Результаты мониторинга цен на рынках муки, хлеба, молока и подсолнечного масла за май 2009 года.

20 июля 2009, 15:02
Территориальными органами ФАС России продолжается проведение ежемесячного мониторинга цен по группе социально значимых товаров - мука, хлеб, молоко и подсолнечное масло по всей взаимосвязанной цепочке производства указанных продуктов.
По результатам анализа данных, представленных территориальными органами ФАС России за май 2009 года, установлено следующее.
1. Отпускные и закупочные цены на муку в анализируемый период в преобладающем большинстве регионов показали тенденцию к снижению и лишь в незначительном числе регионов наблюдалось повышение цен, либо их стабилизация относительно апреля 2009 года.
Наибольший рост отпускных цен на муку произошел в Сахалинской и Курской областях на 23% и 16% соответственно.
В Костромской, Кемеровской, Астраханской, Московской и Ставропольской областях у отдельных производителей наблюдается снижение отпускных цен на муку в среднем на 15%.
Наибольшее снижение закупочных цен на муку в мае 2009 года произошло в Костромской (12%) и Новосибирской (11%) областях.
2. Согласно представленной в ФАС России информации, отпускные цены производителей пшеничного и ржаного хлеба и хлебобулочных изделий в подавляющем большинстве регионов оставалось стабильным, о чем свидетельствуют индексы цен мая 2009 года к апрелю 2009 года. Наибольшее увеличение отпускных цен на пшеничный и ржаной хлеб и хлебобулочные изделия наблюдалось у отдельных производителей в Ленинградской и Мурманской областях - от 11% до 24%.
В Астраханской, Тверской, Саратовской и Тюменской областях и республике Татарстан снижение отпускных цен на пшеничный и ржаной хлеб и хлебобулочные изделия у отдельных производителей составило от 7 до 20%.
Розничные цены на обычные сорта пшеничного и ржаного хлеба и хлебобулочные изделия остались без изменения. Увеличение розничных цен на пшеничный и ржаной хлеб у отдельных производителей произошло в Забайкальском крае (6-15%) и Псковской области (15%).
Снижение розничных цен на пшеничный и ржаной хлеб и хлебобулочные изделия у отдельных хозяйствующих субъектов произошло в Камчатском (23%) и Краснодарском (19%) краях, а также Ивановской (15%), Калининградской (17-27%), Самарской (22%) и Рязанской (17%) областях.
3. По данным территориальных органов ФАС России, отпускные цены на молоко в мае 2009 года в большинстве регионов либо снижались (в среднем по регионам от 2-15%), либо оставались стабильными.
Повышение отпускных цен на молоко по отношению к апрелю 2009 года произошло лишь у некоторых производителей: в Новгородской области (21%) и Чукотском автономном округе (14%).
Розничные цены на молоко за указанный период в большинстве регионов снижались, и лишь в Ростовской области произошло повышение розничной цены у отдельного хозяйствующего субъекта на 15%.
4. В мае 2009 отпускные цены на масло подсолнечное в большинстве регионов значительно снижались от 2 до 25%, и лишь в некоторых регионах у производителей наблюдалось незначительное повышение. Так, в Ставропольском крае отпускная цена увеличилась на 6 %, а в Самарской области на 8%.
Наиболее существенное снижение розничных цен на подсолнечное масло у отдельных хозяйствующих субъектов (от 15% до 25%) произошло в республиках Хакассия, Калмыкия и Чувашия, Забайкальском крае и в Ивановской, Оренбургской и Свердловской областях.
В целом следует отметить, что динамика изменения розничных цен на продовольственную группу товаров в мае 2009 года продолжает стабилизироваться. Нет резких скачков цен: резких увеличений и резких снижений, а у многих хозяйствующих субъектов цены стабильны, либо постепенно снижаются. Можно утверждать, что рынок данных групп товаров постепенно стабилизируется.
По результатам мониторинга в мае 2009 года выявлены признаки нарушения требований антимонопольного законодательства в Республике Татарстан, Белгородской и Ростовской областях. Территориальными органами ФАС России в соответствующих регионах возбуждены дела и проводятся антимонопольные расследования.
В республике Татарстан розничные цены на пастеризованное молоко жирностью 2,5% в мае 2009 года зафиксировались на уровне цен апреля 2009 года и цен на начало года. Снизились закупочные цены на молочное сырье в среднем до 20%, причем у одного из хозяйствующих субъектов закупочная цена достигла 24% относительно уровня закупочной цены на начало года.
В связи с этим Татарстанским УФАС России возбуждено дело в отношении ОАО "ВАМИН Татарстан" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции), выразившегося в установлении и поддержании монопольно низких закупочных цен на сырое молоко, а также в экономически и технологически не обоснованном установлении различных цен тарифов) на один и тот же товар (закупочных цен на сырое молоко по разным сельхозпроизводителям-поставщикам).
Решением Ростовского УФАС России от 20.05.2009г. по делу № 25 ОАО "Азовский хлеб" было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о конкуренции в части установления монопольно высокой цены на хлеб пшеничный первого сорта, а также выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, о чем ФАС России ранее сообщалось в результатах мониторинга цен на рынках муки, хлеба, молока и подсолнечного масла за апрель 2009 года.
В настоящее время данные решение и предписание обжалованы ОАО "Азовский хлеб" в Арбитражном суде Ростовской области. Предварительное судебное заседание назначено на 17.06.2009г.
В апреле и мае 2009 года Белгородским УФАС России были рассмотрены дела по части 1 статьи 10 Закона о конкуренции по материалам, поступивших 42 заявлений от хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса в отношении ОАО "Белгородская сбытовая компания" по вопросу отказа заключения договоров купли-продажи электрической энергии. По результатам рассмотрения указанных дел решением Белгородского УФАС России были признаны факты нарушения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции со стороны ОАО "Белгородская сбытовая компания", а также выданы предписания ОАО "Белгородская сбытовая компания" о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
В отношении ОАО "Белгородская сбытовая компания" Белгородским УФАС России также было возбуждено дело по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого было вынесено постановление о наложении на ОАО "Белгородская сбытовая компания" административного штрафа в размере 156,88 млн. руб.
Решения и предписания Белгородского УФАС России по указанным делам обжалованы ОАО "Белгородская сбытовая компания" в Арбитражном суде Белгородской области и находятся на стадии рассмотрения.
В мае 2009 года в Белгородское УФАС России поступили заявлении департамента экономического развития Белгородской области в отношении семи хозяйствующих субъектов (молокоперерабатывающих предприятий), расположенных на территории Белгородской области, по вопросу высоких отпускных цен на реализуемую молочную продукцию (без представления документов, подтверждающих данный факт), а также заявление ОАО "Песчанское" в отношении ООО "Завод сухих кормовых дрожжей" по вопросу злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в необоснованном отказе от заключения договоров по переработке барды.
По указанным выше заявлениям Белгородским УФАС России проводится сбор необходимых материалов.
В рамках совершенствования таможенно-тарифного регулирования импорта основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия ФАС России, с учетом сложившейся конъюнктуры мирового рынка и в целях защиты отечественных производителей, согласовал (письмо ФАС России № ЦА/21147 от 02.07.2009) проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении отдельных видов сыров", предусматривающий повышение действующих ставок ввозных таможенных пошлин на сыры.
Кроме того, в рамках выполнения пункта 8 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубкова от 30.01.2009 № ВЗ-П11-6пр ФАС России подготовил и направил в Минэкономразвития России (письмо ФАС России № ЦА/534-пр от 24.02.09) свои предложения по режиму квотирования мяса на период 2010-2014 г.г, предусматривающие:
поэтапную либерализацию режима импорта мяса;
отказ от "странового" принципа распределения квот среди государств-экспортеров;
переход от "исторического" принципа распределения квот к распределению квот на конкурсной или аукционной основе.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь