О результатах анализа конкурентной среды на рынке реализации нефтепродуктов Архангельской области (за 2004 г.)

18 января 2005, 16:46

В 2004 году Архангельским УФАС России пристальное внимание уделялось ситуации на рынке оптовой и розничной реализации нефтепродуктов на территории Архангельской области.
Проведен анализ состояния конкурентной среды на данном рынке за 2003 год и 1 полугодие 2004 года, который показал следующее.
В Архангельской области отсутствует первичный рынок, на котором в качестве продавцов выступают нефтеперерабатывающие заводы и их сбытовые структуры и организации.
Формирование объемов оптового рынка происходит за счет нефтепродуктов, исключительно ввозимых на территорию области из других регионов.
Расчетные коэффициенты концентрации свидетельствуют, что рынки оптовой и розничной реализации бензина, а также дизельного топлива, как в границах Архангельской области, так и г. Архангельска, являются высококонцентрированными со слаборазвитой конкуренцией.
В период за 2004 год наблюдалось неоднократное повышение оптовых и розничных цен на автомобильный бензин и дизтопливо. При этом цены повышались одновременно (временной интервал от 2 дней до недели) всеми участниками рынка. Так розничные цены в сентябре 2004 года на бензин возросли в среднем на 5.1%, а на дизтопливо 8.3%.
Более детальный анализ деятельности и наблюдение за поведением на рынке теруправление осуществляло в отношении хозяйствующих субъектов, которые имеют значимые доли на рынке: Архангельский филиал "ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт", ОАО НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт", группа лиц ЗАО "Татнефть-Архангельск" и ООО "АЗС-Сервис".
В целях выявления фактов наличия нарушения антимонопольного законодательства, управление провело углубленный анализ состояния конкурентной среды на оптовом и розничном рынках автомобильного топлива, проанализировало объемы и цены поставок, реализации топлива, других показателей деятельности участников рынка за 2003, 1 полугодие 2004 года, а также июль, август, сентябрь, октябрь 2004 года.
Кроме того, были изучены имущественные связи, состав акционеров предприятий. В результате не выявлено признаков их взаимозависимости и принадлежности к одной группе лиц, позволяющих выработать единую сбытовую и ценовую стратегию. Так, ООО "ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт", зарегистрированный в г. Ухта (Коми республика) имеет филиалы на территориях двух субъектов - Архангельской области и в Ненецком автономном округе. ОАО "НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт" входит в группу лиц с ОАО нефтяной компанией "Роснефть", т.к. последняя владеет 80% акций ОАО "НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт". При этом 100% акций ОАО НК "Роснефть" принадлежит государству.
Анализ деятельности рассматриваемых субъектов выявил особенности экономических факторов, влияющих на формирование цены, каждого из участников: различные поставщики продукции и, следовательно, закупочные цены на одинаковые марки бензина и дизтоплива, различные снабженческо-сбытовые надбавки, издержки обращения, затраты на транспортировку нефтепродуктов, различный товарооборот.
При таких обстоятельствах правомерен вывод о том, что различные условия хозяйственной деятельности операторов рынка не могли сформировать единые розничные цены.
Однако теруправление не могло не посчитаться и с присутствием объективных причин, позволяющих квалифицировать действия участников рынка, как параллельное ценовое поведение, вызванное объективно удорожающими факторами рыночной среды, которые могли бы привести к единовременному и синхронному повышению цен:
- адекватный рост закупочных цен на бензин (цены нефтеперерабатывающих заводов или посредников);
- сезонное увеличение спроса на автомобильное и дизельное топливо;
- незначительное увеличение среднемесячной заработной платы;
- близкие к нулю показатели чистой прибыли;
- в основном, опережение роста закупочных цен по сравнению с ростом оптово-отпускных и розничных цен, устанавливаемых операторами рынка и т.д.
Таким образом, теруправление не пришло к выводу о нарушении статьи 6 Закона РФ "О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках".

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь