Разъяснение по обращению Руководителя Орловского УФАС России В.И. Юрасова

24 июня 2010, 14:44
Тип документа:

Руководителю
Орловского УФАС России

В.И. Юрасову

ул. Салтыкова Щедрина,
д. 21, г. Орёл, ГСП, 302000

О рассмотрении обращения

Уважаемый Валентин Иванович!

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение Орловского УФАС России от 16.02.2010 №445/02 по вопросам, связанным с применением статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и сообщает.
1. Из содержания обращения установлено следующее.
В 2007 году на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Орле осуществляли деятельность 11 хозяйствующих субъектов, ни один из которых не имел долю на рынке более 35%. 21 марта 2008 года четыре из них (далее – управляющие организации) заключили договоры о передаче полномочий исполнительного органа ЗАО «Первая городская управляющая компания» (вид деятельности – управление деятельностью организаций), образовав при этом группу лиц, доля на рынке которой составила более 50%.
Согласно пункту 19 статьи 4 Закона о защите конкуренции «вертикальными» соглашениями считаются соглашения между не конкурирующими между собой хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.
Горизонтальные соглашения представляют собой соглашения между конкурирующими хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара.
Учитывая изложенное, ФАС России считает, что договоры, заключенные между ЗАО «Первая городская компания» и организациями, оказывающими услуги по управлению многоквартирными домами, не являются вертикальными соглашениями.
При этом действия управляющих организаций, выразившиеся в одномоментном заключении договоров о передаче полномочий исполнительного органа с ЗАО «Первая городская компания», следует рассматривать как согласованные действия.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
2. В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Учитывая, что результатом совершения управляющими организациями согласованных действий по одновременному заключению договоров по передаче функций единоличного исполнительного органа стало сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также появление на рынке группы лиц с долей рынка более 50%, рассматриваемые действия содержат признаки нарушения части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

А.Б. Кашеваров

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь