Анализ рынка услуг почтовой связи

15 августа 2006, 14:48

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг общедоступной почтовой связи.
Развитие рынков услуг почтовой связи, включающие информационные, товарные, финансовые потоки являются важной составляющей социально - экономического развития страны. Необходимо отметить, что традиционные услуги почтовой связи имеют высокую социальную направленность.
Согласно Федеральному закону от 17.07.99 № 176-ФЗ "О почтовой связи" почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно - технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений (адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры), а также осуществление почтовых переводов денежных средств. Перечисленные услуги почтовой связи оказываются на основании лицензий на оказание услуг почтовой связи.
Помимо указанных услуг почтовой связи "Общероссийским классификатором видов экономической деятельности" определены услуги по приему подписки на периодические печатные издания и распространению периодических печатных изданий, которые предоставляют собой самостоятельную товарную группу. Данные услуги не являются лицензируемым видом деятельности и предоставляются на договорной основе.
При проведении анализа рынка услуг почтовой связи рассматривалась только почтовая связь общего пользования, т.е. составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.
Традиционно организациями федеральной почтовой связи оказываются услуги по доставке пенсий и социальных пособий.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует одна организация федеральной почтовой связи - ФГУП "Почта России", созданная на базе территориальных управлений федеральной почтовой связи в 2004 году, которая обязана в соответствии с лицензионными условиями оказывать универсальные услуги почтовой связи на лицензионной территории - Российской Федерации.
Развитие конкуренции на рынках услуг почтовой связи определяется несколькими факторами, зависящими в том числе и от особенностей самого государства:
существование всеохватывающей, традиционной сети почтовой связи, принадлежащей единственной организации федеральной почтовой связи.
преимущественный состав покупателей на каждом отдельном рынке (организации, население);
особенности территориальной структуры расселения (средняя плотность населения в Российской Федерации составляет 8,4 чел /кв. км., в городах проживает 73% населения, в сельской местности - 27%, однако средняя плотность сельского населения не превышает 2,2 чел/кв. км., на преобладающей части Сибири и Дальнего Востока - менее 1 чел/кв. км., при этом территории сельского расселения занимают более 70% территории страны (например, в Нечерноземье - 88%);
высокая степень дифференциации денежных доходов населения - индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) в 2005 году составил 0,41;
высокая степень дифференциации экономического развития субъектов Российской Федерации - валовой внутренний продукт на душу населения субъектов Российской Федерации отличается в десятки раз.
Вышеперечисленные особенности не позволяют говорить о развитии конкуренции на рынке почтовых услуг в целом, но определяют необходимость рассматривать каждый рынок (сегмент) отдельно.
Рынки услуг почтовой связи (вместе с приемом и распространением периодических печатных изданий, доставке пенсий и социальных пособий), можно классифицировать по нескольким признакам.
1. По степени государственного регулирования.
1.1. Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, подразделяют услуги почтовой связи на 2 группы: универсальные услуги, тарифы на которые подлежат государственному регулированию (пересылка внутренней письменной корреспонденции - почтовых карточек, писем, бандеролей), и иные услуги почтовой связи.
1.2. лицензируемые (прием, перевозка, доставка (вручение) почтовых отправлений, почтовые переводы денежных средств) и нелицензируемые.
2. По смежным рынкам.
2.1. Рынок перевозок и комплексных логистических услуг (прием, перевозка, доставка посылок, курьерская и экспресс - почта);
2.2. Телекоммуникационный рынок (прием, перевозка, доставка письменной корреспонденции, гибридная почта, прием подписки и доставка периодических печатных изданий);
2.3. Рынок финансовых услуг (почтовые переводы денежных средств, доставка (вручение) пенсий и пособий.
Развитие смежных рынков на определенной территории может обуславливать конкурентный потенциал соответствующего рынка почтовых услуг, если в каждом конкретном случае услуги смежных рынков будут признаны взаимозаменяемыми для определенной группы потребителей в соответствии с действующим законодательством.
3. По способу распространения.
3.1 Сетевые - для качественного оказания данных услуг на территории Российской Федерации необходима территориальная сеть организации, либо доступ к существующей федеральной сети почтовой связи.
3.2. локальные - оказываемые в пределах определенной территории.
4. По основным группам потребителей.
4.1. население.
4.2. организации.
Конкуренция может развиваться на определенном рынке почтовых услуг только (или преимущественно) для определенной группы потребителей, например, организаций, что обуславливается существованием платежеспособного спроса, особенностями сбора заказов, и т. д.
Организации почтовой связи, оказывающие услуги почтовой связи на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями, можно разделить на 3 группы:
1. Организация федеральной почтовой связи, основанная на праве хозяйственного ведения, владеющая федеральной сетью почтовой связи - ФГУП "Почта России" (на территории республики Татарстан осуществляет деятельность ОАО "Татарстан почтасы", находившийся ранее в республиканской собственности, в настоящее время приватизация признана судом незаконной).
2. Негосударственные операторы почтовой связи (альтернативные), оказывающие услуги почтовой связи на всей территории
Российской Федерации или ряда субъектов РФ:
o ООО "ЕМС Гарантпост"
o ЗАО "DHL Интернешнл"
o ООО "СПСР-экспресс"
o ЗАО "Фрейт Линк"
o ООО "Скифы"
o ЗАО "Сити-Экспресс"
o ЗАО "Армадилло бизнес посылка"
3. Организации почтовой связи, оказывающие услуги на территории 1-2 регионов РФ.
В рамках данного анализа оценивалась конкурентная среда на рынках: приема, перевозки, доставки (вручения) письменной корреспонденции, посылок, экспресс-почты, приема подписки на периодические печатные издания.
Письменная корреспонденция простая и заказная (универсальные услуги).
Прием, пересылка и доставка письменной корреспонденции является одной из ключевых и социально-значимых услуг почтовой связи, предоставляемых населению и организациям, и в соответствии с Федеральным Законом "О почтовой связи" отнесена к универсальным услугам почтовой связи. Включение письменной корреспонденции в состав универсальных услуг является мировым стандартом и рекомендовано Всемирным Почтовым Союзом. Учитывая особенности расселения и регионального экономического развития Российской Федерации, для части населения данная услуга является единственным способом адресных сообщений.
Распределение отправлений и приема письменной корреспонденции по федеральным округам сопоставимо и за период 2002-2005 гг. не изменилось.
Доля негосударственных операторов (операторы 2 группы) на данном рынке в географических границах отдельного города, субъекта Российской Федерации не превышает 4,5%, остальная часть приходится на долю ФГУП "Почта России", на территории Республики Татарстан - ОАО "Татарстан Почтасы". Данная ситуация соответствует мировой практике и обусловлена экономическими особенностями этого рынка.
Развитие конкуренции на данном рынке ограничивает ряд факторов:
государственное регулирование тарифов;
ограниченный доступ альтернативных операторов к сети федеральной почтовой связи;
ограничение на оказание универсальных услуг альтернативными операторами в части приобретения знаков почтовой оплаты.
Рынок внутренних почтовых отправлений Экспресс-почтой (без учета курьерской доставки внутри населенного пункта).
Этот рынок почтовых услуг по скоростной и надежной пересылке и доставке индивидуальных регистрируемых почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, контейнеры) в настоящее время является наиболее привлекательным и конкурентоспособным рынком и характеризуется высоким качеством предоставляемых услуг, свободным ценообразованием, высоким уровнем конкуренции между хозяйствующими субъектами, действующими на данном рынке (при качестве оказываемых услуг соответствующем уровню развитых стран).
Данный рынок, в отличие от других почтовых рынков, начал развиваться как составная часть международных почтовых отправлений "экспресс" без участия организации федеральной почтовой связи и ориентирован на группу потребителей - организации, для которых качество услуги являются определяющим параметром. На первых этапах рынок формировался крупными иностранными компаниями и компаниями с участием иностранного капитала, имеющими международный опыт оказания данных услуг.
ФГУП "Почта России" вышла на этот рынок, имея очень значимое конкурентное преимущество - всеохватывающая филиальная сеть.
Отправления экспресс-почтой более чем на 50% осуществляются из Центрального Федерального округа, на 25% - из Северо-Западного Федерального округа
Во всех регионах данный рынок находится в состоянии конкуренции, в крупных и экономически развитых регионах доля альтернативных операторов составляет 70-90%, при этом, как и другие сетевые услуги, в основном оказывается операторами 2 группы. Операторы 3 группы имеют значительную долю (10-50% от общей доли альтернативных операторов) в г. Санкт-Петербург и Новосибирской области.
Существует значительный потенциал роста этого рынка, связанный с ростом экономики в целом, в том числе повышения благосостояния населения, высокой востребованностью данного вида услуг корпоративными пользователями, высоким качеством предоставляемых услуг, появлением на рынке группы потребителей - физических лиц.
Прием, пересылка, доставка (вручение) посылок.
Данный рынок по функциональному наполнению сравним с рынком экспресс - почты. Данные услуги различаются по качеству (срокам доставки) и цене. Поскольку в России большинство потребителей услуги по приему, пересылке, доставке посылок - физические лица, указанные услуги не являются взаимозаменяемыми и рассматриваются отдельно.
Структура отправления посылок по федеральным округам за период 2002-2005 гг. изменилась - если в 2002 году 30% посылок отправлялось из Сибирского федерального округа, то в 2005 году основной объем посылок отправляется из г. Москвы. Прием посылок по федеральным округам распределен равномерно.
Следует отметить, что в 2003 году данный рынок выведен из-под государственного тарифного регулирования, что привело к росту тарифов, и, как следствие, в целом по Российской Федерации, падению в 2003 году объемов отправляемых посылок.
С 2004 года на рынок начали выходить альтернативные операторы как 2, так и 3 группы, доля которых в 2005 году составила: в Центральном Федеральном округе - 9,6%, в Северо-Западном Федеральном округе - 8,1%, в Южном федеральном округе - 15,6%. Как отмечалось ранее, почтовые рынки имеют выраженные региональные особенности, но можно отметить, что в регионах с развивающейся в этом сегменте конкуренцией преобладают операторы 2 группы - ЗАО "Сити-экспресс", ЗАО "Армадилло бизнес посылка".
Прием подписки на периодические печатные издания.
В соответствии с Правилами распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденными постановлением Правительства российской Федерации от 01.11.2004 № 759, подписка на периодические печатные издания - форма распространения периодических печатных изданий, включающая в себя ряд технологических операций, в том числе прием подписки на указанные издания, и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставка.
Распространение периодических печатных изданий осуществляется как в розницу, так и по подписке. Как правило, издательства формируют платный тираж, исходя из направленности издания - ориентированного на распространение по подписке, либо на распространение в розницу. Развитию института подписки уделяется пристальное внимание: во-первых, только по подписке распространяются многие специализированные издания, во-вторых, для лиц (как физических, так и юридических), находящихся в сельской местности и в регионах с низкой плотностью населения, получение периодических печатных изданий по подписке зачастую является единственным способом получать периодику.
В настоящее время прием подписки осуществляют организации:
1. ФГУП "Почта России". Основное конкурентное преимущество оператора - наличие сети отделений, охватывающей всю территорию страны, а также привычка населения оформлять подписку "на почте". Пункты приема подписки - отделения почтовой связи являются традиционными, привычными и удобно расположенными.
2. Подписные агентства, федеральные и местного значения. Пользователями услуг агентств по приему подписки являются корпоративные клиенты.
3. Издательства.
В целом по России доля альтернативных операторов составляет около 1% и существенно не изменялась с 2002 года.
Доля приема подписки в издательствах оценивается менее 1% по региону, основными конкурентами на данном рынке являются подписные агентства, осуществляющие деятельность по приему подписки, исходя из расположения корпоративных потребителей, в крупных городах.
В соответствии с приказом ФАС России от 17.11.2005 № 263, от 31.12.2004 № 216, ФГУП "Почта России" включена в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%, по позициям "подписка на периодические печатные издания", "доставка периодических изданий по подписке" соответственно. Включение в Реестр по позиции - "подписка на периодические печатные издания" было оспорено ФГУП "Почта России" в судебном порядке. Решением апелляционной инстанции от 10.08.2006 Приказ ФАС России от 17.11.2005 № 263 оставлен в силе.
Основным фактором, ограничивающим развитие конкуренции на рынках почтовых услуг, является ограничение доступа к сети федеральной почтовой связи на любом этапе, хотя статьей 23 Федерального Закона "О почтовой связи" не допускается ограничение прав операторов почтовой связи на использование сети почтовой связи общего пользования в зависимости от их организационно-правовой формы.
При пересылке посылок, письменной корреспонденции альтернативные операторы почтовой связи, осуществляющие часть операций (прием, обработка, сортировка почтовых отправлений) и использующие далее федеральную сеть почтовой связи, оплачивают организации федеральной почтовой связи по тарифам, установленным за исполнение всего технологического процесса, что вынуждает альтернативных операторов устанавливать для пользователей цены выше, чем ФГУП "Почта России".
Статья 18 Федерального закона "О почтовой связи", определяет равные права организаций почтовой связи разных организационно-правовых форм в области оказания услуг почтовой связи общего пользования, а также закрепляет за организациями федеральной почтовой связи обязанность оказания универсальных услуг почтовой связи. Вместе с этим, по мнению Федерального агентства связи, оказание универсальных услуг (и, во исполнение этого, приобретение знаков почтовой оплаты по отпускным ценам) является исключительным правом только организаций федеральной почтовой связи.
При этом статьей 2 Федерального закона "О почтовой связи" определено, что услуги почтовых переводов денежных средств могут оказывать только организации федеральной почтовой связи.
За период 2004 - 2005 гг. антимонопольными органами было выявлено 36 нарушений антимонопольного законодательства ФГУП "Почта России", приняты решения о прекращении соответствующих нарушений и выданы предписания, в том числе: 12- в части нарушения установленного порядка ценообразования, 9 - в части отказа от заключения договора, 5 - в части создания неравных условий деятельности.
Развитие рынка услуг почтовой связи зависит от совершенствования правового регулирования рынка и соответствующей законодательной базы.
В целях развития конкуренции на рынке услуг почтовой связи Федеральная антимонопольная служба планирует в ближайшее время разработать правила недискриминационного доступа операторов почтовой связи к сети федеральной почтовой связи, а также порядок взаимодействия операторов федеральной почтовой связи и операторов связи других организационно-правовых форм.
Также с целью определения равных прав операторов почтовой связи в области оказания услуг почтовой связи ФАС России примет активное участие в разработке Закона "О почтовой связи".

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь