Письмо Председателю Правительства России «О ситуации сложившейся с производством минеральных удобрений»

16 февраля 2006, 13:00

Правительство
Российской Федерации
О деятельности ОАО "Апатит"
Поручение Правительства Российской Федерации
от 20.01.2006 № СН-П9-161
Федеральная антимонопольная служба рассмотрела парламентский запрос Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову "О ситуации, сложившейся с производством минеральных удобрений" и докладывает в пределах своей компетенции.
Федеральный антимонопольный орган регулярно, начиная с 1997 года, осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при поставках производителям фосфорсодержащих минеральных удобрений апатитового концентрата, являющегося основным сырьем для их производства.
Крупнейшими потребителями апатитового концентрата в Российской Федерации являются ОАО "Акрон" (г. Великий Новгород) и ОАО "Дорогобуж" (пос. Верхнеднепровский, Смоленская обл.), ОАО "Минудобрения" (г. Россошь, Воронежская обл.), ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П.Константинова" (Кировская обл.).
Вместе с тем, на протяжении указанного периода участники группы лиц "Акрон", включающей в себя производителей фосфорсодержащих минеральных удобрений ОАО "Акрон" (г. Великий Новгород) и ОАО "Дорогобуж" (пос. Верхнеднепровский, Смоленская обл.), занимают, по мнению федерального антимонопольного органа, неконструктивную и контрпродуктивную позицию.
При этом группа "Акрон", как правило, направляет в федеральные и местные органы государственной власти искаженную информацию о поставках апатитового концентрата производства ОАО "Апатит", а также своих правовых взаимоотношениях с группой "ФосАгро".
Имеющейся в распоряжении ФАС России накопленный объем информации дает основание нам информировать о следующем.
ФАС России как орган, осуществляющий контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства, знает ситуацию на рынке апатитового концентрата и в течение ряда лет осуществляет все необходимые контрольные мероприятия предусмотренные требованиями антимонопольного законодательства.
Так, с целью достижения полного взаимопонимания между всеми участниками рынка апатитового концентрата, а также информирования о позиции федеральных органов исполнительной власти, МАП России еще в 2003 году провел специальное заседание коллегии, посвященное процессам экономической концентрации в промышленности минеральных удобрений. В указанном мероприятии приняли участие крупнейшие потребители апатитового концентрата, производители указанного сырья, а также представители заинтересованных органов исполнительной власти. Принятая в результате обсуждения позиция МАП России не вызвала возражений ни одного из участников заседания коллегии.
По ее результатам были приняты конкретные решения, в частности, об осуществлении выездных проверок соответствия антимонопольному законодательству деятельности производителей минеральных удобрений (ОАО "Акрон), а также производителей сырья для минеральных удобрений, в том числе ОАО "Апатит". Проверки были осуществлены в 2003 - 2004 годах МАП России совместно с соответствующими антимонопольными территориальными органами.
По результатам проверок нарушений антимонопольного законодательства ОАО "Апатит" не установлено.
В своей деятельности при принятии решений федеральный антимонопольный орган, в том числе основывается на фактических обстоятельствах дела, анализе проблемы с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, независимых экспертных организаций, первичных материалах всех участников рынка: производителей, потребителей, посреднических структур. В основу анализа конкурентной среды на товарном рынке, проводимым антимонопольным органом, положен действующий Порядок проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный приказом МАП России от 20.12.96 № 169 и зарегистрированным в Минюсте России 10.01.97 № 1229.
Используя указанные подходы к анализу деятельности ОАО "Апатит", федеральным антимонопольным органом установлены следующие существенные обстоятельства.
ОАО "Апатит" представляет собой горно-химическое предприятие и его основной продукцией являются апатитовый, нефелиновый и сиенитовый концентраты.
ОАО "Апатит" расположено за Полярным кругом, горные работы ведутся в сложных климатических и горно-геологических условиях.
Кроме того, ОАО "Апатит" является градообразующим предприятием для двух городов (Кировск и Апатиты). Общество имеет обязательства перед муниципальными и региональными органами власти по содержанию ряда социально-значимых объектов, на содержание которых в муниципальных бюджетах средств нет. Ранее затраты на содержание этих объектов планировались в рамках нормативов, устанавливаемых постановлениями муниципальных властей, и учитывались в качестве льготы по налогу на содержание жилфонда, зачисляемого в местный бюджет. После отмены данного налога в 2001 году затраты полностью несет ОАО "Апатит".
Инфраструктура ОАО "Апатит" развита на значительной территории: с запада на восток - 70 км., с севера на юг - 30 км. Предприятие располагает сетью автомобильных и железных дорог, по которым обеспечивается перевозка руды и грузов между структурными подразделениями, а также коммуникациями электро-, тепло- и водоснабжения.
Минерально-сырьевая база предприятия представлена 10 разведанными месторождениями апатит-нефелиновых руд, суммарные балансовые запасы которых составляют свыше 3,5 млрд. тонн.
В настоящее время на предприятии эксплуатируются шесть месторождений, на базе которых действуют 4 рудника.
Добыча руды ведется подземным и наземным способами.
В основе концепции развития ОАО "Апатит" находится "Технико-экономическое обоснование развития ОАО "Апатит" в период 2003-2020 г." разработанное институтом "Гипроруда", не являющимся участником группы лиц "ФосАгро".
Развитие рудно-сырьевой базы неизбежно ведет к увеличению расстояния перевозок горной массы в связи с понижением горных работ. Кроме того, снижается количество полезного вещества в добываемой руде (в 2003 году для выработки 1 т. апатитового концентрата требовалось в 1,3 раза больше руды, чем в 1983 году).
Безубыточный уровень производства апатитового концентрата составляет 8,5 млн. т. или 27-28 млн. т. апатит-нефелиновой руды.
Наиболее доступные запасы руд Хибинских месторождений апатит-нефелиновых руд на сегодня уже отработаны. Оставшиеся запасы находятся на более глубоких подземных горизонтах.
Дальнейшая эксплуатация месторождения предполагает увеличение доли руды, добываемой подземным способом, с 38% в 2001 году, до 50% в 2005 году и до 75% на рубеже 2015 года. Значит изменение способа добычи требует повышенных темпов капитального строительства и, следовательно, увеличение расходов.
Из года в год, начиная с 2000 года, группа "Акрон" и другие предприятия постоянно ссылаются на то, что самое минимальное увеличение цены на апатитовый концентрат приведет к остановке предприятий ввиду нерентабельности производства фосфорсодержащих минеральных удобрений.
ФАС России информирует о том, что на протяжении 2000 - 2005 годов ни на одном из предприятий-потребителей апатитового концентрата не было остановок производства по причине отсутствия сырья в результате нарушения требований антимонопольного законодательства. Также, в указанный период, производство фосфорсодержащих минеральных удобрений было безубыточным и находилось на весьма приемлемом уровне рентабельности.
Например, наиболее остро проблема с ценообразованием на апатитовый концентрат производства ОАО "Апатит" встала в конце 2004 года. Участники группы "Акрон" готовы были пойти на кратковременную остановку своих предприятий из-за предложенного группой "ФосАгро" увеличения цены на апатитовый концентрат. ФАС России провел в конце 2004 года несколько экстренных совещаний с участниками спора и выработал рекомендации участникам конфликта, которые позволили заключить договора поставки апатитового концентрата на 2005 год, по согласованной экономически обоснованной цене, которая, в том числе подтверждалась предварительными расчетами ФАС России и независимыми экспертными организациями.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что по результатам хозяйственной деятельности предприятия группы "Акрон" увеличили в 2005 году чистую прибыль до трех раз по сравнению с 2004 годом. Указанная информация содержится в материалах, представленных самими участниками группы "Акрон" в ФАС России.
Данный конкретный пример подчеркивает не обоснованность регулярных заявлений группы "Акрон" об остановках производства и нерентабельности выпуска фосфорсодержащих минеральных удобрений при любом росте цены на апатитовый концентрат.
По существу вопроса ценообразования на апатитовый концентрат производства ОАО "Апатит".
Ограничения на хозяйственную деятельность общества (группы лиц), занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, предусмотрены пунктом 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции), в том числе запрещается установление монопольно высоких цен, необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
Приказом ФАС России от 31.12.2004 № 218 группа лиц в составе ОАО "ФосАгро", ЗАО "ФосАгро АГ", ОАО "Апатит", ООО "ФосАгро-Маркетинг" включена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по позиции "апатитовый концентрат" с долей более 65% на рынке Российской Федерации. В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции положение данной группы лиц на рынке апатитового концентрата в Российской Федерации признается доминирующим. Таким образом, указанные ограничения распространяются на хозяйственную деятельность данной группы лиц.
Кроме того, при согласовании в установленном порядке создания группы "ФосАгро" МАП России выдал предписание, направленное на недопущение ограничения конкуренции на рынках минеральных удобрений и сырья для их производства. В частности, в соответствии с указанным предписанием группа "ФосАгро" должна информировать ФАС России в предварительном порядке о намечаемом увеличении цены на апатитовый концентрат, производимый ОАО "Апатит", более чем на 5%. При этом в компетенцию ФАС России не входит установление цены на какой либо товар. ФАС России может лишь оценить имеет ли цена признаки монопольно высокой (низкой) цены.
Осуществляя антимонопольный контроль деятельности ОАО "Апатит", ФАС России согласовывал рост затрат на производство ОАО "Апатит" апатитового концентрата на 2005 и 2006 годы. При этом ФАС России в результате проведенного анализа установил некоторые необоснованные затраты на производство апатитового концентрата, которые в последствии были исключены из структуры цены. Признаки установления монопольно высокой цены на апатитовый концентрат ФАС России установлены не были.
Имеющаяся у нас информация свидетельствует о том, что в 2006 году все крупнейшие и иные потребители апатитового концентрата, такие как ОАО "Минудобрения" (г. Россошь, Воронежская обл.), ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П.Константинова" (Кировская обл.), ОАО "Дорогобуж" (пос. Верхнеднепровский, Смоленская обл.) за исключением ОАО "Акрон", заключили договора поставки, в том числе и долгосрочные - до 2010 года, на взаимовыгодных условиях по цене 1600 руб. за тонну апатитового концентрата и без протоколов разногласий. Отказ от заключения договоров поставки ОАО "Акрон" мотивировало тем, что, по его мнению, группа "ФосАгро" устанавливает монопольно высокую цену на апатитовый концентрат и, следовательно, указанная цена должна быть существенно снижена для ОАО "Акрон".
Указанный факт свидетельствует о нерыночном поведении группы "Акрон" и желании поставить себя в заведомо лучшее положение относительно конкурентов, что, безусловно, приведет к ухудшению конкурентной среды рынка фосфорсодержащих минеральных удобрений.
Для подтверждения правильности расчетов своих расчетов, ФАС России привлекались к исследованию независимые экспертные организации: ОАО "НИИТЭХИМ", Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В.Плеханова, заинтересованные органы исполнительной власти: Минсельхоз России, Минэкономразвития России. Все заключения указанных организаций совпадают с позицией ФАС России.
Кроме анализа ценообразования на апатитовый концентрат нами осуществляется контроль за направлениями реализации указанной продукции. Так в 2004 году реализация ОАО "Апатит" апатитового концентрата на экспорт составила 25,5% от общего объема реализации, а внутригрупповое потребление составило 54% от общего объема реализации. Ожидаемая структура сбыта в 2005 году будет такой же как в 2004 году.
При этом цена реализации ОАО "Апатит" на экспорт в 2005 году была 1695,8 руб/т, что на 305,8 руб. выше цены поставки на внутренний рынок.
Особенностью сбытовой политики группы лиц "ФосАгро" является то, что вся реализация апатитового концентрата на внутренний рынок осуществляется входящей в указанную группу специализированной организацией - ООО "ФосАгро-Маркетинг" по договору комиссии. Комиссия ООО "ФосАгро-Маркетинг" составляет 1% от выручки. Такая схема реализации позволяет оптимизировать товарные потоки и не нарушает действующего законодательства Российской Федерации, в том числе не приводит к установлению группой "ФосАгро" монопольно высокой цены на апатитовый концентрат.
Таким образом, ФАС России в полной мере осуществляет контроль за функционированием рынка апатитового концентрата и, в случае необходимости, принимает меры антимонопольного реагирования.
Для оценки влияния изменения цены на апатитовый концентрат на хозяйственную деятельность потребителей указанного товара ФАС России проводит постоянный мониторинг деятельности крупнейших производителей фосфорсодержащих минеральных удобрений.
Рынок фосфорсодержащих минеральных удобрений является экспортно-ориентированным. Около 90% всех произведенных минеральных удобрений экспортируются. При этом часто цена на экспорт значительно ниже цены, определенной для отечественных сельхозтоваропроизводителей. Такая структура сбыта позволяет производителям минеральных удобрений получать высокую прибыль при постоянно растущем мировом рынке. Рентабельность продаж в 2005 году только на ОАО "Акрон", по данным самого общества, достигала более 50%, что значительно выше, чем в других отраслях экономики.
Таким образом, заявления, в том числе группы "Акрон", о кризисе в сельском хозяйстве Российской Федерации в связи с ростом цен на апатитовый концентрат не обоснованны, а неблагоприятные последствия для сельского хозяйства Российской Федерации могут наступить именно в результате отсутствия социальной ответственности у производителей минеральных удобрений, в частности группы "Акрон" при определении цены поставки своей продукции на внутренний рынок.
Одним из важных факторов, свидетельствующих об уровне конкуренции на товарных рынках, является их открытость.
Анализ рынка апатитового концентрата также показывает, что он открыт для международной торговли. На данном рынке не существует барьеров для приобретения импортного апатитового концентрата. Таким образом, потребители всегда могут осуществить покупку апатитового концентрата у альтернативных группе "ФосАгро" продавцов. Страны Западной Европы кроме апатитового концентрата производства ОАО "Апатит" закупают например марокканский апатитовый концентрат. Доля марокканских фосфоритов в мировой торговле составляет около 38%, доля их в суммарном объеме импорта странами Западной Европы с наиболее жесткими экологическими нормативами - почти 50%. Приобретаемые компаниями Западной Европы марокканские фосфориты, и фосфорная кислота, произведенная из фосфоритов Марокко используется для производства всех видов продукции - минеральных удобрений, кормовых и технических фосфатов, а также после соответствующей очистки - для пищевых целей.
Такая открытость рынка является показателем его потенциальной конкурентности.
Безусловно, для использования марокканского апатитового концентрата на отечественных промышленных установках необходимо модернизировать технологические процессы. Такие технологии применяются в большинстве стран Западной Европы производителями, которые успешно конкурируют с российскими производителями минеральных удобрений. Как следует из их отчетности, средства для осуществления модернизации производства у них имеются.
Вместе с тем ФАС России не считает в сложившихся условиях возможным идти по пути закупки апатитового концентрата в других странах при наличии собственной производственной базы, достаточной для обеспечения внутренних нужд. В данном случае мы только констатируем возможность наличия альтернативных поставок апатитового концентрата.
Все изложенное позволяет ФАС России сделать вывод о том, что деятельность группы "Акрон" при оформлении договорных отношений с группой "ФосАгро" является деструктивной и заведомо не направлена на достижение взаимовыгодных соглашений.
Кроме того, позиция ФАС России заключается еще и в том, что существующее положение дел на рынке дает все основания для разрешения экономического конфликта на долгосрочную перспективу, путем ведения цивилизованного диалога, основанного на соблюдении норм делового этикета, который почему-то руководством группы "Акрон" постоянно и упорно игнорируются.
Любое решение федерального антимонопольного органа может быть обжаловано в суде. Группа "Акрон" ни разу не воспользовалась этим правом, что свидетельствует об отсутствии у них экономико-правовых аргументов.
В настоящее время ФАС России не усматривает в действиях группы "ФосАгро" нарушения антимонопольного законодательства в части злоупотребления доминирующим положением на рынке апатитового концентрата в Российской Федерации и считает, что группа "Акрон" может без ущерба для своей деятельности заключить договора на поставку апатитового концентрата производства ОАО "Апатит" по действующей на рынке средневзвешенной цене.
И.Ю.Артемьев

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь