Отчет о ходе реорганизации энергоснабжающих организаций в соответствии с законодательством об электроэнергетике в 2005 году

12 апреля 2006, 15:10

В соответствии с ФЗ №36 от 26 марта 2003 года "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике" с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии, В целях обеспечения реализации указанных требований с 1 апреля 2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
На основе информации, предоставленной территориальными управлениями ФАС России получены следующие результаты о ходе реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих деятельность по передаче и купле-продаже электроэнергии. На территории большинства субъектов РФ существуют хозяйствующие субъекты, совмещающие куплю-продажу и передачу электрической энергии. Необходимо отметить, что в связи со значительным количеством энергоснабжающих организаций, не по всем из них удалось получить информацию.
1. Итоги разделения видов деятельности энергоснабжающих организаций в 2005 году
Всего выявлено 917 организаций, совмещающих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности, из них 56% организаций намерены проводить реорганизацию, 28% организаций не намерены ее проводить.
К концу 2005 года полностью завершили разделение видов деятельности 16% (145 ед.) хозяйствующих субъектов.
Наиболее высокие показатели темпов разделения наблюдаются в Приволжском (85% ), Южном (79%) и Центральном (70%) федеральных округах. Наиболее низкие - в Северо-Западном и Дальневосточном федеральном округе - 45% и 56% соответственно.
По количеству организаций, завершивших разделение видов деятельности к концу 2005 года, лидируют Уральский (25% ), а также Южный и Сибирский (по 17%) федеральные округа.
1.1 Формы разделения видов деятельности
Среди организаций, которые приняли решение о разделении видов деятельности:
24% проводят ее путем реорганизации в форме выделения (в т.ч. передача функций аффилированному лицу);
57% передают функции по сбытовой деятельности (по передаче электроэнергии) другим организациям;
2% по соглашению между РАО "ЕЭС" и ОАО "РЖД";
17% используют другие схемы реорганизации (в т.ч. отказ от одного вида деятельности);
1.2 Организации, не разделяющие виды деятельности
256 организаций к концу года не проводили реорганизацию , из них:
19% по причине отсутствия нормативно-правовой базы, а именно правил функционирования розничных рынков, которые в свою очередь должны определить порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика;
29% не выбрали форму реорганизации (отсутствует решение собственника);
по 52% организаций нет информации.
2. Особенности разделения видов деятельности энергоснабжающих организаций
2.1 Разделение видов деятельности, путем передачи функций другим организациям.
Многие предприятия (в основном МП ЖКХ и ГУП), которые занимаются куплей-продажей и передачей электрической энергии, намерены разделить виды деятельности путем создания отдельных предприятий в форме ОАО, ООО или ЗАО, или передать функции сбыта другим организациям. Выявлено 116 организаций, которые уже провели реорганизацию, либо проводят ее в настоящий момент по данной схеме.
2.2 В ожидании Правил функционирования розничных рынков электроэнергии.
Значительное количество организаций до сих пор не определились с формой реорганизации. Основной причиной этого является то, что отсутствуют правила функционирования розничных рынков электроэнергии, которые в свою очередь должны определить порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика (например, ссылаясь на данную причину ни одна из энергоснабжающих организаций в Рязанской области, находящаяся в муниципальной собственности, не предпринимала каких-либо действий по разделению видов деятельности).
Готовящиеся к выходу во 2 квартале 2006 года Правила розничного рынка электроэнергии регламентируют:
статус, права и полномочия гарантирующего поставщика (ГП);
взаимоотношения:
ГП и потребителя (на основе публичности договора купли-продажи);
сетевой и сбытовой (ГП) компаний (по вопросам определения коммерческих потерь);
генераторов и потребителей, ГП;
ГП и независимой сбытовой компании;
ценообразование на розничном рынке (трансляция цены).
По отзывам отдельных участников рынка, если получение статуса гарантирующего поставщика для хозяйствующих субъектов будет невозможно, либо нецелесообразно, то ими будут предприняты необходимые меры по разделению видов деятельности с использованием других механизмов.
2.3 Особенности разделения видов деятельности хозяйствующих субъектов, совмещающих производство и передачу электроэнергии.
Промышленные предприятия, которые совмещают деятельность по производству и передаче электрической энергии (например, предприятия входящие в консорциум "Русская сталь", ОАО "Химико-Металлургический завод") указывают на то обстоятельство, что энергетические объекты вместе с производственными мощностями являются единым промышленным комплексом, и что их разделение приведет к нарушению технологического процесса производства продукции и большим финансовым потерям.
В целях решения данной проблемы был подготовлен проект ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", который устанавливает что организации, владеющие электростанциями, непосредственно связанными между собой и (или) с энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных нужд не попадают под требование о разделении видов деятельности.
2.4 Проблемы с передачей субабонентов энергосбытовым организациям.
Часть хозяйствующих субъектов (например, ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат") указывают, что возникают трудности во взаимоотношениях с субабонентами, которые должны заключить договоры поставки электроэнергии с энергосбытовой организацией. До момента принятия Правил функционирования розничных рынков хозяйствующие субъекты не могут отказаться от функции сбыта электрической энергии субабонентам, т.к. договоры энергоснабжения являются публичными. Прекратить деятельность по энергоснабжению (сбыту) электрической энергии данные лица могут лишь передав своих субабонентов на обслуживание иной организации (после принятия Правил функционирования розничных рынков и определения в нем статуса гарантирующего поставщика), однако в данный момент с одной стороны, отсутствуют энергосбытовые организации, которые обязаны принять новых субабонентов (гарантирующие поставщики), а с другой стороны отсутствуют юридические основания перезаключения договора энергоснабжения с иной энергосбытовой организацией без согласия абонента.
Выходом из ситуации, когда субабоненты отказываются перезаключать договоры энергоснабжения, может быть лишь выделение сбытовой деятельности в процессе реорганизации юридического лица (путем разделения или выделения).
2.5 Передача сетевого имущества.
У некоторых хозяйствующих субъектов возникают трудности с передачей своих сетей, по которым осуществляется энергоснабжение населения, сетевой организации, которая отказывается принимать данное имущество в связи с его значительной изношенностью. При этом хозяйствующие субъекты не располагают финансовыми средствами для ремонта этих сетей.
2.6 Разделение видов деятельности филиалов ОАО "РЖД".
По состоянию на конец 2005 года в 12 регионах РФ филиалы ОАО "РЖД" уже передали свои обязанности по энергоснабжению абонентов ООО "Русэнергосбыт" и соответствующим сбытовым компаниям бывших АО-энерго, в рамках соглашения между ОАО РАО "ЕЭС России", ОАО "РЖД" и ООО "Русэнергосбыт" о взаимодействии при разделении видов деятельности. Филиалы в других регионах также планируют провести разделение видов деятельности путем передачи своих абонентов ООО "Русэнергосбыт" или соответствующим сбытовым компаниям бывших АО-энерго, либо осуществить передачу абонентов другим энергосбытовым организациям при согласии последних, в соответствии с законодательством РФ.
2.7 Разделение организаций, осуществляющих энергоснабжение объектов Министерства Обороны РФ.
На основе совещания представителей ФАС России и ФГУП "Электрическая сеть ВМФ" проведенного в марте 2006 года была отмечена необходимость исполнять требования законодательства об электроэнергетике со стороны ФГУП "ЭС ВМФ" а также иных предприятий и организаций, осуществляющих энергоснабжение объектов Министерства обороны Российской Федерации, с учетом законодательства о государственной тайне и защищенной информации оборонного значения. Специальных исключений для предприятий и организации, осуществляющие энергоснабжение объектов Министерства обороны РФ законодательством не установлено.
2.8 Региональные власти и проблемы разделения видов деятельности
Следует отметить, что решением вопросов, связанных с разделением видов деятельности в электроэнергетике в ряде регионов (Костромская, Рязанская, Ярославская области) не занимаются ни региональные органы исполнительной власти, ни органы местного самоуправления, что в результате приводит к затягиванию процессов разделения видов деятельности в электроэнергетике.
Статистические данные о ходе разделения видов деятельности в электроэнергетике

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь