Пояснительная записка к проекту постановления Правительства РФ "Об утверждении общих исключений в отношении отдельных видов соглашений страховых организаций"

04 марта 2009, 16:45
Тип документа:

Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении общих исключений в отношении отдельных видов соглашений страховых организаций" (далее - Проект постановления) разработан в целях реализации предусмотренного Федеральным законом от 26.07.2006 № 135 ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) полномочия Правительства Российской Федерации определять случаи допустимости соглашений, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции соглашения могут быть признаны допустимыми, если такими соглашениями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагают на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений, а также если их результатом является или может являться:
1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
2) получение покупателем преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам) полученным хозяйствующими субъектами в результате соглашений.
Согласно части 2 статьи 13 Закона о защите конкуренции Правительство Российской Федерации по предложению федерального антимонопольного органа вправе определить случаи допустимости соглашений, соответствующих условиям, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи (общие исключения).
На основании указанных норм Проект постановления предусматривает утверждение Общих исключений в отношении отдельных видов соглашений страховых организаций (далее - Общие исключения). Необходимость принятия Общих исключений обусловлена следующим.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашения - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Соглашения страховщиков являются необходимым инструментом рыночных взаимоотношений на страховом рынке, могут заключаться в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховании и обычаями делового оборота. Так, страховые пулы как наиболее эффективная форма проведения страхования капиталоемких рисков на условиях сострахования или совместного перестрахования является и наиболее надежной формой совместного покрытия рисков, как для страховщиков, так и для страхователей. Страховые пулы являются неотъемлемой частью развитого страхового рынка.
В качестве примера соглашения, направленного на унификацию стандартов деятельности можно привести совместную разработку и распространение рядом страховщиков стандартных условий страхового полиса. Это вполне допустимо и целесообразно при соблюдении определенных условий.
Соглашения между страховыми организациями представляют собой координированную деятельность страховых организаций или иных участников страхового рынка, которая предусматривает выполнение или возможность выполнения взаимных обязательств сторон по отношению друг к другу или осуществление деятельности в отношении третьих лиц.
Сотрудничество страховых организаций является в определенной степени желательным в целях обеспечения эффективного функционирования страхового рынка, в том числе в интересах потребителей - владельцев страховых полисов. Соглашения страховщиков, как правило, связаны с улучшением качества предоставления страховых услуг, определяют оптимальные условия страхования и обеспечивают выполнение основной цели страхования - реального возмещения ущерба лицам, пострадавшим в результате наступления страхового случая.
Вместе с тем, соглашения между конкурентами, действующими на одном и том же страховом рынке, то есть горизонтальные соглашения, традиционно рассматриваются как наиболее крупный источник антиконкурентного поведения, поскольку подобные соглашения в ряде случаев, так или иначе ведут к установлению страховых тарифов на определенном фиксированном уровне, разделу страхового рынка по территориальному принципу, видам страховых услуг, категориям потребителей и т.п.
Отдельные виды соглашений страховых организаций содержат признаки ограничения конкуренции, определенные пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Так, например, соглашение о создании страхового (перестраховочного) пула предусматривает действия страховщиков, заключивших соглашение в едином интересе, то есть влечет отказ от самостоятельных действий и сокращение числа хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собой. Также соглашение о разработке стандартных правил страхования предусматривает определение общих условий обращения товара на товарном рынке, следовательно, может приводить к ограничению конкуренции.
Кроме того, такая форма соглашений страховщиков как соглашение о создании страхового (перестраховочного) пула нередко используется для раздела страхового рынка и устранения с него конкурентов. Искажение целей создания пула, как соглашения по принятию крупных рисков на условиях долевой, солидарной либо субсидиарной ответственности участников, приводит к использованию этого инструмента страхового рынка как препятствия для входа конкурентов на рынок, в том числе и использование протекционизма органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, Проектом постановления вводятся Общие исключения к общему запрету антиконкурентных соглашений для отдельных видов соглашений страховщиков.
Необходимо отметить, что Европейская Комиссия, принимая во внимание необходимость и целесообразность заключения соглашений между страховщиками, в 2003 приняла Регламент № 358/2003, определяющий особенности применения Статьи 81 (3) Договора о ЕС, запрещающей ограничивающие конкуренцию соглашения. Указанный регламент определяет исключения для отдельных видов соглашений, действующих на страховом рынке.
В связи с тем, что согласно Закону о защите конкуренции общие исключения могут вводиться на конкретный срок, пункт 2 проекта постановления предусматривает, что Общие исключения в отношении соглашений страховых организаций будут действовать лишь в течение определенного времени, а именно в течение десяти лет со дня вступления в силу постановления.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Закона о защите конкуренции общие исключения должны предусматривать вид соглашения, в отношении которого Правительством Российской Федерации вводятся соответствующие исключения.
Виды соглашений, в отношении которых применяются предлагаемые проектом постановления Общие исключения, определены в разделе 1 Общие положения Общих исключений.
Проектом постановления предполагается, что Общие исключения применяются в отношении соглашений, предусматривающих совместное страхование или совместное перестрахование рисков (далее - Соглашение о совместном покрытии риска), а также соглашений, предусматривающих унификацию стандартов деятельности страховых организаций (далее - Соглашение о стандартах).
Общие исключения распространяются на заключаемые для совместного покрытия рисков в целях обеспечения финансовой устойчивости участников соглашения (в том числе в форме договоров о сотрудничестве, о совместной деятельности, договоров простого товарищества):
- между страховыми организациями для совместного страхования (сострахования) рисков, наступление которых может привести к ущербу, превышающему собственные средства одного участника соглашения;
- между перестраховочными и/или страховыми организациями для совместного перестрахования рисков в части, превышающей собственное удержание одного участника соглашения по договору страхования (пункт 2.1 Общих исключений).
Общие исключения также распространяются на соглашения страховщиков, заключаемые в целях разработки и внедрения стандартных (типовых) правил или условий страхования, стандартных полисов, стандартов урегулирования убытков (пункт 3.1.Общих исключений).
Раздел 2 Общих исключений устанавливает случаи допустимости Соглашений о совместном покрытии риска.
Условия, которые не могут рассматриваться как допустимые в отношении указанных соглашений установлены пунктами 2.4.1 и 2.4.2. Общих исключений. Требования данных пунктов направлены на то, чтобы не допустить включение в соглашения норм, нарушающих часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает запрет таких соглашений. В частности предусматривается недопущение включения в соглашение норм, реализация которых приведет или может привести к разделу товарного рынка, установлению или поддержанию цен на страховые услуги, навязыванию контрагенту условий, невыгодных для него, созданию препятствий выхода из товарного рынка.
Пунктом 2.4.3 Общих исключений установлено условие для обеспечения конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Обязательные условия, при соблюдении которых Соглашение о совместном покрытии риска являются допустимыми, определены пунктом 2.2. Данные три условия должны соблюдаться в совокупности. При этом установленная подпунктом в) указанного пункта совокупная доля страховщиков в 20 процентов при горизонтальных соглашениях на страховом рынке является достаточной для изменения конкурентной ситуации на рынке и определена с учетом практики антимонопольного контроля.
Совокупная доля участников соглашений страховщиков о совместном покрытии рисков в размере 20 процентов установлена также Регламентом Комиссии ЕС № 358/2003.
В соответствии с частью 3 Статьи 13 Закона о защите конкуренции пунктом 2.3 Общих исключений установлены иные условия, которым должны соответствовать Соглашения о совместном покрытии риска, направленные на конкретизацию сроков допустимости соглашений в зависимости от совокупной доли участников соглашения на соответствующем товарном рынке. Данные условия аналогичны срокам допустимости подобных соглашений, установленных Регламентом Комиссии ЕС № 358/2003.
Раздел 3 Общих исключений устанавливает случаи допустимости Соглашений о стандартах.
Необходимо отметить, что случаи недопущения, ограничения или устранения конкуренции в основном возникают на стадии внедрения разработанных в соответствии с Соглашением стандартов.
Учитывая это обстоятельство, условия, которые не могут рассматриваться как допустимые установлены пунктом 3.3 Общих исключений как в отношении Соглашений о стандартах, так и в отношении разработанных стандартов. В частности, для того чтобы исключить рекламное воздействие стандартов на страховщиков, не участвующих в соглашении, или страхователей предусмотрено при распространении стандартов запретить ссылки на согласование стандартов с государственными органами или иными органами и организациями.
Пунктом 3.2. Общих исключений установлены обязательные условия, при которых Соглашения о стандартах являются допустимыми, и обязательные условия для обеспечения конкуренции. А именно установлено, что Соглашение о стандартах допустимо при соблюдении следующих условий. Во-первых, стандарты носят иллюстративный характер и доступны любому заинтересованному лицу, то есть любому страховщику, в том числе не участнику соглашения. И, во-вторых, стандарты обязательно должны включать четко сформулированное положение о том, что в зависимости от желания страховщика или страхователя могут применяться и иные условия или стандарты.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь