Информация о наиболее заметных событиях, произошедших в государствах-участниках СНГ в области антимонопольной политики в период октябрь 2009 г. – I квартал 2010 г.

10 августа 2010, 18:50

Республика Казахстан
В рамках исполнения поручений Главы государства и Руководителя Правительства Республики Казахстан основная деятельность Агентства в период между заседаниями Межгосударственного совета по антимонопольной политике (далее - МСАП) была направлена на обеспечение социально-экономического развития страны посредством эффективного противодействия антиконкурентным действиям. Особенно это касается пресечения и недопущения злоупотребления доминирующим положением и сговора между субъектами рынка.
Противодействие указанным явлениям имело исключительно важное значение для сдерживания инфляционных процессов и обеспечения дальнейшего экономического развития. В этой связи, существенная работа проводится Агентством в рамках стабилизации ситуации на рынках ГСМ, продовольственной и плодоовощной продукции.
В целях методологического обеспечения реализации Закона «О конкуренции» Агентством продолжается разработка методических рекомендаций (утверждена методика по проведению анализа (мониторинга) ситуации на рынках чувствительных товаров, по 9 – работа завершается).
Проведено 10 анализов товарных групп (рынки ГСМ, оптовой реализации цемента, производства и оптовой реализации пищевой соли, растительного масла, сахара, первичной реализации серной кислоты, услуг роуминга, финансовых услуг, оказываемых АО «Казпочта»).
Проведенный анализ рынка ГСМ показал, что большое влияние на внутренний рынок в основном оказывает колебание мировых цен на нефть и нефтепродуктов, рост мирового потребления нефти и нефтепродуктов, а также слабая мощность отечественных нефтеперерабатывающих заводов (далее – НПЗ) по переработке отечественной нефти.
Рынок нефтепродуктов в республике по-прежнему остается монолизированным такими компаниями как «ПетроКазахстан», «КазМунайГаз» и «Гелиос», которые контролируют более 70% внутреннего рынка. Тем самым, АО «НК «КазМунайГаз» косвенно контролирует все три НПЗ и ряд нефтедобывающих компаний.
В целях стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов при Агентстве создан Экспертный Совет по развитию и защите конкуренции на рынке нефтепродуктов Республики Казахстан, в состав которого вошли представители государственных органов, субъектов рынка нефтепродуктов, НПЗ и т.д.
11 декабря 2009 года в Агентстве проведено 2-ое заседание Экспертного Совета по развитию и защите конкуренции на рынке нефтепродуктов Республики Казахстан (далее - Экспертный Совет) с участием Заместителя Руководителя Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (ФАС) - руководителя аналогичного Экспертного Совета при ФАС, Вице-Президента ОАО «Лукойл», государственных органов, и других крупных казахстанских поставщиков ГСМ и НПЗ.
В феврале и апреле 2010 года два заседания Экспертного совета прошли в рамках обсуждения законопроекта «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» и принятия мер по недопущению сезонного повышения цен на ГСМ и их своевременной поставке сельхозтоваропроизводителям.
В рамках Экспертного Совета создана рабочая группа для урегулирования вопросов, связанных со стабилизацией ситуации на казахстанском и российском рынках нефтепродуктов в связи с формированием единого экономического пространства, а также рабочая группа по совершенствованию методологии ценообразования субъектов-доминантов в области нефтепродуктов.
В соответствии с поручением Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К. состоялось заседание Рабочей группы по стабилизации ситуации на рынке плодоовощных и продовольственных товаров, которой были выработаны системные меры, направленные на внесение необходимых изменений в законодательство, усовершенствование методологии выделения субсидий сельхозпроизводителям, разработку республиканского и регионального балансов по плодоовощным и продовольственным товарам, плана по строительству современных оптово-розничных супермаркетов, работающих напрямую с производителями продовольственной и плодоовощной продукции, меморандума о недискриминационном доступе отечественных сельхозтоваропроизводителей в торговые сети, проработку вопроса заключения прямых договоров между иностранными производителями продовольственных товаров и отечественными торговыми сетями.
Кроме того, в рамках разработки проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования торговой деятельности» Агентством в целях избежания дискриминации торговых сетей по отношению к товаропроизводителям, исключения посредников между производителями и потребителями были разработаны соответствующие предложения.
Проводится большая работа в соответствии с Законом «О конкуренции» по упорядочению деятельности государственных предприятий.
В Агентство и межрегиональные инспекции поступило 1 359 ходатайств государственных предприятий и юридических лиц, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству, из которых на создание – 161, на дальнейшую деятельность – 1 198.
По результатам рассмотрения ходатайств 847 согласовано (на создание – 111, на дальнейшую деятельность – 736), отказано - 11, находятся на рассмотрении - 486.
В соответствии с поручением Главы Правительства Республики Казахстан от 21 января 2010 года завершается работа по созданию Межведомственной Комиссии по вопросу упорядочения деятельности государственных предприятий в конкурентной среде.
В отчетном периоде в Агентство поступило 103 ходатайства о даче согласия на экономическую концентрацию, из которых согласовано 37: топливно-энергетический комплекс - 15, финансовые рынки – 14, связь – 4, транспорт -2, продовольственные товары – 2.
По состоянию на 1 апреля т.г. антимонопольным органом принято участие в 59 судебных разбирательствах, из них: в 31- по гражданским делам, 28 - по административным делам.
Из 42 судебных разбирательств по гражданским делам с учетом переходящих с 2009 года дел по 7 уже приняты окончательные решения, все в пользу антимонопольного органа (2 - по искам антимонопольного органа, 5 – по заявлениям субъектов рынка), 10 дел прекращены ввиду неподсудности дел суду и отзыва заявлений субъектами, 25 дел находятся в производстве.
Судебных разбирательств по административным делам (по статье 147 КоАП монополистическая деятельность) с учетом перешедших с 2009 года дел составило 74. Из них: направлены в суды в 2009 году - 46 дел, в 2010 году - 28 дел. В 4 случаях судом приняты окончательные решения и все в пользу антимонопольного органа.
Агентством продолжается работа по формированию конкурентной политики. 22 февраля 2010 года в Агентстве состоялось заседание «круглого стола» на тему «Эффективность антимонопольной политики в развитии экономических процессов в Казахстане» с участием представителей государственных органов, бизнес-среды, международного эксперта проекта ЮСАИД.
Кроме того, в рамках повышения кадрового потенциала Агентство сотрудничает со Всемирным банком по реализации Программы совместных экономических исследований, в рамках которой в 2009 году проведен ряд семинаров для сотрудников Агентства.
Программа была сфокусирована на обмене лучшим международным опытом в сфере защиты конкуренции и была проведена специалистами Федеральной торговой комиссии и Департамента юстиции США.
Также, проведены обучающие семинары в соответствии с Планом мероприятий по развитию сотрудничества между Республикой Казахстан и Европейским Союзом (ЕС) в сферах, совпадающих с приоритетами «Стратегии нового партнерства» между ЕС и странами Центральной Азии на 2007-2013 годы», Европейским Банком реконструкции и развития (ЕБРР), представительством USAID в Казахстане по организации и проведению обучающих семинаров по вопросам антимонопольного регулирования экономических процессов.
Продолжается работа по укреплению международного сотрудничества, адвокатированию конкуренции и пропаганде Послания Президента Республики Казахстан.
Так, в марте текущего года Председатель Агентства Есенбаев М.Т. принял участие в семинаре по эффективности деятельности конкурентных ведомств и международной конференции по конкурентной политике после кризиса, организованные по случаю 5-ой годовщины Регионального Центра по Конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития в г. Будапешт.
Данное мероприятие объединило руководителей антимонопольных ведомств из Восточной и Юго-Восточной Европы, США, Австралии, Новой Зеландии и других, и посвящено вопросам эффективности работы и управления ведомств по конкуренции, обмену опытом между антимонопольными органами.
Глава антимонопольного органа выступил с докладом на тему: «Конкурентная политика в Казахстане после кризиса», в котором отражены основные аспекты развития конкуренции на товарных рынках Казахстана и интеграционные направления в свете вступления Казахстана в Таможенный союз трех стран.
Также, в апреле текущего года Председатель Агентства Есенбаев М.Т. по приглашению Турецкого ведомства по конкуренции принял участие в ежегодной конференции Международной Конкурентной Сети (МКС) по вопросам слияний, картелей, эффективности деятельности антимонопольных ведомств и адвокатирования конкуренции.
Кроме того, 6 мая 2010 года в г. Берлине состоялось 4-ое заседание Казахстанско-германской рабочей группы по торгово-экономическому сотрудничеству, в котором приняла участие директор Департамента правового обеспечения Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) Ашуменова Д.М.
В рамках заседания рассмотрены вопросы по подписанию двустороннего Соглашения о сотрудничестве в области конкурентной политики и антимонопольного законодательства между Агентством и Федеральным картельным ведомством Германии.
Согласно Графику Агентства по проведению мероприятий в регионах по разъяснению Послания Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. 2010 года сотрудники Агентства в феврале-марте т.г. приняли участие в выездных мероприятиях в регионы.
В ходе встреч были озвучены принимаемые антимонопольным органом меры по устранению искусственного дефицита и необоснованного роста цен на товарных рынках, проводимая работа по развитию и защите конкуренции, отмечена необходимость соблюдения норм антимонопольного законодательства.

 

Кыргызская Республика
В соответствии с Законом Кыргызской Республики от 22 октября 2009 года № 283 «О структуре Правительства Кыргызской Республики» и Указом Президента Кыргызской Республики от 26 октября 2009 года «О мерах по обеспечению реализации Закона Кыргызской Республики «О структуре Правительства Кыргызской Республики» Государственное агентство по антимонопольной политике и развитию конкуренции при Правительстве Кыргызской Республики преобразовано в Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики со статусом единого уполномоченного органа в сфере антимонопольного регулирования.
Вместе с тем, в Положении о Государственном агентстве антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики утвержденным постановлением Правительства КР от 4 декабря 2009 года № 732 Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики является государственным органом, осуществляющим единое государственное антимонопольное, ценовое регулирование в отраслях экономики.
Распоряжением Временного Правительства Кыргызской Республики №155 от 21.04.2010 г. назначен исполняющим обязанности директора Госагентства - Джеенбеков Бабырбек Субанович.
За период между заседаниями Межгосударственного совета по антимонопольной политике (далее – МСАП) Государственным агентством антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Госагентство) была проведена следующая работа:
1. По государственному регулированию субъектов естественных и разрешенных монополий:
В целях недопущения и ограничения монополистической деятельности сформированы и утверждены приказами Госагентства:
- № 524 от 30.12.2010 Государственный республиканский реестр субъектов естественных и разрешенных монополий на 2010 год, в который включено 68 хозсубъектов, в том числе в раздел «естественные монополисты» - 39 хозсубъекта, в раздел «разрешенные монополисты» - 29 хозсубъектов.
- № 525 от 30.12.2009 года Государственные региональные реестры субъектов естественных и разрешенных монополий на 2010 год, в которые включены всего 136 хозсубъектов, в том числе в раздел «естественные монополисты» - 66 хозсубъектов (не включая 7 СООПВ), а в раздел «разрешенные монополисты» - 70 хозсубъектов.
В целях государственного регулирования деятельности естественных и разрешенных монополий в течение отчетного периода согласовано 242 цен и тарифов на товары и услуги субъектов естественных и разрешенных монополий. Согласованы 2 формы контрактов на поставку (приобретение) товаров (услуг) и правил предоставления услуг в соответствии со ст.7 Закона Кыргызской Республики «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике». Так к примеру:
1) Приказом Госагентства № 72 от 3.03.10г. согласован тариф на аэропортовые услуги по использованию платформы общего доступа SITA CUTE в аэропорту «Манас» за наземное обслуживание воздушных перевозок по международным воздушным линиям. Данная технология по использованию платформы общего доступа SITA CUTE в аэропорту «Манас» рекомендована ИАТА для обслуживания пассажиров с электронными билетами. Тариф согласован на уровне 46,88 сомов, с округлением - 47 сомов, без учета налогов.
2) В связи с введением в действие Налогового Кодекса Кыргызской Республики, статьей 6 которого установлена ставка налога с продаж с 1 января 2010 года в размере 2,0 процента взамен 2,5 процента, действовавшей в 2009 году, приказом Госагентства № 69 от 1.03.10г. согласована стоимость услуг, оказываемых Государственным предприятием «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» пассажирам в международном сообщении и Сервис-центре станции Бишкек-2, а также стоимость услуг, оказываемых пассажирам в местном и пригородном сообщении.
2. По предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции:
Госагентством рассмотрено и принято 15 решений по нарушениям антимонопольного законодательства. За нарушение норм статьи 6 Закона Кыргызской Республики «Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции» в части нарушения порядка ценообразования принято решений о наложении штрафных и экономических санкций на сумму 8440,7 тыс. сомов;
- направлено 17 предписаний с требованием устранения нарушений антимонопольного законодательства, из них исполнено 16 предписаний.
В том числе выдано предписание ОАО «Электрические станции» за нарушение статьи 6 Закона Кыргызской Республики «Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции», разместив в газете «Вечерний Бишкек» от 01.02.2010 года №17(9952) информацию об объявление торгов (методом неограниченного участия) на закупку угля Шабыркульского, марки ДР, в объеме 100 тыс. тонн. Объявление на закупку только Шабыркульского угля существенно ограничивает конкуренцию и ущемляет интересы других угледобывающих предприятий республики. Предписание исполнено.
В связи с введением с 1 февраля 2010 года операторами сотовой связи оплаты за соединение в размере 60 тыйынов поступило несколько жалоб, от абонентов сотовой связи обосновывая, что данные действия являются согласованными. Госагентством был изучен рынок сотовой и связи и в последующем отмена плата за соединение.
В целях недопущения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов, проведена антимонопольная экспертиза 19 пакетов документов хозяйствующих субъектов в ходе их создания, присоединения, преобразования и ликвидации. Даны положительные заключения.
В целях создания благоприятных условий для развития конкуренции путем ослабления регуляторно-разрешительной системы и недопущения необоснованного повышения тарифов на государственные платные услуги согласовано 133 цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые органами исполнительной власти и их структурными подразделениями.
Принято решений о применении экономических санкций на органы исполнительной власти и их структурные подразделения на сумму 110,7 тыс. сомов.
3. По анализу рынков и мониторингу цен:
Подготовлена подборка анализов товарных рынков, проведенных во 2-ом полугодии 2009 года, для выпуска официального сборника Госагентства.
Систематически осуществляется сбор ценовой информации о товарах и услугах.
Еженедельно готовится аналитическая информация «Рынок за неделю», в которой отражаются изменения в динамике цен на уровне выше 4% с указанием причин изменений. Ежемесячно "Рынок за месяц", где приводятся изменения цен на основные продукты питания за месяц.
Наряду с этим, постоянно проводится оценка поведения цен на рынках пшеницы, муки, хлеба, сахара и др. на основании результатов ежедневного мониторинга предоставляемых территориальными подразделениями. Кроме того, проводится обзор цен на продовольственные товары по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года.
В отчетном периоде выпущены 4 номера бюллетеня Госагентства «Конкурентная политика».
4. По государственному контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и рекламной деятельности:
В течение 1 квартала 2010 года по признакам нарушений законодательства о защите прав потребителей рассмотрено 57 заявлений и проведены проверки 8 юридических лиц, по результатам их рассмотрения выявлены 27 нарушений, 20 из которых устранены в добровольном порядке, выдано 10 предписаний, из них 9 исполнены.
Приняты решения о наложении штрафных и экономических санкций на нарушителей Закона Кыргызской Республики «О защите прав потребителей» на сумму – 2187,6 тыс. сомов, и проведены перерасчеты с населением на сумму –1962,4 тыс. сомов.
Жалобы в основном поступили на реализацию некачественной продукции, особенно по поводу сотовых аппаратов, также на работу энергетических и газовых компаний (неправильные показания счетчиков, неправильное выставление счетов за энергоносители и т.д.).
В целях решения проблем развития конкуренции в области здравоохранения и образования, укрепления взаимодействия с профессиональными участниками рынка медицинских и образовательных услуг путем внедрения консультационных механизмов, а также защиты прав потребителей образованы:
- Экспертный совет по развитию конкуренции в области здравоохранения при Государственном агентстве антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики;
- Экспертный совет по развитию конкуренции в области образования при Государственном агентстве антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики.
Ко Дню защиты прав потребителей проведены заседания указанных экспертных советов, в которых обсуждались организационные вопросы и вопросы, требующие улучшения, направленные на защиту прав потребителей в области здравоохранения и образования.
Во исполнение постановления Правительства Кыргызской Республики от 19 февраля 2010 года «О проведении Всемирного дня социальной справедливости» Госагентством принят приказ о проведении месячника социальной справедливости и организована «горячая линия» по вопросам защиты прав потребителей в центральном аппарате и во всех территориальных подразделениях Госагентства.
В целях недопущения необоснованного повышения цен в течение отчетного периода согласовано 832 цен на образовательные и медицинские услуги.
При этом антимонопольным органом ведется работа по недопущению включения в стоимость обучения необоснованных затрат. Это такие статьи затрат, как представительские расходы, расходы на культурно-просветительские мероприятия, оплата жилья, общежития и другие затраты, непосредственно не относящиеся к учебному процессу.
В соответствии со статьей 8 Закона Кыргызской Республики «О транспорте» Бишкекским отделом Госагентства рассмотрены расчетные материалы Бишкекского пассажирского автотранспортного предприятия, Бишкекского троллейбусного управления, Управления городского транспорта мэрии г. Бишкек на повышение стоимости пассажирских перевозок в г. Бишкек и не дано согласие на их повышение в связи с отсутствием достаточных обоснований.
Проведено 126 мониторингов рекламы, распространяемой на теле-радио каналах, печатных изданиях, в наружной рекламе и рассмотрены 2 заявления.
По результатам мониторинга и рассмотренных заявлений, в процессе рассмотрения устранено 9 нарушений, по 44-м возбуждены дела и направлено 19 предписаний, 10 из которых исполнены.
Наиболее частыми нарушениями явились нарушение требований: статьи 5 (ненадлежащая реклама); статьи 7 (недостоверная реклама); статьи 9 (заведомо ложная реклама); статьи 14 (распространение рекламы без соответствующего разрешения); статьи 16 (нарушения порядка рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий); статьи 20 (неправомерное использование образа несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы).
5. По адвокатированию конкуренции и обеспечению прозрачности деятельности
Для обеспечения широкого доступа к достоверной информации для граждан и юридических лиц, а также продвижения принципов прозрачности, открытости работы антимонопольного органа и адвокатировании конкуренции Госагентством за отчетный период проведены следующие мероприятия:
 разработано и утверждено Положение об информационной политике государственного антимонопольного органа (приказ Госагентства от 5 февраля 2010 года № 41);
 -приказом Госагентства от 26 февраля 2010 года № 67 утвержден новый состав редколлегии.
Подготовлены макеты официального бюллетеня «Конкурентная политика»:
- № 01/2010, где отражены вопросы регулирования субъектов естественных и разрешенных монополий; регулирования платных услуг, ежемесячного мониторинга цен на товары, работы и услуги;
- № 02/2010, где отражены вопросы проведения анализа рынка товаров и услуг, ежемесячного мониторинга цен на товары, работы и услуги.
В специальной рубрике «Адвокатирование конкуренции» официального сайта Госагентства на постоянной основе размещаются статьи работников Госагентства по актуальным вопросам конкурентной политики.
Проведена работа по совершенствованию web-сайта Госагентства www.antimonopolia.kg, в частности, проведена работа по обновлению имеющихся разделов и дополнению сайта новым разделом «Общественные советы» в рамках проводимой работы по созданию и функционированию экспертных советов в сферах образования, медицины, рекламы, а также связях с общественными организациями. Также на постоянной основе предоставляется информация о деятельности антимонопольного органа в информационные службы Акипресс, 24.kg и Кабар.

Республика Молдова
За период между заседаниями (октябрь 2009 – май 2010 года) в Республике Молдова (РМ) следует выделить следующие, значимые в области антимонопольной политики события:
 В конце 2009 года, в соответствии с Национальной стратегией развития, Национальное агентство по защите конкуренции (НАЗК) начало процедуру разработки Кодекса Конкуренции, который будет включать как материальные, так и процессуальные нормы в области конкуренции, согласно европейской практике.
 НАЗК, как ведомство, ответственное за разработку Закона о государственной помощи, подготовило проект Закона о государственной помощи. В связи с этим в ноябре месяце 2009 года было организовано публичное обсуждение Закона о государственной помощи, в котором принимали участие Премьер – министр Республики Молдова, представители центральных органов государственной власти, руководители и представители конкурентных ведомств европейских стран, таких как Румыния, Венгрия, Австрия и др.
 НАЗК получило техническую помощь посредством программы ЕС «TWINING» в области конкуренции и государственной помощи.
 Начался подготовительный процесс для проведения переговоров относительно расширенного и углубленного Соглашения о свободной торговле с ЕС. Данное Соглашение будет включать отдельную главу о конкуренции и государственной помощи.
 В апреле месяце 2010 года в Молдове было опубликовано исследование «Законодательство и политика в области конкуренции», подготовленное в рамках проекта ЕС «Поддержка внедрения соглашений между РМ и ЕС». Данное исследование содержит: оценку достижений Молдовы по разработке законодательства в области конкуренции, объяснение логики и содержания политик ЕС в сфере конкуренции и рекомендации касательно приоритетов и стратегических мер, которые необходимо предпринять Молдове в следующие 4-5 лет. Это первое исследование европейских экспертов, проведенное в рамках серии технических экспертиз в целях гармонизации законодательства Молдовы со стандартами ЕС, предоставляющее стратегическую поддержку властям Республики Молдова.
 В мае месяце с.г. НАЗК инициировало процедуру учреждения национального «Дня конкуренции», предложив отмечать его 30 июня. 30 июня 2000 года был принят Закон РМ о защите конкуренции.


Украина
1. Развитие законодательной и нормативной базы

К наиболее весомым событиям в сфере разработки и усовершенствования законодательства, которое касается защиты экономической конкуренции, которые состоялись в период между заседаниями Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) (октябрь 2009 – май 2010) относятся следующие.

• В 2009 году с целью усовершенствования правовых принципов государственной защиты экономической конкуренции в Украине был разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения доказательств в делах, которые рассматриваются органами Антимонопольного комитета Украины». Проект предусматривает, в частности, определение основных принципов расследования дел, конкретизирует основания для начала рассмотрения дела, устанавливает права и обязанности участников рассмотрения дела, определяет понятие доказательств, регулирует порядок получения объяснений, обысков и т.п.
Принятие закона создаст условия для повышения эффективности реализации Антимонопольным комитетом полномочий в сфере осуществления контроля над соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции.

• С целью повышения эффективности защиты общества от негативных последствий согласованного рыночного поведения субъектов хозяйствования, Комитетом было принято распоряжение от 28.08.2009 № 350-р "Об утверждении Изменения в Типовые требования к согласованным действиям субъектов хозяйствования для общего освобождения от предварительного получения разрешения органов Антимонопольного комитета Украины на согласованные действия субъектов хозяйствования". Акт позволяет предотвратить применение Типовых требований относительно согласованных действий субъектов хозяйствования, которые относятся к “жестким картелям”, в частности, во время участия субъектов хозяйствования в торгах, аукционах, конкурсах, тендерах.

• Комитетом подготовлен проект Концепции реформирования системы государственной помощи субъектам хозяйствования. Проект был согласован с 20 министерствами и учреждениями, которые входили в состав соответствующей межведомственной рабочей группы. Целью Концепции является обеспечения реформирования системы государственной помощи, в частности повышение прозрачности ее функционирования, минимизация негативного влияния государственной помощи на конкуренцию и международную торговлю и адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза. Концепция реформирования системы государственной помощи субъектам хозяйствования была утверждена распоряжением Кабинета Министров Украины.

• 1 июня этого года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок». В соответствии с этим законом Антимонопольный комитет Украины наделяется дополнительными полномочиями. Эти полномочия предусматривают определение Антимонопольного комитета органом по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере государственных закупок.
По мнению депутатов это будет способствовать непредубежденной и эффективной защите прав и законных интересов лиц, причастных к государственным закупкам. Такие законодательные инициативы были основаны на рекомендациях европейских экспертов относительно необходимости передачи полномочий для рассмотрения жалоб относительно государственных закупок отдельному, независимому органу, лишив при этом этих полномочий Министерство экономики.

2. Общая статистика о деятельности Комитета за 2009 год – 4 месяца 2010 года

В 2009 году и январе-апреле 2010 года в Антимонопольный комитет Украины поступило 7690 заявлений и представлений по поводу нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, с них за 4 месяца 2010 года – 1703 заявления.
По результатам принятых Комитетом в 2009 году и в январе- апреле 2010 года мер приняты решения о применении предусмотренной законом ответственности относительно 4706 нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, в том числе за январь-апрель 2010 года – 821 нарушение.
Из них 1728 касались нарушений в виде злоупотреблений монопольным (доминирующим) положением, в том числе за январь-апрель 2010 года – 251;
- 704 в виде антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования, в том числе за январь-апрель 2010 года – 120;
- 847 в виде антиконкурентных действий государственных органов, в том числе за январь-апрель 2010 года – 131;
- 240 в виде недобросовестной конкуренции, в том числе за январь-апрель 2010 года – 65.

На протяжении 2009 года на нарушителей законодательства о защите экономической конкуренции были наложены штрафы в общем размере 289,8 млн. грн. (1 дол. США приблизительно равен 8 грн.)
Из них 7,2 млн. грн наложено за нарушения в виде антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования,
- 275,8 млн. грн за нарушения в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением,
- 2,3 млн. грн за нарушения в виде недобросовестной конкуренции
- 4,5 млн. грн за нарушения других видов.
За январь-апрель 2010 года на нарушителей были наложены штрафы в общем размере – 11,12 млн. грн.
3. Деятельность Комитета на социально-значимых рынках

Основными рынками, на которых были выявлены нарушения законодательства о защите экономической конкуренции в период между заседаниями Совета, были
• рынки агропромышленного комплекса,
• жилищно-коммунального хозяйства,
• топливно-энергетического комплекса,
• здравоохранения,
• строительства и строительных материалов,
• транспорта,
• обслуживания и ремонта автомобилей,
• услуг землеустройства,
• связи и телекоммуникаций.

Топливно-энергетический комплекс принадлежит к самым важным стратегическим отраслям национальной экономики. Вместе с тем, на его рынках существуют объективные предпосылки для нарушений законодательства о защите экономической конкуренции. В силу того, что частично эти рынки принадлежат к сфере естественных монополий (рынки транспортировки нефти и газа магистральными газопроводами, снабжения и распределения электрической энергии), частично на них существуют благоприятные условия для антиконкурентных согласованных действий (рынки нефти и нефтепродуктов, услуг по их реализации).
В ситуации, которая сложилась, на протяжении 2009 года Комитетом дано свыше 280 рекомендаций ведущим операторам рынков светлых нефтепродуктов относительно воздержания от необоснованного завышения цен на моторные бензины и дизельное горючее. Выполнение этих рекомендаций позволило на определенное время обеспечить стабильность ценовой ситуации на рынке. Вместе с тем, в ряде случаев Комитет применил к операторам рынков нефтепродуктов штрафные санкции.
На протяжении 2009 года Комитетом приняты решения по 38 делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции со стороны 62 субъектов хозяйствования, которые действуют на рынках светлых нефтепродуктов в 16 регионах Украины.

Не остался без внимания Антимонопольного комитета и агропромышленный комплекс, в частности, сбор и переработка зерна, является одной из наиболее важных отраслей национальной экономики.
Органами Комитета были предоставлены рекомендации 194 зерновым складам относительно исключения из договоров складского хранения зерна пункта об уплате стоимости в повышенном размере в случае его хранения после истечения срока хранения, который установлен договором. В Винницкой, Кировоградской, Хмельницкой областях по результатам рассмотрения дел о злоупотреблении монопольным (доминирующим) положением на рынках услуг по хранению и первичной обработке зерна правонарушители притянуты к ответственности в виде штрафов.

На рынках розничной торговли лечебными средствами и изделиями медицинского назначения в 2009 году органами Комитета было предоставлено 1580 рекомендаций относительно недопущения дефицита лечебных средств и изделий медицинского назначения, в свыше 1480 случаях Комитет получил информацию об их выполнении.
В период распространения эпидемии (октябрь-декабрь 2009 года) органами Комитет проведено 259 проверок предприятий, которые производят или реализуют медицинские средства противогриппозной группы. По их результатам начато рассмотрение 93 дел о нарушении конкурентного законодательства.
Вследствие прекращения органами Комитета злоупотреблений монопольным (доминирующим) положением в более чем 100 случаях достигнуто уменьшение необоснованно установленных цен на лечебные средства и изделия медицинского назначения.

Антимонопольный комитет на протяжении 2009 года принял ряд мер с целью выявления и прекращение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции в жилищно-коммунальной сфере.
На протяжении 2009 года на рынках жилищно-коммунального хозяйства органами Комитета было завершено рассмотрение 224 дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции. Начато рассмотрение 196 дел о правонарушениях в сфере конкурентного законодательства; предоставлено 148 рекомендаций местным органам власти и 170 рекомендаций предприятиям жилищно-коммунального хозяйства относительно предотвращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции и устранения условий для их совершения.

В 2009 году Комитет активизировал работу по выявлению нарушений законодательства о защите экономической конкуренции во время проведения конкурсных процедур закупок, привлечению правонарушителей к ответственности. В 2009 году проведено 170 проверок тендерных процедур относительно соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции, приняты решения о привлечении к ответственности в связи с 177 случаями антиконкурентных согласованных действий, которые касались искажения результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров.

Одной из особенностей работы Антимонопольного комитета в 2009 году стало проведение исследований и расследований на социально-важных рынках, внимание к которым в предыдущие годы было незначительным в связи с отсутствием на них признаков острых проблем, связанных с конкуренцией и монополизмом.
Особое внимание к новым для Комитета сферам, вместе с рынками сферы здравоохранения, уделялось в 2009 году рынкам строительных материалов, образовательных услуг, услуг ремонту и технического обслуживания автомобилей.
На протяжении 2009 года Комитетом были проведены исследования рынков строительных материалов по всем регионам. По их итогам было начато рассмотрение 25 дел по признакам нарушений производителями и поставщиками строительных материалов законодательства о защите экономической конкуренции, главным образом, в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением путем установления монопольно высоких и дискриминационных цен на соответствующие строительные материалы (в частности, в Львовской области – на бетон, в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Ивано-Франковской, Сумской и Тернопольской – на песок, в Кировоградской – на кирпич, в Житомирской, Черкасской и Луганской – на щебень, в Ивано-Франковской области – на лесоматериалы). По результатам рассмотрения указанных дел цену на щебень в Днепропетровской области было снижено на 23 процента, в Черкасской области – на 5 процентов, на бетон в Львовской области – на 11-17 процентов, на кирпич в Волынской области – на 5 процентов.

В сфере услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в Украине работает большое количество субъектов хозяйствования: на начало 2009 года такие услуги предоставляли свыше 1250 предприятий. Вместе с тем, нецелесообразность получения соответствующих услуг за пределами определенного расстояния, которое, как правило, не выходит за границы области или ее части, а также то, что подавляющее большинство марок автомобилей на протяжении гарантийного срока эксплуатации может обслуживаться лишь сертифицированными сервисными центрами, приводит к сужению как товарных, так и географических границ указанных рынков. Вследствие этого, операторы рынков могут приобретать признаки рыночной власти. Принимая во внимание указанные особенности рынков ремонта и технического обслуживания автомобилей, органами Комитета в 2008-2009 годах было проведено их исследование в 12 регионах Украины. По признакам выявленных нарушений на протяжении 2009 года было рассмотрено 34 дела о злоупотреблении монопольным (доминирующим) положением в 13 областях и 7 дел об антиконкурентных согласованных действиях субъектов хозяйствования в 5 областях.
4. Информация о наиболее важных делах,
рассмотренных Комитетом в период между заседаниями

Антиконкурентные согласованные действия
ГК «Укргазвидобування» НАК «Нафтогаз», АО «Укртатнафта» и ОАО «Укрнафта» на протяжении сентября – ноября 2009 года без объективно оправданных на то причин повысили цены на сжиженный газ, который реализовывается в крупном опте. На протяжении этого периода цены повысились на 86 – 110 %.
Такие действия предприятий привели к ограничению конкуренции на общегосударственном рынке сжиженного газа и существенному росту розничных цен.
Комитет признал эти действия антиконкурентными согласованными действиями на рынке сжиженного газа.
На нарушителей наложен штраф в размере 3 млн.грн.

Злоупотребления монопольным (доминирующим) положением
• ООО “Геракл” занимало монопольное (доминирующее) положение на рынке лимонов, которые поставляются крупнооптовыми партиями в торговые сети города Киева для дальнейшей розничной реализации.
Во время распространения эпидемии гриппа в начале ноября 2009 года ООО “Геракл” повысило оптово-отпускные цены на лимоны на 82,2 процента за счет увеличения торговой надбавки до 260-300 процентов. В результате такого повышения оптово-отпускной цены произошло значительное подорожание лимонов, которые реализовывались в самых наибольших больших торговых сетях города Киева.
Комитет признал такие действия ООО “Геракл” злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением.
На нарушителя наложен штраф в размере 100 тыс.грн.
По результатам рассмотрения дела ООО “Геракл” приняло меры по устранению нарушения. Оптово-отпускные цены на лимоны приведены к первоначальному уровню.

• Государственное предприятие международный аэропорт «Борисполь» на протяжении 2007 – 2008 годов и за 10 месяцев 2009 года занимало монопольное (доминирующее) положение на рынке терминального обслуживания грузов на территории аэропорта «Борисполь».
Государственное предприятие международный аэропорт «Борисполь» установило плату за услуги по терминальному обслуживанию с применением необоснованно высоких уровней рентабельности.
По результатам анализа информации относительно уровней рентабельности субъектов хозяйствования в сфере транспорта установлено, что средний уровень рентабельности, который был применен ДП МА «Борисполь» во время установления стоимости услуг терминального обслуживания и который составлял 201,65 процента, больше чем в 6 раз превышал средний уровень рентабельности аналогичных услуг в других аэропортах Украины и Европейского Союза, более чем в 13 раз превышал средний уровень рентабельности предоставления услуг, связанных с использованием инфраструктуры авиационного транспорта, и более чем в 20 раз - уровень рентабельности субъектов хозяйствования – авиакомпаний при предоставлении услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов. Установление необоснованно высоких уровней рентабельности на услуги, которые входят в комплекс услуг под названием «терминальное обслуживание», приводило к завышению стоимости этих услуг и к ущемлению интересов потребителей.
Комитет признал такие действия злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке, которые были бы невозможными при условиях существования значительной конкуренции на рынке, и обязал государственное предприятие международный аэропорт «Борисполь» привести тарифы на услуги по терминальному обслуживанию грузов в аэропорту «Борисполь» к обоснованному уровню.
На нарушителя наложен штраф в размере 50 тыс.грн.

• Государственное предприятие «Морской торговый порт «Южный» (г. Южный, Одесская обл.) в течении 2009 года – начале 2010 года занимало монопольное положение на рынке услуг порта, связанных с выполнением функций по обеспечению безопасности мореходства в пределах собственной акватории. Вместе с тем, оно осуществляло деятельность на рынке услуг по перегрузке грузов на грузовые суда.
Комитет установил, что порт «Южный», имея право применить скидки на соответствующие услуги порта, связанные с безопасностью мореходства, использовал это право исключительно для улучшения собственных финансовых показателей, при этом:
установление скидок для осуществления захода судов к причалам, которые принадлежали порту «Южный», стимулировало увеличение заходов судов именно к этим причалам и выбор порта «Южный» владельцами груза как контрагента;
отказ в скидках другим субъектам хозяйствования, которые предоставляли услуги по перегрузке грузов в порту «Южный», с одной стороны, ограничивал конкурентоспособность таких субъектов хозяйствования, которое обеспечивало порту «Южный» дополнительных контрагентов, а с другой, как следствие, − дополнительный грузопоток и прибыль.
Комитет признал действия государственного предприятия «Морской торговый порт «Южный», которые состояли в создании неравных условий деятельности в порту «Южный» для субъектов хозяйствования, которые предоставляли услуги по перегрузке грузов на грузовые судна в пределах акватории государственного предприятия «Морской торговый порт «Южний», путем непредставления скидок от портовых сборов в пределах, предусмотренных законодательством, злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением, которое могло привести к ограничению конкуренции на рынке перегрузки грузов на грузовые морские суда.
На нарушителя наложен штраф в размере 1 млн. грн. Штраф уплачен.
Комитет обязал государственное предприятие «Морской торговый порт «Южный» прекратить нарушение законодательства о защите экономической конкуренции путем установления одинакового размера скидки от портовых сборов для всех судов (судовладельцев, владельцев груза), которые заходят для осуществления перегрузочных работ ко всем причалам (перегрузочных терминалов), что расположены в пределах акватории государственного предприятия «Морской торговый порт «Южный», независимо от формы собственности таких причалов (перегрузочных терминалов).

Недобросовестная конкуренция
• Как установил Комитет, компания «Boehringer Ingelheim RCV Gmbh & Co KG» (Австрия) во время продвижения препарата «Лазолван» заказала в 2009 году изготовление рекламного ролика, который транслировался на украинских телеканалах. В этом ролике распространялось утверждение: «Кашель вылечит вам, освободит дыхание – Лазолван» как в звуковом, так и в визуальном виде, усиливая рекламный эффект.
Во время трансляции ролика потребителю подавалась информация относительно действия лечебного средства «Лазолван», в частности частично описывались его фармакологические свойства. Во время звукового и визуального отображения слогана использовалась безоговорочная форма представления информации и четко утверждалось, что лечебное средство «Лазолван» вылечит кашель.
Как установлено Комитетом, распространенная рекламная информация относительно фармакологических свойств препарата «Лазолван» была неточной и вводившей в заблуждение потребителей. У потребителей создавалось впечатление, что это лечебное средство полностью лечит острые и хронические заболевания дыхательных путей: грипп, простуду, острый и хронический бронхит, пневмонию.
На самом же деле, препарат «Лазолван» является мукалтическим средством и используется для облегчения отхаркивания мокроты и для секреторной терапии, которая уменьшает проявление таких простудных симптомов.
Комитет признал, что компания «Boehringer Ingelheim RCV Gmbh & Co KG», распространивши на телевидении рекламный ролик о лечебном средстве «Лазолван», совершила нарушение, предусмотренное статьей 15¹ Закона Украины « О защите от недобросовестной конкуренции», в виде распространения информации, которая вводила в заблуждение, а именно сообщение субъектом хозяйствования неопределенному кругу лиц в рекламе неточных ведомостей, которые могли повлиять на намерения этих лиц относительно приобретения товаров этого субъекта хозяйствования.
На нарушителя наложен штраф 1 млн. грн.

• ЧП «Капитолий» (г. Житомир) вводило потребителей в заблуждение, распространяя неправдивую рекламу относительно «упрощенной» процедуры получения займа на покупку жилья, автомобилей, бытовой техники и т.п. в 36 городах Украины.
После ознакомления с этой рекламой у потребителей создавалось впечатление, что займ можно получить сразу, под минимальные проценты, с возможностью выплаты долга на протяжении 15 лет.
Как выяснил Комитет, договор займа между потребителем и предприятием очень объемный, напечатанный мелким шрифтом и сложен по смыслу для людей без юридического или экономического образования.
После подписания договора с ЧП «Капитолий» заемщик становился участником группы. Гражданин ежемесячно платил взносы, за счет которых формировался фонд группы, использовавшийся для предоставления займа. Дополнительно за участие в этой группе гражданин платил определенную сумму денег.
Право на получения займа у участника группы возникало лишь после того, как фонд группы становился достаточно большим. Причем вопрос, кто из участников получает заем, решало предприятие.
Участник должен был также заключить договор на заем, поручительство, залог, страхование объекта залога. Кроме того, установлено, что срок действия договора может быть продолжен, конкретная же дата предоставления займа предприятием не определена.
Рекламная информация ЧП “Капитолий” об упрощенной форме получения денег (займов), распространяла неполные ведомости, которые могли повлиять на намерения потребителей заключать договора на получение займа именно с Предприятием.
Вместе с этим, граждане, которые поняли, что введены в заблуждение, фактически не имели возможности возвратить свои средства. Это подтверждается обращениями пострадавших, которые были предоставлены Комитету МВД Украины.
Комитет признал действия частного предприятия “Капитолий”, которые состояли в сообщении неопределенному кругу лиц в рекламе неполных и неправдивых ведомостей, в частности вследствие замалчивания отдельных фактов или нечеткости формулирований, которые могли повлиять на намерения этих лиц относительно приобретения услуг по предоставлению займов, нарушением, предусмотренным статьей 15¹ Закона Украины “О защите от недобросовестной конкуренции”, в виде распространения информации, которая вводит в заблуждение.
Комитет обязал ЧП «Капитолий» прекратить нарушение.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь