О наиболее заметных событиях, происшедших в государствах участниках СНГ в области антимонопольной политики, в период с июля по сентябрь 2008 г.

29 апреля 2009, 18:38

Республика Казахстан

 

Указом Президента Республики Казахстан «О некоторых вопросах Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство)» от 23 июля 2008 года № 633 предусмотрена передача Агентству Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) (далее - Агентство) от Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций функций в области защиты конкуренции на финансовых рынках.
В этой связи, Правительством Республики Казахстан принято постановление Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2008 года № 763, разработчиком которого являлось Агентство.

В августе текущего года проведен Круглый стол с участием Премьер-Министра Республики Казахстан, представителей центральных исполнительных органов, депутатов Парламента, представителей общественных объединений и СМИ на котором была проведена презентация нового Закона «О конкуренции» и обсуждены основные его положения и новшества.
Кроме того, Агентством проект Закона Республики Казахстан «О конкуренции» разработан и Постановлением Правительства внесен на рассмотрение в Парламент Республики Казахстан.

При этом, 30 августа 2008 года были приняты постановления Правительства Республики Казахстан «О проекте Закона Республики Казахстан «О конкуренции» и «О проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции» и внесены в Мажилис Парламента Республики Казахстан.

В соответствии с Планом мероприятий Мажилиса Парламента Республики Казахстан Комитетом по экономической реформе и региональному развитию 19 сентября 2008 года проведено заседание Круглого стола на тему «Обсуждение проекта Закона Республики Казахстан «О конкуренции».

В рассматриваемом периоде 18 июня 2008 года Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке (далее - Реестр), утвержденный приказом Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан (далее - Комитет) от 22 декабря 2006 года № 302-ОД с внесенными изменениями и дополнениями, утратил силу.

Приказом Агентства от 18 июня 2008 года № 132-ОД утвержден единый Реестр и поставлены на утрату приказы территориальных подразделении Комитета об утверждении Реестров по областям и городам Астана и Алматы.

При этом, Агентством был проведен аналитический обзор Реестра, утвержденного Комитетом по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, который показал следующее.

В Реестр были включены субъекты рынка со 100 - процентными долями доминирования на соответствующих товарных рынках. На некоторых товарных рынках потребителями являются организации, осуществляющие закуп товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством «О государственных закупках». При этом, согласно Закону Республики Казахстан «О государственных закупках» приобретение товаров (работ, услуг) может осуществляться без проведения тендеров в случае приобретения товаров (работ, услуг) у субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение (далее - доминанты) со 100 процентной долей доминирования.

В связи с этим рынки со 100% - доминантами являются высококонцентрированными и на протяжении ряда лет конкуренция на данных товарных рынках не развивается, ввиду невозможности реализации потенциальными поставщиками товаров (работ, услуг).

В связи с чем, Агентством с целью развития конкуренции на республиканском и региональных уровнях изменены доли доминирования субъектов рынка со 100% до «свыше 35 %», на тех рынках, где возможна конкуренция.

Кроме того, за период с момента предыдущего заседания Агентством проведены следующие анализы товарных рынков:
1. Верхнего строения железнодорожных путей;
2. Справочно-информационных услуг на железнодорожных вокзалах;
3. Услуг локомотивной тяги.

В настоящее время проводятся анализы следующих товарных рынков:
1. Услуг найма и технического обслуживания телерадиопередающих средств;
2. Электроэнергетики на выявление согласованных действий на централизованных торгах;
3. Электроэнергетики на определение схемы реализации электрической энергии, через посредников, начиная от энергопроизводящих организаций до конечного потребителя;
4. Электроэнергетики на определение аффилиированности между субъектами рынка;
5. Электрической энергии по вопросу предоставления беспрепятственного и не дискриминационного доступа всем электроснабжающим организациям к региональным электрическим сетям;
6. Производства, поставки и реализации угля;
7. По схеме поставки и реализации нефтепродуктов в регион в целях выявления причин роста цен на нефтепродукты.

Агентством проведен анализ рынка реализации ГСМ за первое полугодие 2008 года, а также исследован торговый баланс данного рынка в первом полугодии т.г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.

Данный анализ показал увеличение импорта бензина на 53% и удельного веса импортируемого бензина с 22,2% до 30,5% от объема внутреннего потребления. Кроме того, за данный период цены импортируемого бензина увеличились на 45%.

Объем переработанной нефти за аналогичный период на отечественных НПЗ увеличился с 6017,5 тыс. тонн до 6266 тыс. тонн. Повышение объема составило 4,1%. Значительно увеличился объем производимого мазута с 1200 до 1612 тыс. тонн или на 34%.

Производство бензина в Казахстане в первом полугодии т.г. оставалось практически на уровне производства за аналогичный период 2007 года, производство дизельного топлива увеличилось с 1902 до 2009 тыс. тонн или на 5,6%.

Внутренний рост потребности в бензине в первом полугодии т.г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличился на 176,6 тыс.тонн или на 11,4%, мазуте на 248 тыс. тонн или на 37,5%, дизельном топливе уменьшилась на 64 тыс. тонн. или на 5,4%,

При этом, прирост потребности республики в бензине полностью обеспечивается за счет более дорогого импортируемого бензина.
Данные цифры свидетельствуют, что при ежегодном увеличении внутреннего спроса на бензин, производство данного продукта не наращивается.
Производство мазута и дизельного топлива превышает внутренние потребности, в результате чего создается искусственный дефицит бензина в результате перепроизводства мазута и дизельного топлива. Ежегодно увеличиваемая доля импорта «дорогого» бензина стимулирует рост внутренних цен на ГСМ.

Кроме того, Агентством в результате проведенного анализа, наряду с внешними факторами, выявлены следующие причины роста цен на нефтепродукты и их дефицита на внутреннем рынке. А именно, неразвитость конкуренции на данном рынке, высокая аффилиированность рынка реализации нефтепродуктов, ограничение доступа иным субъектам к инфраструктуре нефтеперерабатывающих заводов, наличие антиконкурентных согласованных действий.

По результатам исследования, на данном рынке в географических границах республики установлено монопольное положение четырех компаний в лице АО «Торговый Дом «Казмунайгаз», АО «Торговый Дом «ПетроКазахстан», АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз» и ТОО «Гелиос». Совокупная доля рыночной силы данных компаний превышает 70%. При этом, АО «Торговый Дом «Казмунайгаз», АО «Торговый Дом «ПетроКазахстан» и АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз» входят в одну группу лиц, прямо или косвенно координируемую АО «НК КазМунайГаз».

Создание вертикально-интегрированных компаний, куда вошли нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, посреднические компании и АЗС, монополизировало внутренний рынок реализации ГСМ.

Реализация нефтепродуктов вышеуказанными компаниями осуществляется через аффилиированные посреднические структуры, что приводит к необоснованному росту цен на ГСМ от 30% до 300%.

При этом, АО «Торговый Дом «Казмунайгаз», являясь 100% аффилиированной компанией с государством, исторически созданной за счет государственных активов и АО «Торговый Дом «ПетроКазахстан», где государство косвенно владеет 33% акций, являются основными стимуляторами роста цен на ГСМ в республике. Вместо содействия в реализации государственной политики по развитию данного рынка, указанные квазигосударственные корпорации преследуют узкокорпоративные интересы, направленные на извлечение сверх монопольных доходов, в том числе направляемые на финансирование непрофильных видов деятельности.

В настоящее время АО «ТД «КазМунайГаз» обратился в судебные органы с целью пересмотра решения антимонопольного органа о включении его в реестр доминантов.
На сегодняшний день в реестре доминантов рынка по виду деятельности «реализация бензина и дизельного топлива» по регионам состоят 12 субъектов. Из них, в городе Астана, Атырауской и Алматинской областях по 3 субъекта, в Актюбинской области ? 2 субъекта и в Кызылординской области ? 1 субъект.
Агентством изучена деятельность более 150 субъектов рынка, занимающихся реализацией ГСМ, из которых в отношении 36 субъектов территориальными подразделениями Агентства открыты проверки и расследования нарушений антимонопольного законодательства. По результатам данного анализа, выявлены и направлены в органы финансовой полиции материалы по признакам антиконкурентных согласованных действий между 64 субъектами рынка, занимающихся реализацией нефтепродуктов. Вместе с тем, проверки и расследования в отношении большинства субъектов рынка до настоящего времени не завершены.

 

Украина

 

ЗАО «ЛИНИК» (г. Лисичанск, Луганская область) занимало монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном рынке бензинов моторных на протяжении 2007 года.
Комитетом было установлено, что ЗАО «ЛИНИК» применяло экономически необоснованные цены на нефтепродукты в течении ноября-декабря 2007 г.
В период с ноября по декабрь 2007 года средневзвешенная цена на бензины моторные ЗАО «ЛИНИК» на рынке Украины выросла на 22,8 процента в сравнении с октябрем 2007 года. В этот период средневзвешенные цены на бензины ЗАО «ЛИНИК» на рынке Украины составляли 3891,86 грн. за тонну в ноябре 2007 года, а в декабре 2007 года - 4042,48 грн. за тонну и были выше, чем за цены на бензины, которые ЗАО «ЛИНИК» поставляет на экспорт, на 276 и 160 грн. на тонну соответственно в ноябре и декабре 2007 года.

Вместе с тем, в ноябре 2007 года средневзвешенные цены ЗАО «ЛИНИК» на моторные бензины на рынке Украины превысили цены на импортные моторные бензины на 65,5 грн. на тонну, а в декабре 2007 года средневзвешенные цены ЗАО «ЛИНИК» на моторные бензины на рынке Украины превысили значение цены на бензины на европейском рынке в этот период на 58 грн. на тонну.

При этом, установленная оптовым оператором стоимость моторных бензинов в указанный период превышала подорожание нефти и других составляющих, из которых формируется цена.

Комитет признал действия ЗАО «ЛИНИК» по установлению на период с ноября по декабрь 2007 года завышенных цен на бензины злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением.

На нарушителя наложен штраф 500 тыс.грн.

Комитет рассмотрел материалы дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции ОАО»Харьковский машиностроительный завод «Свет шахтера» (г. Харьков) .
ОАО «Свет шахтера» в 2003-2005 годах занимало монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном рынке конвейеров шахтных скребковых.
Комитетом было установлено, что рост цен на конвейеры ОАО»Свет шахтера» с апреля 2004 года до июля 2005 года превысил рост среднеотраслевых цен производителей по виду деятельности «машиностроение» больше, чем в 2,5 раза.

Комитет признал такие действия злоупотреблением монопольным положением на рынке конвейеров шахтных скребковых путем установления в 2003 - 2005 годах таких цен реализации этого товара, которые невозможно было бы установить при условиях существования значительной конкуренции на рынке.
На нарушителя наложен штраф 150 тыс.грн.

АО «Укртатнафта» (г. Кременчуг Полтавской.обл.) занимало в 2007 году монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном рынке бензинов моторных.
На протяжении ноября-декабря 2007 года АО «Укртатнафта» необоснованно завышало цены на моторные бензины. При этом, стоимость горючего данного производителя была выше, чем цена импортированной продукции, а также - чем цены на бензины на европейском рынке.

Комитет признал такие действия АО «Укртатнафта» нарушением законодательства о защите экономической конкуренции в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на общегосударственном рынке бензинов моторных путем установления таких цен реализации бензинов, которые невозможно было бы установить при условии существования значительной конкуренции на рынке.

На нарушителя наложен штраф 300 тыс .грн.

Государственное территориально-отраслевое объединение «Юго-Западная железная дорога» (г.Киев) вместе с другими железнодорожными предприятиями в составе Государственной администрации железнодорожного транспорта (Укрзализныця) занимает монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном рынке перевозки грузов транспортом общего пользования.

Объединение перевело отдельные категории путей в Житомирской и Сумской областях из разряда станционных в разряд подъездных. Это искусственно создало условия для взыскания с владельцев грузов платы за подачу и забор вагонов. Как следствие, плата за эти услуги возросла на 40%.

Кроме того, Коростенская дирекция железнодорожных перевозок объединения неправомерно установила для владельцев груза дополнительные условия, касающиеся подачи вагонов на разгрузку на повышенный путь станции Житомир. В частности, она обязала заключать договоры для выполнения грузовых работ с Укрзализныцей, хотя Уставом железных дорог Украины предусмотрено, что погрузка и разгрузка вагонов осуществляется отправителями и получателями.

В ходе расследования также установлено, что указанная дирекция брала с потребителей завышенную в 2 раза плату за проведение погрузочно-разгрузочных работ в праздничные дни.
Комитет признал такие действия нарушением законодательства о защите экономической конкуренции в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением путем установления таких условий реализации товара, которые могли привести к ущемлению интересов потребителей.
На нарушителя наложен штраф 220 тыс.грн.

Общество с ограниченной ответственностью «НК Альфа-Нафта» в лице филиала №15- «Сумская» по результатам деятельности в 2007 году занимает монопольное (доминирующее) положение на рынках розничной торговли низкооктановыми бензинами, дизельным топливом и сжиженным газом в ряде районов Сумской области.
Комитетом было установлено, что филиал ОАО - №15-»Сумская» применяли экономически необоснованные цены на бензин марки А-76 (80), дизельное топливо и сжиженый газ, который реализовывался в качестве моторного горючего.

В частности, повышение оператором розничных цен на горючее в разные периоды октября-ноября в прошлом году происходило неадекватно изменению закупочных цен на нефтепродукты. При этом дефицита горючего не было.

На основании собранных доказательств Комитет не выявил объективных факторов для таких действий.
Комитет признал действия «НК Альфа-Нафта» в лице филиала №15- «Сумская» нарушением законодательства о защите экономической конкуренции в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением путем установления таких цен реализации товара, которые невозможно было бы установить при условиях существования значительной конкуренции на рынке.
На нарушителя наложен штраф 60 тыс.грн.

Комитет рассмотрел дело о нарушении законодательства о защите от недобросовестной конкуренции частным предприятием «Селена-Центр»(г. Винница) в виде неправомерного использования без разрешения уполномоченного на то лица фирменного наименования, что могло привести к смешению с деятельностю ЗАО «Селена» (г. Одесса).

Как установил Комитет, ЧП «Селена-Центр» (г. Винница) неправомерно использовало в своем фирменном наименовании обозначения «Селена», приоритет на применение которого имел известный производитель семян - ЗАО «Селена» (г. Одесса).
ЧП «Селена-Центр» имело название ЧП «Брость» до 2006 г. Основным видом деятельности являются выращивания и реализация семян полевых культур в Винницкой, Киевской, Одесской и Черкасской областях.

ЗАО «Селена» работает на рынке с 2000 г. Оно производит, обрабатывает и реализует семена полевых культур, а также средства защиты растений, минеральные удобрения, распространяет свою продукцию в Украине, занимается экспортом. Общество имеет исключительные права интеллектуальной собственности на знак для товаров и услуг «Селена». На протяжении своей деятельности на рынке семян полевых культур ЗАО «Селена» приобрело определенную деловую репутацию, о чем свидетельствует включение общества в международной каталог «Торговая-промышленная Украина», участие в государственных программах по обеспечению семенами хозяйств Украины. Кроме того, обществом тратились средства на размещение рекламы в средствах массовой информации, проводили рекламные мероприятия, что также содействовало привлечению новых клиентов и укреплению деловой репутации.

Поскольку оба предприятия осуществляли хозяйственную деятельность на общегосударственном рынке семян полевых культур и были конкурентами, такие действия ЧП «Селена-Центр» не только приводили к смешиванию их деятельности, но и вводили в заблуждение потребителей.
Комитет признал действия ЧП «Селена-Центр» в виде использования без разрешения ЗАО «Селена» обозначения «Селена» нарушением , предусмотренным статьей 4 Закона Украины «О защите недобросовестной конкуренции».
На нарушителя наложен штраф.

 

Кыргызская Республика

 

В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики от 16 марта 2007 г. №96 и Законом Кыргызской Республики «О структуре Правительства Кыргызской Республики» образовано Государственное агентство по антимонопольной политике и развитию конкуренции при Правительстве Кыргызской Республики (далее Госагентство).
Госагентство является правопреемником Национального агентства Кыргызской Республики по антимонопольной политике и развитию конкуренции в части вопросов антимонопольного законодательства, функции по вопросам энергетики переданы в Министерство промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызской Республики.

В настоящее время, Распоряжением Президента Кыргызской Республики от 11 января 2008 года РП N 10 директором Госагентства назначен Нуржанов Джумасарлык Тюлюбекович.
Заместителем директора Госагентства назначен Джаманкулов Арслан Турдубекович.

Постановлением Правительства Кыргызской Республики «О вопросах Государственного агентства по антимонопольной политике и развитию конкуренции при Правительстве Кыргызской Республики» от 16 апреля 2007 г. №130 утверждено Положение Госагентства.

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики №468 от 16 октября 2007 года проведена реорганизация территориальных органов Госагентства, созданы 4 межрегиональных отдела.

За столькороткий период между заседаниями МСАП Государственным агентством по антимонопольной политике и развитию конкуренции при Правительстве Кыргызской Республики была проведена активная работа по совершенствованию нормативной правовой базы конкурентной, потребительской политики, рекламной деятельности в ходе которой были:
Утверждены Правила по формированию и ведению Государственного реестра хозяйствующих субъектов монополистов Кыргызской Республики.

Утверждена в соответствие с Законом Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», постановления Правительства Кыргызской Республики № 533 от 6.10.2007г. Инструкция о порядке проведения проверок субъектов предпринимательства по соблюдению антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, защите прав потребителей и правильности формирования и применения цен (тарифов) на платные услуги направлено на регистрацию в Минюст республики.

 

Республика Армения

 

За четыре месяца, прошедших с предыдущего заседания МСАП, Комиссия изучила и исследовала состояние конкуренции на товарных рынках (и рынках услуг) и провела последовательный мониторинг изученных товарных рынков (цемент, яйца, пшеница, мука, мясопродукты, животное/растительное масло), а также возбудила административные производства на основании публикаций средств массовой информации или заявлений и жалоб хозяйствующих субъектов и приняла соответствующие решения. Комиссия рассмотрела вопрос о злоупотреблении доминирующего положения некоторыми Компаниями на рядe товарных рынках и о применении мер ответственности по отношению к компаниям правонарушителям. Комиссия возбудила административное производство относительно проведении исследования цен реализации на азотные удобрения» (рынок «Азотные удобрения (аммиачная селитра)»), возбудила дело по факту повышения цен на газ на автогазозаправочных станциях после прекращения государственного субсидирования тарифов на газ, изучила результаты исследования рынка пастеризованного и стерилизованного молока, телекоммуникационный рынок, и другие вопросы, связанные с недобросовестной конкуренцией, а также изучила структуру ряда товарных рынков.

Самой большой проблемой при выявлении необоснованных цен со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке доминирующее положение, а также антиконкурентных соглашений продолжает оставаться отсутствие или достоверность информации по всему пути продвижения товара до конечного потребителя (как товаров местного производства так и импортных товаров). Комиссия осуществляет государственный контроль за ценообразованием в монополизированных отраслях и тем самым имеет возможность предотвращать злоупотребления монопольным положением. Осознание ответственности перед законодательством вынуждает монополистов ставить заранее в известность Комиссию о намечаемых повышениях цен на предмет их обоснованности.

В частности, Комиссия приняла к сведению обоснованное повышение цен на цемент и гаджу (строительных гипс) в пределах 15% - 20 %, в связи с подорожанием отпускных цен на природный газ. В другом случае Комиссия установила допустимую маржу при ценообразовании на 1 тонну авиакеросина при заправке самолетов в международном аэропорту «Звартноц». Вопрос обоснованности цен со стороны монополистов продолжает оставаться приоритетным направлением в деятельности Комиссии.

Антиконкурентные соглашения, пожалуй, самая большая проблема для рынка, поскольку прямо или косвенно приводят к ограничению конкуренции, что на этих рынках выражается в виде необоснованного повышения цен и их дальнейшего поддержания на высоком уровне. При этом, такие соглашения, если они совершаются на рынках импортных товаров, как правило, сопровождаются навязыванием контрагенту, в том числе торговым точкам, дополнительных условий, которые по своему характеру или с точки зрения их выполнения не имеют отношения к самому предмету договора. В частности, такое горизонтальное соглашение Комиссия выявила на товарных рынках животного и растительного масел.

В то же время актуальна проблема выявления вертикальных соглашений, которые по мнению Комиссии заключаются действующими на разных, определенным образом аффилированных рынках хозяйствующими субъектами. Это, в первую очередь группа рынков функционирующих по производственной цепочке товара: сырье-товар-потребитель. Например, такая цепочка сложилась на рынках хлебопродуктов. Выявление таких соглашений затруднено и тем, что сами компании- инпортеры - доминанты рынка имеют свои мукомольные предприятия и получение достоверной информации, а тем более доказательной базы соглашения чрезвычайно затруднено.

Тень мешает конкуренции, а вернее создает неравные условия конкуренции, деформирует рынок, делает решение Комиссии не адресными. Именно поэтому Комиссия неоднократно предлагала соответствующим органам решить ряд административных вопросов, призванных упорядочить документальное оформление налоговых обязательств по всей цепочки. В данный момент Правительство РА начало внедрять новые подходы и мероприятия, направленные на улучшение налогового администрирования в местах осуществления торговли (на ярмарках). Введение контрольно-кассовых аппаратов в торговых павильонах направлено на установление порядка в крупном бизнесе, так как при попытке выявления реальных оборотов, именно в крупных предприятиях, по их же данным выясняется, что они продают свои товары в сфере не оптовой, а розничной торговли.

Комиссия также изучила дела на рынках услуг. В частности, Комиссия возбудила дело в отношении «Арментела» по трем основным вопросам: первое - имея монопольную положение на рынке услуг арендованных линий общественой коммутированной телефонной сети, «Арментел» посредством этой сети оказывает конечным потребителям услуги доступа в интернет (Hi - Line) с высокой скоростью и по низким ценам, однако отказывается оказывать аналогичные услуги другим лицензированным провайдерам, не предоставляя им возможность использовать общественую коммутированную телефонную сеть на арендных условиях; второе - имея еще и монопольное положение на товарном рынке «Услуг арендуемых каналов для передачи данных», «Арментел» отказывается от сдачи провайдерам арендуемых линий в аренду; третье - возникла необходимость проведения исследований на рынке предоставления внешних сетей связи с помощью оптическо-волоконной линии связи в Армении и выявления на нем наличия доминирующего положения, которое оказывает значительное влияние на розничный рынок доступа в интернет и на формирующиеся там цены.

Одна из важных задач - это доведение сущности конкурентного законодательства до всех участников рынка. Этому в немалой степени уже способствует и будет способствовать прозрачность деятельности Комиссии и ее сотрудничество с другими конкурентными органами, в том числе и в рамках МСАП.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь