Результаты анализа розничных рынков электрической энергии

05 февраля 2009, 14:38

Во исполнение пункта 3 приказа ФАС России от 10.01.2008 № "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкурентной среды на товарных рынках на 2008 год", территориальные органы ФАС России провели анализ состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности) (далее - Анализ) на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Анализ проводился в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108, Методическими рекомендациями по проведению анализа розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденными Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков 19.03.2008 (далее - Методические рекомендации).
1. Общие сведения
Основные нормативные правовые акты, используемые при проведении анализа розничного рынка электрической энергии (мощности):
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);
- Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон);
- Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон об особенностях функционирования электроэнергетики);
- Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила функционирования розничных рынков), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530.
Цель проведения Анализа. В соответствии с проводимой в Российской Федерации реформой электроэнергетики предполагается разделение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике. В связи с тем, что в настоящее время реформирование электроэнергетики пока сопровождается лишь отделением функции по сбыту электроэнергии от естественно-монопольных видов деятельности, в рамках Анализа представляется целесообразным исследовать положение только тех субъектов электроэнергетики, которые осуществляют деятельность по купле-продаже электрической энергии.
Таким образом, целью проведения Анализа является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков), осуществляющих деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, с последующим их включением в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (далее - Реестр).Временным интервалом исследования розничного рынка купли-продажи электрической энергии является 2007 год. При этом в связи с тем, что некоторые организации, осуществлявшие в 2007 году, в том числе деятельность по купле-продаже (поставке) электроэнергии, в целях соблюдения требований законодательства по разделению видов деятельности в электроэнергетике передали функции по сбыту электроэнергии сторонней организации, ряд территориальных органов ФАС России временным интервалом исследования розничного рынка электроэнергии определили 2007 год и 1-е полугодие 2008 года. Например, Кемеровское УФАС России временным интервалом исследования определило 2007 год и 1-е полугодие 2008 года, так как с 01.01.2008 часть агентов гарантирующего поставщика были переведены на прямые договоры с гарантирующим поставщиком. Кроме того, в январе 2008 года в Кемеровской области появился новый участник розничного рынка электроэнергии.
Исходная информация: для проведения Анализа территориальными органами ФАС России были использованы данные, представленные территориальными органами Федеральной службы государственной статистики, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также была использована информация, размещенная на официальных сайтах в сети "Интернет" органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Продуктовые и географические границы рынка при проведении Анализа были определены в соответствии с Методическими рекомендациями, а именно:
в связи с тем, что в настоящее время в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) не предусмотрен такой вид экономической деятельности как купля-продажа электрической энергии, в целях применения всеми территориальными органами ФАС России единообразной терминологии, продуктовые границы товарного рынка определялись в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков, и/или договором, заключенным между потребителями и соответствующей энергосбытовой организацией, а именно как "электрическая энергия (мощность)".
Следует обратить внимание, что поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.
Географические границы товарного рынка соответствуют границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в порядке, установленном Правилами функционирования розничных рынков.
Так, географическими границами деятельности энергосбытовых организаций, созданных в результате реорганизации АО-энерго (далее - АО-энергосбыт), являются административные границы соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае если на территории субъекта Российской Федерации осуществляют деятельность несколько энергосбытовых компаний, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, географическими границами деятельности данных компаний являются границы, определенные уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктами 54 и 55 Правил, а именно:
- для организаций, являющихся участниками оптового рынка, зона деятельности определяется по точкам (группам точек) поставки, зарегистрированным на оптовом рынке электрической энергии;
- для организаций, не являющихся участниками оптового рынка, зона деятельности определяется по границе балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации), к сетям которой присоединены потребители.
2. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничных рынках электрической энергии (мощности)
В соответствии с Законом, энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
Согласно Закону об особенностях функционирования электроэнергетики с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии. В целях обеспечения реализации указанных требований с 1 апреля 2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
В 2007 г. было продолжено осуществление ФАС России государственного контроля за соблюдением указанного запрета.
На рынке услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в 2007 г. в качестве продавцов осуществляли деятельность организации различных форм собственности: открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, региональные и муниципальные унитарные предприятия.
На розничных рынках электрическая энергия (мощность) в 2007 г. поставлялась потребителям (обслуживающим их покупателям) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями.
При этом в 2007 г. на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, потребители на розничном рынке электроэнергии (за исключением граждан-потребителей и исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению) оплачивали часть объема электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам), а другую - по свободным (нерегулируемым) ценам, транслированным с оптового рынка электрической энергии (с 01.01.2007 по 30.06.2007 доля электрической энергии, продавшейся по свободной (нерегулируемой) цене на оптовом рынке электрической энергии составляла от 5 до 10% от базового прогнозного объема электрической энергии, с 01.07.2007 по 31.12.2007 - от 10 до 15%). Поставка электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям и приравненным к ним группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления, а исполнителям коммунальной услуги по электроснабжению - в объемах электрической энергии (мощности), осуществлялась по регулируемым ценам (тарифам).
На территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, потребители, в том числе граждане-потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению, оплачивали весь объем приобретаемой электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам).
По данным территориальных органов ФАС России, на розничных рынках электрической энергии (мощности) в 2007 г. функционировали около 540 энергосбытовых компаний, из них 270 обладают статусом гарантирующего поставщика. 83 компании, обладающие статусом гарантирующего поставщика, включены в Реестр.
3. Результаты анализа состояния конкуренции на розничных рынках электроэнергии
Территориальными органами исследовано состояние конкурентной среды в 83 субъектах Российской Федерации. Всего проанализирована деятельность около 540 энергосбытовых компаний, из них 270 имеют статус гарантирующего поставщика и 183 включены в Реестр.
Кроме того, 5 энергосбытовых компаний были исключены из Реестра. Исключение энергосбытовых компаний из Реестра осуществлялось в связи с тем, что энергосбытовые компании фактически прекратили деятельность по купле-продаже (поставке) электроэнергии в результате реорганизации вследствие необходимости соблюдения законодательных требований о разделении видов деятельности в электроэнергетике, либо в силу признания их судом несостоятельными (банкротом), или в связи с передачей прав собственности или аренды на имущественный комплекс другим энергосбытовым компаниям. Например, в Алтайском крае произошла передача имущественного комплекса МУП КЭС "Заринская горэлектросеть" на праве аренды ООО "Заринская горэлектросеть". Все договоры энергоснабжения были переданы ООО "Заринская горэлектросеть", которому был присвоен статус гарантирующего поставщика. В связи с этим Алтайское краевое УФАС России предлагает исключить из Реестра МУП КЭС "Заринская горэлектросеть".
Информация о хозяйствующих субъектах, включенных ранее или по результатам проведенного Анализа в Реестр, предложения по включению или внесению изменений в Реестр (в части изменения географических и/или продуктовых границ), а также сведения о хозяйствующих субъектах, исключенных из Реестра, приведены в Приложении №1.
Географические границы рынка
Практически во всех регионах энергосбытовые компании, образованные в процессе реформирования АО-энерго (АО-энергосбыты), действуют в географических границах соответствующего субъекта Российской Федерации. Зона деятельности иных энергосбытовых компаний определяется по границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители. В результате, в пределах одного субъекта Федерации формируются несколько локальных рынков (в основном в границах муниципальных образований). К примеру, в Приморском крае определено 34 локальных рынков, по границам муниципальных районов и городских округов, и все они являются высококонцентрированными.
Субъектный состав розничных рынков
Организации, осуществляющие куплю-продажу электроэнергии, можно разделить на несколько групп:
1. АО-энергосбыты. Все сбытовые компании являются субъектами оптового рынка электрической энергии (мощности) и занимают доминирующее положение на розничных рынках. 70 энергосбытовых компаний, образованных в процессе реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации, в настоящее время включены в Реестр.
Необходимо отметить, что в 2007 г. 8 энергосбытовых компаний осуществляли деятельность по купле-продаже электрической энергии на территории нескольких субъектов Российской Федерации:
- ОАО "Алтайэнергосбыт" - на территории Алтайского края и Республики Алтай;
- ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" - на территории Хабаровского края, Амурской области, Приморского края, Еврейской автономной области;
- ОАО "Читинская энергосбытовая компания" - на территории Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (01.03.2008 г. образован новый субъект Российской Федерации - Забайкальский край, в состав которого вошли Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ);
- ОАО "Иркутскэнерго" (с 1.01.2008 - ООО "Иркутская энергосбытовая компания") - на территории Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа;
- ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" - на территории Республики Адыгея и Краснодарского края;
- ОАО "Петербургская сбытовая компания" - на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" - на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа;
- ОАО "Мосэнергосбыт" - на территории Москвы и Московской области.
2. Независимые энергосбытовые компании, являющиеся субъектами оптового рынка электрической энергии и действующие, как правило, в интересах крупных потребителей электрической энергии - юридических лиц.
Необходимо отметить 6 таких энергосбытовых организаций, действующих на территории нескольких субъектов Российской Федерации:
- ООО "Русэнергосбыт" (г. Москва), осуществляет деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии на территории 33 субъектов Российской Федерации, в том числе по границам балансовой принадлежности электрических сетей соответствующих филиалов ОАО "РЖД";
- ООО "Транснефтьсервис С" (г. Москва), осуществляет деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии на территории 35 субъектов Российской Федерации. В 2007 г. ООО "Транснефтьсервис С" имело узкоспециализированную направленность деятельности - сбыт электроэнергии в местах расположения инфраструктурных подразделений (НПС), обеспечивающих функционирование магистральных нефтепроводов;
- ЗАО "ТРАНССЕРВИСЭНЕРГО" (г. Москва), осуществляет деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) на территории 2 субъектов Российской Федерации: Брянская и Тверская области. Доля данного хозяйствующего субъекта в границах Брянской области составляла 1,56%, в границах Тверской области - 5,12%;
- ООО "Нижноватомэнергосбыт" (г. Нижний Новгород), осуществляет энергоснабжение крупных потребителей (юридических лиц) оптового рынка электроэнергии на территории Республики Адыгея, Волгоградской, Воронежской, Нижегородской областях и Республике Удмуртия. Доля данного хозяйствующего субъекта в границах соответствующих субъектов составляла в 2007 г. менее 2%, за исключением Воронежской области, где доля ООО "Нижноватомэнергосбыт" составляет 2,4%, и Волгоградской области, где доля ООО "Нижноватомэнергосбыт" составляет 8,2%;
- ЗАО "МАРЭМ+" (г. Москва), предоставляет услуги по электроснабжению промышленных предприятий с оптового рынка электроэнергии на территории Тверской и Челябинской областей, Краснодарского и Алтайского краев. Доля данного хозяйствующего субъекта на соответствующих субъектах составляла в 2007 г. менее 2%;
- ООО "Мечел-Энерго" входит в группу лиц ОАО "МЕЧЕЛ", являющейся одной из ведущих российских компаний в горнодобывающей и металлургической отраслях. ООО "Мечел-Энерго" осуществляет энергоснабжение крупных потребителей (юридических лиц) с оптового рынка электроэнергии на территории Оренбургской, Кемеровской и Челябинской, областей, а также Республики Удмуртия. Доля ООО "Мечел-Энерго" в географических границах соответствующих областей (республике) составляет менее 2%, за исключением Кемеровской области, где доля ООО "Мечел-Энерго" составляет 4,7%;
3. Прочие сбытовые компании, не являющиеся субъектами оптового рынка (в т.ч. муниципальные предприятия).
Данные компании могут приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, действующего на данной территории, или у других энергосбытовых компаний, либо у розничных производителей электрической энергии. Затем сбытовые компании рассматриваемой группы продают электрическую энергию своим потребителям. Ряд компаний являются так называемыми гарантирующими поставщиками второго уровня. Как правило, все компании данной группы занимают доминирующее положение на локальных розничных рынках электрической энергии по границам балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей сетевой организации.
Оценка состояния конкурентной среды на розничных рынках электроэнергии
Картина состояния конкурентной среды в регионах России в целом является схожей и по сравнению с 2006 г. существенно не изменилась: АО-энергосбыты занимают долю на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии более 75% на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в большинстве регионов их доля близка к 100%.
Все АО-энергосбыты обладают статусом гарантирующего поставщика.
При этом в ряде регионов только АО-энергосбыт является субъектом оптового рынка электрической энергии и все остальные гарантирующие поставщики покупают электроэнергию у него.
В некоторых регионах процесс реструктуризации электроэнергетики сопровождался возрастанием рыночной доли и усилением доминирования главного гарантирующего поставщика электроэнергии в регионе АО-энергосбытов.
Например, в Республике Алтай доля ОАО "Алтайэнергосбыт" в лице филиала "Горно-Алтайский" возросла по сравнению с 2006 г. на 32,51% (с 64,79% до 97,3%). Это произошло потому, что 2007 г. происходило подключение к энергоснабжению новых объектов, а также потому, что энергоснабжающая организация МУП "Горэлектросети" г. Горно-Алтайска, ранее совмещавшая функции по поставке и передаче электроэнергии в административных границах г. Горно-Алтайска, в соответствии с требованиями законодательства о разделении видов деятельности передала функции купли-продажи электроэнергии филиалу "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт", оставив за собой только деятельность по оказанию услуг по передаче электроэнергии.
В Амурской области в 2007 г. доля ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в общем объеме розничной продажи электроэнергии конечным потребителям Амурской области увеличилась на 1,95% по сравнению с 2006 г. В основном этом произошло за счет поглощения ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" других энергоснабжающих организаций.
В Архангельской области возрастание рыночной доли и усиление доминирования основного гарантирующего поставщика электроэнергии в регионе ОАО "Архангельская сбытовая компания" обусловлены тем, что ряд энергоснабжающих организаций Архангельской области, ранее совмещавших функции по поставке и передаче электроэнергии, в соответствии с требованиями законодательства о разделении видов деятельности передали функции по купле-продаже электроэнергии ОАО "Архангельская сбытовая компания", оставив за собой только услуги по передаче электроэнергии.
Большинство потребителей электроэнергии в настоящее время не имеют возможности выбрать энергосбытовую компанию, альтернативную той, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель (ввиду отсутствия технической возможности). Это приводит к формированию "локальных" рынков купли-продажи электрической энергии (мощности), географические границы которых определяются протяженностью сетей, принадлежащих сетевой организации, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с соответствующей энергосбытовой компанией (такая энергосбытовая компания занимает на таком "локальном" рынке 100%-ую долю).
Розничные рынки купли-продажи (поставки) электрической энергии относятся к потенциально конкурентной сфере деятельности, в условиях, если продажа электроэнергии осуществляется несколькими энергосбытовыми организациями в зоне деятельности гарантирующего поставщика, на одной и той же территории в границах сетей соответствующей сетевой организации.
В связи с этим необходимо отметить, что в ряде регионов наблюдается тенденция развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии, выразившаяся в появлении независимых энергосбытовых компаний, продающих покупаемую ими на оптовом рынке электроэнергию на розничном рынке, наряду с гарантирующими поставщиками. Подобная ситуация наблюдается, например, в Алтайском крае, Кемеровской области, Красноярском крае и в Республике Марий Эл.
Необходимо обратить внимание на имевший место случай лишения энергосбытовой компании статуса гарантирующего поставщика. Так, в Республике Марий Эл органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов было принято решение о лишении статуса гарантирующего поставщика ОАО "Роскоммунэнерго" в лице филиала "Йошкар-Ола Энергосбыт". В настоящее время решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов обжаловано ОАО "Роскоммунэнерго" в суде.
По результатам расчетов территориальными органами ФАС России количественных показателей структуры рынка - коэффициентов концентрации и коэффициентов индекса Герфиндаля-Гиршмана установлено, что в 2007 году региональные розничные рынки купли-продажи электрической энергии характеризовались высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией.
На основе данных, представленных территориальными органами ФАС России, в целом, по всем субъектам Российской Федерации можно сделать вывод о высокой концентрации на розничных рынках электрической энергии в условиях неразвитой конкуренции.
Барьеры входа на рынок
Территориальными органами ФАС России выделены следующие барьеры входа на рынок:
1) административные барьеры:
- требование постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 996, согласно которому первый очередной конкурс на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика по каждой определенной в установленном порядке зоне деятельности гарантирующего поставщика проводится не ранее 2010 года;
- неутверждение Минэнерго России Правил проведения внеочередных конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика, включающие типовую конкурсную документацию, в нарушение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 996 (установлен срок до 1 мая 2008 г.);
2) экономические барьеры:
- необходимость соблюдения требований пункта 76 Правил, в соответствии с которым при переходе на обслуживание от гарантирующего поставщика к иной энергосбытовой организации потребитель обязан возместить убытки гарантирующего поставщика, в связи с чем маловероятно перезаключение договоров на поставку электроэнергии на розничных рынках в течение календарного года;
- высокая стоимость затрат на установление автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, необходимой для выхода на оптовый рынок электроэнергии;
- несвоевременная оплата потребителями покупаемой электроэнергии;
- наличие проблемы бездоговорного или безучетного потребления электроэнергии;
- сохранение перекрестного субсидирования;
- долги предприятий ЖКХ за потребленную электроэнергию;
- большие коммерческие потери (по данным компании "McKinsey", 4,0% по сравнению с 0,4% в Европе );
- необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности.
3) технологические барьеры:
- отсутствие автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии, которая необходима для выхода на оптовый рынок электроэнергии;
- большие технологические потери (по данным компании "McKinsey", 9-11% по сравнению с 7% в Европе ).
Экономические и технологические барьеры выхода на розничные рынки электроэнергии вряд ли можно назвать преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).
Распространенные нарушения на розничных рынках электрической энергии
Основная часть жалоб, рассмотренных территориальными органами ФАС России, подана потенциальными участниками оптового, розничных рынков электроэнергии на действия АО-энерго (энергосбытовых, электросетевых компаний). Действия (бездействие) данных компаний направлены на недопущение независимых потребителей на оптовый, розничные рынки электроэнергии (мощности). Самые распространенные нарушения выражаются в:
- отказе (уклонении) от заключения договора купли-продажи электрической энергии (розничный рынок);
- отказе (уклонении) от заключения договора на передачу электроэнергии (электросетевая компания АО-энерго);
- отказе (уклонении) от заключения соглашения об информационном обмене, а также иных обязательных договоров (трехсторонних соглашений, изменений в договор энергоснабжения необходимых для подписания смежными субъектами оптового рынка), необходимых для допуска к торгам на оптовом рынке электрической энергии (мощности);
- включение в договор невыгодных для потребителей условий;
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования: авансовые платежи, применение штрафных санкций за превышение (недобор) заявленной мощности; оплата расходов на поддержание в рабочем состоянии электрических сетей и установок абонента в процентном отношении от стоимости потребленной электроэнергии.
Также имеют место факты недобросовестной конкуренции со стороны энергосбытовых компаний. Например, Воронежским УФАС России были расценены как недобросовестная конкуренция действия ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" по отношению к МУП "Борисоглебская энергосбытовая компания", выразившиеся в введении в заблуждение потребителей (покупателей) электрической энергии, находящихся в зоне деятельности гарантирующего поставщика МУП "Борисоглебская энергосбытовая компания" в отношении возможности заключения договоров поставки электрической энергии с другим гарантирующим поставщиком (ОАО "Воронежская энергосбытовая компания") в пределах зоны деятельности МУП "Борисоглебская энергосбытовая компания".
Выводы
1. В целом необходимо отметить, что постепенно внедряются механизмы, предусмотренные Правилами функционирования розничных рынков, наблюдается определенное развитие розничных рынков электрической энергии, упорядочиваются отношения между различными участниками розничных рынков электрической энергии.
2. По результатам проведенного анализа установлено, что доминирующее положение на розничных рынках электроэнергии в пределах административных границ субъектов Российской Федерации занимают энергосбытовые компании, выделенные в результате реорганизации АО-энерго, с долей более 75% (в большинстве регионов доля близка к 100%). При этом в отдельных регионах отмечается увеличение их доли на рынках. Доля независимых энергосбытовых компаний, не являющихся гарантирующими поставщиками, малозначительна и, как правило, не превышает 10% в соответствующих границах рынка.
3. В результате анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) было установлено доминирующее положение 270 компаний, из которых:
- 183 уже включены в Реестр;
- в отношении 87 сбытовых компаний со стороны территориальных органов ФАС России поступили предложения об их включении в Реестр;
- в отношении 10 энергосбытовых компаний со стороны территориальных органов ФАС России поступили предложения об их исключении из Реестра.
4. На розничных рынках электрической энергии увеличивается присутствие независимых энергосбытовых компаний, появляющихся, в том числе в результате приватизации энергокомпаний с государственным участием.
Однако необходимо отметить, что розничные рынки электрической энергии во всех субъектах Российской Федерации все еще характеризуются высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции. Кроме того, в случаях, когда потребители электроэнергии не имеют возможности выбрать энергосбытовую компанию, альтернативную той, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель, происходит формирование "локальных" рынков купли-продажи электрической энергии (мощности).
5. Вместе с тем, следует отметить возросшую возможность заключения прямых договоров с энергоснабжающими организациями собственниками участков, располагаемых в коттеджных поселках, что в большей степени способствует развитию конкуренции на "локальных" рынках купли - продажи электрической энергии.
6. Медленное развитие розничных рынков электрической энергии обусловлено, в том числе ограниченностью преобразований в сфере электроэнергетики только отделением функции по сбыту электроэнергии от естественно-монопольных видов деятельности и передачей прав по снабжению потребителей частным собственникам посредством продажи акций АО-энергосбытов.
7. Необходимо решение проблемы применения метода расчета тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность), поставляемую субъектам розничного рынка электроэнергии, исходя из дифференцированных ставок в зависимости от числа часов использования заявленной мощности (далее - ЧЧИ), в условиях существующего механизма перекрестного субсидирования.
Применение ЧЧИ для групп потребителей, у которых диапазон годового числа часов использования заявленной мощности составляет до 2000 и до 3000 часов в год (прежде всего, население и бюджетные учреждения), может привести к резкому росту тарифов (цен) на электрическую энергию.
В связи с этим представляется нецелесообразным учитывать данные обстоятельства при принятии решений о применении ЧЧИ до изменения существующего механизма перекрестного субсидирования.
8. Анализ деятельности субъектов розничных рынков электрической энергии (мощности) показывает, что в настоящее время сохраняется необходимость разработки новых и совершенствования действующих нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики, устанавливающих, в том числе правила проведения очередных и внеочередных конкурсов по присвоению статуса гарантирующего поставщика в целях создания предпосылок для развития конкуренции на первом этапе за стутас гарантирующего поставщика.
9. Необходимо усиление антимонопольного контроля действий (бездействия) субъектов электроэнергетики, являющихся участниками оптового рынка электрической энергии, в части соблюдения ими законодательных требований к порядку подписания договоров купли-продажи, соглашений об информационном обмене и пр. с энергосбытовыми компаниями, осуществляющими деятельность на розничных рынках электрической энергии.
10. Также необходимо обратить внимание на складывающуюся судебную практику по делам, связанным с отказом гарантирующих поставщиков заключать договоры с энергосбытовыми организациями на условиях публичного договора. Суды при рассмотрении дел толкуют правовые нормы, устанавливающие правило о публичности заключаемого гарантирующим поставщиком договора купли-продажи (поставки) электрической энергии, как правило, применимое только в отношениях гарантирующих поставщиков с конечными потребителями электроэнергии, но не со сбытовыми организациями.
Подобное толкование правовых норм в конечном итоге приводит к прекращению деятельности энергосбытовых организаций, не являющихся участниками оптового рынка электрической энергии. При этом данная позиция судов не может служить основанием неприменения норм статьи 10 Закона о защите конкуренции в части обязательности для доминирующего субъекта заключения договора и активнее применять данную практику в целях защиты интересов энергосбытовых компаний и развития конкуренции на розничных рынках.
В настоящее время наметилась положительная тенденция в изменении указанной судебной практики. Так, 13.11.2008 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтвердил, что уклонение от заключения договора купли-продажи электрической энергии путем необоснованного требования у энергосбытовой организации документов, не предусмотренных пунктом 62 Правил функционирования розничных рынков, является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь