О ситуации на российском рынке топлива. Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы

31 июля 2009, 16:46

В адрес Президента России, Правительства и Федеральной антимонопольной службы поступают многочисленные обращения граждан по поводу наблюдаемого практически во всех регионах страны роста розничных цен на автомобильное топливо. Многие граждане, обращаясь в высшие органы власти Российской Федерации, требуют ввести государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо.
Также граждане указывают на недостаточное, с их точки зрения, снижение розничных цен на нефтепродукты по сравнению с уровнем падения мировых цен на нефть, которая является основной статьей затрат на производство автомобильного топлива.
Федеральная антимонопольная служба отвечает на поставленные вопросы в пределах своей компетенции.
Вопрос: Почему государство не регулирует цены на такой социально значимый продукт, как бензин?
Действующими законами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.
Вопрос: Россия добывает нефть. Почему во многих странах, например, в США цены на бензин ниже, хотя эти страны импортируют нефть?
Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь - оптовые) в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально интегрированными нефтяными компаниями - т.н. ВИНК и их дочерними структурами. Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий.
Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).
Вопрос: Почему в последнее время выросли цены на заправках? Как ФАС России планирует действовать в сложившейся ситуации?
Сегодня на розничных ценах на топливо отражается произошедший в мае-июне всплеск оптовых цен, поскольку происходит реализация продукции, закупленной по завышенным ценам.
Первое повышение нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года оптовых цен на нефтепродукты (наряду с иными факторами) привело к замедлению снижения цен на нефтепродукты в рознице, а второе повышение нефтяными компаниями в мае-июне 2009 года оптовых цен - к росту розничных цен на нефтепродукты. При этом доходность розничной реализации автомобильного топлива в период с января по июль 2009 года существенно снизилась - например, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем по России снизилась с 6 рублей 91 копейки с литра до 1 рубля 5 копеек.
В случае выявления необоснованного роста цен на региональных оптовых и розничных рынках, территориальные управления ФАС России также возбуждают дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов, реализующих нефтепродукты в опте, мелком опте и рознице.
Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне 2009 года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит и спровоцировали ажиотажный спрос со стороны перепродавцов автомобильного топлива. Это привело к резкому и практически единовременному повышению оптовых цен и явилось причиной роста розничных цен в регионах Российской Федерации.
ФАС России квалифицировала эти действия крупнейших нефтяных компаний - ОАО "Лукойл", ОАО "НК Роснефть", ОАО "ТНК-ВР Холдинг" и ОАО "Газпром нефть" - как очередные нарушения статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции". В настоящий момент уже приняты решения о признании ОАО "НК Роснефть", ОАО "ТНК-ВР Холдинг" и ОАО "Газпром нефть" нарушившими антимонопольное законодательство в первую половину 2009 года, компании будут привлечены к административной ответственности с учетом повторного совершения нарушения законодательства.
Вопрос: Какие рыночные факторы оказывают влияние на стоимость топлива?
При оценке обоснованности уровня цен на автомобильное топливо необходимо также обратить внимание на следующие объективные обстоятельства:
При сопоставлении динамики цен на нефтепродукты с уровнем падения мировых цен на нефть нельзя не учитывать изменения курса российской валюты и установленную величину вывозной пошлины, поскольку цена нефти на внутреннем рынке формируется на основе мировых цен.
Существенное влияние на ценообразование оказывают также европейские цены на нефтепродукты - производители могут выбирать между поставкой на внутренний рынок и экспортом, и в случае превышения потенциальной доходности экспорта, предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке уменьшается, что приводит к росту цен.
Вопрос: Какие полномочия есть у ФАС России для пресечения нарушений на рынке топлива?
ФАС России и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионах.
ФАС России, действуя на основе Федерального закона "О защите конкуренции", пресекает злоупотребления со стороны монополистов (хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара). Нарушения в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.
В соответствии со своими полномочиями, на основании норм ФЗ "О защите конкуренции", при выявлении факта ценового сговора, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, ФАС России и ее территориальные органы выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции, а также налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.
Вопрос: Что уже сделано для борьбы с монополистами?
Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:
ОАО "ТНК-ВР Холдинг" - 1 112 448 795,36 рублей,
ОАО "Газпром нефть" - 1 356 560 819,53 рублей,
ОАО "ЛУКОЙЛ" - 1 443 072 960,13 рублей,
ОАО "НК "Роснефть" - 1 508 688 396,37 рублей
По делам в регионах совокупный размер штрафов приближается к 1,5 млрд. рублей.
Кроме того, законность и обоснованность решений антимонопольных органов во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебные инстанции, десятки других - арбитражными и апелляционными судами.
Вопрос: Где можно получить информацию о ситуации на рынке бензина в моем регионе?
Учитывая, что тенденции по изменению цен на топливо в регионах России носят схожий характер, ФАС России размещает на своем сайте материалы о ситуации на рынках нефтепродуктов, возбужденных делах и принятых решениях, а также на сайтах соответствующих территориальных управлений (адреса и контакты можно найти здесь).

см. также - разъяснения от 10 марта 2009 г.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь