Разъяснения ФАС России по вопросам внесения авансовых платежей при оплате за газ предприятиями, оказывающими коммунальные услуги непосредственно населению

04 мая 2008, 15:37
Тип документа:

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 №294 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307), оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.
Предприятия, оказывающие коммунальные услуги непосредственно населению, и являющиеся коммерческими организациями, осуществляют предпринимательскую деятельность, которая в соответствии с действующим законодательством является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, условия договора поставки газа о применении авансовых платежей при осуществлении расчетов за поставленный газ не противоречат нормам действующего законодательства и распространяются на всех потребителей энергоресурсов за исключением бюджетных организаций и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказывающих коммунальные услуги непосредственно населению.
Изложенная позиция по вопросу применения авансовых платежей при расчетах за газ подтверждается выводами судебных инстанций, в частности решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.10.2003 №ГКПИ03-1046, постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.08.2004 №Ф04-5687/2004 (А03-3842-8), постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.01.2007 №А29-1559/2006-1э.
Вместе с тем, предприятия, оказывающие коммунальные услуги непосредственно населению и являющиеся коммерческими организациями, являются также и предприятиями, доходы которых зависят от платежей населения. В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение вносится ежемесячно до десятого числа, следующего за истекшим месяцем, в связи с чем, произвести оплату за газ, израсходованный на производство тепловой энергии для населения, ранее даты внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, теплоснабжающие организации не имеют возможности. Таким образом, с учетом того, что организации, оказывающие коммунальные услуги непосредственно населению, могут обеспечивать теплом как коммунально-бытовую сферу, так и население, размер предоплаты и порядок платежей, по мнению ФАС России, должен определяться по соглашению сторон с учетом даты внесения платежей населением за жилое помещение и коммунальные услуги и в зависимости от процентного соотношения потребления газа различными категориями потребителей.
В соответствии с частью 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением, допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок), который детально регламентирует процедуру ограничения или прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов организациям-потребителям, в том числе объектам жилищно-коммунального хозяйства.
Так, в соответствии с пунктом 3 Порядка, при неоплате организацией- потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя за сутки до введения ограничения.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией - потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом на основании пункта 6 Порядка, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Обязанность энергоснабжающей организации устанавливать факт задолженности потребителя по оплате за потребленные топливно-энергетические ресурсы в судебном порядке до проведения мероприятий по ограничению или прекращению подачи энергии потребителю указанным Порядком, а также иными нормативными правовыми актами не предусмотрена.
Обращаем внимание, что отношения, касающиеся предоставления, приостановления и ограничения предоставления услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению потребителям-гражданам, регулируются нормами жилищного законодательства, нормы указанного Порядка на данные отношения не распространяются.
Таким образом, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемых предприятиями, оказывающими коммунальные услуги непосредственно населению, с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Должностным лицам и организациям по вопросам о правомерности внесения авансовых платежей при расчетах за газ необходимо руководствоваться настоящими разъяснениями.

Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь