Внимание малому бизнесу: технологическое присоединение к электрическим сетям

09 июля 2009, 11:33
Тип документа:

Признано недействующим согласно письму ФАС России от 02.12.2022 № МШ/109196-ПР/22

1. Новое в нормативном правовом регулировании порядка ценообразования при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
Во исполнение Плана мероприятий, направленных на существенное упрощение и удешевление процедуры присоединения к электрическим сетям объектов, необходимых для осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, утвержденного решением Правительства Российской Федерации от 29.08.2008 № 3860п-П9, приняты постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №№ 118, 119, от 21.04.2009 № 334.
Указанными постановлениями Правительства Российской Федерации, в частности, установлено:
1.1. Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), вне зависимости от наличия или отсутствия технической возможности, устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей.
1.2. Для субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) оплата технологического присоединения может осуществляться с рассрочкой на срок до 3 лет с даты фактического присоединения с внесением авансового платежа в размере 5 процентов размера платы за технологическое присоединение без выплаты процентов.
2. Распространенные нарушения в сфере технологического присоединения к электрическим сетям
2.1. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующие органы) устанавливают плату за технологическое присоединение к электрическим сетям для территориальных сетевых организаций.
В этой связи регулирующим органам необходимо привести изданные ими акты в соответствие с указанными постановлениями Правительства Российской Федерации.
Территориальным органам ФАС России поручено проверить решения регулирующих органов, осуществляющих деятельность на территории, подведомственной соответствующему территориальному органу ФАС России, об утверждении платы за технологическое присоединение, на предмет приведения их в соответствие с указанными постановлениями Правительства Российской Федерации.
Исходя из правоприменительной практики антимонопольных органов, принятие (сохранение) регулирующими органами решений об утверждении платы за технологическое присоединение, не соответствующих постановлениям Правительства Российской Федерации, может привести к ограничению конкуренции, ущемлению интересов лиц, осуществляющих технологическое присоединение принадлежащих им объектов к электрическим сетям, а также препятствует выходу на конкурентные товарные рынки, прежде всего, субъектов малого и среднего предпринимательства, что является основанием для возбуждения дел по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
2.2. В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства. Перечень стандартизированных тарифных ставок устанавливается Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, плата за технологическое присоединение к электрическим сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети, устанавливается Федеральной службой по тарифам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают плату за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям, которая может быть дифференцирована по муниципальным образованиям и по районам.
Учитывая изменения, внесенные постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №№ 118, 119, от 21.04.2009 № 334, антимонопольным органам необходимо усилить контроль за применением сетевыми организациями размеров платы за технологическое присоединение присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности).
При этом следует обратить внимание, что присоединение указанных энергопринимающих устройств должно осуществляться по размеру платы, утвержденному регулирующим органом, исходя из стоимости не более 550 рублей.
Действия сетевой организации в части применения при осуществлении технологического присоединения указанных объектов более высокого размера платы, содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части совершения хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, действий, которые могут привести или приводят к ущемлению интересов потребителей, в том числе путем нарушения установленного порядка ценообразования.
2.3. Согласно пункту 19 Правил технологического присоединения технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения), запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
При этом в пункте 33.1 Правил технологического присоединения установлено, что положения раздела III, которым урегулирован порядок технологического присоединения по индивидуальному проекту, не применяются к лицам, указанным в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно.
Таким образом, исходя из положений пунктов 3, 33.1 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), а также физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, вне зависимости от наличия или отсутствия технической возможности, должно осуществляться по размеру платы за технологическое присоединение, утвержденному регулирующим органом (при этом размер такой платы не должен превышать 550 рублей в случае присоединения объектов мощностью до 15 кВт включительно).
Навязывание сетевыми организациями указанным заявителям как необходимое условие для осуществления технологического присоединения заключения иных договоров, например, договоров о ликвидации ограничений на технологическое присоединение, договоров на осуществление мероприятий по созданию технической возможности для осуществления технологического присоединения, договоров об участии заявителей в финансировании реконструкции и развития электросетей нарушает требования пункта 19 Правил технологического присоединения и содержит признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе в части:
- навязывания контрагентам заключения договоров об участии собственников, владельцев, пользователей и арендаторов объектов недвижимости в финансировании реконструкции и развития электросетей, невыгодных для них и не относящихся к предмету договора о технологическом присоединении к электрическим сетям, не предусмотренных Правилами технологического присоединения;
- экономически и технологически необоснованных требований о передаче финансовых средств в размерах, предусмотренных в договорах об участии собственников, владельцев, пользователей и арендаторов объектов недвижимости в финансировании реконструкции и развития электросетей.
2.4. В отношении указанных в пункте 12.1 Правил технологического присоединения заявителей (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в договоре (по желанию таких заявителей) предусматривается возможность беспроцентной рассрочки платежа в размере 95 процентов платы за технологическое присоединение с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки на период до 3 лет с даты подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.
Согласно пункту 71 Постановления о ценнообразовании для субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) оплата технологического присоединения может осуществляться с рассрочкой на срок до 3 лет с даты фактического присоединения с внесением авансового платежа в размере 5 процентов размера платы за технологическое присоединение без выплаты процентов. Расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой по оплате технологического присоединения указанных энергопринимающих устройств, учитываются в тарифе на услуги по передаче электрической энергии в размере, не превышающем ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора.
Таким образом, исходя из указанных нормативных правовых актов, субъекты малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) вправе требовать представления им сетевой организацией рассрочки по внесению платы за технологическое присоединение.
В случае если сетевая организация отказывает субъекту малого или среднего предпринимательства в предоставлении такой рассрочки, в таких действиях содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части навязывания невыгодных условий договора технологического присоединения и ущемления интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь