Разъяснения по вопросу соответствия действий АНО «ЕАК»

06 марта 2012, 14:05
Тип документа:

В настоящее время в Федеральную антимонопольную службу поступают обращения по вопросу соответствия действий Автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия» (далее - АНО «ЕАК») антимонопольному законодательству.
По результатам рассмотрения указанных обращений, информации, представленной АНО «ЕАК», а также с учетом информации, размещенной на официальном сайте АНО «ЕАК» (www.eak-rus.ru), ФАС России сообщает следующее.
АНО «ЕАК» создана в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности) в порядке, утвержденном Приказом Минфина России от 27.05.2010 № 51н. (далее – Приказ № 51н)
АНО «ЕАК» учреждена 31.08.2010 шестью саморегулируемыми организациями аудиторов (далее – СРО аудиторов).
Согласно Закону об аудиторской деятельности деятельность АНО «ЕАК» основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования. В соответствии с Порядком создания единой аттестационной комиссии, утвержденным Приказом № 51н, учредительные документы единой аттестационной комиссии содержат меры, направленные на реализацию этих принципов.
Упрощенный порядок сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (далее – упрощенный экзамен) для аудиторов, имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 01.01.2011, и претендентов желающих сдать упрощенный экзамен (далее – претенденты) предусмотрен частью 4 статьи 23 Закона об аудиторской деятельности.
Также согласно Положению об упрощенном порядке сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденного Приказом Минфина России от 30.09.2011 № 118н (далее – Положение) области знаний, которые проверяются на упрощенном экзамене у конкретного претендента, определяются в зависимости от типа квалификационного аттестата аудитора, имеющегося у данного претендента.
АНО «ЕАК» обеспечивает осуществление необходимых организационных и технических мер для защиты перечня вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, от неправомерного или случайного доступа к нему, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения вопросов, а также от иных неправомерных действий.
Одной из важнейших составляющих организации, проведения и определения результатов упрощенного экзамена является его методическое обеспечение. Положением установлены области знаний, подлежащие проверке на упрощенном экзамене. Для проведения упрощенного экзамена важно определить объем и глубину проверяемых знаний. При этом в связи с ограничением количества тем, выносимых на упрощенный экзамен, необходимо учитывать новые тенденции в развитии бухгалтерского учета в России, в частности его сближение с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО). Знание МСФО необходимо современным аудиторам, осуществляющим профессиональную деятельность как в банковской, так и небанковской сферах. На упрощенном экзамене МСФО образует единый блок в областях знаний «Бухгалтерский учет и отчетность в банковской сфере» и «Бухгалтерский учет и отчетность в небанковской сфере». Так как претенденты не имеют значительного опыта практической работы в проверяемых областях знаний, оценивается степень понимания ими основных аспектов бухгалтерского учета и отчетности в соответствующих сферах. Этот принцип был положен АНО «ЕАК» в основу методического подхода к разработке тестов для упрощенного экзамена.
На официальном сайте АНО «ЕАК» размещены программа квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, проводимого в упрощенном порядке, источники информации (законодательные и нормативные акты), рекомендуемые для подготовки к сдаче квалификационного экзамена на квалификационный аттестат аудитора, проводимого в упрощенном порядке, примеры экзаменационных тестов.
Оплата за проведение упрощенного экзамена для получения квалификационного аттестата аудитора установлена в размере 10 000 рублей (Приказ АНО «ЕАК» от 30.12.2010 №26).
Расчет стоимости упрощенного экзамена учитывает расходы на организацию и проведение (аренда площадок, командировочные расходы, расходы на тьюторов), методическое и программное обеспечения (разработка и экспертиза тестов, обновление вопросов, работа корректора), накладные (косвенные) расходы (оплата труда и налоги с оплаты труда штатных сотрудников; аренда офисов; хозяйственные, транспортные, почтовые расходы; программное обеспечение; услуги связи; интернет, выделенная связь, техническая поддержка сайта; услуги банка; приобретение технических средств на проведение экзаменов).
Порядок подачи, рассмотрения и объявления результатов рассмотрения апелляции на нарушение порядка регистрации претендентов, порядка проведения упрощенного экзамена, порядка определения его результатов определен пунктами 38-40 Положения.
Установленное пунктом 33 Положения количество баллов, необходимое для сдачи упрощенного экзамена, в основном (в процентном соотношении) соответствует порядку определения результатов экзамена, установленному Положением о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденным Приказом Минфина России от 17.11.2010 № 153н, а также порядку, применявшемуся при проведении квалификационного экзамена до 01.01.2011.
По состоянию на 24.11.2011 количество допущенных к упрощенному экзамену аудиторов составило 7,6% от общего числа аудиторов (26 696 человек), внесенных в Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов. Однако сравнение количества допущенных к упрощенному экзамену аудиторов с общим числом аудиторов в России не вполне корректно, так как не всем аудиторам необходим квалификационный аттестат нового образца. Аудиторы вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у аудитора бессрочного квалификационного аттестата. Требование о необходимости наличия у аудитора квалификационного аттестата нового образца, для осуществления им аудиторской деятельности в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, действует с 01.01.2012.
Учитывая изложенное, Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу об отсутствии в действиях АНО «ЕАК» признаков нарушения антимонопольного законодательства, и приняла решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
 

Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь