Рынок услуг по хранению запасов нефтепродуктов в Московском регионе (январь 2006 г.)

23 января 2006, 14:22

Аналитическая записка
о состоянии конкуренции на рынке услуг по хранению нефтепродуктов в Московском регионе
Аналитическая записка о состоянии конкуренции на рынке нефтепродуктов в Московском регионе подготовлена в соответствии с Протоколом заседания коллегии МАП России № 7 от 24 сентября 2002 года.
Продуктовые границы товарного рынка
Продуктовыми границами исследуемого рынка являются услуги по хранению нефтепродуктов - автомобильного топлива (бензин и дизельное топливо).
Деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки включает в себя налив, хранение и слив нефти и продуктов ее переработки, внутрискладские операции (приемка, закачка и отбор).
В ОКВЭД услуга по хранению нефтепродуктов относится к группировке "Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки".
В настоящее время лицензирование деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки отменено Федеральным законом от 02.07.2005г. № 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Географические границы рынка
Географическими границами исследуемого рынка услуг по хранению автомобильного топлива определен Московский регион (Москва и Московская область), что объясняется ограниченным количеством нефтебаз, предназначенных для хранения, и тем, что, хотя они и расположены, в основном, на территории Московской области, но недалеко от МКАД, и их услугами пользуются как потребители столицы, так и Подмосковья.
Рынок услуг по хранению автомобильного топлива
Система обеспечения Московского региона автомобильным топливом строится по следующим схемам:
а) завод - железнодорожный транспорт - нефтебаза - потребитель;
б) завод - трубопроводный транспорт - нефтебаза (наливной пункт) - потребитель. Схема выстраивается с учетом деятельности Московского кольцевого нефтепродуктопровода (НПП) ОАО "Мостранснефтепродукт". В этом случае нефтеперерабатывающие заводы по трубопроводу поставляют нефтепродукты на центральную диспетчерскую станцию, которая подает их на наливные станции, расположенные на НПП, либо, минуя последние, выдает нефтепродукты непосредственно потребителям.
Исходя из указанных выше схем обеспечения Московского региона нефтепродуктами изучались объекты, предназначенные для приема, хранения и выдачи автомобильного топлива, а именно, нефтебазы, наливные станции и наливные пункты. Склады горюче-смазочных материалов сельхозпредприятий и военные нефтебазы не рассматривались.
Перечень основных участников рынка услуг по хранению автомобильного топлива и их характеристики приведены в приложении. Все они сообщили о наличии лицензии на осуществление деятельности по хранению продуктов переработки нефти. Сравнительная оценка осуществлялась по показателю объема резервуарных емкостей, используемых для хранения автомобильного топлива.
В целом можно отметить следующее.
1.Рынок услуг по хранению автомобильного топлива в Московском регионе относится к высококонцентрированным. Коэффициент концентрации для трех хозяйствующих субъектов, обладающих наиболее значительными по объему резервуарными емкостями, составил 76,8%.
2. Высокая стоимость строительства новых нефтехранилищ и длительный срок окупаемости затрат на строительство свидетельствуют об экономических барьерах входа на рынок новых хозяйствующих субъектов.
Результаты анализа данного рынка приведены в сокращенном виде в связи с необходимостью соблюдения статьи 15 Закона "О конкуренции…".

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь