Анализ рынка почтовых услуг Центрального Федерального округа (январь 2006 г.)

24 января 2006, 11:35

Аналитическая записка по изучению и анализу рынка почтовых услуг Центрального Федерального округа Российской Федерации
Общие положения
Анализ рынка проводился на основании Приказа ФАС России №134 от 30.06.2005 г. и в соответствии с Приказом ГКАП России №169 от 20.12.1996г. (в редакции Приказа МАП РФ от 11.03.99 №71) и методическими указаниями, подготовленными структурными подразделениями центрального аппарата ФАС России, поступившими в Управление письмом №13-4-1/317э от 21.07.2005 г.
Продуктовые границы товарного рынка.
Продуктовыми границами исследуемого рынка являются почтовые отправления и подписка на периодические печатные издания. Коды почтовых услуг по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД):
Доставка периодических печатных изданий по подписке - 64.11.14
Пересылка почтовых карточек простых, заказных - 64.11.11
Пересылка писем простых, заказных - 64.11.11
Пересылка бандеролей простых, заказных - 64.11.11
Состав продавцов и покупателей.
Основным продавцом услуг почтовой связи является ФГУП "Почта Росси". Покупателями являются юридические лица (Федеральные клиенты). Однако, основным покупателем услуг по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции является население.
Филиалы ФГУП "Почта России" Центрального Федерального округа РФ были созданы в период с декабря 2003 по апрель 2004 года, соответственно, все данные предоставлены за период 2004 - 2005 год.
Передача имущества от ФГУП "Управление федеральной почтовой связи г. Москвы "Московский почтамт" к ФГУП "Почта России" осуществлялась на основании распоряжения Правительства от 11.11.2004 № 1435-р, распоряжения Росимущества от 25.11.2004 № 690-р и приказа Россвязи от 21.12.2004 № 33; передаточный акт, утвержден территориальным управлением Росимущества от 28.06.2005г.
Географические границы товарного рынка.
Географическими границами исследуемого рынка является Центральный Федеральный округ Российской Федерации.
С 2004г. ФГУП "Почта России" начало предоставлять услуги экспресс-почты. На данном рынке работает большое число организаций. В рамках развития проекта "Экспресс-почта" планируется развитие новых видов услуг экспресс-доставки (в частности, услуги внутрирегиональной и внутригородской экспресс-доставки).
Проводится работа по развитию такой услуги, как прием, обработка и доставка посылок. На данном рынке работает значительное число предприятий. В силу положений ФЗ "О почтовой связи" и Правил оказания услуг почтовой связи, организации, осуществляющие наряду с ФГУП "Почта России" оказание услуг по приему и доставке отправлений, не являются операторами почтовой связи, а осуществляют оказание услуг в качестве грузоперевозчиков.
Развитие почтовых услуг идет по следующим направлениям:
Удовлетворение потребностей пользователей в качественных услугах почтовой связи на всей территории страны за счет ускоренного развития инфраструктуры почтовой связи.
Обеспечение единого стандарта качества универсальных услуг почтовой связи.
Развитие добросовестной конкуренции на рынке услуг почтовой связи.
Результаты маркетингового исследования, проведенного в 2004 г., определили следующие характеристики деятельности ФГУП "Почты России" на рынке услуг почтовой связи:
Физические лица
Услуга письменной корреспонденции обладает наибольшей известностью (услугу знают 97% населения Центрального Федерального округа).
По мнению участников опроса, Почта России в большой степени отличается надежностью доставки - качеством, важность которого была оценена наиболее высоко.
Около половины населения Центрального Федерального округа получали либо отправляли письменную корреспонденцию. Основная доля респондентов, опрошенных в Центральном Федеральном округе, отправляют корреспонденцию раз в месяц и реже, без определенной регулярности.
В Центральном регионе для отправки писем в равных долях пользуются почтовыми ящиками на улице и в почтовом отделении.
Большинство респондентов (60%) Центрального региона не сталкивалось с проблемами при отправке корреспонденции. Однако, некоторые респонденты выделили проблемы: долгий период доставки, сложность нахождения места для отправки почты.
Около 20% респондентов Центрального региона делали отправления за последний год, 14% - получали.
Респонденты пользовались услугами следующих компаний для отправки: Почта России, DHL, UPS, TNT и др.
Юридические лица
Наиболее популярные виды письменной корреспонденции в Центральном Федеральном округе - простые и заказные письма. Среднее количество простых писем в месяц - 20 шт., заказных - 10 шт.
Наибольшее количество отправлений приходится на Северо-Западный и Центральный округа.
Наиболее часто компании Центрального округа отправляют письма клиентам, поставщикам и в государственные органы. География отправлений - свой город, область, города РФ.
В большинстве компаний по Центральному округу нет собственной курьерской службы.
Наиболее известны следующие компании, действующие на рынке в Центральном округе: Почта России, DHL, EMS, PonyExpress, UPS, FedEx Express, City Express, TNT.
Большинство респондентов Центрального округа для отправки письменной корреспонденции пользуются услугами компаний: Почта России, DHL, FedEx Express.
Клиенты Почты России пользуются ее услугами главным образом для отправления деловой переписки и документов, а также для переписки с
государственными и налоговыми органами. Наименьший процент приходится на рекламу собственной продукции.
В основном через Почту России отправляются рядовые документы, документы с несрочной отправкой, в других случаях респонденты предпочитают пользоваться услугами альтернативных компаний.
Посылками и грузами через Почту России наиболее часто отправляют рекламные образцы продукции, запчасти и комплектующие, а также документы.
Услуги почтовой связи на территории Российской Федерации оказывают организации федеральной почтовой связи, а также 57 негосударственных операторов почтовой связи, пришедших на рынок в 90-х годах прошлого века. Государство регулирует тарифы на универсальные услуги почтовой связи, оказываемые организациями федеральной почтовой связи на всей территории страны, тарифы на иные услуги устанавливаются на договорной основе. Государство не регулирует сферу деятельности негосударственных операторов почтовой связи, однако они ограничивают свое присутствие на рынке, как правило, крупными городами и наиболее рентабельными видами услуг.
Рынок распространения печати по подписке.
Рынок распространения печати по подписке состоит из подписных агентств, оказывающих услуги по распространению периодических печатных изданий по подписке, а также издателей, распространяющих свои издания через подписные агентства либо самостоятельно. На данном рынке присутствуют крупные подписные агентства, такие как ОАО "Агентство "Роспечать" и ЗАО "Агентство подписки и розницы", а также иные подписные агентства. Подписные агентства на договорных условиях осуществляют взаимодействие с представителями издательского сообщества, формируют и издают подписные каталоги (прейскурант цен на распространяемую по подписке печатную продукцию, содержащий систематизированную справочную информацию о наименовании печатного издания и стоимости), обрабатывают заказы на подписку, составляют специальные сортировочные таблицы, проводят рекламные и маркетинговые акции, направленные на увеличение подписных тиражей и привлечению подписчиков, а, кроме того, выполняют иные профильные задачи. ФГУП "Почта России" не является участником рынка распространения печати по подписке, выполняя на основании договоров услуги по доставке периодических печатных изданий, а также осуществляя прием заказов (оформление заказов подписчиков).
В соответствии с письмом №АЦ/14161 от 29.09.2005 г. ФАС России в региональные разделы Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов включены филиалы ФГУП "Почта России". В частности, в региональный раздел по Москве и Московской области приказом Московского УФАС №380 от 07.11.2005 г. включены УФПС Московской области - филиал ФГУП "Почта России" в географических границах Московской области и УФПС г. Москвы - филиал ФГУП "Почта России" в географических границах города Москвы со следующими показателями: доставка периодических печатных изданий по подписке, пересылка почтовых карточек просых и заказных, пересылка писем простых и заказных, пересылка бандеролей простых и заказных с долей более 65 процентов.
Контроль соблюдения антимонопольного законодательства.
Московским УФАС за 2002 - 10 месяцев 2005 года было рассмотрено 12 обращений граждан и юридических лиц о нарушении антимонопольного законодательства ФГУП УФПС г. Москвы Моспочтамт и ФГУП "Почта России" (1 дело возбуждено в отношении ФГУП УФПС г. Москвы "Моспочтамт" по инициативе Управления), а именно:
- в отношении ФГУП УФПС г. Москвы "Моспочтамт" (6 обращений по вопросу неправомерного взимания платы за нанесение штрихкодовых идентификаторов, неправомерного взимания платы за розыск почтовых отправлений, необоснованного увеличения цен подписки на периодические печатные издания, необоснованного отказа от заключения договоров на распространение периодических печатных изданий);
- в отношении ФГУП "Почта России" (УФПС Московской области) (5 обращений по вопросам неправомерного увеличения цен подписки на периодические печатные издания, необоснованного отказа от заключения договоров на распространение периодических печатных изданий, необоснованного увеличения платы за предоставление в пользование абонентских почтовых ящиков);
- 1 обращение рассматривается в настоящее время в отношении ФГУП "Почта России" (УФПС Московской области и УФПС г. Москвы) по вопросу необоснованного увеличения цен подписки на периодические печатные издания.
Из указанных обращений:
а) возбуждено 3 дела по признакам нарушения п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно:
- дело № 7-4/2004 от 19.02.2004 г. по обращению ЗАО "МАКС" в отношении ФГУП УФПС г. Москвы "Московский почтамт" по признакам нарушения п. 1 ст. 5 Закона "О конкуренции…", в части ущемления интересов ЗАО "МАКС" путем необоснованного требования передачи финансовых средств (взимание платы за нанесение штрихкодовых идентификаторов);
- дело № 7-14/2004 от 16.04.2004 г. по инициативе Управления в отношении ФГУП УФПС г. Москвы "Московский почтамт" по признакам нарушения п. 1 ст. 5 Закона "О конкуренции…", в части ущемления интересов потребителей услуг почтамта (юридических лиц) путем необоснованного требования передачи финансовых средств (взимание платы за розыск почтовых отправлений);
- дело № 7-38/2005 от 17.10.2005 г. по обращению ООО "Агентство "Книга-Сервис" в отношении ФГУП "Почта России" по признакам нарушения п. 1 ст. 5 Закона "О конкуренции…", в части ущемления интересов ООО "Агентство "Книга-Сервис" путем необоснованного отказа от заключения договора на распространение периодических печатных изданий.
б) вынесено 1 предписание ФГУП УФПС г. Москвы "Московский почтамт", которое исполнено в установленный срок.
Результаты анализа данного рынка приведены в сокращенном виде в связи с необходимостью соблюдения статьи 15 Закона "О конкуренции…".

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь