Результаты антимонопольного расследования ситуации на рынке соли в кризисный период

04 мая 2006, 15:36

ФАС России в основном завершил антимонопольное расследование кризисной ситуации сложившейся на рынке пищевой соли в середине февраля т.г.
Деятельность по производству пищевой соли на территории Российской Федерации осуществляют 7 российских хозяйствующих субъектов: ОАО "Илецксоль" (Оренбургская область), ОАО "Бассоль" (Астраханская область), ФГУП "Тыретский солерудник" (Иркутская область), ФГУП "Комбинат Сибсоль" (Иркутская область), ОАО "Сильвинит" (Пермская область), ОАО "Михайловский завод химических реактивов" (Алтайский край), ГУП "Бурлинский солепромысел" (Алтайский край).
ФАС России на основании статьи 14 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) у перечисленных хозяйствующих субъектов была запрошена информация, необходимая для оценки ситуации на российском рынке пищевой соли с позиции антимонопольного законодательства.
В отношении ГУП "Бурлинский солепромысел", не представившего запрошенную информацию, возбуждено дело об административном правонарушении по статье 19.8 КоАП РФ и в настоящее время проводится административное расследование.
Из приведенных данных следует, что ведущими российскими производителями пищевой соли являются ОАО "Илецксоль" (Оренбургская область) и ОАО "Бассоль" (Астраханская область).
Основными иностранными поставщиками на российский рынок пищевой соли являются ГПО "Артемсоль" (Украина) и ОАО "Мозырьсоль" (Белорусь).
ФАС России для оценки позиционирования на российском рынке пищевой соли упомянутых хозяйствующих субъектов запросил у Федеральной таможенной службы и Росстата информацию об объемах импорта в Российскую Федерацию пищевой соли по соответствующим кодам ТН ВЭД.
Согласно представленной ФТС России и Росстатом информации всего за 2005 год на территорию Российской Федерации было импортировано 779004,29 тонн соли пищевой. При этом подавляющая часть объемов указанной продукции импортируется с территории Украины и Республики Беларусь.
Украинским ГПО "Артемсоль" в 2005 году на российский рынок было поставлено 588 300 тонн пригодной для употребления в пищу соли, из них в январе этого же года - 24 721 тонна. В 2006 году импорт пищевой соли в Россию этим предприятием не прекращен. В январе 2006 года им было поставлено 20 050 тонн пищевой соли, что сопоставимо с уровнем поставок в январе 2005 года.
Белорусским ОАО "Мозырьсоль" ежегодно производиться около 320 000 тонн пищевой соли. На российский рынок указанным предприятием в 2005 году было поставлено 178 308 тонн этой продукции. Объем поставок ОАО "Мозырьсоль" пищевой соли на российский рынок в январе-феврале 2006 году составил 27 712 тонн.
Совокупная емкость российского рынка пищевой соли составляет около 1 561854 тонн, при этом ни один из перечисленных российских и иностранных хозяйствующих субъектов не занимает на нем доминирующего положения, а значит не имеют возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения указанного товара на российском рынке.
Проведенный анализ полученной информации об отпускных ценах на пищевую соль, устанавливаемых ее производителями, показал следующее.
Цена пищевой соли, импортируемой ГПО "Артемсоль" в 2005 году и в 1 квартале 2006 года на территорию Российской Федерации, практически не изменялась и не превышала 1800 рублей за тонну.
Средняя цена соли, поставляемой ОАО "Мозырьсоль" в 2005 году составила 1 736 рублей за тонну, а в 2006 году 1 876 рублей за тонну.
Основными российскими производители пищевой соли цены на указанную продукцию в течение января-февраля 2006 года существенно не изменялись.
Например, среднегодовая отпускная цена ОАО "Илецксоль" за тонну обычной пищевой соли фасованной по 1 кг в 2005 году составляла 889 рублей, а в 1 квартале 2006 года увеличена на 10% и составила 978 рублей. Отпускная цена ОАО "Бассоль" в 2005 году и в январе-феврале 2006 года составляла 1265 рублей за тонну пищевой соли. Цена одной тонны производимой ФГУП "Тыретский солерудник" пищевой соли с начала 2006 года увеличилась на 13% и составила 1747,5 рубля.
Остатки готовой продукции на складах производителей пищевой соли находились на уровне сопоставимом с докризисным периодом.
Совокупность указанных факторов свидетельствует о том, что, признаков согласованных действий, в том числе в области ценовой политики, между производителями пищевой соли, осуществляющими ее поставки на рынок Российской Федерации, нет.
Таким образом, в действиях указанных хозяйствующих в период кратковременного резкого повышения розничных цен на продукцию в феврале 2006 года признаков нарушений требований антимонопольного законодательства также нет.
Для исследования ситуации на региональных рынках оптово-розничной торговли пищевой солью 16 территориальным управлениям, в том числе головным управлениям по соответствующим федеральным округам, а также Алтайскому, Воронежскому, Калужскому, Оренбургскому, Пензенскому, Самарскому, Тульскому, Тюменскому, Челябинскому УФАС России, было поручено провести комплексную проверку предприятий оптово-розничной сети, на предмет соответствия их действий в указанный период требованиям антимонопольного законодательства.
В результате проведенных территориальными управлениями проверок ФАС России предприятий оптово-розничной торговли нарушений данными предприятиями антимонопольного законодательства, за исключением ООО "Соляная компания" в Тюменской области, не выявлено.
Не установлено также нарушений органами власти субъектов Российской Федерации требований статей 7 и 8 Закона о конкуренции, запрещающих принятие актов и (или) совершение действий, направленных на ограничение конкуренции на рынке пищевой соли и ведущих к повышению розничных цен на эту продукцию.
По мнению территориальных управлений ФАС России, основной причиной данного повышения цен послужил ажиотажный спрос населения на пищевую соль, вызванный распространением недостоверной информации о недостаче данной продукции на российском рынке. В результате в некоторых регионах Российской Федерации наблюдалась массовая скупка пищевой соли населением, что повлекло за собой дефицит данного товара в розничной сети.
Например, по информации Калужского УФАС России только одним оптовиком, а именно, ООО "Ланко" (г. Калуга) за период с 9 по 12 февраля 2006 года торговым предприятиям отпущено соли в количестве 245,9 тонн (в среднем около 82 тонн в день), что почти в 10 раз больше, чем в обычные дни (около 8 тонн).
При этом в период ажиотажного спроса на соль на территории г. Калуги благодаря совместным оперативным действиям со стороны Администрации г. Калуги, органов внутренних дел Калужской области, Роспотребнадзора по Калужской области и разъяснительной работе Калужского УФАС России в средствах массовой информации, ситуация на указанных товарных рынках была в достаточно короткие сроки нормализована.
Необходимо также отметить, что с резким ростом спроса населения на пищевую соль и, как следствие, возникшим дефицитом не замедлили воспользоваться отдельные недобросовестные продавцы розничной сети в целях получения сверхприбыли.
Так, по сообщению Воронежского УФАС России в первой декаде февраля 2006 года представители торговых организаций соседних областей (Липецкая, Тамбовская, Курская, Орловская) скупили всю соль на воронежских оптовых складах, создав таким образом в Воронежском регионе дефицит соли. Найти соль можно было только на городских рынках и мини-рынках, где розничные продавцы подняли цену в 10 раз - до 40 рублей за килограммовую пачку.
При этом необходимо отметить, что такие самостоятельные действия указанных продавцов - участников рынка пищевой соли в части увеличения цен на данную продукцию не являются нарушением антимонопольного законодательства, а рыночные механизмы ценообразования не позволяют применять прямое ценовое регулирование и ограничение размера снабженческо-сбытовой надбавки.
Следовательно, к предприятиям розничной сети не могут быть применены меры антимонопольного реагирования.
Вместе с тем, ряд территориальных органов ФАС России продолжает работу квалификации нарушений хозяйствующими субъектами требований антимонопольного законодательства.
УФАС России по Москве и Московской области из-за необходимости получения и анализа большого объема информации по действующей сети предприятий розничной торговли продолжается работа по выявлению возможных нарушений антимонопольного законодательства в этой сфере торговли. Возбуждено 12 дел об административных правонарушениях и проводятся соответствующие административные расследования.
Оренбургским УФАС России также продолжается анализ ситуации на региональном рынке соли в целях определения соответствия действий на нем оптового предприятия ЗАО "Торговый дом "Илецк Соль" требованиям статьи 5 Закона о конкуренции.
Об окончательных результатах анализов и принятых мерах об устранении возможных нарушений антимонопольного законодательства в указанных регионах этими территориальными органами будет сообщено дополнительно.
Что касается ООО "Соляная компания" (г. Тюмень), занимающей доминирующее положение в региональной оптовой сети торговли пищевой солью (доля в географических границах Тюменской области без автономных округов - 97%), то Тюменским УФАС России было возбуждено дело в отношении данного хозяйствующего субъекта в связи со значительным и необоснованным увеличением им цен на эту продукцию, поставляемую предприятиям розничной торговли.
По результатам рассмотрения дела ООО "Соляная компания" выдано предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а также о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Выводы
1. В результате анализа полученной информации и проведении контрольных мероприятий на рынке пищевой соли установлено, что в основном в действиях хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по производству пищевой соли, ее оптово-розничной реализации, не усматривается признаков нарушения антимонопольного законодательства, в части злоупотреблений доминирующим положением, заключений антиконкурентных соглашений и совершений согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством.
2. Не представляется возможным применить в отношении отдельных участников рынка пищевой соли, совершавших действия, направленные на спекулятивное повышение цен на соль, меры антимонопольного реагирования, поскольку действия данных хозяйствующих субъектов нельзя квалифицировать как злоупотребление доминирующим положением или как антиконкурентные согласованные действия (соглашения), поскольку по своей форме и характеру они не являлись согласованными, не координировались между участниками рынка, а сами хозяйствующие субъекты не занимают доминирующего положения на данном товарном рынке и, соответственно, не могут односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров.
3. Основополагающими причинами роста цен на пищевую соль являлся резкий ажиотажный спрос населения на указанную продукцию, спровоцированный, в первую очередь, распространением недостоверной информации о дефиците соли на рынке Российской Федерации, о прекращении поставок продукции из Украины и Республики Беларусь, в результате чего в части регионов Российской Федерации произошла массовая скупка значительных объемов пищевой соли населением, что повлекло за собой дефицит данного товара в розничной сети.
4. В целях недопущения впредь подобных действий, направленных на спекулятивный рост цен на товары стратегического назначения, используемые населением в бытовых целях (соль, сахар, хлеб, горюче-смазочные материалы и др.), ФАС России в лице его территориальных управлений усилят контроль и надзор региональных рынков данных товаров, осуществляя при этом профилактические меры, предусмотренные антимонопольным законодательством (периодические контрольные мероприятия, адвокатирование конкуренции, взаимодействие с региональными органами власти, а также оперативный обмен информацией с органами внутренних дел и средствами массовой информации).
5. Информация по существу отдельных проблем, установленных в результате исследования ситуации на рынке пищевой соли, повлекших за собой кратковременный спекулятивный рост цен на указанную продукцию, будет доведена до МВД России с целью возможного принятия мер в рамках компетенции данного ведомства.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь