Предложения ФАС России по стабилизации цен на нефтепродукты

22 мая 2006, 12:21
Тип документа:

1. Организация биржевой торговли нефтепродуктами и использование системы Росрезерва в целях проведения товарных интервенций.
Принятие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон "О размещении заказов…") позволит существенно улучшить процедуры проведения закупок для государственных нужд и механизмы исполнения обязательств. Существенным фактом является также и внедрение с 2006 года новой системы контроля государственных закупок.
По предложению ФАС России и Минэкономразвития России были внесены изменения в законодательство о поставках товаров для государственных нужд. В частности, в Законе "О размещении заказов…" была предусмотрена глава 7, в которой размещение заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на сумму, превышающую пять миллионов рублей, может осуществляться на товарных биржах.
Формирование механизмов биржевой торговли нефтепродуктами позволит государству эффективнее контролировать ценовую политику на соответствующем товарном рынке, уйти от непрозрачности трансфертного ценообразования, занижения налогооблагаемой базы, а также стабилизировать рынок и создать ценовые индикаторы.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации в период с 2001 по 2003 годы на товарных биржах организовывались аукционы по продаже квот на вылов (добычу) водных биоресурсов, сахара, мяса. В период с 2002 по 2004 годы был наработан успешный опыт проведения товарных и закупочных интервенций на рынке зерна. Принципы проведения зерновых интервенций могут быть использованы и для организации торговли нефтью и нефтепродуктами. Для стимулирования и реализации принципов организованного рынка нефти и нефтепродуктов предлагается поэтапное включение биржевых механизмов в систему государственных закупок. ФАС России было направлено письмо в Федеральное агентство по государственным резервам о создании в системе Росрезерва запасов нефтепродуктов, для последующей реализации, в том числе на бирже, в периоды повышенного спроса, и в целом инициатива ФАС России была поддержана.
Во исполнение Закона "О размещении заказов…", в целях осуществления единой государственной экономической политики, повышения прозрачности механизма ценообразования в сфере реализации нефтепродуктов, совершенствования практики закупки горюче-смазочных материалов получателями бюджетных средств, а также в целях обеспечения ценовой стабильности на рынках нефтепродуктов ФАС России был разработан и направлен в Минэкономразвития России проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка проведения биржевых торгов нефтепродуктами в Российской Федерации для обеспечения государственных нужд", а также проект постановления Правительства Российской Федерации "О проведении государственных закупочных и товарных интервенций на рынке нефтепродуктов".
2. Коррекция механизмов установления таможенных пошлин
ФАС России придерживается мнения, что экспортные пошлины в сочетании с другими мерами (налоги, биржевая торговля) могут и должны оказывать регулирующее воздействие на ценовую ситуацию на внутреннем рынке (стабилизация или сдерживание роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке при росте цен и сезонных колебаниях спроса на внутреннем рынке). Опыт применения таможенных пошлин показал, что в настоящий момент при установлении пошлин (как на нефть, так и на нефтепродукты) не учитывается фактор сезонности, существует инерционность механизмов их установления.
3. Принятие закона "О Защите конкуренции" и поправок в КоАП меняющих привязку применения штрафных санкций от МРОТ к процентам - до 4% от годового оборота компаний - для картельных сговоров и до 2% - в случае злоупотребления доминирующим положением.
В новом антимонопольном законодательстве впервые будут введены и определены такие понятия как: совместное доминирование хозяйствующих субъектов, разграничены понятия соглашения хозяйствующих субъектов и согласованные действия, вводится понятие координации деятельности хозяйствующих субъектов, определены запреты на ее проведение, а также будет введено понятие государственной помощи.
4. Проведение комплексных изменений НДПИ, включая отказ от их привязки к мировым ценам на нефть, разработку и введение поправочных коэффициентов, учитывающих горно-геологические и экономико-географические условия месторождений, а также возможности и условия поставки нефти на внешний и внутренний рынок.
5. Внесение изменений в механизм назначения и порядок взимания акцизов. Действующая с 01.01.2003 года система позволяет ВИНК, как держателям ресурсов, выбирать региональные бюджеты для уплаты акцизов, диктовать условия его уплаты независимыми розничными операторами.
6. Законодательное введение декларирования нефтяными компаниями в уполномоченный орган структуры цен и затрат по всей цепочке от добычи нефти до реализации нефтепродуктов, транспортной логистики, цепочек перепродавцов.
7. Рассмотрение вопроса о законодательном ограничении доли хозяйствующего субъекта на региональном розничном рынке нефтепродуктов величиной менее 50%.

Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь