Результаты проверки соблюдения антимонопольного законодательства на товарных рынках плодовоовощной продукции

15 июня 2006, 16:16

Правительство
Российской Федерации
О проверке соблюдения
антимонопольного законодательства
на товарных рынках плодоовощной продукции
_______________________________________
(Протокол заседания Правительства
Российской Федерации
от 15.03.2006 № 8, раздел 1,
пункт 5)
Во исполнение решения Правительства Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти провела проверку соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства на товарных рынках плодоовощной продукции и сообщает.
В целях реализации указанного Решения ФАС России поручил территориальным управлениям по Архангельской, Липецкой, Новгородской, Иркутской областям, Ставропольскому, Приморскому краю, Республике Коми, Ханты-Мансийскому автономному округу, а также головным управлениям по соответствующим федеральным округам провести выборочную проверку соблюдения антимонопольного законодательства на товарных рынках плодоовощной продукции, включенной в потребительскую корзину, с учетом региональной специфики ее формирования.
Одновременно ФАС России направил обращения в адрес Минэкономразвития России, Минсельхоза России, ФСТ России и МВД России с просьбой представить предложения о мерах по устранению экономических, административных и иных барьеров, способствующих созданию равных и прозрачных условий конкуренции, а так же информацию о принимаемых мерах по развитию производства и насыщению российского рынка плодоовощной продукцией, снижению темпов роста потребительских цен и декриминализации объектов оптово-розничной реализации.
В результате осуществления контрольных мероприятий, нарушения требований антимонопольного законодательства выявлены Новосибирским УФАС России и УФАС России по Республике Коми.
Новосибирским УФАС России установлены административные барьеры, необоснованно ограничивающие конкуренцию в оптово-розничной торговле плодоовощной продукцией на территории Новосибирской области, со стороны Сибирского таможенного управления (СТУ). Нарушение выразилось в использовании "Временной экспериментальной таможенной схемы взаимодействия таможен (таможенных постов), подчиненных СТУ и ЗАО "С.В.Т.С. - Сопровождение" при перемещении таможенной границы в места прибытия на таможенную территорию Российской Федерации". Следствием применения данной схемы было осуществление согласованных действий таможенным органом и Новосибирским филиалом ЗАО "С.В.Т.С. - Сопровождение" по понуждению импортеров плодоовощной продукции оплачивать услуги указанного хозяйствующего субъекта, что повлекло за собой увеличение цен на плодоовощную продукцию. В отношении упомянутого таможенного органа было возбуждено дело и по результатам его рассмотрения выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое в настоящее время исполнено.
УФАС России по Республике Коми принято решение о возбуждении дела в отношении администрации муниципального образования городского округа "Усинск" о нарушении антимонопольного законодательства в части ограничения самостоятельности хозяйствующих субъектов, выразившегося в установлении размера снабженческо-сбытовых наценок при реализации плодоовощной продукции на территории г. Усинска. В настоящее время осуществляется квалификация правонарушения, а также рассматривается вопрос о передаче материалов в прокуратуру Республики Коми.
В остальных случаях территориальными органами ФАС России фактов злоупотреблений доминирующим положением, антиконкурентных соглашений (согласованных действий), ограничения доступа производителей и продавцов плодоовощной продукции к оптово-розничной сети, а также административных и иных барьеров, необоснованно ограничивающих конкуренцию в системе оптово-розничной торговли плодоовощной продукцией, не установлено.
Вместе с тем, представленная в ФАС России информация свидетельствует о следующем.
Исходя из анализа товаропотоков плодоовощной продукции, географическими границами данного рынка является территория Российской Федерации, что позволяет отнести его к федеральному рынку.
В системе оптовой торговли плодоовощной продукцией на территории Российской Федерации осуществляет деятельность большое количество хозяйствующих субъектов. Рынки плодоовощной продукции являются конкурентными. В подавляющем большинстве случаев ни один из хозяйствующих субъектов (группа лиц), осуществляющих деятельность в системе оптово-розничной торговли, как на федеральном, так и на региональном уровнях не занимает доминирующего положения.
Например, на территории Московского региона, по данным Департамента продовольственных ресурсов г. Москвы и Комитета потребительского рынка Правительства Московской области, осуществляют деятельность в системе оптовой торговли плодоовощной продукции более 50 компаний, которые работают в острой конкурентной борьбе.
Рост цен на плодоовощную продукцию по Российской Федерации не имеет выраженный средний показатель, а размер роста зависит от географического положения региона, климатических условий, каналов поставки плодоовощной продукции, платежеспособности населения и других факторов, влияющих на формирование цен на указанную продукцию.
Также уровень цен на овощную продукцию напрямую зависит от сезонности выхода продукции. Наибольший размер цены устанавливается в феврале, марте, апреле и ноябре. Уменьшение приходится на июль-сентябрь.
По данным Архангельского УФАС России завоз плодоовощной продукции торговыми организациями в область производится с учетом складывающегося спроса населения. Закупка и ввоз данной группы товаров производится с оптовых баз городов Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Йошкар-Олы, Усинска. Поставки плодоовощной продукции осуществляется морским, речным, автомобильным и авиатранспортом.
Цена на плодоовощную продукцию формируется с учетом закупочной стоимости товара, тарифа на транспортные услуги (значительно влияющего на стоимость продукции), торговой наценки с учетом рентабельности, стоимости аренды торговых мест на продуктовых рынках города.
Максимальный рост цен на плодоовощную продукцию отмечен на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в муниципальном образовании г. Ноябрьск - 81 % за первый квартал 2006 г. Наибольший рост пришёлся на капусту - 124 %, картофель на 92,4 %, морковь на 80 %, лук репчатый подорожал на 61 %. В г.Муравленко цены выросли на 53 % за квартал, максимально подорожал картофель - 60,2 %, капуста - 58,5 %, лук репчатый-50 %. Основной причиной подорожания плодоовощной продукции является рост цен на ГСМ, железнодорожные перевозки, а также сильные морозы (до -50 С), которые привели к сбою поставок овощей в муниципальные образования.
Кроме того, в указанном регионе неконтролируемые высокие наценки устанавливают розничные продавцы, покупая продукцию с оптовых баз и реализуя их через сеть своих магазинов.
По данным Санкт-Петербургского УФАС России, Архангельского УФАС России, Иркутского УФАС России и Ямало-Ненецкого УФАС России рост цен в 2006 году на плодоовощную продукцию составил, соответственно, по г. Санкт-Петербургу - 6,6 %, по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - 19 % и 22,6 %, соответственно, Иркутской области - 21%, по Ямало-Ненецкому автономному округу - 42,3 %.
Имеющаяся информация свидетельствует, что в качестве основных причин роста цен на плодоовощную продукцию в январе-апреле 2006 года можно выделить отсутствие форм государственного контроля за установлением предельного порога торговых надбавок на плодоовощную продукцию (за исключением случаев установленных постановлением Правительства Российской Федерации № 239 от 07.03.1995). Отсутствие в большинстве регионах Российской Федерации специализированных фермерских продовольственных рынков, реализация товаров на которых осуществлялась бы непосредственно сельхозпроизводителями, минуя цепочку посредников, а также урожайность продукции, постоянный рост арендной платы за места торговли и недобросовестность предприятий и индивидуальных предпринимателей розничной торговли плодоовощной продукцией.
Следует также отметить, что на ценообразование плодоовощной продукции в оптово-розничной сети существенное влияние оказывает и сезонное повышения цен, которое наблюдается каждый год, что является объективным фактором.
Территориальные органы ФАС России также информируют, что рост цены на продукцию не связан с дефицитом плодоовощной продукции в регионах.
Минсельхоз России отмечает, что одним из приоритетных направлений национального проекта "Развитие АПК" является увеличение к 2008 году объема реализации плодоовощной продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на 6 процентов. С этой целью предполагается модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых, кредитных сельскохозяйственных потребительских кооперативов и кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции. Кроме того, планируется увеличение и удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. По мнению Минсельхоза России, реализация указанного комплекса мероприятий позволит создать условия для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, свободного доступа сельхозтоваропроизводителей на рынок продовольственных продуктов, а также для увеличения объемов реализации в секторе малых форм хозяйствования путем налаженного гарантированного сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции.
ФСТ России по вопросу совершенствования государственного регулирования тарифов отраслей естественных монополий, в том числе регулирования тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, сообщил, что тарификация перевозок плодоовощной продукции осуществляется по второму тарифному классу без применения повышающих коэффициентов согласно Прейскуранту № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами". На 2006 год ФСТ России принято решение об индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в среднем на 7,5%, что не превышает прогнозный предельный индекс целевой инфляции 8-9%.
МВД России информирует, что декриминализация объектов торговли потребительскими товарами, в том числе плодоовощной продукцией, является одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел. Оперативная обстановка, складывающаяся на рынках, свидетельствует о том, что рынки и торговые предприятия по-прежнему остаются местом, где совершаются преступления как экономической, так и общеуголовной направленности. В 2005 году выявлено 15991 преступлений экономической направленности в сфере агропромышленного комплекса, привлечено к ответственности 5705 граждан, возмещен ущерб в размере 4338 млн. руб.
И.Ю.Артемьев

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь