О реализации в государствах-участниках СНГ системы контроля по соблюдению условий конкуренции при предоставлении государственной помощи

29 апреля 2009, 18:39

Республика Казахстан

 

В соответствии с подпунктом 6) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (далее - Закон) к монополистической деятельности отнесены антиконкурентные действия государственных органов.

Согласно статье 11 Закона под антиконкурентными действиями государственных органов являются принятие актов либо решений, письменных либо устных указаний, заключение соглашений и (или) иные действия, которые привели или могут привести к ограничению конкуренции.

При этом, пунктом 2 данной статьи представлен перечень антиконкурентных действий государственных органов, в том числе предоставление отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Частью первой статьи 147-4 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за совершение антиконкурентных действий государственными органами - в виде штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до четырехсот месячных расчетных показателей.
При этом, необходимо отметить одну из наиболее значимых новаций Законопроекта о конкуренции (далее - Законопроект) - определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти, введение запрета на ее предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях.

Под государственной помощью в Законопроекте понимается предоставление государственными органами Республики Казахстан имущества и (или) денежных средств, которые обеспечивают отдельным субъектам рынка по сравнению с другими субъектами рынка более выгодные условия ведения предпринимательской деятельности на соответствующем товарном рынке.

Согласно Законопроекту государственная помощь предоставляется в целях:
1) проведения фундаментальных или прикладных научных исследований;
2) производства сельскохозяйственной продукции;
3) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Не признается государственной помощью:
1) предоставление субъекту рынка преимуществ в соответствии с положениями законов Республики Казахстан, в том числе о бюджете на соответствующий финансовый год;
2) осуществление платежа по результатам проведенных государственных закупок;
3) закрепление государственного имущества за субъектами рынка на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Законопроектом регламентирован порядок предоставления государственной помощи и последствия нарушения требований настоящего закона при предоставлении и использовании государственной помощи.

 

Кыргызская Республика

 

В соответствии со статьей 8 Закона Кыргызской Республики «Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции» органы исполнительной власти не вправе создавать исключительные условия для отдельных хозяйствующих субъектов.

Однако действующий статус антимонопольного органа не позволяет осуществлять контроль за проектами решений органов исполнительной власти, предусматривающих государственную помощь отдельным хозяйствующим субъектам. Антимонопольный орган иногда устраняет нарушения уже после принятия решения.
В связи с чем, в настоящее время ведется работа по совершенствованию антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, то есть принятие проекта Закона Кыргызской Республики «О конкуренции», где вводятся нормы ограничительного характера.

 

Украина

 

Политика в сфере государственной помощи является одним из ключевых аспектов конкурентной политики в ее широком понимании. На сегодня этот аспект в Украине практически не урегулирован сравнительно с другими направлениями политики в сфере конкуренции, которые базируются на законодательстве о защите экономической конкуренции.

Имеющаяся система государственной поддержки предпринимательской деятельности не редко не только искажает рыночные отношения, создает неравные условия предпринимательской деятельности, но и снижает эффективность использования ограниченных государственных ресурсов. Если конкуренция не учитывается в качестве критерия для целенаправленного определения направлений и объемов помощи государства субъектам хозяйствования - снижается точность реализации экономической политики государства относительно развития рыночных отношений.

На сегодняшний день в Украине отсутствует целостная система контроля за предоставлением и использованием государственной помощи. Национальное законодательство, по результатам проведенного Антимонопольным комитетом Украины и Министерством юстиции Украины анализа, включает в себя лишь отдельные элементы такой системы. В соответствии со своими полномочиями такие функции выполняют отдельные органы власти. Так, например, контроль в финансовой сфере (за финансовой дисциплиной), осуществляют Министерство финансов, Государственная налоговая администрация, Контрольно-ревизионное управление и т.д. Определенные функции по мониторингу и контролю за выделением и использованием государственной помощи выполняются органами власти, которые занимаются предоставлением такой помощи, в частности, Минфином, Минэкономики, отраслевыми министерствами, органами местного самоуправления. В определенной мере на решение этой проблемы также направлена «Концепция перестройки системы государственных субсидий, предоставляемых отраслям национальной экономики», утвержденная распоряжением Кабинета Министров Украины в марте 2003 года.

Конкурентное законодательство Украины на сегодня частично регулирует вопросы контроля за предоставлением государственной помощи субъектам хозяйствования.
В частности, в соответствии с абзацем седьмым части второй статьи 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» предоставление отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования льгот или других преимуществ, которые ставят их у привилегированное положение относительно конкурентов, что приводит либо может привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции, является антиконкурентными действиями органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, т.е., нарушениями законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотренными пунктом 3 статьи 50 этого Закона.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» антиконкурентные действия органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля запрещаются и влекут за собой ответственность в соответствии с законом.
При этом, указанные льготы либо другие преимущества во многих случаях имеют признаки государственной помощи. Однако, существующая система контроля за предоставлением государственной помощи в рамках конкурентного законодательства имеет недостатки, один из которых состоит в том, что субъектом ответственности является только государственный орган, который предоставил такую помощь. При этом, ответственность в соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 48 Закону України «О защите экономической конкуренции» состоит в том, чтобы обязать орган власти, орган местного самоуправления, орган административно-хозяйственного управления отменить или изменить принятое им решение либо разорвать соглашения, признанные антиконкурентными действиями органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля. Таким образом, использованная субъектом хозяйствования государственная помощь остается в его распоряжении, а ее антиконкурентный эффект не возмещен. Эффективность последующего контроля за государственной помощью субъектам хозяйствования, устранение ее негативного влияния на конкуренцию требует возврата реципиентом государственной помощи, полученной с нарушением законодательства о защите экономической конкуренции, либо ее эквивалента.

На выполнение Указа Президента Украины «Об Основных направлениях конкурентной политики на 2002-2004 года» с целью содействия развитию эффективных рыночных отношений, усовершенствования механизмов защиты конкуренции, гармонизации промышленной политики с конкурентной и адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, обеспечения механизмов выполнения пункта 2.2 статьи 49 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом и Соглашения ВТО «О субсидиях и компенсационных мероприятиях» Антимонопольным комитетом Украины был разработан проект Закона Украины «О государственной помощи».

Проект Закона Украины «О государственной помощи» определял правовые, экономические и организационные основы предоставления, использования и контроля за государственной помощью, предоставленной субъектам хозяйствования в Украине. Его целью было определение государственной помощи, установление порядка предоставления и использования государственной помощи, а также государственного контроля за таким предоставлением и использованием государственной помощи, которые направлены на предотвращение и недопущение искажения конкуренции и эффективное развитие конкурентных отношений.

В декабре 2004 года законопроект был рассмотрен на заседании Верховной Рады Украины, получил ряд концептуальных замечаний и был отклонен.
На протяжении 2005-2007 годов Антимонопольным комитетом проводилась работа по доработке законопроекта с учетом полученных замечаний.
Комитетом была разработана концепция механизма последующего контроля за государственной помощью в рамках ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции путем внесения изменений в Закон Украины «О защите экономической конкуренции». Законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О защите экономической конкуренции» определял правовые и организационные основы контроля за государственной помощью, предоставленной субъектам хозяйствования в Украине, с целью минимизации отрицательного влияния такой помощи на экономическую конкуренцию.

Положения проекта Закона, в частности, содержали: определение понятия «государственная помощь»; процедуру осуществления последующего государственного контроля за предоставлением государственной помощи; механизмы применения имеющихся полномочий Антимонопольного комитета Украины относительно предотвращения, выявление и прекращение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции в процессе осуществления контроля за предоставлением государственной помощи.
Законопроект в мае 2007 года также был отклонен Верховной Радой Украины.

С целью дальнейшей отработки вопроса законодательного урегулирования предоставления и контроля за государственной помощью в Украине Антимонопольный комитет разработал новый проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О защите экономической конкуренции». Этот проект Закона представлял собой доработанную версию законопроекта редакции 2007 года.

На согласительном совещании при обсуждении текста Закона, была высказана общая позиция, что определение полномочий соответствующих органов власти относительно приостановления решений относительно предоставления государственной помощи и возвращение государственной помощи требует внесения изменений, также, в Бюджетный кодекс Украины и в Закон Украины «О местном самоуправлении». Вопросы создания системы контроля за государственной помощью не могут быть решены путем внесения изменений в законодательство о защите экономической конкуренции и нуждаются в выработке общей позиции заинтересованных министерств и ведомств путей решения комплексной проблемы создания системы контроля за государственной помощью.

При обсуждении законопроекта пришли к соглашению, что изменения в Закон Украины «О защите экономической конкуренции» могут решить только вопрос оценки государственной помощи на предмет ее влияния на конкуренцию и являются лишь одним из аспектов института государственной помощи. Вместе с тем, изменениями в этот Закон не могут быть определены механизмы и полномочия относительно приостановления и возвращения государственной помощи, которая ограничивает конкуренцию. Проблемы создания системы мониторинга государственной помощи и отчетности также находятся за пределами полномочий Комитета.

Учитывая наличие разных позиций относительно определения органа (или ряда органов), которые должны обеспечивать функционирование системы контроля за государственной помощью в Украине, а также необходимость определения элементов такой системы, было принято решение о разработке Концепции создания системы контроля за предоставлением государственной помощи субъектам хозяйствования.

Концепция комплексного решения вопросов создания системы контроля за предоставлением государственной помощи должна определять не только направления, цели, пути решения, а и конкретных исполнителей конкретных задач (с учетом полномочий и функций заинтересованных министерств и ведомств). Утверждение на государственном уровне такой концепции, которая должна определять институционные, правовые и организационные основы осуществления контроля за предоставлением государственной помощи субъектам хозяйствования с четким определением задач и исполнителей будет содействовать решению указанного круга вопросов.

Кабинет Министров Украины согласился с предложением относительно разработки Концепции создания системы контроля за предоставлением государственной помощи субъектам хозяйствования и принял решение о создании межведомственной рабочей группы по подготовке проекта такой Концепции.
В сентябре 2008 года проведено первое заседание созданной межведомственной рабочей группы, на котором был рассмотрен план основных мероприятий по созданию такой Концепции. Очередное заседание планируется провести в конце октября текущего года.

 

Республика Армения

 

Развитие экономики Армении требовало более активной защиты экономической конкуренции и это привело к достаточно серьезным изменениям в закон РА «О защите экономической конкуренции» и по этому в 2007 году в Закон введена совершенно новая глава - «Государственная поддержка». Согласно ей, организация, инициирующая оказание государственной поддержки, или обращающийся за ее получением хозяйствующих субъект, соответственно до оказания государственной поддержки или обращения за ее получением, должен обратиться в Комиссию за заключением. Это для нас новая сфера деятельности и нам необходимо изучить практику коллег других стран в этом направлении. В связи с этим Комиссия нуждается в разработке соответствующих нормативно правовых актов.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь