Результаты мониторинга рынка теплоснабжения

18 февраля 2008, 17:33

1. Нормативное регулирование ценообразования на рынке тепловой энергии.
Порядок ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии установлен Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Указанными нормативными актами предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации осуществлять расчеты со своими потребителями по утвержденным регулирующими органами тарифам (ценам) в зависимости от того, к какой группе потребителей они относятся.
Тарифы (цены) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - РСТ) в соответствии с приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
Кроме того, в соответствии с приказом ФСТ России от 03.02.2006 № 15-э/8 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса…" устанавливаются предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, для каждого субъекта РФ.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги (в т.ч. услуги по теплоснабжению) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Особенности расчета тарифов (цен) для отдельных групп потребителей электрической и тепловой энергии (далее - тарифные группы) определяются в соответствии со статьями 2, 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и пунктом 59 Основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Тарифы на тепловую энергию устанавливаются раздельно по следующим видам теплоносителей:
горячая вода;
отборный пар давлением:
от 1,2 до 2,5 кг/см2;
от 2,5 до 7,0 кг/см2;
от 7,0 до 13,0 кг/см2;
свыше 13,0 кг/см2;
острый и редуцированный пар.
Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей в одной системе, в которой теплоснабжение потребителей осуществляется от источника (источников) тепла через общую тепловую сеть (система централизованного теплоснабжения), могут рассчитываться на едином уровне на территории субъекта Российской Федерации по решению регионального тарифного органа.
Кроме того, законодательно установлена возможность дифференцирования тарифов по муниципальным образованиям.
2. Результаты мониторинга
В результате проведенного территориальными управлениями ФАС России мониторинга ценообразования на рынке тепловой энергии выявлено следующее:
в 57 регионах не выявлено нарушений в процедурах ценообразования на рынке тепловой энергии;
в 6 регионах (Московской, Нижегородской, Рязанской, Свердловской, Томской областях, Республике Удмуртия) регионах выявлены признаки нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" , а именно нарушения установленного порядка ценообразования на рынке тепловой энергии, в том числе при расчете платы за тепловую энергию приобретаемую жилищными организациями, конечным потребителем которой является население.
2.1 Особенности ценообразования на рынке тепловой энергии на территории субъектов РФ.
РСТ субъекта Федерации устанавливает тарифы на услуги по теплоснабжению. Органы местного самоуправления посредством применения к этим тарифам нормативов потребления коммунальных услуг и стандартов уровня платежей устанавливают тарифы непосредственно для населения, которые и применяются для расчетов в следующем периоде тарифного регулирования.
Расчет оплаты населения за отопление и горячее водоснабжение производится с учетом утвержденного уровня стоимости 1 Гкал тепловой энергии и потребленных объемов тепла. Объем тепла определяется отдельно для отопления и горячего водоснабжения: при наличии приборов учета - по приборам учета, при наличии типовых или индивидуальных проектов зданий - по данным проектов, при отсутствии приборов учета и проектов - расчетным путем. Сумма оплаты, предъявляемая жилищным организациям за отопление, делится на отапливаемую площадь каждой квартиры и предъявляется квартиросъемщику. Сумма оплаты, предъявляемая жилищным организациям за горячее теплоснабжение, делится на количество проживающих в доме лиц и предъявляется потребителям согласно лицевым счетам.
В различных регионах РФ применяются следующие способы дифференцирования тарифов:
- единый тариф на тепловую энергию, устанавливаемый для всех групп потребителей;
- раздельные для населения (а также жилищных организаций), для потребителей бюджетной и смешанной сферы.
- дифференцируемые по 2 группам потребителей - "бюджетные", "прочие" ;
- иные варианты:
а) в Иркутской области, введена следующая дифференциация тарифов - крупные перепродавцы тепловой энергии выделены в одну группу, а население, проживающее в индивидуальных жилых домах и жилищные организации (ЖСК, ТСЖ и т.д.) в другую;
б) в Республике Хакассия установлены 2 тарифа для категории "население":
- проживающего в многоквартирных жилых домах независимо от формы собственности и выбранной формы управления - 535,55 руб./Гкал;
- проживающего в индивидуальных жилых домах (частный сектор) - 224,62 руб./Гкал.;
Такая дифференциация может быть вызвана необходимостью решения социальных задач поддержки сельского населения и скорее всего означает наличие перекрестного субсидирования в рамках категории "население".
в) тарифы на услуги горячего водоснабжения, устанавливаемые в зависимости от наличия приборов учета. Например, в Астраханской области при наличии приборов учета установлен тариф в размере 36,43 руб. за 1 куб. м., при отсутствии - 120,23 руб. на одного человека в месяц.
Тарифы и экономически обоснованные расходы производителей тепловой энергии.
В ряде муниципалитетов (Красноярск, Смоленск, Саратов) тарифы на тепловую энергию, устанавливаемые для населения органами местного самоуправления, оказываются ниже экономически обоснованного уровня. Разница между стоимостью тепловой энергии, поставляемой энергоснабжающими организациями, и поступлениями денежных средств от населения управляющим организациям компенсируется за счет средств местного бюджета.
Так, в Брянской области в целях выполнения требований приказа ФСТ России от 29.12.2005г. №853-э/4, предусматривающего что, изменение размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги на территории области в 2006 году не должно превышать 120% уровня цен 2005 года, органы местного самоуправления вынуждены были снизить уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги. В связи с этим стоимость услуг по отоплению и горячему водоснабжению оказались ниже экономически обоснованных. При этом компенсация за счет бюджета не осуществляется.
В муниципальном образовании г.Тула жилищные организации приобретают тепловую энергию у энергоснабжающей организации по тарифу, утвержденному РСТ, при этом данный тариф ниже, чем тариф, применяемый органом местного самоуправления для расчетов тарифов для населения города.
2.3 Обзор выявленных нарушений.
Нижегородским УФАС возбуждены и рассмотрены дела о нарушении антимонопольного законодательства, выразившиеся в применении со стороны теплоснабжающих организаций при расчете с потребителями не утвержденных в установленном порядке тарифов на тепловую энергию в отношении ОАО "Завод Красное Сормово" и ОАО "Механический завод "РИЛС". При расчетах с жилищными организациями за приобретаемую ими для нужд населения тепловую энергию производимой данными хозяйствующими субъектами применялся иной (чем для населения) тариф. По результатам рассмотрения дел указанным лицам выданы предписания, которые в настоящий момент находятся в стадии исполнения.
Свердловским УФАС возбуждено дело в отношении ОАО "Серовская ГРЭС" о нарушении антимонопольного законодательства, а именно: применение к жилищной организации тарифа на услуги теплоснабжения, установленного для жилищных организаций, тогда как применению подлежит тариф "население" т.к. конечным потребителем тепловой энергии является население, что приводит к ущемлению интересов хозяйствующего субъекта вследствие возникновения существенных убытков из-за образующейся разницы между тарифами.
Томским УФАС проведено совещание по вопросам ценообразования на рынке тепловой энергии. На совещании было отмечено, что начисление платы за коммунальные услуги по приборам учета, расположенному на ЦТП, противоречит требованиям статьи 157 Жилищного кодекса РФ, так как под учет такого прибора попадает несколько жилых домов, а также участки наружных сетей, принадлежащих ОАО "Томские коммунальные системы". При существующей системе учета потребитель оплачивает не только потребленный им объем тепла, но и потери в тепловых сетях, ответственность за которые должна лежать на теплоснабжающей организации. В результате на совещании было принято решение рассмотреть вопрос по заключению договоров на энергоснабжение таким образом, чтобы расчет с энергоснабжающей организацией производился по приборам учета, установленных на входе в жилой дом. В свою очередь гражданам решено начислять оплату услуг по теплоснабжению по нормативу, рассчитав его на основании анализа показаний коллективного прибора учета.
По результатам совещания были подготовлены и направлены мэру г. Томска содержащие следующие предложения:
" исключить установку приборов учета не на границе балансовой принадлежности сетей;
" при отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами местного самоуправления;
" в случае превышения фактических объемов потребления услуг по показаниям счетчиков по сравнению с нормативами, разницу в оплате компенсировать обслуживающей организации из бюджета (если дом муниципальный), либо собственниками домов;
" предусмотреть и стимулировать установку в домах индивидуальных приборов учета и аппаратуры регулирования теплоснабжения.
Рязанским УФАС установлены факты нарушения антимонопольного законодательства со стороны МП "Кустовой вычислительный центр" в части применения необоснованны ставок комиссионных сборов за услуги по приему платежей населения, их обработке и перечислению организациям ЖКХ. Существовала необоснованная дифференциация размеров комиссионных сборов, а именно применялись различные ставки для МУП ЖЭУ (1,51%) и для ТСЖ, ЖСК (3,3 - 3,8%). В результате рассмотрения дела выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Кроме того, Рязанское УФАС обращает внимание, что согласно разъяснению Федеральной службы по тарифам от 04.07.2005 г. № ЕЯ - 4031/9 отпуск газа котельным, находящимся на балансе или принадлежащих на иных законных основаниях товариществам собственников жилья, для выработки тепла, используемого для подогрева воды и отопления жилого фонда, осуществляется по оптовым ценам, установленным для промышленных потребителей. Рязанское УФАС считает, что отпуск газа товариществам собственников жилья должен производиться по ценам, установленным для конечных потребителей, то есть для населения. По мнению Управления по контролю и надзору в ТЭК данная позиция представляется не вполне обоснованной.
Удмуртским УФАС выявлено следующее нарушение установленного порядка ценообразования на рынке теплоснабжения. При расчетах ТСЖ с энергоснабжающей организацией за услуги по теплоснабжению, последней самостоятельно, сверх утвержденного РСТ тарифа, начисляет коэффициент 1,25, учитывающий потери в трубопроводах горячего водоснабжения.
Коэффициент потерь в трубопроводах горячего водоснабжения определен Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Заместителем Председателя Госстроя России от 12.08.2003 г. Однако данной Методикой установлено, что она не может применяться для определения фактических показателей, используемых при финансовых расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (теплоносителей). По результатам рассмотрения 3 жалоб жилищных организаций на действия теплоснабжающей организации выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Московским УФАС возбуждено 8 дел по признакам нарушения п.1 ст.5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по снабжению тепловой энергией, путем навязывания контрагентам условий договора теплоснабжения, не выгодных для них или не относящихся к предмету договора. Дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждены в отношении следующих организаций, оказывающих услуги по теплоснабжению: ЗАО "Микояновский мясокомбинат", ОАО "Вилс", ЗАО "Дукс", ФГУП "МЗРТА", ООО НПК "Курс-От", ГУП "Мосавтотранс" ПО "Мосхлебтранс", ООО "Энерготехпром", ЗАО "Смак".
По 4 делам о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденным в отношении ФГУП "МЗРТА", ООО НПК "Курс-От", ГУП "Мосавтотранс" ПО "Мосхлебтранс", ЗАО "Смак", комиссией Московского УФАС России приняты решения о прекращении производства по делу в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.
По делу о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденному в отношении ООО "Энерготехпром", комиссией Московского УФАС России выдано Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое находится в стадии исполнения.
Указанные хозяйствующие субъекты навязывали не выгодные условия договора теплоснабжения своим контрагентам, такие как - дополнительная плата за ремонт теплотрассы, за заполнение отопительной системы и пр., которые уже учтены при расчете экономически обоснованного тарифа.
Выводы
В результате проведенного анализа данных о порядке ценообразования в отношении тепловой энергии на территории субъектов Российской Федерации, а именно при расчете платы за тепловую энергию, приобретаемую жилищными (управляющими) организациями, конечным потребителем которой является население, выявлено 2 нарушения антимонопольного законодательства (в Нижегородской и Свердловской областях).
Кроме того, в 4 регионах выявлены иные случаи нарушения порядка ценообразования на рынке тепловой энергии. В отношении данных нарушений возбуждены дела и в ряде случаев установлены факты нарушений антимонопольного законодательства и выданы предписания об их прекращении.
В большей части субъектов РФ процедура ценообразования соответствует законодательно установленным нормам. Также необходимо отметить факт, что в подавляющем большинстве регионов при тарифообразовании не применяется дифференциация по группам: "население" и "жилищные организации", что исключает возможности нарушений при применении тарифов при расчетах с жилищными организациями.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь