Доклад "О реформе почтовой связи"

04 октября 2007, 17:22

1. Различные сегменты рынка услуг почтовой связи тесно переплетены с рынком логистических услуг, рынком финансовых услуг, рынком коммуникаций.
Развитие конкуренции на рынках услуг почтовой связи определяется несколькими факторами, зависящими в том числе и от особенностей самого государства:
- существование всеохватывающей, традиционной сети почтовой связи, принадлежащей единственной организации федеральной почтовой связи;
- преимущественный состав покупателей на каждом отдельном рынке (организации, население);
- особенности территориальной структуры расселения (средняя плотность населения в Российской Федерации составляет 8,4 чел /кв. км., в городах проживает 73% населения, в сельской местности - 27%, однако средняя плотность сельского населения не превышает 2,2 чел/кв. км., на преобладающей части Сибири и Дальнего Востока - менее 1 чел/кв. км., при этом территории сельского расселения занимают более 70% территории страны (например, в Нечерноземье - 88%);
- высокая степень дифференциации денежных доходов населения;
- высокая степень дифференциации экономического развития субъектов Российской Федерации - валовой внутренний продукт на душу населения субъектов Российской Федерации отличается в десятки раз.
Вышеперечисленные особенности не позволяют говорить о развитии конкуренции на рынке почтовых услуг в целом, но определяют необходимость рассматривать каждый рынок (сегмент) отдельно.
1.1. Универсальные услуги почтовой связи (письменная корреспонденция простая и заказная) - доля негосударственных операторов на данном рынке в географических границах отдельного города, субъекта Российской Федерации не превышает 4,5%, остальная часть приходится на долю ФГУП "Почта России. Данная ситуация соответствует мировой практике и обусловлена экономическими особенностями этого рынка.
Развитие конкуренции на данном рынке ограничивает ряд факторов:
- государственное регулирование тарифов;
- ограниченный доступ альтернативных операторов к сети федеральной почтовой связи;
- ограничение на оказание универсальных услуг альтернативными операторами в части приобретения знаков почтовой оплаты.
1.2. Экспресс-почта - этот сегмент рынка почтовых услуг по скоростной и надежной пересылке и доставке индивидуальных регистрируемых почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, контейнеры) в настоящее время является наиболее привлекательным и конкурентоспособным рынком и характеризуется высоким качеством предоставляемых услуг, свободным ценообразованием, высоким уровнем конкуренции между хозяйствующими субъектами, действующими на данном рынке (при качестве оказываемых услуг соответствующем уровню развитых стран). Во всех регионах данный рынок находится в состоянии конкуренции, в крупных и экономически развитых регионах доля альтернативных операторов составляет 70-90%.
1.3. Посылки - данный сегмент рынка по функциональному наполнению сравним с рынком экспресс - почты. Данные услуги различаются по качеству (срокам доставки) и цене. Поскольку в России большинство потребителей услуги по приему, пересылке, доставке посылок - физические лица, указанные услуги не являются взаимозаменяемыми и рассматриваются отдельно.
Следует отметить, что в 2003 году данный рынок выведен из-под государственного тарифного регулирования, что привело к росту тарифов, и, как следствие, в целом по Российской Федерации, падению в 2003 году объемов отправляемых посылок.
С 2004 года на рынок начали выходить альтернативные операторы, доля которых в 2005 году составила: в Центральном Федеральном округе - 9,6%, в Северо-Западном Федеральном округе - 8,1%, в Южном федеральном округе - 15,6%.
1.4. Прием подписки и доставка периодических печатных изданий.
В настоящее время прием подписки осуществляют организации:
1. ФГУП "Почта России". Основное конкурентное преимущество оператора - наличие сети отделений, охватывающей всю территорию страны, а также привычка населения оформлять подписку "на почте". Пункты приема подписки - отделения почтовой связи являются традиционными, привычными и удобно расположенными.
2. Подписные агентства, федеральные и местного значения. Пользователями услуг агентств по приему подписки являются корпоративные клиенты.
3. Издательства.
1.5. Почтовые переводы денежных средств - конкурируют на рынке денежных переводов, который быстро растет.
Наибольшую долю на рынке денежных переводов занимают банковские переводы - 39%, международные системы переводов (Western Union и др.) - 19%, Почта России - 11%, другие способы (через знакомых, проводники поездов) - 33%.
Статьей 2 Федерального закона "О почтовой связи" определено, что услуги почтовых переводов денежных средств могут оказывать только организации федеральной почтовой связи.
1.6. Выплата и доставка пенсий и социальных пособий.
Почта России осуществляет доставку более чем 65% пенсий и социальных пособий на дом. Помимо Почты России данную услугу также оказывают Сбербанк России и альтернативные операторы (15%).
Необходимо отметить, что доля альтернативных операторов долгое время имела устойчивую тенденцию к росту, однако в последние годы наметилось сокращение их доли.
2. Проведение реформы почтовой связи в Российской Федерации определяется распоряжениями Правительства Российской Федерации, утвердившими Концепцию реструктуризации организаций федеральной почтовой связи и Концепцию развития рынка услуг почтовой связи на период до 2012 года.
Обе концепции содержат план мероприятий по их реализации. Необходимо констатировать, что реализация концепций до настоящего времени не завершена, а мероприятия, которые были выполнены, исполнены с существенными задержками.
При этом не исполнены важнейшие мероприятия, такие как внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О почтовой связи" и акционирование ФГУП "Почта России".
3. Сейчас можно сделать вывод, что развитие рынка услуг почтовой связи зависит от совершенствования правового регулирования рынка и соответствующей законодательной базы.
Статья 18 Федерального закона "О почтовой связи", определяет равные права организаций почтовой связи разных организационно-правовых форм в области оказания услуг почтовой связи общего пользования, а также закрепляет за организациями федеральной почтовой связи обязанность оказания универсальных услуг почтовой связи.
Однако на практике антимонопольные органы часто сталкиваются с ситуацией ограничения конкуренции на рынке услуг почтовой связи со стороны доминирующего оператора - ФГУП "Почта России".
Несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей деятельность в области оказания услуг почтовой связи, приводит, например, к тому, что при пересылке посылок, письменной корреспонденции альтернативные операторы почтовой связи, осуществляющие часть операций (прием, обработка, сортировка почтовых отправлений) и использующие далее федеральную сеть почтовой связи, оплачивают организации федеральной почтовой связи по тарифам, установленным за исполнение всего технологического процесса, что вынуждает альтернативных операторов устанавливать для пользователей цены выше, чем ФГУП "Почта России".
Представляется целесообразным закрепить в российском законодательстве нормы, аналогичные уже применяемым в Евросоюзе, где, в соответствии с Почтовой директивой ЕС "Операторы должны производить универсальную услугу, предоставляя потребителям или посредникам доступ в приемлемых точках, в соответствии с потребностями этих пользователей. Условия доступа, включая контракты (в том случае, когда последние специально предлагаются) должны быть прозрачными, публиковаться соответствующим образом и не содержать дискриминирующих условий".
Независимость национального регулирующего органа от оператора универсальных услуг также, наравне с совершенствованием нормативной базы, является необходимым условием для либерализации почтового рынка. В этой связи важным представляется акционирование ФГУП "Почта России", находящегося в ведении Федерального агентства связи, с закреплением 100% акций в собственности Российской Федерации.
4. Принципы развития конкуренции на рынке услуг почтовой связи.
4.1 Поэтапное, по мере создания условий и развития конкуренции, сокращение сферы универсальной услуги.
4.2 Дифференцированная система тарифов, которая должна учитывать плату альтернативных операторов за использование федеральной сети почтовой связи, а также госпомощь, способствующую развитию конкуренции и защите интересов малоимущих пользователей услуг и поддержке социально значимых видов деятельности (институт подписки на периодические печатные издания и др.).
4.3 Гарантия недискриминационного доступа и получения услуг:
- Потребителями, как услуг почтовой связи, так и непочтовых услуг, предоставляемых организациями почтовой связи. Причем должно быть гарантировано как получение комплексной услуги, так и отдельных ее составляющих.
- Операторов почтовой связи к отдельным составляющим комплексной услуги почтовой связи.
4.4 Сохранение и развитие единства почтового пространства, в т.ч. запрет на закрытие отделений почтовой связи без гарантии обеспечения представления услуг почтовой связи.
4.5 Организация обособления в рамках Почты России (с возможным выведением из состава) конкурентных видов деятельности.
4.6 Организация системы размещения заказа на доставку пенсий исходя из региональной (возможно местной) дифференциации размера платежа и аукционного способа отбора операторов - исполнителей заказа.
4.7 Развитие сегментов дистанционной торговли, подписки на периодические печатные издания, экспресс - почты и д.р. на основе принципов, изложенных в п.п. 4.2, 4.3.

Презентация "О реформе почтовой связи" (Microsoft PowerPoit 38 KБ)

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь