Совместными усилиями ФАС и ФАЖТ была открыта станция Силикатная Московской железной дороги

13 марта 2006, 15:58
Тип документа:

Приказом от 6 марта 2006 года № 16 Федеральное агентство железнодорожного транспорта железнодорожная станция Силикатная Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" открыта по параграфам 8н (прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 20 и 24 т на подъездных путях), 10н (прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 24 (30) и 30 т на подъездных путях) Тарифного руководства №4 для работы на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих ОАО "Подольский ППЖТ" была поставлена точка в многолетних судебных разбирательствах между антимонопольщиками и железнодорожниками.
С 2001 года ОАО "Подольское ППЖТ" неоднократно ходатайствовало перед собственником инфраструктуры ФГУП "Московская железная дорога" (в настоящее время согласно Распоряжению Правительства от 18.09.2003 № 585 "О создании ОАО "РЖД" инфраструктура путей общего пользования передана созданному в ходе реформы железнодорожного транспорта акционерному обществу ) о направлении представления в федеральный орган исполнительной власти на железнодорожном транспорте об открытии станции примыкания подъездных путей ОАО "Подольское ППЖТ" для работы с контейнерами.
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального Закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" открытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании предложений владельцев инфраструктур, которым принадлежат эти железнодорожные станции.
В 2003 году Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства выдало предписание собственнику инфраструктуры - ФГУП "Московская железная дорога" о устранении нарушения антимонопольного законодательства путем направления в установленном законодательством порядке в федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (на момент выдачи предписания - МПС России) представления на открытие станции Силикатная по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства № 4, книга 2, часть 1 "Алфавитный список железнодорожных станций", что позволило бы осуществлять доставку железнодорожным транспортом контейнеров на оборудованную площадку, находящуюся на подъездных путях ОАО "Подольское ППЖТ".
Арбитражный суд города Москвы Решением от 02.06.2004 по делу № А40-11714/04-119-99 отклонил требования ФГУП "Московская железная дорога" о признании недействительными Решения и Предписания МАП России, и признал их полное соответствие Закону РСФСР от 22.03.91 №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Несмотря на имеющееся решение Арбитражного суда по данному вопросу, наличия представления, которое ФГУП "Московская железная дорога" направило не только в адрес федерального органа исполнительной власти на железнодорожном транспорте, но и в ОАО "РЖД", принявшему на себя права собственности на инфраструктуру железнодорожных путей общего пользования, письма ФАС России от 25.06.2004 № АГ/2105 "О представлении от 09.03.2004 № МД/92/29", рассмотрение вопроса об открытии станции Силикатная по параграфам 8н и 10н и принятие решения по нему искусственно затягивалось новым собственником инфраструктуры - ОАО "РЖД".
ОАО "Подольское ППЖТ" было вынуждено повторно обратится к собственнику инфраструктуры - ОАО "РЖД", с просьбой о вынесении представления о внесении представления в Федеральный орган исполнительной власти на железнодорожном транспорте об открытии станции примыкания подъездных путей ОАО "Подольское ППЖТ" - Силикатная в Тарифное руководство № 4 по параграфам 8н и 10н, приложив к обращению необходимые для принятия решения документы. Обращение в очередной раз было проигнорировано.
Учитывая что, федеральный орган исполнительной власти в лице ФАЖТ, не имеет возможности принять решение об открытии станций инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования для выполнения определенных операций, в отсутствие предложения собственника инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования - ОАО "РЖД" об ее открытии и основанием к рассмотрению служит предложение собственника инфраструктуры направленное в соответствии с действующим законодательством, ФАС России по обращению ОАО "Подольское ППЖТ" возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "РЖД".
Комиссией ФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства 24.08.2005 по делу № 1 05/314-05 было вынесено решение № АГ/12210, которым ОАО "РЖД" признано нарушившим пункт 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
На основании Решения ФАС России ОАО "РЖД" было выдано предписание от 24.08.2005 № АГ/12209 (далее - Предписание) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с Предписанием ОАО "РЖД" надлежало незамедлительно после получения Предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно представить предложение в федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (ФАЖТ) об открытии ст. Силикатная Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства № 4 для приема и выдачи грузов в универсальных контейнерах на подъездных путях ОАО "Подольское ППЖТ".
Предписание было исполнено надлежащим образом только после Решения арбитражного суда, в очередной раз подтвердившее полное соответствие законодательству действий ФАС России и наложению на ОАО "РЖД" штрафа в 5000 м.р.о.т за неисполнения предписания.
Необходимо отметить, что препятствования со стороны собственника инфраструктуры - ОАО "РЖД" к выходу на рынок терминальной обработки контейнеров, следующих железнодорожным транспортом и принадлежащих хозяйствующим субъектам иной формы собственности, носят систематический характер. Перечень критериев необходимых для направления ходатайства об открытии станции по примыканию подъездных путей необщего пользования отсутствует, порядок рассмотрения обращений ОАО "РЖД" и сроки рассмотрения обращений отсутствуют.
Данная ситуация серьезно осложняет не только формирование конкурентных отношений на данном зарождающемся рынке терминальной обработке контейнеров следующих железнодорожным транспортом, но и противоречит "Транспортной стратегии Российской Федерации", предполагающей увеличение контейнерных перевозок и развитие географии контейнерных терминалов по их переработке.
Развитие терминального бизнеса требует всесторонней государственной поддержки и устранения всех административных барьеров, которые препятствуют выходу на этот рынок новых участников. В антимонопольной службе убеждены, что в конечном итоге в развитии контейнерных площадок заинтересованы все участники рынка грузовых контейнерных перевозок, в том числе и генеральный перевозчик железнодорожным транспортом, собственник инфраструктуры путей общего пользования - ОАО "РЖД".

Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь