Полный текст позиции ФАС России к созданию ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД"

27 сентября 2006, 18:07
Тип документа:

Руководствуясь целями демонополизации сферы перевозок грузов железно-дорожным транспортом и развития конкуренции в этой сфере, Федеральная антимонопольная служба поддержала предложения ОАО "РЖД" о создании ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД" в форме компании - оператора под-вижного состава.
Действующий Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (ст. 11) и сложившаяся за последние годы практика дают возможность гру-зоотправителям заявлять свои перевозки в вагонах различной принадлежно-сти (не только принадлежащих перевозчику на праве собственности). В на-стоящее время железнодорожными вагонами (наряду с ОАО "РЖД") владе-ют более 2100 компаний, которым принадлежат более 260 тыс. вагонов (примерно треть всего вагонного парка). Доля перевозок грузов, осуществ-ляемых в вагонах, не принадлежащих ОАО "РЖД", устойчиво растет в тече-ние 2001 - 2006 г.г. Этот рост отмечается по грузам всех тарифных классов, в том числе и низкостоимостных (уголь, руда железная, руда цветная и т.п.).
Среди собственников вагонов выделяются те из них, кто приобретает и экс-плуатирует вагоны не для перевозок собственных грузов, а для участия в пе-ревозочном процессе в качестве операторов подвижного состава. В 2001 - 2002 г.г. этот статус был присвоен МПС России 85 компаниям. Операторы подвижного состава сыграли ведущую роль в освоении прироста объема пе-ревозок и грузооборота на железных дорогах за последнюю пятилетку, вос-полнив своими инвестициями старение и выбытие вагонов инвентарного парка ОАО "РЖД" (МПС России).
Капиталовложения сторонних инвесторов в вагонный парк и предоставление их для перевозок грузов силами перевозчика ОАО "РЖД" является наиболее доступной сферой инвестирования в железнодорожный бизнес, способствует обновлению подвижного состава, росту маршрутизации перевозок, сниже-нию доли порожнего пробега в обороте грузового вагона, повышает безо-пасность перевозок и сохранность перевозимых грузов. Благодаря операто-рам подвижного состава, у грузовладельцев появился выбор логистических партнеров, по крайней мере, в части вагонной составляющей провозного тарифа.
В процессе развития бизнеса по предоставлению вагонов для железнодорож-ных перевозок в России сложился ряд экономически мощных фирм, способ-ных оказывать широкий спектр логистических услуг. Некоторые из них уже в настоящее время обоснованно претендуют на статус перевозчиков желез-нодорожного транспорта общего пользования.
Таким образом, возникновение и развитие операторских компаний на железнодорожном транспорте объективно способствует развитию конкуренции при перевозках грузов.
Вместе с тем эта поддержка связана с соблюдением ряда принципиальных условий поддержания стабильности на рынке перевозок грузов и развития конкуренции в этой сфере.
Важно, что ОАО "РЖД" были учтены претензии ФАС России по порядку функционирования таких компаний, как "Трансконтейнер" или ООО "Транслес" в части лишения грузоотправителя/грузополучателя права выбо-ра в получении услуги перевозки напрямую от "РЖД". Создание ОАО "Гру-зовая компания ОАО "РЖД" не освобождает перевозчика - ОАО "РЖД" от обязанности в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве.
Важность соблюдения этого требования усиливается тем, что в настоящее время и в ближайшие годы ОАО "РЖД", будет оставаться единственным пе-ревозчиком, способным гарантировать обеспечение потребностей грузовла-дельцев различных регионов России в перевозках железнодорожным транс-портом общего пользования. Выполнение этой функции, аналогичной функ-циям гарантирующих поставщиков услуг в электроэнергетике и в области связи, подразумевает сохранение за ОАО "РЖД" некоторых ресурсов под-вижного состава, включая и вагоны, а также наличие договоров аренды или управления с ОАО "Грузовая компания", обеспечивающие обязанности пе-ревозчика по владению подвижным составом. На начальном этапе "Грузовая компания" будет оказывать услуги с использование лишь 10 тыс. вагонов.
Сфера деятельности операторов подвижного состава, к которым теперь при-соединяется Грузовая компания получит дальнейшее развитие с принятием акта Правительства РФ (Постановления), регулирующего основы деятельно-сти операторов железнодорожного подвижного состава и основные положе-ния договоров между перевозчиками общего пользования и операторами подвижного состава на железнодорожном транспорте (согласно Распоряжению Правительства РФ от 8 августа 2006 г. его принятие намечено на IV квартал 2006 года).
После принятия данного акта необходимо будет провести в соответствие с ним технологические регламенты, договора, соглашения между ОАО "РЖД" и его дочерними обществами, являющимися операторами подвижного соста-ва - ОАО "ТрансКонтейнер", ОАО "Рефсервис", ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД", а также распорядительных актов ОАО "РЖД", имеющихся на данный момент и посвященных регулированию взаимодействия ОАО "РЖД" как перевозчика и как владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с операторами подвижного состава. По за-вершении этого этапа необходимо предоставить определенный период для восстановления или обновления договоров между операторскими компаниями (принадлежащими и не принадлежащими ОАО "РЖД") и ОАО "РЖД" на основе легитимной нормативной правовой базы.
Важно, что локомотивный парк и объекты инфраструктуры, погрузочные станции, вагоноремонтные предприятия остаются у ОАО "РЖД", что созда-ет предпосылки для обеспечения равных условий с другими операторскими компаниями. При согласовании образования ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД" по линии антимонопольного контроля будут предусмотрены допол-нительные меры по недопущению ограничения конкуренции на рынке гру-зовых железнодорожных перевозок.
В частности, это касается недопущения в какой-либо форме (по негласному сговору или на основании договора, или распорядительного акта ОАО "РЖД") передачи со стороны ОАО "РЖД" - перевозчика или владельца ин-фраструктуры в пользу ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД" своих функ-ций, выполняемых в обязательном порядке на основании Устава железнодо-рожного транспорта РФ и других нормативных правовых актов, подразуме-вающих информационный и/или административный контроль ОАО "Грузо-вая компания ОАО "РЖД" (или дающих возможность такого контроля) за деятельностью других компаний, не афиллированных с ОАО "РЖД" и рабо-тающих в той же области, что и ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД".
Комплекс обязательных к исполнению мер, направленных на развитие кон-куренции, будет направлен при создании ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД" как вновь созданному обществу, так и учредителю - ОАО "РЖД".
При такой подготовке нормативной правовой базы и проработке организа-ционных вопросов создания ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД" ФАС России не прогнозирует, что ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД" сможет злоупотреблять своим доминирующим положением в области предоставле-ния вагонов под перевозки, осуществляемые ОАО "РЖД".
В дальнейшем ФАС России в соответствии с возложенными на него функ-циями будет отслеживать сохранение конкурентного баланса между ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД" и собственниками (операторами) подвиж-ного состава, не входящими в группу лиц ОАО "РЖД", и принимать меры, предусмотренные антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь