Контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов: итоги III квартала 2007 и динамика за 2006-2007 годы

23 января 2008, 16:32

Евраев М.Я.,
начальник управления по контролю
за размещением государственного заказа
ФАС России

Проведение проверок
За III квартал 2007 года ФАС России проведено:
- 131 плановая проверка федеральных заказчиков;
- 965 внеплановых проверок федеральных заказчиков;
- 684 внеплановых проверки региональных заказчиков;
- 973 внеплановых проверок муниципальных заказчиков.
В ходе проведения проверок за III квартал 2007 года было проверено 8294 размещений заказов, из них в 3924 (47%) выявлены нарушения законодательства о размещении заказов.
Во всех случаях выявления нарушений Федеральной антимонопольной службой заказчикам, уполномоченным органам, специализированным организациям и комиссиям направлены предписания (предложения) об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Рассмотрение жалоб
За III квартал 2007 года в ФАС России поступило 2666 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. 943 из поступивших жалоб поданы на действия заказчиков при размещении заказов для федеральных нужд, 761 - при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации, 962 - при размещении заказов для муниципальных нужд.
Возвращено заявителям в связи с несоответствием жалоб требованиям 94-ФЗ 519 жалоб. Основная причина возврата жалоб - пропущенный заявителями срок их подачи. Участниками размещения заказа, подавшими жалобы, было отозвано 133 жалобы.
В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 1165 жалоб, что составляет 57%, т.е. более половины от общего числа рассмотренных жалоб.
По результатам рассмотрения жалоб заказчикам выдано 1084 предписания (предложения) об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов.
Административная практика
В III квартале 2007 года ФАС России возбуждено 1294 дела об административном правонарушении. Из них 398 при размещении заказов для федеральных нужд, 317 дел при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации и 579 дел при размещении заказов для муниципальных нужд. По итогам рассмотрения выдано 738 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 14 260,5 тыс. рублей.
Наибольшее количество постановлений о наложении штрафа (443) выдано по части 2 статьи 7.30 КоАП, то есть чаще всего заказчики нарушали порядок размещения заказов, а именно требования, установленные Законом о размещении заказов к срокам опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении торгов, протоколов заседаний комиссии, конкурсной документации, документации об аукционе, порядку предоставления конкурсной документации, документации об аукционе, порядку вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, порядку отбора участников конкурса (аукциона).
Согласование размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и путем проведения закрытых торгов
За III квартал 2007 года ФАС России рассмотрено 653 обращения о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком. По результатам рассмотрения указанных обращений заказчиками получено согласование ФАС России в 488 (75%) случаях. В остальных случаях были выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, которые привели к отказу в таком согласовании. При этом необходимо отметить, что при рассмотрении обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с приказом ФАС России всегда осуществляется проверка на предмет соблюдения заказчиками требований законодательства о размещении заказов при проведении процедуры размещения заказа.
В III квартале 2007 года Комиссией ФАС России по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых торгов и аукционов рассмотрено 35 обращения о согласовании размещении заказа путем проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, из них в 25 случаях было принято решение о согласовании проведения закрытого конкурса (аукциона).
В остальных случаях обращения о согласовании проведения закрытых торгов были возвращены заявителям по формальным основаниям, в том числе в связи с непредставлением заказчиками полного перечня лиц, приглашаемых к участию в закрытом конкурсе, не включение в данный перечень всех лиц, обладающих лицензиями на проведение работ, оказание услуг, соответствующих предмету заказа и имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
Рассмотрение обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков
По итогам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми расторгнуты государственные или муниципальные контракты, в реестр недобросовестных поставщиков в III квартале 2007 года ФАС России включены в реестр недобросовестных поставщиков сведения о 113 уклонявшихся участниках размещения заказа и сведения о 38 поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты были расторгнуты в связи с нарушением ими существенных условий контракта.
Основные нарушения законодательства о размещении заказов
По итогам осуществления контрольной деятельности в сфере размещения заказов в III квартале 2007 года ФАС России выявлено 3171 нарушение законодательства о размещении заказов, в том числе:
- 905 случаев несвоевременного размещения (опубликования) предусмотренных Законом о размещении заказов протоколов;
- 720 случаев установления заказчиками противоречащих Закону о размещении заказов требований к участникам размещения заказа;
- 448 случая отсутствия в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе;
- 414 случаев необоснованного отказа в допуске участников размещения заказа к участию в торгах, запросе котировок;
- 321 случая установления в извещении о проведении конкурса, конкурсной документации не предусмотренных Законом о размещении заказов критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
- 307 случаев необоснованного допуска участника размещения заказа к участию в торгах, запросе котировок;
- 300 случаев выбора заказчиками неправильного способа размещения заказа.
Интересно посмотреть динамику изменений в сфере контроля за размещением государственного (муниципального) заказа за период 2006 - 2007 гг. (см. прикрепленный файл).
Таким образом, несмотря на то, что 3 квартал (июль, август, сентябрь - т.е. период отпусков) традиционно считается временем спада активности как бизнеса, так и работы органов власти, количество поступивших жалоб по сравнению со вторым кварталом не снизилось. Это означает, что реальная активность предпринимателей увеличилась.
Мы считаем, что значительное увеличение количества жалоб в контролирующие органы за период 2006-2007 года означает, что предприниматели видят, что ситуация меняется и теперь можно не только участвовать в торгах, но и начинать побеждать в них, отстаивая свои права в т.ч. в контролирующих органах. А защита предпринимателями своих прав - это главная движущая сила реформы не в законодательстве, а на практике. Поэтому мы стараемся максимально расширить возможности для обжалования. Сейчас жалобу в любые контролирующие органы в соответствии с законом можно подать не только нарочным или по почте, но и по факсу. А в ближайшее время мы планируем решить вопрос в ФАС России с подачей жалоб в форме электронного документа, заключив договора с центрами, занимающимися удостоверением таких подписей. Тогда и те предприниматели или заказчики, которые также будут иметь договора с подобными центрами, смогут обращаться к нам официально посредством направления электронного документа.
Также обращаю Ваше внимание на одну серьезную проблему. К нам в Федеральную антимонопольную службу поступает большое количество обращений от заказчиков о разрешении разместить заказ у единственного поставщика в силу той или иной "жизненной ситуации". Думаю, не меньшее количество подобных обращений поступает и в региональные, и в местные контролирующие органы. В связи с этим необходимо отметить, что контролирующие органы - это органы, которые работают в рамках компетенции, строго ограниченной нормами 94-ФЗ и могут рассматривать обращения о размещении заказов у единственного поставщика и давать согласие на такое размещение только в одном случае - когда нет участников на торгах или на запросе котировок. Во всех остальных случаях контролирующие органы не вправе давать подобных разрешений, произвольно толкуя закон, что происходит сейчас в регионах во многих случаях. В таких ситуациях заказчикам надо иметь ввиду, что подобные разрешения юридически не значат ничего и не являются "индульгенцией" для действий заказчиков по размещению заказов у единственных поставщиков. С тем же успехом такое разрешение можно получить у любого прохожего на улице. Если контролирующие органы начнут исходить не из норм закона, а из своих представлений о "жизненных ситуациях", такие действия контролирующих органов приведут к полному хаосу и развитию коррупции в этой сфере. Исходя из сказанного, действия должностных лиц контролирующих органов, предоставляющих такие разрешения, и должностных лиц заказчиков, размещающих на основе таких разрешений, должны получать соответствующую оценку со стороны прокуратуры и правоохранительных органов как с точки зрения применения норм КоАПа, так и сточки зрения применения статей Уголовного кодекса.
При этом необходимо отметить, что выделение дополнительного финансирования в конце года также не является форс-мажором и не попадает под случай размещения заказа у единственного поставщика, о чем Федеральная антимонопольная служба уведомила всех глав федеральных ведомств, регионов и муниципальных образований заранее, в сентябре месяце. Это было сделано нами в связи с тем, что в конце года по практике 2006 года происходит резкий скачок количества поступающих жалоб в Федеральную антимонопольную службу на действия заказчиков, сокращающих установленные в законе сроки размещения заказа. При рассмотрении таких жалоб торги отменяются, а к должностным лицам заказчиков применяется санкции по КоАПу. Таким образом, размещение заказов с сокращенными сроками, ничего, кроме серьезных проблем для заказчиков не несет.
Полагаю, что с учетом нескольких наступивших и предстоящих изменений в законодательстве в ближайшие месяцы мы будем наблюдать значительное продвижение реформы уже не в законах, а на практике. К таким ключевым изменениям можно отнести:
1. вступившее в силу с 1 октября 2007 года ограничение с максимальных значений субъективных критериев на конкурсах (20% в исключительных случаях - 45%);
2. вступление с 1 января в силу нормы 94-ФЗ об обязательности размещения заказов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в т.ч. дорожного, на аукционах;
3. существенное расширение составов правонарушений в сфере размещения государственных (муниципальных) заказов в КоАПе и резкое ужесточение санкций за них;
4. значительное расширение с 1 октября 2007 года полномочий региональных контролирующих органов по отношению к местным заказчикам (рег. контролирующие органы могут проводить внеплановые проверки муниципальных заказчиков и рассматривать на них жалобы, а согласование размещения заказа у ед.поставщика по муниципальным заказам теперь могут производить только региональные контролирующие органы, т.е. не может глава муниципального образования сам себе производить согласование размещения заказа у ед.поставщика). Кроме того, региональные контролирующие органы получили право самостоятельного применения предусмотренных санкций по КоАПу, что существенно расширит его применение.
5. решение о существенном расширении перечня товаров, работ и услуг, подлежащих размещению исключительно на аукционах.
Все эти меры направлены на наведение порядка в сфере размещения государственного и муниципального заказа, снижение уровня коррупции, повышения качества принимаемых решений и ответственности за них, исключение практики финансового и организационного планирования в "последнюю минуту", развития конкуренции в нашей стране, без чего невозможно развитие экономики.
Динамика изменений в сфере контроля за размещением государственного (муниципального) заказа за период 2006 - 2007 гг, MS Word, 27,0 Kb

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь