа предписано устранить нарушения законодательства о размещении заказов, обязаны уведомить такой контролирующий орган путем формирования карточки исполнения предписания.
Карточка исполнения предписания должна включать следующие сведения:
• наименование контролирующего органа, выдавшего предписание;
• наименование лица, направляющего сведения об исполнении предписания;
• перечень действий, совершенных во исполнение предписания.
Функционал электронной площадки обеспечивает направление карточки исполнения предписания в контролирующий орган, выдавший предписание, а также ее размещение с приложениями в составе информации открытой части электронной площадки о размещении заказа, в ходе которого совершены действия (бездействие), являющиеся предметом жалобы.
При этом одновременно с карточкой исполнения предписания контролирующему органу направляется паспорт аукциона с информацией обо всех совершенных действиях, связанных с размещением данного заказа, в т. ч. о действиях оператора электронной площадки.
После поступления карточки исполнения предписания контролирующий орган принимает решение об исполнении или неисполнении выданного предписания.
При этом если предписание не исполнено или исполнено не в полном объеме, контролирующий орган направляет требование о необходимости его исполнения.
В случае принятия контролирующим органом решения о надлежащем исполнении предписания формируется карточка принятия решения об исполнении предписания, которая размещается в составе информации открытой части электронной площадки о размещении заказа, при размещении которого совершены действия (бездействие), являющиеся предметом жалобы.
Кроме того, карточка принятия решения об исполнении предписания направляется участнику размещения заказа, подавшему жалобу, заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, аукционной комиссии, оператору электронной площадки. При этом функционалом электронной площадки обеспечивается снятие блокирования процедуры размещения заказа или возможности заключения контракта, установленное контролирующим органом.
В соответствии с Регламентом электронные площадки должны обеспечивать ежедневное размещение информации о неисполненных предписаниях в открытой части электронной площадки, срок исполнения которых нарушен на 5 дней и более. Публикация нарушений даст возможность ознакомиться с такой информацией любым заинтересованным лицам, в т. ч. из правоохранительных органов.
Таким образом, предусмотренная Регламентом процедура взаимодействия лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и осуществлении котроля соблюдения законодательства о размещении заказа при проведении электронных аукционов, должна существенно снизить временны2е затраты на направление жалобы, а также иных документов и сведений, что существенно скажется на эффективности механизма административного обжалования и осуществления контроля в целом.
Однако следует отметить, что описанное в настоящей статье взаимодействие лиц, участвующих в осуществлении контроля, будет обеспечиваться электронными площадками только с момента начала их официального функционирования.

Термины и определения

Блокирование процедуры размещения заказа – невозможность совершения заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, аукционной комиссией, оператором электронной площадки, оператором официального сайта последующих действий по размещению заказа, которые должны были быть совершены после принятия контролирующим органом решения о блокировании процедуры размещения заказа, в т. ч. заключения государственного или муниципального контракта.
Блокирование возможности заключения государственного или муниципального контракта – невозможность подписания заказчиком государственного или муниципального контракта.
 

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь