Рекомендательное письмо ФАС России № АК/44024 от 08.12.2009. О проведении ОАО "РЖД" конкурса № 697.

10 декабря 2009, 18:33
Тип документа:

ОАО "Российские железные дороги"
ул. Новая Басманная, д. 2,
г. Москва, 107174
№ АК/44024 от 08.12.2009
О проведении ОАО "РЖД" конкурса № 697
В связи с проведением ОАО "РЖД" открытого конкурса № 697 на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и договоров добровольного страхования (на условиях КАСКО) автомобильного парка Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО "РЖД" на период с ноября 2009 года по ноябрь 2012 года (далее - Конкурс) ФАС России сообщает следующее.
1. Конкурсной комиссией ОАО "РЖД" 16.10.2009 были внесены изменения в конкурсную документацию по Конкурсу (далее - Конкурсная документация) в процедуру оценки заявок на участие в конкурсе (подпункт 1.10.6 пункта 1.10 Конкурсной документации). Согласно этим изменениям оценка ценового критерия - размер страхового тарифа, в соответствии с которым определяется размер страховой премии, уплачиваемой заказчиком по договору КАСКО производится дискретным образом.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
Согласно части 8 статьи 28 Закона о размещении заказов на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.
Таким образом, результатом применения дискретного порядка оценки ценового критерия, может стать присвоение равнозначных баллов, участвующим в конкурсе заявкам, содержащим различные предложения о цене контракта, что не соответствует статье 28 Закона о размещении заказов.
2. Подпункт 1.1.4 пункта 1.10 Конкурсной документации определяет цену договора как размер страхового тарифа, в соответствии с которым определяется размер страховой премии, уплачиваемой заказчиком по договору КАСКО в процентах.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска.
В соответствии со статьей 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта, а также начальную цену единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа.
Следовательно, в конкурсной документации обязательно определяется начальная (максимальная) цена контракта, а начальная (максимальная) цена за единицу товара только в ряде случаев, к которым не относится закупка услуг по ОСАГО и КАСКО.
Таким образом, определение цены контракта исходя из размера страхового тарифа как ставки страховой премии с единицы транспортного средства, подлежащего добровольному страхованию (на условиях КАСКО), не соответствует статье 22 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 21 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны определенные сведения, в том числе предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
Также в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе, требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с разделом IV Технического задания Конкурсной документации предметом Конкурса является право заключения договоров ОСАГО и договоров добровольного страхования (на условиях КАСКО) автомобильного парка Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО "РЖД" на период с декабря 2009 года по декабрь 2012года.
Пункты 4.2.1 и 4.2.2 того же раздела указывают количество автомобилей, подлежащих страхованию по договорам ОСАГО с условием допуска неограниченного числа водителей к управлению транспортными средствами (2196 штук), и количество автомобилей, подлежащих страхованию по договорам добровольного страхования КАСКО (иностранные автомобили в количестве 10 штук стоимостью от 400 000 рублей до 13 500 000 рублей).
По мнению ФАС России, указанная в Конкурсной документации информация, относительно предмета Конкурса, не позволяет определить ни объем оказываемых услуг, ни начальную (максимальную) цену контракта.
ОАО "РЖД", являясь субъектом естественной монополии, в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) обязано осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания определенных финансовых услуг, в том числе для страхования имущества и страхования ответственности.
Как указано выше, действия ОАО "РЖД" при проведении Конкурса могут привести к нарушению положений Закона о размещении заказов, а, следовательно, к нарушению статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, ФАС России рекомендует ОАО "РЖД" в целях предотвращения нарушения антимонопольного законодательства не применять положения Конкурсной документации, противоречащие статье 18 Закона о защите конкуренции (в части нарушения положений статьи 22 и статьи 28 Закона о размещении заказов).
А.Б. Кашеваров

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь