Рекомендательное письмо ФАС России №АК/44024 от 8.12.2009. О рекомендациях по неприменению отдельных положений Конкурcной документации.

10 декабря 2009, 18:42
Тип документа:

ОАО "Атомный страховой брокер"
ул. Льва Толстого, д. 5/1
Москва, 119992
Организациям по списку
08.12.2009 АК/44024
О рекомендациях по неприменению
отдельных положений Конкурcной документации

В ФАС России поступили жалобы ОАО "Росгосстрах" о нарушениях, допущенных при проведении специализированной организацией ОАО "Атомный страховой брокер" следующих конкурсов на право заключения договора страхования имущественных рисков:
1. ОАО "МРСК Центра" - Открытый конкурс на право заключения договора на страхование имущества от огня и других опасностей, терроризма, машин и оборудования от поломок;
2. ОАО "МРСК Северо-Запада" - Открытый конкурс на право заключения договора на страхование имущества и имущественных интересов;
3. ОАО "МРСК Центра и Приволжья" - Открытый конкурс на право заключения договора на страхование имущества от огня и других опасностей, терроризма, машин и оборудования от поломок;
4. ОАО "МРСК Сибири" - Открытый конкурс на право заключения договора на страхование имущества от огня и других опасностей, терроризма, машин и оборудования от поломок;
5. ОАО "МРСК Северного Кавказа" - Открытый конкурс на право заключения договора на страхование имущества от огня и других опасностей, терроризма, машин и оборудования от поломок;
6. ОАО "МРСК Волги" - Открытый конкурс на право заключения договора на оказание финансовых услуг по страхованию имущества;
7. ОАО "МРСК Урала" - Открытый конкурс на право заключения договора на страхование имущества от огня и других опасностей, терроризма, машин и оборудования от поломок;
8. ОАО "ФСК ЕЭС" - Открытый конкурс на право заключения договора страхования имущества и имущественных интересов;
9. ОАО "Ленэнерго" - Открытый конкурс на право заключения договора на страхование имущества от огня и других опасностей, терроризма, машин и оборудования от поломок;
10. ОАО "Тюменьэнерго" - Открытый конкурс на право заключения договора страхования имущества;
11. ОАО "МОЭСК" - Открытый конкурс на право заключения договора на страхование имущества от огня и других опасностей, терроризма, машин и оборудования от поломок;
12. ОАО "Янтарьэнерго" - Открытый конкурс на право заключения договора на страхование имущества от огня и других опасностей, терроризма, машин и оборудования от поломок данные конкурсы проводит ОАО "Атомный страховой брокер" (далее - Конкурсы).
Конкурсная документация, в соответствии которой проводятся указанные конкурсы (далее - Конкурсная документация), является идентичной.
В соответствии с разделом 5.7. Конкурсной документации "Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе" цена договора, а также сроки оказания услуги оцениваются дискретным образом. Установление подобного рода оценки позволяет присвоить одинаковое количество баллов поданным заявкам, содержащим различные предложения о цене договора.
В тоже время частью 2 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта, на основании критериев и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
В соответствии с частью 8 статьи 28 Закона о размещении заказов на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержаться лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержаться одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.
Таким образом, установление заказчиком в конкурсной документации дискретного порядка оценки ценового критерия, по которому впоследствии конкурсная комиссия заказчика будет производить оценку и сопоставление поданных заявок, является нарушением положения Закона о размещении заказов. В результате применения подобного рода оценки заявок на участие в конкурсе, установленного конкурсной документацией, существует вероятность присвоения одинакового количества баллов нескольким участникам размещения заказа.
Кроме того, по мнению ФАС России, сроком оказания услуги является срок страхования, установленный пунктом 3.11 "Срок страхования" Конкурсной документации - 12 месяцев. При этом в пункте 5.7 Конкурсной документации под сроками получения услуги, понимается срок выплаты страхового возмещения, который относится к квалификационным требованиям участников конкурса и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 722 значимость данного критерия оценки не может, составлять более 20 %. Соответственно установление Конкурсной документацией по данному пункту более высокого критерия оценки не соответствует части 2 статьи 28 Закона о размещении заказов.
Установление в Конкурсной документации указанного порядка оценки заявок на участие в конкурсе, не соответствует положению части 2 статьи 28 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта.
Следовательно, указанные действия могут привести к нарушению пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части не соблюдения положений Закона о размещении заказов.
Из положения Конкурсной документации следует, что при проведении оценки конкурсных предложений играть главную роль будет только критерий "квалификация участника", и какие либо улучшения страхового покрытия сверх минимального указанного в Конкурсной документации цены услуги не повлияют на оценку.
В соответствии с разделом 5.7 Конкурсной документации критерием квалификации участника является одновременное требование о наличии рейтингов Fitch (BB, Stable), S&P (BB, Stable), Эксперт РА (А+ +), а также сертификата качества ISO 9001:2000 и требование к уставному капиталу не менее 3 млрд. рублей.
Получение указанных рейтингов страховыми организациями является добровольным. По мнению ФАС России, отсутствие рейтинга у участников конкурса, а тем более трех рейтингов не свидетельствует об уровне деловой репутации, опыте выполнения работ, оказания услуг, о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом конкурса.
Кроме того, по представленной заявителем информации указанным квалификационным требованиям соответствует только одна страховая компания, а именно ОАО "СОГАЗ"
Таким образом, установление заказчиком в Конкурсной документации данных квалификационных требований, играющих главную роль при подведении итогов, может привести к нарушению пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части создания одному из участников торгов преимущественных условий участия в торгах.
Учитывая изложенное, ФАС России рекомендует организатору и заказчикам указанных конкурсов в целях предотвращения нарушения антимонопольного законодательства не применять положения Конкурной документации, противоречащие статье 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения статьи 28 Закона о размещении заказов, а также статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части создания одному из участников торгов преимущественных условий участия в торгах.
А.Б. Кашеваров

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь