Анализ функционирования розничного рынка электрической энергии и мощности в 2008 году

28 декабря 2009, 11:36

Во исполнение пункта 5 приказа ФАС России от 06.02.2008 № 28 "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы", территориальные органы ФАС России провели анализ состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности) (далее - Анализ) на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Настоящий Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 (далее - Порядок проведения анализа), и Методическими рекомендациями по проведению анализа розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденными Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков 26.12.2008 (далее - Методические рекомендации), в целях установления доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков), осуществляющих деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, с последующим внесением соответствующих изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр).
1.Общие положения
Основные нормативные правовые акты, используемые при проведении анализа розничного рынка электрической энергии (мощности):
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);
- Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон);
- Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон об особенностях функционирования электроэнергетики);
- Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила функционирования розничных рынков), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530.
Целью проведения Анализа является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков), осуществляющих деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, с последующим их включением в Реестр.
В качестве временного интервала исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) установлен 2008 год. При этом, в связи с изменением количественного состава участников розничного рынка электрической энергии (мощности) на территории Амурской области временным интервалом являлся 2008 год и 1 полугодие 2009 года.
Для проведения Анализа территориальные органы ФАС России в качестве исходной информации использовали данные, представленные территориальными органами Федеральной службы государственной статистики, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также была использована информация, размещенная на официальных сайтах в сети "Интернет" органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Продуктовые и географические границы рынка электрической энергии (мощности) при проведении Анализа были определены в соответствии с Методическими рекомендациями.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, розничный рынок электрической энергии (мощности) принадлежит к разделу Е "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды", подразделу ЕА "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды", классу 40 "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды", группе 40.13 "Распределение электроэнергии и торговля электроэнергией", подгруппе 40.13.2 "Торговля электроэнергией". Эта группировка включает: продажу электроэнергии потребителям; деятельность посредников и агентов, которые организуют сделки по продаже электроэнергии, передаваемой по распределительным системам, направляемым другими лицами.
В связи с тем, что в настоящее время ОКВЭД не предусматривает такой вид экономической деятельности как купля-продажа электрической энергии, в целях применения всеми территориальными органами ФАС России единообразной терминологии, продуктовые границы товарного рынка определялись в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков, и/или договором, заключенным между потребителями и соответствующей энергосбытовой организацией, а именно как "электрическая энергия (мощность)".
Такой товар, как электрическая энергия, не является взаимозаменяемым товаром. Кроме того, производство, купля-продажа и потребление электрической энергии на розничных рынках осуществляется одновременно с мощностью. На розничном рынке, в отличие от оптового рынка, электрическая энергия и мощность продаются и покупаются совместно и оплачиваются одновременно. В связи с этим невозможно рассматривать розничный рынок электрической энергии и розничный рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.
Географические границы товарного рынка соответствуют границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в порядке, установленном Правилами функционирования розничных рынков.
Так, географическими границами деятельности энергосбытовых организаций, созданных в результате реорганизации АО-энерго (далее - АО-энергосбыт), являются административные границы соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае если на территории субъекта Российской Федерации осуществляют деятельность несколько энергосбытовых компаний, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, географическими границами деятельности данных компаний являются границы, определенные уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктами 54 и 55 Правил функционирования розничных рынков, а именно:
- для организаций, являющихся участниками оптового рынка, зона деятельности определяется по точкам (группам точек) поставки, зарегистрированным на оптовом рынке электрической энергии;
- для организаций, не являющихся участниками оптового рынка, зона деятельности определяется по границе балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители.
2. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничных рынках электрической энергии (мощности)
На розничных рынках электрической энергии (мощности) в 2008 г. в качестве продавцов осуществляли деятельность организации различных форм собственности: открытые акционерные общества, закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, федеральные, региональные и муниципальные унитарные предприятия.
Электрическая энергия (мощность) в 2008 г. поставлялась потребителям (обслуживающим их покупателям) гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми организациями.
При этом в 2008 г. на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, потребители на розничном рынке электроэнергии (за исключением граждан-потребителей и исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению) оплачивали часть объема электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам), а другую - по свободным (нерегулируемым) ценам, транслированным с оптового рынка электрической энергии. Поставка электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям и приравненным к ним группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления, а исполнителям коммунальной услуги по электроснабжению - в объемах электрической энергии (мощности), осуществлялась по регулируемым ценам (тарифам).
На территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, потребители, в том числе граждане-потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению, оплачивали весь объем приобретаемой электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам).
3. Результаты анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности)
Территориальными органами ФАС России исследовано состояние конкурентной среды в 83 субъектах Российской Федерации. Всего проанализирована деятельность около 540 энергосбытовых компаний, из них 260 имеют статус гарантирующего поставщика.
Кроме того, 14 энергосбытовых компаний были исключены из Реестра. Исключение энергосбытовых компаний из Реестра осуществлялось в связи с тем, что энергосбытовые компании фактически прекратили деятельность по купле-продаже (поставке) электроэнергии в результате реорганизации вследствие необходимости соблюдения законодательных требований о разделении видов деятельности в электроэнергетике, либо в силу признания их судом несостоятельными (банкротом), или в связи с передачей прав собственности или аренды на имущественный комплекс другим энергосбытовым компаниям. Например, в Амурской области МУП "Городская энергосбытовая компания" и ООО "Свет", которые являлись гарантирующими поставщиками, передали функции по купле-продаже (поставки) электроэнергии ОАО "Дальневосточная энергетическая компания". Прекратили деятельность на розничном рынке электроэнергии МУП ЖКХ Зейского района "Надежда" и МУП "ЖКХ с.Дактуй" (в результате признания их судом банкротами). Вместо них гарантирующими поставщиками стали ООО "Сервис-Транспорт" и ООО "Темп" соответственно.
Географические границы рынка.
Практически во всех регионах энергосбытовые компании, образованные в процессе реформирования АО-энерго (АО-энергосбыты), действуют в географических границах соответствующего субъекта Российской Федерации. Зона деятельности иных энергосбытовых компаний определяется по границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители. В результате, в пределах одного субъекта Российской Федерации формируются несколько локальных рынков (в основном в границах муниципальных образований). К примеру, в Хабаровском крае определено 43 локальных рынка, по границам муниципальных районов и городских округов, и все они являются высококонцентрированными.
Субъектный состав розничных рынков.
Организации, осуществляющие куплю-продажу электроэнергии, можно разделить на несколько групп:
1. АО-энергосбыты. Все сбытовые компании являются субъектами оптового рынка электрической энергии (мощности) и занимают доминирующее положение на розничных рынках. 70 энергосбытовых компаний, образованных в процессе реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации, в настоящее время включены в Реестр.
Необходимо отметить, что в 2008 г. некоторые энергосбытовые компании осуществляли деятельность по купле-продаже электрической энергии на территории нескольких субъектов Российской Федерации:
- ОАО "Алтайэнергосбыт" - на территории Алтайского края и Республики Алтай;
- ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" - на территории Хабаровского края, Амурской области, Приморского края, Еврейской автономной области;
- ОАО "Читинская энергосбытовая компания" - на территории Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (01.03.2008 г. образован новый субъект Российской Федерации - Забайкальский край, в состав которого вошли Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ);
- ООО "Иркутская энергосбытовая компания" - на территории Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа;
- ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" - на территории Республики Адыгея и Краснодарского края;
- ОАО "Петербургская сбытовая компания" - на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" - на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа;
- ОАО "Мосэнергосбыт" - на территории Москвы и Московской области.
2. Независимые энергосбытовые компании, являющиеся субъектами оптового рынка электрической энергии и действующие, как правило, в интересах крупных потребителей электрической энергии - юридических лиц.
Необходимо отметить следующие энергосбытовые организации, действующие на территории нескольких субъектов Российской Федерации:
- ООО "Русэнергосбыт" (г. Москва), осуществляет деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии на территории 45 субъектов Российской Федерации, в том числе по границам балансовой принадлежности электрических сетей соответствующих филиалов ОАО "РЖД";
- ООО "Русэнергоресурс" (г.Москва), осуществляет деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии на территории 39 субъектов Российской Федерации;
- ОАО "Межрегионэнергосбыт" (г.Москва), осуществляет деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в 33 субъектах Российской Федерации;
- ОАО "Сибурэнергоменеджмент" (г.Воронеж), осуществляет деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии на территории 13 субъектов Российской Федерации;
- ООО "РН-Энерго" (г.Москва), осуществляет деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии на территории 6 субъектов Российской Федерации;
- ООО "Торговый дом "Энергосервис" (г.Москва), осуществляет деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии на территории 7 субъектов Российской Федерации
- ООО "Транснефтьсервис С" (г. Москва), осуществляет деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии на территории 34 субъектов Российской Федерации;
- ООО "Мечел-Энерго" входит в группу лиц ОАО "МЕЧЕЛ", являющейся одной из ведущих российских компаний в горнодобывающей и металлургической отраслях. ООО "Мечел-Энерго" осуществляет энергоснабжение крупных потребителей (юридических лиц) с оптового рынка электроэнергии на территории Оренбургской, Кемеровской и Челябинской, областей, а также Республики Удмуртия. Доля ООО "Мечел-Энерго" в географических границах соответствующих областей (республике) составляет менее 2%, за исключением Кемеровской области, где доля ООО "Мечел-Энерго" составляет 4,05%;
3. Прочие сбытовые компании, не являющиеся субъектами оптового рынка (в том числе муниципальные предприятия). Данные компании могут приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, действующего на данной территории, или у других энергосбытовых компаний, либо у розничных производителей электрической энергии. Затем сбытовые компании рассматриваемой группы продают электрическую энергию своим потребителям. Ряд компаний являются так называемыми гарантирующими поставщиками второго уровня. Как правило, все компании данной группы занимают доминирующее положение на локальных розничных рынках электрической энергии по границам балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей сетевой организации.
Оценка состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности)
Картина состояния конкурентной среды в регионах России в целом является схожей по сравнению с 2007 годом: АО-энергосбыты занимают долю на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии более 75% на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в большинстве регионов их доля близка к 100%. Все АО-энергосбыты обладают статусом гарантирующего поставщика. При этом в ряде регионов только АО-энергосбыт является субъектом оптового рынка электрической энергии и все остальные гарантирующие поставщики покупают электроэнергию у него. В некоторых регионах произошло возрастание рыночной доли главного гарантирующего поставщика электроэнергии, в том числе за счет поглощения энергосбытовых компаний.
Например, в Республике Алтай доля главного гарантирующего поставщика ОАО "Алтайэнергосбыт" в лице филиала "Горно-Алтайский" возросла по сравнению с 2007 г. на 2,42% (с 97,3% до 99,72%; в 2006г. - 64,79%). Это произошло потому, что 2007-2008гг. происходило подключение к энергоснабжению новых объектов, а также потому, что энергоснабжающая организация МУП "Горэлектросети" г. Горно-Алтайска, ранее совмещавшая функции по поставке и передаче электроэнергии в административных границах г. Горно-Алтайска, в соответствии с требованиями законодательства о разделении видов деятельности, в 2007г. передала функции купли-продажи электроэнергии филиалу "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт", оставив за собой только деятельность по оказанию услуг по передаче электроэнергии.
В 2008 г. и 1 квартале 2009 г. наблюдалось укрепление позиций ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" на розничном рынке Амурской области путем поглощения предприятий коммунальной энергетики Амурской области. ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" занимало лидирующее положение по объемам продаж электроэнергии конечным потребителям Амурской области.
В Архангельской области возрастание рыночной доли и усиление доминирования основного гарантирующего поставщика электроэнергии в регионе ОАО "Архангельская сбытовая компания" обусловлены тем, что ряд энергоснабжающих организаций Архангельской области, ранее совмещавших функции по поставке и передаче электроэнергии, в соответствии с требованиями законодательства о разделении видов деятельности передали функции по купле-продаже электроэнергии ОАО "Архангельская сбытовая компания", оставив за собой только услуги по передаче электроэнергии.
Значительное увеличение доли ОАО "Ярославская сбытовая компания" по сравнению с долей на рынке в 2007г. (с 45,58% до 61,46%) произошло в связи с тем, что две энергосбытовые компании утратили статус гарантирующих поставщиков и прекратили деятельность на розничном рынке купле-продаже (поставке) электрической энергии с передачей указанной деятельности ОАО "Ярославская сбытовая компания".
Большинство потребителей электроэнергии в настоящее время не имеют возможности выбрать энергосбытовую компанию, альтернативную той, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель (ввиду отсутствия технической возможности). Это приводит к формированию "локальных" рынков купли-продажи электрической энергии (мощности), географические границы которых определяются протяженностью сетей, принадлежащих сетевой организации, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с соответствующей энергосбытовой компанией (такая энергосбытовая компания занимает на таком "локальном" рынке 100%-ую долю).
Розничные рынки купли-продажи (поставки) электрической энергии относятся к потенциально конкурентной сфере деятельности, в условиях, если продажа электроэнергии осуществляется несколькими энергосбытовыми организациями в зоне деятельности гарантирующего поставщика, на одной и той же территории в границах сетей соответствующей сетевой организации. В связи с этим необходимо отметить, что в ряде регионов наблюдается тенденция развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии, выразившаяся в появлении независимых энергосбытовых компаний, продающих покупаемую ими на оптовом рынке электроэнергию на розничном рынке, наряду с гарантирующими поставщиками.
Подобная ситуация наблюдается, например, в Алтайском крае, Кемеровской области, Красноярском крае и Вологодской области.
Рынок Вологодской области, по мнению Вологодского УФАС России, участниками которого являются 11 организаций, является конкурентным. При этом значительную долю рынка занимает ОАО "Вологодская сбытовая компания". Причиной этому факту является наличие у ОАО "Вологодская сбытовая компания" в качестве контрагентов крупных организаций с энергоёмким производством. Доля ОАО "Вологодская сбытовая компания" по сравнению с 2007 г. снизилась с 87% до 83%.
С 01.04.2006 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещено совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с 01.07.2008 - группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
В целях обеспечения реализации указанных требований не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
ФАС России осуществляет контроль за выполнением хозяйствующими субъектами запретов, установленных Законом об особенностях функционирования электроэнергетики, также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, имеющим право принимать решения о принудительной реорганизации юридических лиц (в форме разделения или выделения), а также обращаться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей в случае несоблюдения ими запрета, установленного законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Запрет на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике означает, что аффилированные между собой лица в границах одной ценовой зоны оптового рынка не могут иметь одновременно в собственности, в аренде или в ином допускаемом законом владении и пользовании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии. В случае существования или возникновения такой ситуации, любой из соответствующих имущественных комплексов должен быть отчужден лицу, не аффилированному с лицом, отчуждающим имущество.
При отказе от добровольного отчуждения, оно должно быть произведено в принудительном порядке по инициативе антимонопольного органа с принятием соответствующего решения судом.
При этом необходимо учесть, что реорганизация юридического лица не влечет окончательное разрешение проблемы, поскольку при такой реорганизации в форме выделения или разделения, все соответствующие юридические лица, как правило, будут являться аффилированными между собой лицами. Соответственно, необходимо предложить некоторый дополнительный механизм выведения деятельности и обеспечивающего ее имущества за пределы множества аффилированных лиц по окончании реорганизации.
В настоящее время контроль со стороны антимонопольного органа осуществляется исключительно в отношении отдельных и самостоятельных хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц). Эти меры не могут считаться системным решением проблемы в отношении контроля за соблюдением запрета среди группы лиц и аффилированных лиц, в том числе вследствие исключительно широкого определения в законе указанных понятий, а также территориальной значительности ценовых зон оптового рынка (в настоящее время существуют две ценовые зоны оптового рынка - зона Европы и Урала и зона Сибири, объединяющая значительное количество субъектов Российской Федерации). Реализация запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике аффилированных лиц требует определения новых подходов к осуществлению антимонопольным органом возложенных на него контрольных и правоприменительных функций.
В Законе об особенностях функционирования электроэнергетики не установлены последствия несоблюдения запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике, в случае если соблюдение указанного запрета не может быть обеспечено путем принудительной реорганизации юридического лица, а также не предусмотрено института (реестра владельцев прав на имущество, непосредственно используемого для осуществления естественно-монопольных видов деятельности, а также аффилированных с ними лиц), с помощью которого федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля за соблюдением указанного запрета, может выполнять возложенные на него функции.
В настоящее время отсутствует единообразие в судебной практике при разрешении споров о нарушении запрета, что вызвано, прежде всего, существованием пробелов в законодательном регулировании осуществляемых действий, направленных на соблюдение указанного запрета.
В настоящее время ФАС России разработана концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".
Необходимо также отметить, что в 2008 г. в ФАС России поступали обращения энергосбытовых организаций, не имеющих статуса гарантирующего поставщика, в которых указывается на дискриминационный характер механизма расчета за электрическую энергию, а именно: условие о предварительной оплате электрической энергии или условие об обеспечении исполнения обязательств по договору. Это может привести к ограничению конкуренции, необоснованному увеличению затрат промышленных потребителей, потере энергосбытовыми организациями клиентов, монополизации рынка сбыта гарантирующими поставщиками, нарушению принципа публичности договора, заключаемого гарантирующими поставщиками.
В то же время, аналогичные требования по осуществлению авансовых платежей конечными потребителями, приобретающими электрическую энергию (мощность) у гарантирующего поставщика электрической энергии, не предусмотрены, так же, как и авансовые платежи гарантирующих поставщиков на оптовом рынке электрической энергии и в адрес производителей электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
Независимые энергосбытовые компании будут вынуждены требовать осуществления авансовых платежей от обслуживаемых ими потребителей, что делает для последних покупку электроэнергии (мощности) у гарантирующего поставщика заведомо более привлекательной.
Положения о предоплате являются экономически неприемлемыми даже для крупных участников рынка, обеспечивающих надежное энергоснабжение таких системообразующих предприятий российской экономики, как нефтедобывающие предприятия ОАО "Роснефть".
Необходимо отметить, что постановлениями региональных тарифных органов на территории некоторых субъектов Российской Федерации, помимо действовавших с начала года двухставочных тарифов, в середине года вводятся в действие одноставочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии и мощности, несмотря на то, что срок действия утвержденных тарифов не может составлять менее 12 месяцев. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
В связи с этим, когда потребители услуг по передаче электрической энергии (гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, потребители электроэнергии) обращаются в сетевые организации с заявлением о выборе ими одноставочного тарифа в текущем периоде регулирования, сетевые организации отказывают в переходе на одноставочный тариф, который для многих потребителей является выгодным.
Таким образом, региональные тарифные органы ставят потребителей электрической энергии в заведомо невыгодное положение, фактически лишая их возможности пользоваться одноставочным тарифом, что в целом влияет на состояние конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности).
Для оценки состояния конкурентной среды в целом на розничных рынках электрической энергии (мощности) территориальными органами ФАС России производилась оценка количественных показателей. Использовался коэффициент рыночной концентрации (процентное отношение продаж определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов к общему объему продаж на данном товарном рынке) и определялся индекс Герфиндаля-Гиршмана (показывает сбалансированность хозяйствующих субъектов на товарном рынке).
По результатам расчетов, территориальными органами ФАС России установлено, что в 2008 году региональные розничные рынки купли-продажи электрической энергии (мощности) характеризовались высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией.
На этих данных можно сделать вывод о высокой концентрации на розничных рынках электрической энергии в условиях неразвитой конкуренции, характерной для всех субъектам Российской Федерации,
Барьеры входа на рынок.
Территориальными органами ФАС России выделены следующие барьеры входа на рынок:
1) административные барьеры:
- требование постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 996, согласно которому первый очередной конкурс на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика по каждой определенной в установленном порядке зоне деятельности гарантирующего поставщика проводится не ранее 2010 года;
- не утверждение до настоящего времени Минэнерго России Правил проведения внеочередных конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика, включающие типовую конкурсную документацию, в нарушение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 №996 (установлен срок до 01 мая 2008г.);
- государственное регулирование тарифов (сбытовых надбавок) гарантирующих поставщиков;
- несвоевременное утверждение региональными тарифными органами одноставочных тарифов, а также неутверждение ими тарифов для гарантирующих поставщиков без учета затрат на услуги по передаче электрической энергии.
2) экономические барьеры:
- необходимость соблюдения требований пункта 76 Правил, в соответствии с которым при переходе на обслуживание от гарантирующего поставщика к иной энергосбытовой организации потребитель обязан возместить убытки гарантирующего поставщика, в связи с чем маловероятно перезаключение договоров на поставку электроэнергии на розничных рынках в течение календарного года;
- высокая стоимость затрат на установление автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, необходимой для выхода на оптовый рынок электроэнергии;
- несвоевременная оплата потребителями покупаемой электроэнергии;
- наличие проблемы бездоговорного или безучетного потребления электроэнергии;
- сохранение перекрестного субсидирования;
- долги предприятий ЖКХ за потребленную электроэнергию;
- необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности;
- неэффективность функционирования сетевых транзитных организаций, обусловленная низким техническим уровнем, наличием бесхозных сетей, значительной удаленностью потребительских сетей от точек поставок, зарегистрированных на оптовом рынке электрической энергии;
- злоупотребление гарантирующими поставщиками рыночной властью в части ограничения выхода на рынок независимых энергосбытовых организаций, путем отказа от заключения договоров по причине того, что энергосбытовые компании не являются конечными потребителями.
3) технологические барьеры:
- отсутствие автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии, которая необходима для выхода на оптовый рынок электроэнергии.

Экономические и технологические барьеры выхода на розничные рынки электроэнергии вряд ли можно назвать преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).
Распространенные нарушения на розничных рынках электрической энергии
В 2008 году территориальными органами и Центральным Аппаратом ФАС России было рассмотрено 2982 заявления юридических и физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства на рынке электро-теплоэнергии. По результатам рассмотрения заявлений было возбуждено 996 дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынке электроэнергии. В 60 % возбужденных дел был установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, выдано 465 предписаний о прекращении нарушения.
Основная часть жалоб, рассмотренных территориальными органами ФАС России, подана потенциальными участниками оптового, розничных рынков электроэнергии на действия АО-энерго (энергосбытовых, электросетевых компаний). Действия (бездействие) данных компаний направлены на недопущение независимых потребителей на оптовый, розничные рынки электроэнергии (мощности). Самые распространенные нарушения выражаются в следующем:
- необоснованный отказ (уклонение) энергосбытовых и электросетевых компаний от заключения договора купли-продажи электрической энергии и договора оказания услуг по передаче электрической энергии соответственно;
- включение в договор невыгодных для потребителей условий;
- необоснованное прекращение подачи электроэнергии;
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
- отказ гарантирующего поставщика в заключении договора купли-продажи электрической энергии в связи с отсутствием утвержденного регулирующим органом тарифа.
Выводы
1. В результате анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности) было установлено доминирующее положение 260 компаний, из которых:
- 183 уже включены в Реестр;
- в отношении 57 сбытовых компаний со стороны территориальных органов ФАС России поступили предложения об их включении в Реестр;
- в отношении 14 энергосбытовых компаний со стороны территориальных органов ФАС России поступили предложения об их исключении из Реестра.
2. По результатам проведенного анализа установлено, что доминирующее положение на розничных рынках электроэнергии в пределах административных границ субъектов Российской Федерации занимают энергосбытовые компании, выделенные в результате реорганизации АО-энерго, с долей более 70% (в большинстве регионов доля близка к 100%). При этом в отдельных регионах отмечается увеличение их доли на рынках. Доля энергосбытовых компаний, не являющихся гарантирующими поставщиками, менее значительна и, как правило, не превышает 30% в соответствующих границах рынка.
3. Розничные рынки электрической энергии (мощности) во всех субъектах Российской Федерации характеризуются высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции.
4. Необходимо отметить существование различных подходов в судебной практике при разрешении споров о нарушении запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике.
Решением указанных проблем является внесение изменений в Закон об особенностях функционирования электроэнергетики, которыми следует:
- уточнить формулировки видов деятельности в электроэнергетике, совмещение которых запрещено;
- предусмотреть ведение антимонопольным органом реестра лиц, имеющих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, с включением в него сведений об аффилированных с ними лицах;
- установить, что в случае если соблюдение запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике не может быть обеспечено путем принудительной реорганизации юридического лица, последствием указанного несоблюдения должно быть принудительное отчуждение (продажа) прав на имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии, путем проведения открытого аукциона, который должен проводиться на основании судебного решения, принятого по заявлению антимонопольного органа.
5. В настоящее время также актуальной является необходимость разработки новых и совершенствования действующих нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики, устанавливающих, в том числе правила проведения очередных и внеочередных конкурсов по присвоению статуса гарантирующего поставщика.
6. Необходимо продолжать антимонопольный контроль за действиями субъектов электроэнергетики - гарантирующих поставщиков - являющихся участниками оптового рынка электрической энергии, в части соблюдения ими законодательных требований к порядку подписания договоров купли-продажи с энергосбытовыми компаниями, осуществляющими деятельность на розничных рынках электрической энергии, а также по включению в договоры условий предоплаты, которые будут носить дискриминационный характер в отношении энергосбытовых компаний.

Приложение

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь