Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов

01 апреля 2006, 11:45

В.В.Ефимов, заместитель начальника Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ ФАС России

Журнал «ГОСЗАКАЗ»

С момента выхода Постановления Правительства от 20 февраля 2006 г. № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», в соответствии с которым Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, прошло около 3 месяцев. За это время сотрудники ФАС не только активно включились в работу по обеспечению защиты прав и законных интересов участников размещения заказов, но и занялись разъяснением для заказчиков положений нового закона о размещении заказов, одним из основных разработчиков которого являлась именно Федеральная антимонопольная служба.

Вместе с тем, поскольку до настоящего времени не решен вопрос по изменению штатной численности, основной упор делается на рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчиков. Однако в ближайшее время ФАС России планирует начать осуществление плановых и внеплановых проверок и активно применять меры административного наказания к недобросовестным заказчикам.

Реализаций новых полномочий означает для Федеральной антимонопольной службы необходимость контролировать примерно около двух миллионов закупок в стране в год. При этом даже если представить, что только в 10% случаев будут нарушения (хотя на самом деле обычно больше 10%), нам придется рассматривать более 200 тысяч дел в год. Кроме того, закон установил обязанность вынести решение по каждому делу в течении пяти календарных дней. пятидневный срок.

В данной статье мы рассмотрим несколько примеров рассмотрения дел по жалобам, поступившим на действия государственных заказчиков. Напомним, что согласно ч. 5 статьи 57, участник размещения заказа вправе подать жалобу на действия (бездействие) заказчика (уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии), в ФАС России. При этом срок подачи такой жалобы не должен превышать десяти дней с момента подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участия в торгах.

При этом, если Федеральной антимонопольной службой и уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления рассматриваются жалобы на одни и те же действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, выполняется решение, принятое Федеральной антимонопольной службой. По сути это означает, что решение ФАС России имеет приоритет над решениям контрольных органов субъектов и муниципалитетов.
Накопленная к настоящему времени практика показывает, что участники размещения заказа чаще обращаются с жалобой сразу в ФАС, а не в уполномоченные на осущест-вление контроля в сфере размещения заказов органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

В нашем обзоре мы рассмотрим жалобы, на действия заказчиков при размещении заказов на:
- клиническую лабораторную диагностику;
- текущее содержание железнодорожных путей;
- поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- поставку низкотемпературного морозильника;
- выполнение работ по техническому обслуживанию внутренних систем отопления, водопровода и канализации;

По всем указанным делам в действиях заказчиков были выявлены нарушения закона о размщении заказов.
Рассмотрим более подробно нарушения, допущенные при проведении открытых конкурсов каждым упомянутым заказчиком (См. Приложение).

Анализ данных, приведенных в таблице (Приложение) позволяет выявить наиболее часто нарушаемые статьи закона о размещении заказов заказчиками:
- статью 21 «Извещение о проведении открытого конкурса» (всего 10 раз);
- устанавливали требования к участникам торгов, не предусмотренные статьей 11 (6 раз);
- нарушали порядок подачи заявок на участие в конкурсе и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (статьи 25 и 28) (по 5 раз.)
Все остальные статьи (35 различных статей), указанных в таблице нарушались заказчиками по 1 - 2 раза. 
(см. таблицу в "Файлах для скачивания")

На основании рассмотренных жалоб, заказчикам были вынесены предписания - устранить нарушения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следующим образом:
- при размещении заказов на поставку клинической лабораторной диагностики и текущее содержание железнодорожных путей - отменить результаты проведенного конкурса;
- при размещении заказа на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения - внести изменения в извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию в течение 10 дней с момента вынесения предписания, продлить срок подачи заявок на 10 календарных дней с момента внесения изменений в извещение и конкурсную документацию;
- при размещении заказа на поставку низкотемпературного морозильника - внести изменения в извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию в течение 20 рабочих дней с момента вынесения предписания; продлить срок подачи заявок на 30 календарных дней с момента внесения изменений в извещение и конкурсную документацию;
- при размещении заказа на Выполнение работ по техническому обслуживанию внутренних систем отопления, водопровода и канализации - провести оценку и со-поставление заявок на участие в конкурсе согласно требованиям статьи 28 94-ФЗ.

В заключение, обращаясь ко всем государственным и муниципальным заказчикам, отметим, что тщательное соблюдение правильности проведения процедур размещения заказа, в том числе ответственный подход к содержанию извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, является залогом успешного проведения торгов в намеченный срок и не приведет к необходимости вносить изменения в документацию либо вообще проводить торги заново.

А участникам размещения заказа напомним, что должна содержать жалоба для того, чтобы она была принята к рассмотрению органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказа.
1. Наименование заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, действия (бездействие) которых обжалуется; фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуется;
2. Наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица), почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, факса;
3. Указание на размещаемый заказ;
4. Указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии; доводы жалобы;
5. Приложение - документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;
6. Приложение - полный перечень прилагаемых к жалобе документов;
7. Приложение - доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия на подписание жалобы, если ее подписывает представитель участника размещения заказа.
Кроме того, необходимо всем помнить о сроках, когда можно подать жалобу в органы, уполномоченные на осуществление контроля. Этот срок, как уже говорилось, не может превысить 10 дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, со дня проведения аукциона, со дня рассмотрения и оценки котировочных заявок. После истечения данного срока обжаловать процедуру размещения заказа возможно только в судебном порядке.

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь